Экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Международная экономическая интеграция – это процесс хозяйственно политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и различных формах.

Файлы: 1 файл

мировая экономика.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

    Особо важным для научно - технического сотрудничества является анализ его эффективности. Эффективность полученных научных результатов рассматривается в нескольких аспектах.

    Теоретическая ценность состоит в методах решения проблемы, областях применимости результатов, влияние на смежные отрасли науки.

    Техническая ценность характеризуется уровнем  технических характеристик (надежности, долговечности, производительности и  т.п.), конкурентоспособностью, значением для сотрудничества стран и фирм.

    Прикладная  ценность выражается в возможности  и сферах применения результата в  народном хозяйстве или на фирме, масштабах внедрения, наличия побочных результатов. Перспективность мероприятия  оценивается временем, в течение  которого можно эффективно использовать результат.

    Предполагаемая  стоимость разработок включает затраты  на научные исследования, подготовку специалистов, создание и установку  необходимого оборудования, на информационное обеспечение. Время разработки складывается из времени на подготовку материально – технической базы исследований и их проведение на получение и проверку результатов, на внедрение.

    Вероятность реализации планов и результатов  разработки связана с соответствием  научной и материальной базы разрабатываемой проблеме, с правильностью выбранной формы сотрудничества. Экономическая эффективность внедрения результатов определяется чистым эффектом (прибылью) сроками окупаемости, конкурентоспособностью по экономическим показателям национального и мирового уровня. 

    5. Главные интеграционные  группировки мира

    объективный характер экономической интеграции не означает, что она происходит спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно - правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные международные комплексы и приводят совместную региональную политиков разных сферах общественно – политической и хозяйственной жизни.

    Среди многочисленных интеграционных группировок  можно выделить в Западной Европе – ЕС и ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли EAFT), в Северной Америке – НАФТА (NAFTA), и Азиатско-Тихоокеанском регионе – Азиатско–Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЕС).

    Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине ХХ столетия складывается единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формируются общие условия воспроизводства и создается механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм.

    ЕС  как наиболее зрелая интеграционная группировка

    Официально  до 1 ноября 1993г. ведущая интеграционная группировка западноевропейских стран  называлась Европейским сообществом. Она появилась после слияния в 1967г. органов трех ранее самостоятельных региональных организаций:

    • Европейского объединения угля и стали – ЕОУС (ECSC), соответствующий договор вступил в силу в 1952г.;
    • Европейского экономического сообщества – ЕЭС (ЕЕС), Римский договор о создании ЕЭС заключен в 1957г., вступил в силу в 1958г.;
    • Европейского сообщества по атомной энергии – Евратом (EVRATOM); договор вступил в силу в 1958г.

    Важной  вехой в развитии ЕС явился вступивший в силу с июля 1987 г. Единый современный акт, одобренный и ратифицированный всеми членами сообщества. Этим актом внесены и юридически закреплены глубокие изменения в договоры об образовании ЕС.

    Во-первых, деятельность ЕС в области экономической  интеграции соединялась с европейским политическим сотрудничеством в единый процесс. Предусмотрено было создание Европейского союза, который должен обеспечить не только высокую степень экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества стран-участниц, но и согласование внешней политики и обеспечение безопасности.

    Во-вторых, в Едином европейском акте была поставлена задача создания в рамках ЕС единого  внутреннего рынка «как пространства без внутренних границ, в котором  обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц», что и было достигнуто. Ранее существовавший общий рынок предусматривал не полную ликвидацию всех барьеров во взаимной торговле, а лишь более свободное перемещение товаров через национальные экономические границы.

    Для реализации идеи «единого рынка» Комиссия ЕС разработала примерно 300 программ по устранению преград в торгово-экономическом обмене между странами ЕС. К середине 90-х годов эти преграды в основном устранены.

    7 февраля 1992 г. голландском городе  Маастрихт был подписан Маастрихтский  договор, который предусматривал постепенный переход от уже созданного единого рынка к полному экономическому и валютному союзу (ЭВС), создание Европейского Центрального банка (ЕЦБ) и замену национальных денежных знаков единой валютой евро, учреждение гражданства Европейского союза. С 1 ноября 1993 г. после вступления в силу Маастрихтских соглашений Европейская группировка получила официальное название Европейский союз (ЕС). В рамках ЕС будет осуществляться общая политика в ряде новых областей – дипломатии, юстиции, полиции, обороны.

    В конце марта 1998 г. Европейская комиссия объявила окончательный состав экономического и валютного союза – в него вошли 11 государств Евросоюза (за исключением Великобритании, Швеции, Дании, Греции). С 1 января 1999г. правление монетарной политикой в этих странах перешло ЕЦБ, находящемуся во Франкфурте – на – Майере (Германия).

    С 1 января 2002г. евро поступило в обращение  и заменило национальные денежные единицы.

    В настоящее время полноправными  членами ЕС являются 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция. Стратегические планы ЕС предусматривают расширение его состава в ближайшие 10 – 15 лет до 30 стран. Эти планы находят свое воплощение в интеграционной деятельности ЕС – это 8 государств, относящихся к «кандидатам первой очереди» (Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Эстония, Кипр, Мальта, Турция) и 5 государств «кандидатов второй очереди» (Латвия, Литва, Словакия, Румыния и Болгария).

    Расширение  ЕС на восток приведет к укреплению гегемонии Евросоюза на большей  части европейского континента и окажет существенное влияние на экономическое и политическое положение России. Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), которые были основаны торгово-экономическими партнерами бывшего СССР, а затем и балтийские страны, некогда входившие в единый народнохозяйственный комплекс страны, перейдут на торгово-политический режим ЕС. В связи с этим взаимоотношения со странами данного региона должны строиться с учетом опыта долгосрочного сотрудничества с государствами – членами ЕС и являться одним из приоритетов внешнеэкономической политики России. ЕС традиционно является основным внешнеэкономическим партнером России. На его долю в 2001г., например, приходилось около 37% внешнеторгового оборота России, около четверти иностранных инвестиций; кроме того, страны ЕС являются основными кредиторами России.

    Система управления ЕС

    Механизм  функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системы управления, которая состоит как из общих наднациональных или межгосударственных органов, так и из элементов национально-государственного регулирования. Охарактеризуем основные властные структуры ЕС.

    Совет министров (Совет) – законодательный орган, играющий главную роль в системе власти. На его уровне принимаются решения по реализации единой политики ЕС. Голоса различных стран взвешены по их экономической силе, и решения в нем принимаются квалифицированным большинством.

    Европейский совет (Евросовет), в его состав входят главы государств и правительств стран – членов ЕС. Здесь обслуживаются вопросы принципиального характера и решения принимаются на основе консенсуса.

    Комиссия  европейских сообществ (Комиссия, КЕС) – исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. Сфера ее деятельности весьма обширна и разнообразна. Так, КЕС осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельность аграрного рынка, за налоговой политикой и т.д.; она выполняет целый ряд функций, в том числе финансирование из находящихся в ее распоряжении фондов (социального, регионального, аграрного); самостоятельно ведет переговоры с третьими странами, ей принадлежит право распоряжаться общим бюджетом. Одним из важных направлений ее деятельности является приведение в соответствии национальных законодательств, стандартов и норм.

    Европейский парламент (Европарламент) – контролирующий орган, Взаимодействует с Советом министров и КЕС, утверждает бюджет.

    Суд европейских сообществ (Суд) – высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС.

    Помимо  перечисленных существуют другие властные органы, а также различные вспомогательные  учреждения – разного рода комитеты, комиссии, подкомиссии, фонды финансового регулирования.

    Правовая  основа ЕС

    Высшее  место в иерархии права ЕС занимают межгосударственные соглашения о создании и расширении ЕС, а также другие соглашения, затрагивающие функционирование союза. Они подлежат единообразному толкованию и применению для всех стран – участниц ЕС и подпадают под юрисдикцию Суда ЕС. Это первичное законодательство образует нечто вроде конституции ЕС.

    Вторичное законодательство представлено регламентами, директивами , решениями, рекомендациями и мнениями.

    Регламенты по своему статусу главенствуют над национальными законами стран – членов ЕС и приобретают на их территории силу закона.

    Директивы – законодательные акты, содержащие общее положение, которые конкретизируются в специальных постановлениях стран – членов ЕС.

    Решения имеют сугубо индивидуальных адресатов и формально не обладают обязательной силой, хотя и имеет определенное юридическое значение.

    Рекомендации  и мнения не являются обязательными к исполнению.

    В процессе западноевропейской экономической интеграции право играет активную роль, противодействуя центробежным тенденциям. В рамках ЕС, сформировано единое правовое пространство. Право ЕС стало неотъемлемой частью национального права его участников. Обладая прямым действием на территории стран – членов ЕС, оно в то же время автономно, самостоятельно и не подчиняется национальным властям, а наоборот преобладает преимущественной силой в случаях коллизии с национальным правом.

    В областях внешнеторговой и аграрной политики, торгового и гражданского права (свобода конкуренции, монополии и картели), налогового права (сближение систем налогов на прибыль, установления уровня налога с оборота и прямые взносы в бюджет ЕС) законодательные активы Европейского союза заменяют национальные законы. Не допускаются какие-либо национальные нормативные акты, противоречащие праву ЕС. И еще одна особенность – субъектами системы права являются не только государства – члены ЕС, но и их граждане. Однако на нынешнем этапе в области внешнеэкономической политики национальные правительства имеют возможность:

    • Вводить импортные квоты по товарам из третьих стран;
    • Заключать договоры «добровольных ограничений экспорта», и прежде всего с теми странами, где очень низкие цены на продукцию текстильной и электронной промышленности (Япония, Южная Корея);
    • Сохранять особые торговые отношения с бывшими колониями.

    Финансы и бюджет ЕС

    ЕС  располагает собственными финансовыми  средствами независимо от бюджетов входящих в него стран. Размер бюджета ЕС определяется Советом и Европарламентом и утверждается последним.

    Важную  роль в финансовой деятельности играет Счетная палата, осуществляющая общее финансовое управление, контроль над расходами различного рода фондов и финансовых институтов ЕС, например, как Европейский фонд аграрной ориентации и гарантирования, Европейский фонд регионального развития, Европейский социальный фонд. За счет средств указанных фондов финансируются различные направления структурной политики ЕС: аграрная, социальная, региональная, энергетическая и т.д. европейский инвестиционный банк, являясь автономной организацией финансирует капиталовложения ЕС на региональные программы, развитие энергетики, инфраструктуры путем долгосрочных кредитов и гарантий.

Информация о работе Экономическая интеграция