Экономические взгляды социалистов - утопистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:43, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе я рассмотрю взгляды наиболее известных идеологов указанного направления на существующее общество и черты будущего общественного строя.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
1 Общая характеристика утопического социализма ………………………...4
2 Экономические воззрения Анри де Сен-Симона…………………………...7
3 Экономические идеи Шарля Фурье………………………………………...11
4 Экономические учения Роберта Оуэна..........................................................15
Заключение……………………………………………………………………..20
Список литературы..…………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

контрольная по ИЭУ готовая.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

       Центральное место в системе Сен-Симона занимает принцип обязательности труда. «Все люди, - писал он,- будут работать… на каждого возложена обязанность постоянно направлять свои силы на пользу человечеству».

       Начать  коренное переустройство общества, по мнению Сен-Симона, следовало с частичных  реформ, устранения наследственной знати; выкупа земель у землевладельцев, не занимающихся сельским хозяйством; облегчения положения крестьянства и т.д. После проведения этой подготовительной работы можно будет заниматься полной реорганизацией политического строя путем отстранения от власти непроизводительных классов и передачи власти индустриалам. При этом народ не должен принимать участия в реорганизации, оставаться пассивным. Здесь наиболее наглядно проявляются основные черты утопического социализма: отрицательное отношение к движению масс, ошибочные мысли солидарности интересов капиталистов и рабочих.

       После смерти Сен-Симона его учение развивалось учеными – О. Родригом, Б. Анфантеном, С. Базаром и др. сен-симонисты назвали свой главный труд – «Изложение учения Сен-Симона». Они сделали шаг вперед по сравнению с Сен-Симоном, требуя уничтожения частной собственности путем отмены права наследия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ ШАРЛЯ ФУРЬЕ 

       Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837) – французский  социалист-утопист, предложивший не менее  оригинальную модель «справедливого»  социального устройства будущего, чем  его современники Р. Оуэн и К. Сен-Симон [4. стр. 34-35]. Шарль был выходцем из купеческой семьи, был коммивояжером, торговал колониальными товарами, едва избежал смерти во время восстания федералистов против Конвента.

       Теория  страстей Фурье.

       Исходным  пунктом учения  Фурье является его теория страстей. Все свойственные человеку страсти и влечения подразделяются им на три группы:

  • страсти материальные и чувствительные, связанные с органами чувств (вкус, осязание, слух, обоняние, зрение);
  • привязанности «влечения души» (дружба, любовь, честолюбие);
  • страсти верховные, распределительные, открытие которых он приписывает себе (новаторство, соревнование, энтузиазм).

       Фурье считал, что человеку от природы  присущи такие качества, как стремление к труду, честолюбие и др. Человек  создан богом как гармоничное  существо и у него нет других наклонностей и страстей. Но положительные наклонности, которыми человек наделен с рождения, могут превращаться в отрицательные. Например, честолюбие превращается в корыстолюбие – погоню за увеличением богатства за счет других людей. Вместо стремления к труду - леность, но не от рождения, а вследствие ненормальных общественных условий. Задачу Фурье ставил в том, чтобы изменить общественные условия и сделать возможным гармоническое развитие всех способностей и наклонностей  человека.

       В целом трактовка природы человека не является последовательно научной. Но идея гармонического развития склонностей  человека, его чувств имела прогрессивное  значение.

       Фурье принадлежит также серьезная  заслуга в трактовке истории  человеческого общества. Он полагал, что для достижения гармонии человеческих страстей недостаточно только открытия кодекса социальной жизни, необходим также известный уровень развития производства. Рассматривая основные этапы истории общества, Фурье шел гораздо дальше Сен-Симона.

       Исторические  этапы человеческого  общества.

       Весь  предшествующий период истории Фурье  делил на четыре ступени: дикость, патриархат, варварство и цивилизация, а каждый крупный период на четыре стадии: детство, рост, упадок, дряхлость.

       Некоторые этапы Фурье характеризовал весьма своеобразно. Так, патриархат он выделил  как особый этап, к варварству фактически относил рабовладельческий строй  и феодализм. Давая такую классификацию, Фурье не вполне четко выделял  различия в способах производства материальных благ и тем более – в характере производственных отношений. Поэтому нельзя сказать, что различал общественно – экономические формации. Но его заслуга состоит в том, что этапы в развитии общества он связывал с развитием производства. Например, период дикости, согласно Фурье, характеризуется тем, что не было еще никакой индустрии, люди не производили продукты, а только собирали то, что имелось в готовом виде в природе. Патриархат он связывал с возникновением мелкой индустрии, цивилизацию же – с развитием крупной промышленности.

       Крупная индустрия, по мнению Фурье, составляет основу для достижения гармонии человеческих страстей. Лишь в эпоху цивилизации существует необходимый уровень производства, чтобы обеспечить такую гармонию.

       Другой  крупной заслугой Фурье является критика капитализма. Здесь он также  превзошел достижения Сен-Симона. Критика  капитализма в его работах  оказалась более глубокой.

       Важным  пороком существующего строя  Фурье считал противоречие между  интересами коллектива и индивида. Экономическую основу этого социального противоречия он справедливо усматривал в противоречии между богатством и ничтожного меньшинства и нищетой подавляющего большинства общества в том, что цивилизация не может обеспечить материальное благополучие всех членов обществ, обогащая ничтожную паразитическую верхушку. В современном ему обществе, Фурье подметил ряд важных сторон капитализма и правильно указал на отдельные тенденции в его развитии. Причина всех зол была в раздробленности крупной индустрии, что приводило бессмысленному расточительству средств и сил общества.

       В своих сочинениях Фурье отмечал  о процессе концентрации производства, что рост производства приводит к  разорению мелких производителей и  появлению крупнейших предприятий. Общество оказывается во власти этой кучки предпринимателей. Труд рабочих Фурье называл смягченной каторгой, ярко демонстрировал рост богатства и одновременно паразитизма господствующих классов. Торговлю он считал ярким образцом общей неорганизованности.

         Фурье писал, что обострение социальных противоречий между богатыми и бедными чревато революцией. Но он не был сторонником революции. Он считал, что к новому строю нужно идти путем агитации. Перейти к новому общественному строю возможно путем открытия закона, на основе которого общество должно жить и развиваться.

       Будущий общественный строй.

       Основой  будущего общественного строя Фурье  считал земледелие. Промышленности отводилось подчиненное место. Это большой  недостаток проекта Фурье, потому что  ведущей отраслью социалистического производства выступает крупная машинная индустрия. В концепции Фурье проявляются элементы физиократизма, под частым влиянием которого он находился.

       Будущее общество по плану Фурье должно распадаться  на отдельные общины численностью 2000 человек. Каждая община будет работать на определенном участке земли и определять, что и как она будет производить. В общине сохраняется частная собственность и капитал. Часть продукта, произведенного здесь, будет разделено между капиталистами. Такое положение не будет приносить вреда, т.к. капиталисты станут рабочими, а рабочие капиталистами. Таким образом, Фурье ошибочно предполагал, что без революции различия между классами исчезнут. Он предполагал, что между людьми будут происходить соревнования, что увеличит производительность труда.

       В 30-40-х годах учение Фурье получило довольно широкое распространение. Крупнейшим пропагандистом фурьеризма был Виктор Консидеран. Он призывал прекратить борьбу и призывал рабочих и буржуазию идти мирным путем к социализму. Но учение вскоре распалось. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ РОБЕРТА ОУЭНА 

       Роберт  Оуэн (1771-1858) считается главным представителем утопического социализма в Англии. Оуэн родился в мелкобуржуазной семье. С десятилетнего возраста самостоятельно зарабатывал себе средства к существованию. К двадцати годам он был уже директором фабрики. С 1800 Оуэн управлял в качестве совладельца крупным текстильным предприятием в Нью-Ланарке (Шотландия). Деятельность Оуэна в Нью-Ланарке принесла ему широкую известность фабриканта-филантропа. Оуэн ввел на фабрике сравнительно короткий для того времени рабочий день, в 10,5 часов, создал ясли, детский сад и образцовую школу для детей и рабочих, провел ряд мер для улучшения условий труда и быта рабочих. В 1815 Оуэн выступил с проектом закона, который ограничивал рабочий день для детей и устанавливал для работающих детей обязательное школьное обучение. В 1817 Оуэн составил докладную записку парламентской комиссии, в которой выдвинул идею трудовой коммуны как средства борьбы с безработицей. К 1820 окончательно оформились социальные идеи Оуэна: он пришел к убеждению о необходимости радикальной перестройки общества на началах общности владения, равенства в правах и коллективного труда.

       Утопические идеи Оуэна.

       Английский  утопический социализм имеет некоторые особенности по сравнению с французским, так как в Англии капитализм и классовая борьба пролетариата были более развиты. Оуэн выступал против всех крупных частных собственников. Он считал, что новый общественный строй может существовать и без капиталистов, ибо «частная собственность была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком», она причиняет «неисчислимый вред низшим, средним и высшим классам».

       Будущее “рациональное” общество Оуэн представлял себе в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, включающих не более 3 тысяч человек. Главный вид занятий в общине – земледелие; но Оуэн был против отделения промышленного труда от сельскохозяйственного (община организует у себя также и промышленное производство). При общности владения и общем труде не может быть не эксплуатации, ни классов. Работа распределяется между гражданами в соответствии с потребностями. Считая, вслед за французскими материалистами XVIII в., что человеческий характер является продуктом общественной Среды, окружающей человека, Оуэн был убежден, что в его новом обществе родится новый человек. Правильное воспитание и здоровая Среда научат его чувствовать и мыслить рационально, искоренят в нем эгоистичные привычки. Суды, тюрьмы, наказания станут не нужны.

       Оуэн  был убежден, что достаточно основать одну общину, и ее преимущества неизбежно  вызовут стремление к организации  других. Стремясь показать практическую осуществимость и преимущества трудовых коммун, Оуэн отправился в 1824 в США, чтобы организовать там опытную колонию на началах общности владения. Однако все опыты Оуэна в США послужили лишь доказательством утопичности его планов. После ряда неудач Оуэн вернулся в Англию, где принял активное участие в кооперативном и профессиональном движении.

       Одновременно  с реорганизацией обращения Оуэн пропагандировал широко задуманную утопичную реорганизацию производства, также в качестве мероприятия  для мирного перехода к социалистическому  строю. Оуэн предполагал, что профессиональные организации рабочих могут взять в свои руки соответственные отрасли промышленности и организовать в них производство на кооперативных началах, не прибегая ни к каким насильственным мерам. В 1834 был организован “Великий национальный объединенный союз производств”, поставивший себе задачей осуществление этого оуэнского плана. Капиталистическая действительность разбила утопичные надежды Оуэна. Ряд организованных предпринимателей локаутов, а также неудачные стачки, суровые судебные приговоры привели к ликвидации “Великого союза” в том же 1834.

       Трудовая  теория стоимости  Оуэна.

       Оуэн  был противником классовой борьбы, обращался с планами переустройства общества к сильным мира сего. В  разработке проектов будущего общественного  строя Оуэн был очень скрупулезен. Он тщательно продумывал, какие рационы питания должны быть в будущем обществе, как должны распределяться комнаты для женатых, холостых и т.д. Конечно, в такой тщательной обстановке присутствовали элементы фантастики. Но Роберт выдвинул целый ряд практических предложений, стал инициатором принятия фабричного законодательства об ограничении рабочего дня, о запрещении ночного труда женщин и детей, потребовал от государства, чтобы оно активно вмешивалось в экономическую жизнь в интересах трудящихся. Фантастический элемент выражен в целом слабее, чем в учении Сен-Симона и Фурье.

       В своих произведениях Р. Оуэн выступал как критик капитализма, но, в отличие от французских социалистов-утопистов, опирался на классическую буржуазную политэкономию, в частности на трудовую теорию стоимости Рикардо. Оуэн был согласен с положением Рикардо, что основным источником стоимости является труд. Однако,  в отличие от Рикардо, Оуэн считал, что в существующем обществе этот важный закон не действует, ибо если труд является источником богатства, то оно должно принадлежать трудящимся. Р. Оуэн отмечал, что в современном ему обществе продукт труда не полностью попадает к рабочим, а распределяется между рабочими, капиталистами и земледельцами, причем рабочим достается только ничтожная доля. Такое распределения продуктов Оуэн считал несправедливым, требовал реорганизации общества, которая обеспечила бы производителю получение полного продукта его труда. В этом заслуга Р. Оуэна в том, что из теории трудовой стоимости Рикардо он сделал социалистический вывод и попытался, опираясь на эту теорию, доказать необходимость радикальных перемен в обществе. 

Информация о работе Экономические взгляды социалистов - утопистов