Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:18, контрольная работа
История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами их достижения, отношениями, складывающимися между людьми в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами и услугами.
Введение……………………………………………………………………………….3
1.1. Экономическая мысль западноевропейского средневековья…………………………………………………………………………5
1.2. Экономическое учение канонистов …………………………………………….9
1.3.Ф.Аквинский……………………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………..17
Список литературы………………………………………………………………….19
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал федерального Государственного бюджетного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Кузбасский
Государственный технический
Т.Ф. Горбачёва» в г.Белово
Кафедра
общей экономики
по истории экономических учений
на тему
«Экономическая мысль западноевропейского средневековья.
Экономическое
учение канонистов.
Ф. Аквинский.»
Белово
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1. Экономическая
мысль западноевропейского
1.2. Экономическое
учение канонистов ………………………………
1.3.Ф.Аквинский………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами их достижения, отношениями, складывающимися между людьми в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами и услугами.
Именно исследование проблемы рыночного обмена дало начало именуемое экономической наукой. Если эта попытка, воплощенная в экономической теории, помогает уяснить характер определенных причинно-следственных связей в экономике, то знание различных экономических теорий помогает понять сложность и взаимозависимость всех экономических перемен и избежать так свойственной человеку склонности искать простые и ясные, но неправильные решения сложных проблем.
Экономическая
мысль – понятие чрезвычайно
широкое. Это и представления, бытующие
в массовом сознании, и религиозные
оценки и предписания, касающиеся хозяйственных
отношений, и теоретические конструкции
ученых, и экономические программы
политических партий… Многообразна
сфера экономической мысли, поле
приложения размышлений, выводов и
практических решений: здесь и общие
закономерности экономики, и особенности
экономики отдельных отраслей, и
проблемы размещения производства, и
денежное обращение, и эффективность
капиталовложений, и налоговая система,
и методы ведения учета доходов
и расходов, и история экономики,
и хозяйственное
Из всего выше перечисленного можно выделить экономические учения. Экономические учения – теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющие движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ.
Существенной особенностью идеологии Средневековья, в том числе в области хозяйственной жизни является ее богословный характер. По данной причине средневековым экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить внедрение рыночных отношений и демократических принципов общественного устройства.
В
это же время церковь начинает усиливать
свое могущество, обладая колоссальными
богатствами и земельной собственностью.
Церковники начинают оправдывать господство
крепостничества и отстаивать его позиции
с помощью церковных законов, так называемых
канонов церкви. В связи с этим начинают
создаваться определенные группы людей,
занимающиеся собиранием, истолкованием
и кодификацией церковных канонов. Их
прозвали канонисты.
Для
понимания экономической мысли
западного средневековья
Известно, что развитие феодализма характеризовалось переходом от барщинной системы к оброчной, и этот переход был прогрессивным явлением в истории феодальной экономики, т. к. ускорял развитие производственных сил.
Экономическая
мысль феодалов пыталась оправдать
существование феодальной ренты, доказать,
что ее получение является справедливым
и достойным. Не случайно этот вопрос
занял важное место в экономической
доктрине католицизма. Взимание ренты
оправдывалось библейскими
Если
давать общую оценку экономической
мысли в средние века, то следует
отметить, что она получила значительное
развитие. Разумеется, по сравнению
с последующей
Для
экономической мысли
Поскольку для феодальной эпохи характерны условия натурального хозяйства, экономическая мысль средневековья развивала своеобразное понимание экономической жизни и тесно соприкасалась с экономической мыслью Античности. Классическая проблематика рыночного хозяйства (цены, деньги и т.д.), занявшая в будущем огромное место в экономических исследованиях, мало интересовала экономическую мысль средневековья. Только некоторые ее представители трактовали эти вопросы (Фома Аквинский), в основном же преобладало недоверчивое отношение к торговле. Большой популярностью пользовалась регламентация торговли, натурально-хозяйственная ограниченность разных форм производства считалась их преимуществом и выдавалось за социальную добродетель. Цеховые уставы и хозяйственные регламенты городов, а тем более принципы экономической политики феодалов подтверждают эти тенденции.
В период классического Средневековья (XI–XV вв.) феодализм достигает наивысшего подъема, и развитие экономической мысли Западной Европы вступает в новую фазу. Жизнь порождала много новых проблем и оказывала определяющее влияние на развитие экономической мысли. Она становилась богаче, и разные проявления ее сказываются в эволюции экономической политики феодального поместья, в законодательстве королей, в экономических требованиях крестьянских восстаний, в цеховых уставах и хозяйственных регламентах городов.
Именно в этот период возникает своеобразная теория крепостничества (трактат «Обычаи Англии»), согласно которой крепостнический произвол возводился в норму, во французских тюрьмах выдвигался тезис, что все должно быть подвластно сеньору вместе с землей. В английских описях XIII века (экценты), составленных в поместьях (манорах), точно перечислялись повинности крепостного (виллана, коттера), указывался размер его земельного надела (держания), определялся статус крепостного. В этих документах получила выражение своеобразная концепция экономической жизни того времени. Манориальная (поместная) система Англии ориентировалась на натуральное хозяйство.
Тем не менее, экономическая политика английских крепостников в XIII веке отчасти пыталась преодолеть ограниченность натурального хозяйства феодального поместья. Так, в поместных инструкциях рекомендовалось своевременно продавать избытки сельскохозяйственных продуктов, отправлять их на соседние рынки, вести учет выручке, нанимать иногда батраков, покупать разные изделия в городах, изымать часть оброков и штрафов в денежной форме. Почти всем повинностям вилланов давалась денежная оценка. Если у крестьянина появлялись деньги, поместная администрация переводила его на денежный оброк.
Значительные
изменения в экономической
1.2. Экономическое учение канонистов.
В средние века католическая церковь усиливает свое могущество. Обладая колоссальными богатствами и земельной собственностью, церковники оправдывают господство крепостничества и отстаивают его позиции с помощью церковных правил, так называемых канонов церкви.