Экономическая мысль западноевропейского средневековья. Экономическое учение канонистов. Ф. Аквинский

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:18, контрольная работа

Краткое описание

История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами их достижения, отношениями, складывающимися между людьми в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами и услугами.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3

1.1. Экономическая мысль западноевропейского средневековья…………………………………………………………………………5
1.2. Экономическое учение канонистов …………………………………………….9
1.3.Ф.Аквинский……………………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………..17
Список литературы………………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике (2).docx

— 39.20 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Филиал  федерального Государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования 

«Кузбасский Государственный технический университет  имени 

Т.Ф. Горбачёва» в г.Белово

Кафедра общей экономики 
 

                                             
 

                                              КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по истории  экономических учений

на тему

«Экономическая  мысль западноевропейского  средневековья.

Экономическое учение канонистов. Ф. Аквинский.» 
 
 
 
 

                                                                                                   Выполнил:

                                                                                                   студ.гр. ФКз-103

                                                                                                   Букеева В.А. 

                                                                                                   Научный

                                                                                                   руководитель:   

                                                                                                   Доктор

                                                             экономических  

                                                                                  наук, профессор  

                                                                                                   Кусургашева Л.В. 

                                                                          

  
 
 
 
 
 

Белово 2011 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………….3

 

1.1. Экономическая  мысль западноевропейского средневековья…………………………………………………………………………5 

1.2. Экономическое  учение канонистов …………………………………………….9 

1.3.Ф.Аквинский……………………………………………………………………..14 

Заключение…………………………………………………………………………..17 

Список литературы………………………………………………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами их достижения, отношениями, складывающимися между людьми в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами и услугами.

     Именно  исследование проблемы рыночного обмена дало начало именуемое экономической  наукой. Если эта попытка, воплощенная  в экономической теории, помогает уяснить характер определенных причинно-следственных связей в экономике, то знание различных  экономических теорий помогает понять сложность и взаимозависимость  всех экономических перемен и  избежать так свойственной человеку склонности искать простые и ясные, но неправильные решения сложных  проблем.

     Экономическая мысль – понятие чрезвычайно  широкое. Это и представления, бытующие в массовом сознании, и религиозные  оценки и предписания, касающиеся хозяйственных  отношений, и теоретические конструкции  ученых, и экономические программы  политических партий… Многообразна сфера экономической мысли, поле приложения размышлений, выводов и  практических решений: здесь и общие  закономерности экономики, и особенности  экономики отдельных отраслей, и  проблемы размещения производства, и  денежное обращение, и эффективность  капиталовложений, и налоговая система, и методы ведения учета доходов  и расходов, и история экономики, и хозяйственное законодательство – всего не перечислить.

     Из  всего выше перечисленного можно  выделить экономические учения. Экономические  учения – теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической  жизни, описывающие отношения между  ее субъектами, выявляющие движущие силы и значимые факторы создания, распределения  и обмена благ.

     Существенной особенностью идеологии Средневековья, в том числе в области хозяйственной жизни является ее богословный характер. По данной причине средневековым экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить внедрение рыночных отношений и демократических принципов общественного устройства.

     В это же время церковь начинает усиливать свое могущество, обладая колоссальными богатствами и земельной собственностью. Церковники начинают оправдывать господство крепостничества и отстаивать его позиции с помощью церковных законов, так называемых канонов церкви. В связи с этим начинают создаваться определенные группы людей, занимающиеся собиранием, истолкованием и кодификацией церковных канонов. Их прозвали канонисты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Экономическая мысль западноевропейского  средневековья.
 

     Для понимания экономической мысли  западного средневековья необходимо исходить из того, что только в романизированных странах Западной Европы (Италия, Византия, Испания, отчасти Франция) феодализм  возник на почве римского колоната, опираясь на феодальное наследство античности. В других странах (Англия, Германия, Польша, Чехия, Венгрия, Румыния, Болгария) его формирование происходило в  основном, на почве разложения общины и в жестокой борьбе с ней. Весь период генезиса феодализма (VI–XI вв. н. э.) заполнен борьбой между крестьянской общиной и феодальным поместьем. Поэтому вопросы экономической политики феодального поместья заняли большое место в развитии экономической мысли западноевропейского средневековья. В разных документах на протяжении многих столетий делались попытки определить принципы рациональной организации поместного хозяйства и найти методы наиболее эффективного труда крепостных.

     Известно, что развитие феодализма характеризовалось  переходом от барщинной системы к оброчной, и этот переход был прогрессивным явлением в истории феодальной экономики, т. к. ускорял развитие производственных сил.

     Экономическая мысль феодалов пыталась оправдать  существование феодальной ренты, доказать, что ее получение является справедливым и достойным. Не случайно этот вопрос занял важное место в экономической  доктрине католицизма. Взимание ренты  оправдывалось библейскими текстами и апелляцией к принципам христианской морали, требующей смирения от эксплуатируемых.

     Если  давать общую оценку экономической  мысли в средние века, то следует  отметить, что она получила значительное развитие. Разумеется, по сравнению  с последующей капиталистической  эпохой, экономическая мысль была весьма примитивной и не породила объемистых ученых трактатов всякого  рода. Но она все-таки существовала, была своеобразной, и ее следы нужно  искать в документах иного рода. Это записи обычного права и так называемые «Правды» отдельных племен, хозяйственные регламенты феодальных имений и инструкции их управляющим, описи повинностей зависимого населения, цеховые уставы и экономическое законодательство городов, королевские ордонансы и статусы, сочинения богословов и юристов, хроники крестьянских восстаний и произведения утопистов, проповеди отцов протестантизма и т.д.

     Для экономической мысли средневековья, как и античности, была характерна самая тесная связь с экономической  политикой. Именно актуальные вопросы  последней и получили свое относительное  разрешение и считались наиболее важными.

     Поскольку для феодальной эпохи характерны условия натурального хозяйства, экономическая  мысль средневековья развивала  своеобразное понимание экономической  жизни и тесно соприкасалась  с экономической мыслью Античности. Классическая проблематика рыночного  хозяйства (цены, деньги и т.д.), занявшая в будущем огромное место в экономических исследованиях, мало интересовала экономическую мысль средневековья. Только некоторые ее представители трактовали эти вопросы (Фома Аквинский), в основном же преобладало недоверчивое отношение к торговле. Большой популярностью пользовалась регламентация торговли, натурально-хозяйственная ограниченность разных форм производства считалась их преимуществом и выдавалось за социальную добродетель. Цеховые уставы и хозяйственные регламенты городов, а тем более принципы экономической политики феодалов подтверждают эти тенденции.

     В период классического Средневековья (XI–XV вв.) феодализм достигает наивысшего подъема, и развитие экономической мысли Западной Европы вступает в новую фазу. Жизнь порождала много новых проблем и оказывала определяющее влияние на развитие экономической мысли. Она становилась богаче, и разные проявления ее сказываются в эволюции экономической политики феодального поместья, в законодательстве королей, в экономических требованиях крестьянских восстаний, в цеховых уставах и хозяйственных регламентах городов.

     Именно  в этот период возникает своеобразная теория крепостничества (трактат «Обычаи  Англии»), согласно которой крепостнический  произвол возводился в норму, во французских  тюрьмах выдвигался тезис, что все  должно быть подвластно сеньору вместе с землей. В английских описях XIII века (экценты), составленных в поместьях (манорах), точно перечислялись повинности крепостного (виллана, коттера), указывался размер его земельного надела (держания), определялся статус крепостного. В этих документах получила выражение своеобразная концепция экономической жизни того времени. Манориальная (поместная) система Англии ориентировалась на натуральное хозяйство.

     Тем не менее, экономическая политика английских крепостников в XIII веке отчасти пыталась преодолеть ограниченность натурального хозяйства феодального поместья. Так, в поместных инструкциях рекомендовалось своевременно продавать избытки сельскохозяйственных продуктов, отправлять их на соседние рынки, вести учет выручке, нанимать иногда батраков, покупать разные изделия в городах, изымать часть оброков и штрафов в денежной форме. Почти всем повинностям вилланов давалась денежная оценка. Если у крестьянина появлялись деньги, поместная администрация переводила его на денежный оброк.

     Значительные  изменения в экономической политике феодалов Западной Европы произошли  на рубеже XIII–XIV вв. Под влиянием экономических противоречий феодального поместья, обострения классовой борьбы (массовое бегство крепостных, восстания в городах), феодалы допускают переход к оброчной системе эксплуатации. В XIV–XV вв. они отказываются от некоторых крайних форм личного господства над крестьянами и крепостнического произвола, чтобы вывести сельское хозяйство из тупика. Гарантируя минимальные возможности развития сельского хозяйства, феодалы добивались расширения эксплуатации крепостных на более прочной экономической основе поземельной зависимости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Экономическое учение канонистов.

     В средние века католическая церковь усиливает свое могущество. Обладая колоссальными богатствами и земельной собственностью, церковники оправдывают господство крепостничества и отстаивают его позиции с помощью церковных правил, так называемых канонов церкви.

Информация о работе Экономическая мысль западноевропейского средневековья. Экономическое учение канонистов. Ф. Аквинский