Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:42, контрольная работа
Международная экономическая интеграция – это процесс хозяйственно политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и различных формах.
Особо важным для научно - технического сотрудничества является анализ его эффективности. Эффективность полученных научных результатов рассматривается в нескольких аспектах.
Теоретическая ценность состоит в методах решения проблемы, областях применимости результатов, влияние на смежные отрасли науки.
Техническая ценность характеризуется уровнем технических характеристик (надежности, долговечности, производительности и т.п.), конкурентоспособностью, значением для сотрудничества стран и фирм.
Прикладная ценность выражается в возможности и сферах применения результата в народном хозяйстве или на фирме, масштабах внедрения, наличия побочных результатов. Перспективность мероприятия оценивается временем, в течение которого можно эффективно использовать результат.
Предполагаемая стоимость разработок включает затраты на научные исследования, подготовку специалистов, создание и установку необходимого оборудования, на информационное обеспечение. Время разработки складывается из времени на подготовку материально – технической базы исследований и их проведение на получение и проверку результатов, на внедрение.
Вероятность
реализации планов и результатов
разработки связана с соответствием
научной и материальной базы разрабатываемой
проблеме, с правильностью выбранной формы
сотрудничества. Экономическая эффективность
внедрения результатов определяется чистым
эффектом (прибылью) сроками окупаемости,
конкурентоспособностью по экономическим
показателям национального и мирового
уровня.
5. Главные интеграционные группировки мира
объективный
характер экономической интеграции
не означает, что она происходит
спонтанно, стихийно, вне рамок управления
со стороны государства и
Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить в Западной Европе – ЕС и ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли EAFT), в Северной Америке – НАФТА (NAFTA), и Азиатско-Тихоокеанском регионе – Азиатско–Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЕС).
Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине ХХ столетия складывается единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формируются общие условия воспроизводства и создается механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм.
ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка
Официально до 1 ноября 1993г. ведущая интеграционная группировка западноевропейских стран называлась Европейским сообществом. Она появилась после слияния в 1967г. органов трех ранее самостоятельных региональных организаций:
Важной вехой в развитии ЕС явился вступивший в силу с июля 1987 г. Единый современный акт, одобренный и ратифицированный всеми членами сообщества. Этим актом внесены и юридически закреплены глубокие изменения в договоры об образовании ЕС.
Во-первых, деятельность ЕС в области экономической интеграции соединялась с европейским политическим сотрудничеством в единый процесс. Предусмотрено было создание Европейского союза, который должен обеспечить не только высокую степень экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества стран-участниц, но и согласование внешней политики и обеспечение безопасности.
Во-вторых, в Едином европейском акте была поставлена задача создания в рамках ЕС единого внутреннего рынка «как пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц», что и было достигнуто. Ранее существовавший общий рынок предусматривал не полную ликвидацию всех барьеров во взаимной торговле, а лишь более свободное перемещение товаров через национальные экономические границы.
Для реализации идеи «единого рынка» Комиссия ЕС разработала примерно 300 программ по устранению преград в торгово-экономическом обмене между странами ЕС. К середине 90-х годов эти преграды в основном устранены.
7
февраля 1992 г. голландском городе
Маастрихт был подписан
В конце марта 1998 г. Европейская комиссия объявила окончательный состав экономического и валютного союза – в него вошли 11 государств Евросоюза (за исключением Великобритании, Швеции, Дании, Греции). С 1 января 1999г. правление монетарной политикой в этих странах перешло ЕЦБ, находящемуся во Франкфурте – на – Майере (Германия).
С 1 января 2002г. евро поступило в обращение и заменило национальные денежные единицы.
В настоящее время полноправными членами ЕС являются 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция. Стратегические планы ЕС предусматривают расширение его состава в ближайшие 10 – 15 лет до 30 стран. Эти планы находят свое воплощение в интеграционной деятельности ЕС – это 8 государств, относящихся к «кандидатам первой очереди» (Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Эстония, Кипр, Мальта, Турция) и 5 государств «кандидатов второй очереди» (Латвия, Литва, Словакия, Румыния и Болгария).
Расширение ЕС на восток приведет к укреплению гегемонии Евросоюза на большей части европейского континента и окажет существенное влияние на экономическое и политическое положение России. Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), которые были основаны торгово-экономическими партнерами бывшего СССР, а затем и балтийские страны, некогда входившие в единый народнохозяйственный комплекс страны, перейдут на торгово-политический режим ЕС. В связи с этим взаимоотношения со странами данного региона должны строиться с учетом опыта долгосрочного сотрудничества с государствами – членами ЕС и являться одним из приоритетов внешнеэкономической политики России. ЕС традиционно является основным внешнеэкономическим партнером России. На его долю в 2001г., например, приходилось около 37% внешнеторгового оборота России, около четверти иностранных инвестиций; кроме того, страны ЕС являются основными кредиторами России.
Система управления ЕС
Механизм функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системы управления, которая состоит как из общих наднациональных или межгосударственных органов, так и из элементов национально-государственного регулирования. Охарактеризуем основные властные структуры ЕС.
Совет министров (Совет) – законодательный орган, играющий главную роль в системе власти. На его уровне принимаются решения по реализации единой политики ЕС. Голоса различных стран взвешены по их экономической силе, и решения в нем принимаются квалифицированным большинством.
Европейский совет (Евросовет), в его состав входят главы государств и правительств стран – членов ЕС. Здесь обслуживаются вопросы принципиального характера и решения принимаются на основе консенсуса.
Комиссия европейских сообществ (Комиссия, КЕС) – исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. Сфера ее деятельности весьма обширна и разнообразна. Так, КЕС осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельность аграрного рынка, за налоговой политикой и т.д.; она выполняет целый ряд функций, в том числе финансирование из находящихся в ее распоряжении фондов (социального, регионального, аграрного); самостоятельно ведет переговоры с третьими странами, ей принадлежит право распоряжаться общим бюджетом. Одним из важных направлений ее деятельности является приведение в соответствии национальных законодательств, стандартов и норм.
Европейский парламент (Европарламент) – контролирующий орган, Взаимодействует с Советом министров и КЕС, утверждает бюджет.
Суд европейских сообществ (Суд) – высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС.
Помимо
перечисленных существуют другие властные
органы, а также различные
Правовая основа ЕС
Высшее место в иерархии права ЕС занимают межгосударственные соглашения о создании и расширении ЕС, а также другие соглашения, затрагивающие функционирование союза. Они подлежат единообразному толкованию и применению для всех стран – участниц ЕС и подпадают под юрисдикцию Суда ЕС. Это первичное законодательство образует нечто вроде конституции ЕС.
Вторичное законодательство представлено регламентами, директивами , решениями, рекомендациями и мнениями.
Регламенты по своему статусу главенствуют над национальными законами стран – членов ЕС и приобретают на их территории силу закона.
Директивы – законодательные акты, содержащие общее положение, которые конкретизируются в специальных постановлениях стран – членов ЕС.
Решения имеют сугубо индивидуальных адресатов и формально не обладают обязательной силой, хотя и имеет определенное юридическое значение.
Рекомендации и мнения не являются обязательными к исполнению.
В процессе западноевропейской экономической интеграции право играет активную роль, противодействуя центробежным тенденциям. В рамках ЕС, сформировано единое правовое пространство. Право ЕС стало неотъемлемой частью национального права его участников. Обладая прямым действием на территории стран – членов ЕС, оно в то же время автономно, самостоятельно и не подчиняется национальным властям, а наоборот преобладает преимущественной силой в случаях коллизии с национальным правом.
В областях внешнеторговой и аграрной политики, торгового и гражданского права (свобода конкуренции, монополии и картели), налогового права (сближение систем налогов на прибыль, установления уровня налога с оборота и прямые взносы в бюджет ЕС) законодательные активы Европейского союза заменяют национальные законы. Не допускаются какие-либо национальные нормативные акты, противоречащие праву ЕС. И еще одна особенность – субъектами системы права являются не только государства – члены ЕС, но и их граждане. Однако на нынешнем этапе в области внешнеэкономической политики национальные правительства имеют возможность:
Финансы и бюджет ЕС
ЕС располагает собственными финансовыми средствами независимо от бюджетов входящих в него стран. Размер бюджета ЕС определяется Советом и Европарламентом и утверждается последним.
Важную роль в финансовой деятельности играет Счетная палата, осуществляющая общее финансовое управление, контроль над расходами различного рода фондов и финансовых институтов ЕС, например, как Европейский фонд аграрной ориентации и гарантирования, Европейский фонд регионального развития, Европейский социальный фонд. За счет средств указанных фондов финансируются различные направления структурной политики ЕС: аграрная, социальная, региональная, энергетическая и т.д. европейский инвестиционный банк, являясь автономной организацией финансирует капиталовложения ЕС на региональные программы, развитие энергетики, инфраструктуры путем долгосрочных кредитов и гарантий.