Экономические взгляды социалистов - утопистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:43, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе я рассмотрю взгляды наиболее известных идеологов указанного направления на существующее общество и черты будущего общественного строя.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
1 Общая характеристика утопического социализма ………………………...4
2 Экономические воззрения Анри де Сен-Симона…………………………...7
3 Экономические идеи Шарля Фурье………………………………………...11
4 Экономические учения Роберта Оуэна..........................................................15
Заключение……………………………………………………………………..20
Список литературы..…………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

контрольная по ИЭУ готовая.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ  РФ

    МУРОМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

    Государственного  образовательного учреждения

    высшего профессионального  образования

    «ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

    имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»  

    Факультет __Экономики и менеджмента_____

    Кафедра        _____Экономики _____________ 

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    По  дисциплине:  ИЭУ                                                  

    Тема  Экономические взгляды социалистов - утопистов  
 
 
 
 

Оценка ________________________

Руководитель:      Колесникова У.В.

Подпись _______________________  

Дата «___»___________ 2011г.

Студент гр. Эз 311 Андриянова В.Е. Подпись _______________________

Дата «____» ______________ 2011г.

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение………………………………………………………………………...3

1 Общая характеристика  утопического социализма ………………………...4

2 Экономические  воззрения Анри де Сен-Симона…………………………...7

3 Экономические  идеи Шарля Фурье………………………………………...11

4 Экономические  учения Роберта Оуэна..........................................................15

Заключение……………………………………………………………………..20

Список литературы..…………………………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

       Впервые идеи социализма в виде системы взглядов сформировались в первой трети XIX века в работах английских и французских мыслителей – Уильяма Томпсона, Джона Грея, Анри де Сен-Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна, Жана Симонда де Сисмонди. Представителей этого направления объединяет критическая направленность работ, стремление нарисовать картину более справедливого общества. Идеи и представления первых социалистов во многом носят утопический характер. Утопическая мысль имела целью непосредственную практику, минуя стадию познания мира, и часто предполагая эту стадию уже пройденной. Каждый автор утопического проекта считал себя тем человеком, кто уже познал все, что нужно для практики, и поэтому стремился лишь разработать все детали своего плана общественного устройства. Утопический социализм основан на создании искусственной среды, созданной в общественном организме, но изолированной от него. Тем самым его главное отличие от либеральных школ (физиократов, классиков и др.), которые рассматривали существовавший тогда экономический порядок, как наиболее естественный и наилучший. Социалисты полагали, что для решения всех социальных вопросов достаточно организовать по заранее составленному плану свободную ассоциацию (общину, коммуну и пр.). Они утверждали, что рыночная среда искусственна и в ней свободное проявление частных сил подавляется. Поэтому, по их мнению, реализация социалистических проектов есть не создание, а открытие среды, приспособленной к истинным ценностям человека. Социалисты рассматривали конкуренцию как зло, и предсказали, что она приведет к монополии. Кооперативная ассоциация представлялась им единым средством, способным уничтожить конкуренцию, не уничтожая свободу запросов производства.

         В данной работе я рассмотрю взгляды наиболее известных идеологов указанного направления на существующее общество и черты будущего общественного строя.

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА 

       Утопический социализм – это предшествующее научному коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на социалистических началах, не опирающиеся на знание законов  общественного развития и его движущих сил.

       Хотя  идеи великих социалистов – утопистов  нередко представляли собой фантастическое описание будущего строя, тем не менее, были порождены условиями материальной жизни общества, отражали стремление определенных классов. В коренном переустройстве возникавшего капиталистического способа производства были заинтересованы трудящиеся массы и рабочий класс, который к тому времени уже сформировался.    

       Трудно  сказать точно, когда и кем  впервые было употреблено слово "социализм". Принято считать, что это произошло в 1834 г., когда была опубликована книга французского писателя Пьера Леру "Об индивидуализме и социализме". Тогда же воспользовался этим термином и один из "героев" данной темы Роберт Оуэн.

       Слово социализм не имело тогда строго определенного содержания. Оно обозначало весьма пеструю совокупность убеждения и надежд на установление справедливого общественного порядка, в котором эгоизм и своекорыстие владельческих классов будут преодолены на началах, исключающих неравенство в распределении собственности и доходов.

       Эту совокупность социалистических теорий принято определять понятием "утопических". Слово утопия впервые было произнесено  автором одноименной книги Томасам Мором в XVI веке.  Он придумал это слово, в буквальном переводе с греческого оно означает - "место, которого нет". Словом "утопический" характеризуют идеи и представления,  осуществление которых либо невозможно, либо крайне затруднено.

       В чем причины появления этих идей и их популярности? Историки объясняют факт рождения социалистического идеала историческими условиями.

       Важное  значение для развития экономической  мысли западного средневековья  имели социальные утопии. Зарождение утопических идей можно найти  у всех народов в легенде о  прошлом «золотом веке», которая  идеализировала общинный строй и господствовавшее в нем социальное равенство людей. В Древней Греции мыслители вели дискуссии об общественном неравенстве и «естественном» состоянии общества, о легендарных уравнительных реформах в Спарте и платоновской утопии кастового рабовладельческого коммунизма.

       На  формирование идей утопического социализма большое влияние оказывало учение раннего христианства, проповедовавшее  в общественное человеческое равенство, братство и потребительский коммунизм.

       В условия классического средневековья утопические идеи находят отражение в ересях, в частности тех, в которых борьба народных масс против угнетения принимает форму хилиазма. Хилиастическое  учение в XII веке развивал калабрийский монах Иоахим Флорский, который мечтал о «тысячелетнем царстве» будущего, незнающего войн, нищеты, рабства и частной собственности.

       В позднем средневековье социальные утопии оказываются более многочисленными, излагаются более обстоятельно. Появляется немало специальных сочинений. Роль мистического элемента уменьшается, авторами рисуется более реалистическая картина общества будущего.

       Социалистический  идеал возникает в XIX веке, когда в экономике развитых государств Европы утверждался капитализм. Его первые шаги сопровождались разрушением традиционных основ жизни многих слоев населения (крестьянства, мелких торговцев, дворянства). Рождался рабочий класс, положение которого в те годы было чрезвычайно тяжелым. Погоня за прибылью исключала саму мысль о необходимости социальной поддержки обездоленных слоев населения. Социалистический идеал возникал как реакция на трудности и лишения значительных масс европейского населения, из желания создать общество, в котором гарантии благополучия были представлены всем. Ф. Энгельс писал, что ранний социализм стал предшественником возникшего позже пролетариата.

       Наконец, важно указать и на сложившиеся  различия в содержании самих антирыночных доктрин утопического социализма первой половины XIX века. При этом имеется в виду то, как представляли себе авторы этой школы, во-первых, механизм замены индивидуализма коллективизмом и, во-вторых, принцип предстоящего объединения трудящихся в коллективные организации. Обратив внимание на эти обстоятельства, Ш. Жид и Ш. Рист сделали, к примеру, следующие выводы:

       К. Сен-Симон и его единомышленники  являются «истинной предтечей коллективизма», поскольку они стремятся «захватить в коллективную организацию всех членов нации» и возможность такого объединения предполагают «сверху», т.е. посредством «национализации» и других действий «правительства экономического», которое сменит «правительство политическое»;

       Р. Оуэн и Ш. Фурье и их последователи  – это «социалисты-ассоцианисты», так как в отличие от «сен-симонистов»  желают, чтобы «индивид не потерялся  в массе», и предпочитают «сохранить его с помощью организации маленьких автономных групп», т.е. предполагают, что «объединение… придет снизу, а не сверху». 
 
 
 
 
 
 
 

    2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АНРИ ДЕ СЕН-СИМОНА 

       Клод  Анри де Рубруа Сен-Симон (1760 – 1825) –  французский социалист-утопист, в  силу своих политических убеждений в пользу социалистических идей, отказавшийся от графского титула и дворянского звания, - является не только одним из ярких авторов данного направления экономической мысли, но и обладателем весьма необычной, авантюрной биографии. Активный участник американской войны за независимость, крупный финансовый спекулянт, хозяин роскошного парижского салона, автор грандиозных проектов, ярких публицистических трактатов, к исходу жизни – практически нищий, продавший свою одежду, чтобы «иметь возможность переписать свое сочинение».

       Политической  экономии Сен-Симон предавал большое  значение. Он указывал, что до Адама  Смита эта наука была подчинена  политике. В дальнейшем политэкономия  займет свое истинное место, когда политика будет на нее опираться. И с этой позиции Сен-Симон критиковал Сэя, который рассматривал политэкономию и экономическую политику как отдельные науки.

       Сен-Симона привлекали главным образом социологические  проблемы. Тем не менее, при исследовании методологических вопросов истории человеческого общества он вносит вклад и в политическую экономию. Сен-Симон рассматривал историю общества как процесс, в котором происходит смена одного периода другим, более высокого уровня. Буржуазной идее естественного порядка Сен-Симон противопоставлял идею развития.

       На  раннем этапе развития общества главные  усилия людей были направлены на добывание пищи. Затем, когда у них появился интерес к искусству и ремеслу, наступает рабство. Последнее, по мнению Сен-Симона, в период своего возникновения было «благодетельным» для человечества и прогрессивным по сравнению с предыдущим обществом, так как создало условия для прогресса человеческого разума.

       Классификация общественных слоев  в теории Сен-Симона

       Средневековье он считал неизбежным и прогрессивным  для своего времени, так как люди были освобождены от рабства. Феодализм, согласно Сен-Симону, характеризуется двумя особенностями: деспотизмом военного сословия и господством духовенства. Промышленность тогда находилась в «младенческом состоянии», а война являлась главным средством обогащения и защиты от нападения. Поэтому, военные обладали полнотой власти, а промышленники играли подчиненную роль.

       Однако  в недрах феодализма, подчеркивал  Сен-Симон, развивались элементы нового общественного строя. Постепенное  возвышение промышленности и упадок феодализма сопровождались непрерывным ростом политического влияния промышленного класса за счет класса феодального. Критика феодализма ученым приближала его гибель. Одновременно шла борьба реальных общественных сил – восходящий класс промышленников вступал в борьбу с классом феодалов. Результатом этой борьбы явилась французская революция, цель которой состояла в том, чтобы окончательно утвердить промышленный строй. Сен-Симон считал, что революция не закончилась. Она поставила у власти не промышленников и ученых, а «промежуточный класс», состоящий из чиновников, юристов и военных недворянского рода. Единственным производительным классом  Сен-Симон считал класс промышленников, к которому он относил предпринимателей, ученых и рабочих.

       Промышленный  класс будущего

       Задача  современного Сен-Симону периода заключалась, по его мнению, в том, чтобы создать партию промышленников, которая в союзе с королевской властью должна установить строй, отвечающий интересам трудящегося большинства. Будущий строй он считал результатом собственного прогресса и пытался обосновать историческую неизбежность его победы.  Сен-Симон твердо верил в движение человечества к лучшему будущему, к «золотому веку», находящемуся впереди, а не позади, как думали многие просветители XVIII века, призывавшие вернуться к прошлым порядкам.

       Сен-Симон  утверждал, что «единственное средство для коренного изменения общественного  строя состоит в создании новой политической доктрины». Он хотел создать новый общественный строй, который называл индустриализмом, ибо считал, что его основой должна быть крупная промышленность. Им выдвигалось много проектов создания и развития крупного производства, планов колоссальных сооружений. По Сен-Симону, крупная промышленность должна управляться из единого центра в масштабе  всего общества и работать по определенному плану.

       По  мнению Сен-Симона, управление производством должно осуществляться промышленниками, к которым он относил всех, кто занимается полезным для общества трудом. Ученые будут разрабатывать планы производства и распределения продуктов. Важная роль отводилась промышленным капиталистам, которые имеют большой опыт в организации и управлении. Он допускал, что капиталисты останутся при своих капиталах, выступал против конфискации частной собственности, из будущего общества изгонял только землевладельцев и ростовщиков. Поэтому некоторые ученые не находили в его идеале ничего социалистического. В действительности  Сен-Симон выступал за организованный труд, а не за организованный капитализм. Во главу системы он ставил тех капиталистов, которые умели организовывать трудовую деятельность.

Информация о работе Экономические взгляды социалистов - утопистов