Экономические идеи античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Общая черта экономической мысли древнего мира состоит в стремлении сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиций нравов, морали и этики крупные торгово-ростовщические операции, нарушающие якобы эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров по их стоимости и не соответствующие открытому разумом и охраняемому гражданскими законами «естественному порядку». Причем выразителями подобного рода воззрений и в древневосточных и в античных странах были, как правило, мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………3
1.Экономическая мысль Древнего Востока………………………….…..4
2. Экономические идеи античного мира………………………………….8
Заключение ……………………………………………………………….12
Список литературы …………………………………................................14

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 31.92 Кб (Скачать)

     Аристотель (384-322 до н.э.). Проект идеального государства этого философа изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика» и др. В них он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы» и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Но свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике.

     Эта концепция носит как бы классификационный  характер, о чем свидетельствует  то, что все виды хозяйства и  деятельности людей, от земледелия и  скотоводства до ремесленного производства и торговли, он соотносит с одной из двух сфер - естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Вторая же зиждется на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой - искусство наживать состояние, т.е. все большее «обладание деньгами».

     Таким образом, по рассматриваемой концепции  Аристотеля, все, что могло бы подорвать  основы натурально-хозяйственных отношений (а это, прежде всего обусловленное  разделением труда движение торгового  и денежного капитала), относится  к «издержкам» хрематистики. А  последние, на его взгляд, обусловлены  непониманием того, что «в действительности вещи столь различные не могут  стать соизмеримыми», ибо возникшие  в результате соглашения между людьми деньги, по мысли философа, представляют собой не более чем «удобный в  обиходе» товар и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали неупотребительными». Поэтому он решительно осуждает использование  денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств  в обиходе «ради меновой торговли», и откровенно признается в том, что  ростовщичество у него «вызывает  ненависть»[5, стр.92]

 

     Заключение. 

     Экономическая жизнь древневосточных обществ  имеет практически полностью  натурально-хозяйственную основу и  регулируется «снизу» унаследованной еще от первобытных времен традиций, «сверху» - государственной регламентацией, еще во многом основанной на той же традиции.

     Памятники экономической мысли Древнего Востока – это, как правило, своды, законов и сочинения по искусству государственного управления, экономическое знание носит догматический, априорный характер. Периодичное повторение одних и тех же экономических ситуаций создавало возможность для успешного ведения хозяйства путем простого копирования удачного опыта прежних лет.

     Изначально  и в течение очень длительного  времени в силу объективных причин экономической основой являлся центрально-управляемый тип хозяйства.

     Развитие  рынка, зарождение рыночного хозяйства  и в целом системы свободных рынков исторически показали прямую взаимозависимость социально-политической и экономической сфер. Развитие демократии и демократической системы невозможно при отсутствии системы свободных рынков. Там же, где господствовал центрально-управляемый тип хозяйства, в основе которого лежит отсутствие системы частной собственности (в первую очередь на землю), всегда социально-политическая система проявлялась в форме деспотии.

     Наибольшего расцвета, экономическая мысль древнего мира, достигла в античных государствах, особенно в Греции. В античных странах вопросы, связанные с экономической политикой государства, не стали главными. Гораздо большее внимание здесь уделялось проблемам, связанным с ведением частного хозяйства. В древнем Риме, например, особое развитие получили прикладные исследования, а в Древней Греции активно разрабатывались теоретические вопросы, среди которых товар и его свойства, стоимость, деньги и их функция и др. И греки, и римляне понимали разницу между натуральным хозяйством признанным удовлетворять потребности, и товарным производством, нацелены, на получение прибыли, однако относились к ним по-разному. Римляне определенно отдавали предпочтение товарному производству. Греки же фактически считали, что для полиса как единого экономического субъекта, взаимодействующего с другими полисами, предпочтительным является натуральное хозяйство, а внутри полиса полезно развитие мелкого товарного производства.

     Таким образом, экономическая мысль Древнего мира,  хотя и не сформировалась в  самостоятельную отрасль знания, поставила многие важные проблемы и  тем самым заложила основы для  дальнейшего развития экономической  науки.        

 

     Список  литературы: 

  1. История экономических  учений: Учебник для вузов / Под  ред. проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Квасова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  2. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. -  Т.1 / под ред. Фетисова Г.Г. – М.: Мысль, 2004
  3. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  4. Экономическое мышление: философские предпосылки. – М.: ИНФРА – М, 2005.
  5. Ядгаров Я.С. История  экономических учений. Учебник. – М.: ИНФРА-М,  2006.
  6. http://lib.vvsu.ru/books

Информация о работе Экономические идеи античности