Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:43, контрольная работа
В данной работе я рассмотрю взгляды наиболее известных идеологов указанного направления на существующее общество и черты будущего общественного строя.
Введение………………………………………………………………………...3
1 Общая характеристика утопического социализма ………………………...4
2 Экономические воззрения Анри де Сен-Симона…………………………...7
3 Экономические идеи Шарля Фурье………………………………………...11
4 Экономические учения Роберта Оуэна..........................................................15
Заключение……………………………………………………………………..20
Список литературы..…………………………………………………………...22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РФ
МУРОМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени
Александра Григорьевича
и Николая Григорьевича
Столетовых»
Факультет __Экономики и менеджмента_____
Кафедра
_____Экономики
_____________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По
дисциплине: ИЭУ
Тема
Экономические взгляды социалистов - утопистов
Оценка ________________________
Руководитель: Колесникова У.В.
Подпись _______________________
Дата «___»___________ 2011г.
Студент гр. Эз 311 Андриянова В.Е. Подпись _______________________
Дата «____» ______________ 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Общая характеристика утопического социализма ………………………...4
2 Экономические
воззрения Анри де Сен-Симона……
3 Экономические
идеи Шарля Фурье……………………………………
4 Экономические
учения Роберта Оуэна.........................
Заключение……………………………………………………
Список литературы..……………………………
ВВЕДЕНИЕ
Впервые идеи социализма в виде системы взглядов сформировались в первой трети XIX века в работах английских и французских мыслителей – Уильяма Томпсона, Джона Грея, Анри де Сен-Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна, Жана Симонда де Сисмонди. Представителей этого направления объединяет критическая направленность работ, стремление нарисовать картину более справедливого общества. Идеи и представления первых социалистов во многом носят утопический характер. Утопическая мысль имела целью непосредственную практику, минуя стадию познания мира, и часто предполагая эту стадию уже пройденной. Каждый автор утопического проекта считал себя тем человеком, кто уже познал все, что нужно для практики, и поэтому стремился лишь разработать все детали своего плана общественного устройства. Утопический социализм основан на создании искусственной среды, созданной в общественном организме, но изолированной от него. Тем самым его главное отличие от либеральных школ (физиократов, классиков и др.), которые рассматривали существовавший тогда экономический порядок, как наиболее естественный и наилучший. Социалисты полагали, что для решения всех социальных вопросов достаточно организовать по заранее составленному плану свободную ассоциацию (общину, коммуну и пр.). Они утверждали, что рыночная среда искусственна и в ней свободное проявление частных сил подавляется. Поэтому, по их мнению, реализация социалистических проектов есть не создание, а открытие среды, приспособленной к истинным ценностям человека. Социалисты рассматривали конкуренцию как зло, и предсказали, что она приведет к монополии. Кооперативная ассоциация представлялась им единым средством, способным уничтожить конкуренцию, не уничтожая свободу запросов производства.
В данной работе я рассмотрю взгляды наиболее известных идеологов указанного направления на существующее общество и черты будущего общественного строя.
1 ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА
Утопический социализм – это предшествующее научному коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на социалистических началах, не опирающиеся на знание законов общественного развития и его движущих сил.
Хотя
идеи великих социалистов –
Трудно сказать точно, когда и кем впервые было употреблено слово "социализм". Принято считать, что это произошло в 1834 г., когда была опубликована книга французского писателя Пьера Леру "Об индивидуализме и социализме". Тогда же воспользовался этим термином и один из "героев" данной темы Роберт Оуэн.
Слово социализм не имело тогда строго определенного содержания. Оно обозначало весьма пеструю совокупность убеждения и надежд на установление справедливого общественного порядка, в котором эгоизм и своекорыстие владельческих классов будут преодолены на началах, исключающих неравенство в распределении собственности и доходов.
Эту совокупность социалистических теорий принято определять понятием "утопических". Слово утопия впервые было произнесено автором одноименной книги Томасам Мором в XVI веке. Он придумал это слово, в буквальном переводе с греческого оно означает - "место, которого нет". Словом "утопический" характеризуют идеи и представления, осуществление которых либо невозможно, либо крайне затруднено.
В чем причины появления этих идей и их популярности? Историки объясняют факт рождения социалистического идеала историческими условиями.
Важное значение для развития экономической мысли западного средневековья имели социальные утопии. Зарождение утопических идей можно найти у всех народов в легенде о прошлом «золотом веке», которая идеализировала общинный строй и господствовавшее в нем социальное равенство людей. В Древней Греции мыслители вели дискуссии об общественном неравенстве и «естественном» состоянии общества, о легендарных уравнительных реформах в Спарте и платоновской утопии кастового рабовладельческого коммунизма.
На
формирование идей утопического социализма
большое влияние оказывало
В
условия классического
В
позднем средневековье
Социалистический идеал возникает в XIX веке, когда в экономике развитых государств Европы утверждался капитализм. Его первые шаги сопровождались разрушением традиционных основ жизни многих слоев населения (крестьянства, мелких торговцев, дворянства). Рождался рабочий класс, положение которого в те годы было чрезвычайно тяжелым. Погоня за прибылью исключала саму мысль о необходимости социальной поддержки обездоленных слоев населения. Социалистический идеал возникал как реакция на трудности и лишения значительных масс европейского населения, из желания создать общество, в котором гарантии благополучия были представлены всем. Ф. Энгельс писал, что ранний социализм стал предшественником возникшего позже пролетариата.
Наконец, важно указать и на сложившиеся различия в содержании самих антирыночных доктрин утопического социализма первой половины XIX века. При этом имеется в виду то, как представляли себе авторы этой школы, во-первых, механизм замены индивидуализма коллективизмом и, во-вторых, принцип предстоящего объединения трудящихся в коллективные организации. Обратив внимание на эти обстоятельства, Ш. Жид и Ш. Рист сделали, к примеру, следующие выводы:
К.
Сен-Симон и его
Р.
Оуэн и Ш. Фурье и их последователи
– это «социалисты-
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ВОЗЗРЕНИЯ АНРИ ДЕ СЕН-СИМОНА
Клод Анри де Рубруа Сен-Симон (1760 – 1825) – французский социалист-утопист, в силу своих политических убеждений в пользу социалистических идей, отказавшийся от графского титула и дворянского звания, - является не только одним из ярких авторов данного направления экономической мысли, но и обладателем весьма необычной, авантюрной биографии. Активный участник американской войны за независимость, крупный финансовый спекулянт, хозяин роскошного парижского салона, автор грандиозных проектов, ярких публицистических трактатов, к исходу жизни – практически нищий, продавший свою одежду, чтобы «иметь возможность переписать свое сочинение».
Политической экономии Сен-Симон предавал большое значение. Он указывал, что до Адама Смита эта наука была подчинена политике. В дальнейшем политэкономия займет свое истинное место, когда политика будет на нее опираться. И с этой позиции Сен-Симон критиковал Сэя, который рассматривал политэкономию и экономическую политику как отдельные науки.
Сен-Симона
привлекали главным образом
На раннем этапе развития общества главные усилия людей были направлены на добывание пищи. Затем, когда у них появился интерес к искусству и ремеслу, наступает рабство. Последнее, по мнению Сен-Симона, в период своего возникновения было «благодетельным» для человечества и прогрессивным по сравнению с предыдущим обществом, так как создало условия для прогресса человеческого разума.
Средневековье он считал неизбежным и прогрессивным для своего времени, так как люди были освобождены от рабства. Феодализм, согласно Сен-Симону, характеризуется двумя особенностями: деспотизмом военного сословия и господством духовенства. Промышленность тогда находилась в «младенческом состоянии», а война являлась главным средством обогащения и защиты от нападения. Поэтому, военные обладали полнотой власти, а промышленники играли подчиненную роль.
Однако в недрах феодализма, подчеркивал Сен-Симон, развивались элементы нового общественного строя. Постепенное возвышение промышленности и упадок феодализма сопровождались непрерывным ростом политического влияния промышленного класса за счет класса феодального. Критика феодализма ученым приближала его гибель. Одновременно шла борьба реальных общественных сил – восходящий класс промышленников вступал в борьбу с классом феодалов. Результатом этой борьбы явилась французская революция, цель которой состояла в том, чтобы окончательно утвердить промышленный строй. Сен-Симон считал, что революция не закончилась. Она поставила у власти не промышленников и ученых, а «промежуточный класс», состоящий из чиновников, юристов и военных недворянского рода. Единственным производительным классом Сен-Симон считал класс промышленников, к которому он относил предпринимателей, ученых и рабочих.
Задача современного Сен-Симону периода заключалась, по его мнению, в том, чтобы создать партию промышленников, которая в союзе с королевской властью должна установить строй, отвечающий интересам трудящегося большинства. Будущий строй он считал результатом собственного прогресса и пытался обосновать историческую неизбежность его победы. Сен-Симон твердо верил в движение человечества к лучшему будущему, к «золотому веку», находящемуся впереди, а не позади, как думали многие просветители XVIII века, призывавшие вернуться к прошлым порядкам.
Сен-Симон
утверждал, что «единственное средство
для коренного изменения
По мнению Сен-Симона, управление производством должно осуществляться промышленниками, к которым он относил всех, кто занимается полезным для общества трудом. Ученые будут разрабатывать планы производства и распределения продуктов. Важная роль отводилась промышленным капиталистам, которые имеют большой опыт в организации и управлении. Он допускал, что капиталисты останутся при своих капиталах, выступал против конфискации частной собственности, из будущего общества изгонял только землевладельцев и ростовщиков. Поэтому некоторые ученые не находили в его идеале ничего социалистического. В действительности Сен-Симон выступал за организованный труд, а не за организованный капитализм. Во главу системы он ставил тех капиталистов, которые умели организовывать трудовую деятельность.
Информация о работе Экономические взгляды социалистов - утопистов