Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:42, контрольная работа
Международная экономическая интеграция – это процесс хозяйственно политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и различных формах.
Доходная часть бюджета состоит, во-первых, из собственных средств, которые складываются из ввозных пошлин, компенсирующих разницу в ценах на сельскохозяйственные продукты в импортирующей стране и на внешнем рынке; таможенных пошлин по общему таможенному тарифу, исключая пошлины ЕОУС; определенной части отчислений от налога на добавленную стоимость и прочих средств. Во-вторых, доходную часть бюджета ЕС выделяется 1,2 – 1,3% ВВП всех входящих в ЕС государств.
Структурная политика ЕС
Важной составляющей механизма западноевропейской интеграции является совместное проведение структурной политики – отраслевой и региональной. Причем наднациональное регулирование применимо в отношении наиболее конкурентоспособных отраслей и остальных регионов.
Наибольшие успехи достигнуты в проведении совместной аграрной политики. Ее финансирование представляет крупнейшую статью расходов в бюджете союза. В основе общей аграрной политики лежит субсидирование внутренних и экспортных цен. В результате ЕС превратилось во второго после США мирового се5льскохозяйственного экспортера. Аграрный рынок ЕС огражден высокими таможенными барьерами, препятствующими доступу товаров с мирового аграрного рынка, который располагает избыточные ресурсами.
Эта система обеспечила стабилизацию доходов сельскохозяйственных производителей, их соответствие социальным гарантиям работников других сфер экономики. В перспективе главным направлением совместной сельскохозяйственной политики ЕС станет адаптация сельскохозяйственного производства к мировым условиям сбыта путем осуществления рациональной структурной политики, ликвидации неконкурентоспособных хозяйств на основе обеспечения альтернативных возможностей занятости.
Совместная научно-техническая политика
На начальных этапах развития ЕС совместные действия в области НИОКР были преимущественно направлены на развитие угольной, металлургической промышленности и ядерной энергетики. В начале 80-х годов усилилась координация научно – технической деятельности. Первым шагом было принятие «рамочной» комплексной программы (1984 - 1987), которая вводила среднесрочное планирование научно – технической деятельности ЕС. Однако основополагающим в разработке единой научно-технической стратегии стало принятие в 1989г. второй, а затем и действующей с 1995 по 2000г. третьей комплексных программ. Они были нацелены на поддержку и усиление конкурентоспособности европейской промышленности в области новейших технологий перед лицом конкуренции на мировом рынке, прежде всего со стороны США и Японии.
Главными целями научно-технической политики Европейского союза на современном этапе становятся:
Большое значение имеет
ЕАСТ и формирование европейского экономического пространства
Кроме ЕС в Европе существует Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Она возникла в 1960г. на основе подписанной в Стокгольме соответствующей конвенции.
В настоящее время членами ЕАСТ являются Австрия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция и Швейцария.
ЕАСТ представляет зону свободной торговли. Причем режим свободного беспошлинного товарооборота в рамках ЕАСТ действует только в отношении промышленных товаров и не распространяется на сельскохозяйственную продукцию.
В отличие от ЕС здесь за каждой страной сохраняется внешнеторговая автономия и собственные таможенные пошлины в торговле с третьими странами, единого таможенного тарифа не существует. Совет, куда входят представители всех стран членов ЕАСТ, не является наднациональным органом и может принимать решения на основе единогласия.
Существование двух интеграционных группировок в Европе не исключает процесса сближения и развития отношений между ними. Тенденция к взаимодействию и сотрудничеству наметилась уже в 70-х годах. К 1977г. образовалась зона свободной торговли промышленными товарами стран ЕС и ЕАСТ, в рамках которых ликвидировались таможенные пошлины и уменьшились не тарифные ограничения взаимной торговли.
В 1992 г. было подписано соглашение между странами двух группировок о создании единого европейского экономического пространства. В соответствии с этим соглашением страны – члены ЕАСТ начиная с 1993г. включают в свои законодательства сотни правовых актов ЕС, касающихся свободного движения товаров, капиталов, услуг, а также политики в области конкуренции.
Особенности интеграции в Североамериканском регионе
Центростремительные интеграционные тенденции развиваются не только на Западной Европе. Аналогичные процессы наблюдаются в Северной Америке. Так, в январе 1989 г. вступило в силу американо – канадское соглашение о свободной торговле. В результате была создана зона свободной торговли, охватывающая двустороннюю торговлю почти 200 млрд. долл. в год. Вместе с тем обе стороны оставили за собой право вводить свободные импортные ограничения на торговлю с третьими странами.
В отличие от западноевропейской интеграционной модели НАФТА не имеет инструментов согласования экономической политики и действующих наднациональных институтов; значительные различия сохраняются в уровнях экономического развития государств. По своему экономическому потенциалу Канада и Мексика многократно уступали США: ВВП Канады составляет около 10% от ВВП США, а Мексики – 5%; если ВВП на душу населения Канады находится на уровне примерно 90% от США, то Мексики 15%. В отличие от ЕС, где менее развитым странам и регионам предоставляется финансовая помощь из совместных бюджетных фондов, НАФТА не представляет Мексике такой поддержки.
Тем не менее, по оценкам экспертов, участие в НАФТА позволит Мексике сократить период реформирования своей экономики и достижения уровня развития стран с 50 до 10 – 15 лет. Самый большой выигрыш от вступления в НАФТА Мексика получает в виде стремительного роста поступления иностранного капитала, в первую очередь из США.
С другой стороны, деловые круги США связывают с НАФТА большие надежды, обусловленные значительным расширением американского экспорта и связанным с этим увеличением числа рабочих мест. Перенесение трудоемких, материалоемких и экономически дорогостоящих производств из США в Мексику позволяет снизить уровень издержек производства и повысить конкурентоспособность многих изделий американской промышленности.
Доля стран НАФТА во внешнеторговом обороте России незначительна и составляет только 5,5%, из которых 5,2% приходится на США. В последние годы роль региона, и прежде всего США, в российской внешней торговле возрастает. Российский экспорт в США за последние годы увеличиться за счет черных и цветных металлов, в том числе титана, минеральных удобрений и др. из США в Россию ввозится широкий спектр товаров, главным образом обрабатывающей промышленности. Следует отметить, что США активно использует различные меры, ограничивающие экспорт из России. В свою очередь, и Россия стала применять ограничительные меры по отношению к импорту из США.
Азиатско – Тихоокеанский регион
В АТР наиболее значительными интеграционными объединениями являются АСЕАН (ассоциация стран Юго-Восточной Азии) и АТЕС.
АСЕАН была создана в 1967 г. после подписания Бангкокской декларации; в ее состав вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Цель создания данной ассоциации – содействие социальному и экономическому развитию стран – членов ассоциации, сотрудничество в промышленности и сельском хозяйстве, проведение научно-исследовательских работ.
Были созданы соответствующие руководящие и исполнительные органы, специализированные учреждения. А также намечалось создание зоны свободной торговли АСЕАН к 2008г., углубление сотрудничества через распространение его на такие сферы, как безопасность, финансы, телекоммуникации, туризм, окружающая среда, сельское хозяйство, транспорт и здравоохранение.
С самого начала АТЕС был придан консультативный статус, т.е. все решения принимаются на основе консенсуса. Однако фактически в рамках его рабочих органов вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.
За
годы существования АТЭС достигнуты
определенные результаты: сформированы
модель и параметры сотрудничества, восточные
и западные традиции; достигнут консенсус
относительно сроков формирования в регионе
системы свободной и открытой торговли.
Заключение
При написании контрольной работы на тему «Интеграционные процессы в мировом сообществе» были рассмотрены процессы хозяйственно политического объединения стран на основе разделения глубоких устойчивых взаимосвязей.
Были рассмотрены различные формы международной экономической интеграции, такие как зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, а также ряд благоприятных условий для взаимодействующих стран. Факторы, определяющие интеграционные процессы, такие как: интернационализация, международное разделение труда, научно-техническая революция, открытость национальных экономик. Международное производственное сотрудничество рассматривается в трех этапах, а также существует ряд форм и признаков. Международное научно - техническое сотрудничество, которое осуществляется в виде совместных программ научно – исследовательских и проектно – конструктивных работ путем объединения научных, финансовых и материальных ресурсов.
А
также описываются главные