Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:21, курсовая работа
Курсовая работа посвящена теме исследованию экономических ресурсов и их использованию как фундаментальной проблеме экономического развития.
Актуальность темы исследования.
Важнейшим условием, основой жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом является хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение их разнообразных потребностей. Её основой является процесс производства различных материальных и нематериальных благ, при помощи которых люди удовлетворяют свои потребности. Таким образом, каждый человек и общество в целом в любой момент времени зависит от ресурсов и благ, производимых на их основе.
Введение…………………………………………..2 -5стр.
Глава 1. Понятие экономических ресурсов
1.1Блага………..…………………………………..6 -7стр.
1.2Экономические ресурсы……………………..8 -11стр.
Глава 2. Потребности.
2.1 Ресурсы и факторы производства……12 -18стр.
Глава 3. Выбор в экономике.
3.1 Выбор в экономике. Проблемы выбор.....19 -25стр.
3.2 Кривая производственных возможностей..25 -32стр.
Заключение
Список литературы
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ИНСТИТУТ
БИЗНЕСА И ПРАВА
по дисциплине: «Микроэкономика»
на
тему: «Экономические ресурсы и их
использование »
Автор:
Сахранова В.А.
Ф.И.О.
гр. №741
Руководитель:Репкин
РЕЦЕНЗИЯ:
______________________________
Оценка:_______________________
Подпись руководителя__________________
Санкт-Петербург
2011
План работы.
Введение…………………………………………..2 -5стр.
Глава 1. Понятие экономических ресурсов
1.1Блага………..…………………………………..6 -7стр.
1.2Экономические ресурсы……………………..8 -11стр.
Глава 2. Потребности.
2.1 Ресурсы и факторы производства……12 -18стр.
Глава 3. Выбор в экономике.
3.1 Выбор в
экономике. Проблемы выбор.....
3.2 Кривая производственных возможностей..25 -32стр.
Заключение
Список литературы
Введение
Курсовая работа посвящена теме исследованию экономических ресурсов и их использованию как фундаментальной проблеме экономического развития.
Актуальность темы исследования.
Важнейшим условием, основой жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом является хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение их разнообразных потребностей. Её основой является процесс производства различных материальных и нематериальных благ, при помощи которых люди удовлетворяют свои потребности. Таким образом, каждый человек и общество в целом в любой момент времени зависит от ресурсов и благ, производимых на их основе.
Проблема ограниченности ресурсов по отношению к безграничности человеческих потребностей подводит к проблеме экономического выбора, которая, в свою очередь, пронизывает все уровни экономической деятельности людей, затрагивает как домохозяйства, фирмы, так и общество в целом. На чем основываются действия субъектов хозяйственной деятельности, чем продиктованы принимаемые ими экономические решения? Чем предпочтительнее одни варианты действий и использование ограниченных ресурсов и отклонения других?
Поведение на рынке и потребителя, и производителя определяется, прежде всего, необходимостью осуществления экономического выбора. Растущие потребности в сочетании с редкими или ограниченными ресурсами порождают вопросы оптимального распределения ресурсов, их эффективного использования.
Степень исследованности.
Зачатки экономической теории возникли в Древней Греции, Аристотель в своих трудах обращался к одному из важнейших вопросов: что такое богатство и существуют ли пределы его роста? Если богатство- это лишь средства существования, тогда оно имеет ограниченный характер, или естественную границу, определяемую потребностями человека; называет средства к жизни и благосостоянию людей благами. Труд рассматривался как один из основных ресурсов как Аристотелем, так и средневековыми авторами.
Первая экономическая школа в мире — меркантилизм основывалась на предположении о неизменности запаса мировых ресурсов. Отсюда следовало, что всякий акт обмена носит неэквивалентный характер. Всякая сделка превращается в «игру с нулевой суммой» - выигрыш одного участника оборачивается проигрышем другого. Поэтому рост одного государства может происходить только за счет других стран.1
Школа физиократов особое значение приписывала земле как экономическому ресурсу: «богатство создается природой». «Труд земледельца - единственный труд, производящий больше того, что составляет оплату труда. Поэтому он единственный источник всякого богатства»2. Физиократы переходят к выявлению источников ценности блага. Благо, по их мнению, приобретает ценность вследствие своей редкости, а также в результате конкуренции продавцов и покупателей.
Неоклассическая школа рассматривает экономику как науку о человеческом выборе в хозяйственной сфере, наукой о том, как люди распределяют ограниченные ресурсы между альтернативными направлениями их использования ради удовлетворения своих потребностей. Адам Смит рассматривал такие экономические ресурсы, как труд, земля и капитал. Однако наиболее четко теорию трех факторов производства сформулировал французский экономист Жан Батист Сэй в своей работе «Трактат политической экономии, или простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства»3.
Трехфакторная
модель Ж-Б.Сея была исправлена австрийским
экономистом Й. А. Шумпером введением
предпринимательских
Отправным пунктом анализа Дж. М. Кейнса является принцип эффективного спроса: определение факторов, влияющих на объем использования, т.е. занятости, ресурсов, имеющихся в экономике.
Карл Менгер, глава австрийской школы маржинализма, разрабатывая теорию стоимости (ценности), определяемую предельной полезностью, как бы заново открыл «законы Госсена». С точки зрения Менгера, ценность экономических благ выявляется человеком в процессе удовлетворения потребностей, т.е. тогда, когда он сознает зависимость от их наличия в своем распоряжении; соответственно не имеют для человека никакой ценности, в том числе потребительной, только неэкономические блага. Кроме того, он поясняет, что «ценность не есть нечто присущее благам, не свойство их, но, наоборот, лишь то значение, которое мы прежде всего придаем удовлетворению наших потребностей...»4.
В настоящее время проблема экономических ресурсов по отношению к безграничности потребностей по-прежнему актуальна для исследователей. П.А Самуэльсон, Дж. Шеллдрейк, Н.Г. Мэнкью, Л. Канторович, Т. Купманс, М. Алле, М. Фридмен, П. Хейне и д.р. исследуют в своих работах проблему выбора в экономике, анализируют потребности; их вклад в теорию эффективного использования и оптимального распределения ограниченных ресурсов нельзя переоценить.
Цель и задачи работы.
Цель работы - исследование сочетания в хозяйственной деятельности человека двух важнейших проблем: безграничных человеческих потребностей и использование экономических ресурсов для производства благ, способных утолить потребности, а также проблемы выбора, которую они порождают.
Структура работы.
Курсовая
работа состоит из введения, трех глав:
«Понятие экономических ресурсов», «Потребности»,
«Выбор в экономике», которые в свою очередь
содержат подглавы «Блага», «Экономические
ресурсы», «Ресурсы и факторы производства»,
«Проблема выбора», «Кривая производственных
возможностей», заключения и списка источников,
использованных при написании курсовой.
Глава 1. Понятие экономических ресурсов.
Благо - все то, при помощи чего человек может удовлетворить свои потребности. Разнообразие благ требует их классификации. Представим некоторые варианты в виде таблицы.
Блага | ||||
По издержкам приобретения | ||||
Свободные | Экономические | |||
Экономические блага | ||||
По носителям | ||||
Материальные | Нематериальные | |||
По количеству потребителей:5 | ||||
Частные (индивидуальные) | Общественные (коллективные) | |||
личные вещи, жилье, услуги парикмахерской и т.д. | обеспечение
внутреннего порядка в | |||
По характеру потребления | ||||
Долговременные
Многоразовое использование |
Недолговременные
Одноразовое использование | |||
автомобиль, электроприборы, видеофильмы и т.д. | хлеб, мясо, напитки, спички и т.п. | |||
По характеру зависимости | ||||
Взаимозаменяемые
(Субституты) |
Взаимодополняемые
(Комплиментарные) |
Нейтральные | ||
потребительские товары, услуги транспорта (поезд - самолет - автомобиль), сферы досуга (кино-театр-цирк) и т.д. | стол
и стул, автомобиль и бензин, ручка
и бумага
и т.д. |
Кофеварка по отношению к автомобилю, медицинские услуги по отношению к туристическим | ||
По времени потребления | ||||
Настоящие | Будущие | |||
По назначению | ||||
Прямые
Потребительские |
Косвенные
Производственные | |||
Таблица 1. Классификация благ. |
Все блага делятся на свободные (или естественные) и экономические. Свободные блага это блага, которые не обладают относительной редкостью на данном этапе развития общества и экономических отношений. Примерами свободных благ могут быть воздух, вода в реке, лесная поляна и т.д. В современном мире все это находится в свободном доступе для людей. У этих благ нет рыночной цены. Они не продаются и не покупаются. Однако в будущем эти блага могут стать редкими относительно потребностей. В этом случае они станут объектом собственности и предметом купли продажи. Лишь очень незначительная часть потребностей человека может быть удовлетворена непосредственно с помощью свободных благ.
Экономические блага - это вещи, которые обладают относительной редкостью, являющиеся результатом хозяйственной деятельности людей. Потребность в них больше, чем возможность предоставить и/или произвести. Экономические блага являются объектом собственности. Они обладают ценой, и мы можем их называть товаром или услугой. При их производстве, как правило, возникают экономические издержки. Примерами экономических благ могут служить: продукты питания, автомобили, книги, услуги образования и т.д.
Полезность
блага – это удовлетворение, которое
человек испытывает от потребления того
или иного блага. В основе полезности лежат
различные физические, химические, биологические
и прочие свойства блага, поэтому полезность
одного и того же блага может быть разной
в зависимости от степени удовлетворения
данной потребности. В этой связи наряду
с общим понятием «полезность» существует
понятие «предельная полезность». Предельная
полезность это полезность дополнительно
потребляемого блага. Если под благом
подразумевать стакан воды, то предельной
может быть полезность первого стакана,
с помощью которого утолена жажда. Если
для удовлетворения потребности одного
стакана оказалось недостаточно и выпит
еще один стакан, то предельной будет полезность
второго стакана. Поскольку предельная
полезность отражает степень удовлетворения
соответствующей потребности, то она характеризуется
убыванием по мере потребления дополнительной
единицы блага. Эта устойчивая и повторяющаяся
тенденция получила статус закона убывающей
предельной полезности. Закон убывания
предельной полезности отражает связь
между тем или иным благом и той потребностью,
которую это благо должно удовлетворять.
Для производства экономических благ необходимы ресурсы. Ресурсами называются блага второго порядка, которые не удовлетворяют потребности человека, а могут быть использованы для производства конечных товаров и услуг. Ресурсами являются металл, участок земли, электроэнергия, ткань, рабочая сила и многое другое. Все ресурсы обладают фундаментальным свойством - ограниченностью. Ограниченность ресурсов носит относительный характер. Ресурсов не хватает не потому, что на нашей планете ограничено количество топлива, минералов, воды, лесов, земли и т.д. Относительный характер ресурсов проявляется вместе с безграничностью потребностей. Образно можно сказать, что потребности увеличиваются в геометрической прогрессии, а ресурсы в арифметической прогрессии. Например, человечество изобретает все новые виды энергии, а потребность в ней не позволяет избавиться от ее дефицита. Наряду с относительной ограниченностью ресурсов существует и абсолютная (или физическая). Действительно, большинство природных ресурсов не возобновляемы, т.е. исчерпаемы.
Информация о работе Экономические ресурсы и их использование