Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 23:56, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотрение основных положений Концепция национальной безопасности России;
-определение основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
- характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности;
- анализ основных показателей экономической безопасности России;
- выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности России на современном этапе развития.
Введение 3
Глава 1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны 5
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности 5
1.2. Концепция национальной безопасности 8
Глава 2. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики 15
Глава 3. Анализ основных показателей экономической безопасности России 25
3.1. Валовой внутренний продукт 25
3.2. Демографические показатели 26
3.3. Уровень преступности 27
3.4. Индикаторы уровня жизни населения 28
3.5. Энергетическая безопасность 28
3.6. Внешнеэкономическая деятельность 29
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Особую
остроту приобретает угроза криминализации
общественных отношений. Росту преступности
и коррупции способствуют серьезные просчеты,
допущенные на начальном этапе проведения
реформ в экономической, военной, правоохранительной
и иных областях государственной деятельности.
Последствия этих просчетов проявляются
в ослаблении правового контроля за ситуацией
в стране, в сращивании отдельных элементов
исполнительной и законодательной ветвей
власти с криминальными структурами, проникновении
последних в сферу управления банковским
бизнесом, крупными производствами, торговыми
организациями и товаропроводящими сетями.
Угрозу национальной безопасности создают
и глубокое расслоение общества на узкий
круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных
граждан, увеличение удельного веса населения,
живущего за чертой бедности, рост безработицы.
Основными
задачами в области обеспечения
национальной безопасности Российской
Федерации в настоящее время
признаны:
- своевременное прогнозирование и выявление
внешних и внутренних угроз национальной
безопасности;
- реализация оперативных и долгосрочных
мер по предупреждению нейтрализации
внутренних и внешних угроз;
- обеспечение суверенитета и территориальной
целостности страны, безопасности ее приграничного
пространства;
- подъем экономики и уровня жизни населения,
проведение независимого и социально
ориентированного экономического курса;
- преодоление научно-технической и технологической
зависимости страны от внешних источников;
- обеспечение на всей территории государства
личной безопасности человека и гражданина,
соблюдение его конституционных прав
и свобод;
- совершенствование системы государственной
власти, федеративного и местного самоуправления,
законодательства всех уровней; формирование
гармоничных межнациональных отношений;
укрепление правопорядка; сохранение
социально-политической стабильности
общества;
- неукоснительное соблюдение законодательства
всеми гражданами, должностными лицами,
государственными органами, политическими
партиями, общественными и религиозными
организациями;
- равноправное и взаимовыгодное сотрудничество
со всеми государствами мира;
- подъем и поддержание на достаточно высоком
уровне оборонного потенциала государства.
Важнейшими задачами во внешнеэкономической
деятельности являются:
- создание благоприятных условий для
международной интеграции российской
экономики;
- расширение рынков сбыта российской
продукции;
В
условиях либерализации внешней
торговли и обострения конкуренции
на мировом рынке товаров и
услуг необходимо усилить защиту
интересов от отечественных
Основными направлениями обеспечения
национальной безопасности Российской
Федерации во внутриэкономической деятельности
следует считать:
- правовую поддержку реформ и создание
эффективного механизма контроля за соблюдением
законодательства страны;
- усиление государственного регулирования
в экономике;
- принятие необходимых мер по преодолению
последствий экономического кризиса,
сохранение и развитие научно-технического,
технологического и производственного
потенциалов, переход к экономическому
росту при снижении вероятности техногенных
катастроф, повышение конкурентоспособности
отечественной промышленной продукции,
подъем благосостояния населения.
Переход
к высокоэффективной и
На первый план выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, обеспечением полной занятости населения.
Существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности; принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики; облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, реальная помощь государства, реализация целевых программ структурной перестройки промышленности. Как никогда ранее, самыми приоритетными становятся задачи по опережающему развитию конкурентоспособных отраслей и производств, расширению рынка наукоемкой продукции. В целях их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития прогрессивных технологий, повышающих конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.
Важное
значение имеет концентрация финансовых
и материальных ресурсов на приоритетных
направлениях науки и техники, оказание
поддержки ведущим научным
Таким образом, обеспечение экономической безопасности является принципиально важным в целях укрепления государства, реального обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности и демократического, социального партнерства.
Глава 2. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики
Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национально-государственных интересов. Именно через категорию национально-государственных интересов сплетаются воедино проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства: состояние генофонда нации, предпосылки и условия ее физического здоровья и социально-культурного процветания; геополитические и геоэкономические позиции страны в современном мире.
На первых этапах российских экономических реформ вопрос об их соответствии национально-государственным интересам России, к сожалению, не ставился. Рыночные реформы сами по себе считались приоритетом номер один, проблемы вариантов их проведения игнорировались.
Национально-
Экономическая
безопасность означает надежную, обеспеченную
всеми необходимыми средствами и
институтами государства (включая
силовые структуры и
Состояние экономической безопасности оценивается перечнем параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Как свидетельствует опыт многих зарубежных стран, за пределами этих значений система теряет способность к динамичному саморазвитию и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, в ней усиливается коррупция и криминалитет.
Виды
экономической безопасности определяются
в зависимости от сфер и отраслей
экономической деятельности и соответствующих
рынков. В реальном секторе экономики
речь идет в первую очередь о производственно-
Энергетические проблемы современной экономики требуют выделения в самостоятельный вид энергетической безопасности. Это связано как с ограниченностью и дороговизной источников энергии, так и с конкурентной борьбой за контроль над этими ресурсами между предприятиями-производителями энергоносителей и энергопроводящими сетями. Сегодня энергетическая политика во всех регионах мира глобализуется и превращается в один из главных объектов геополитического и геоэкономического планирования.
Инфляционная безопасность выражается в росте цен. Но она, как правило, связана с общей сбалансированностью финансовых потоков и равновесием в экономике. Рост цен может отражать конъюнктуру на финансовых рынках, рынках валюты, состояние бюджетного, торгового и платежного балансов страны. Поэтому общий инфляционный потенциал экономики, складываю¬щийся в результате всей совокупности факторов, часто говорит о финансовой безопасности вообще, частными проявлениями которой и являются инфляци¬онная, валютная и другие подвиды, связанные с бюджетом, банками, рынками ценных бумаг.
Самостоятельный вид образует внешнеэкономическая безопасность, обус¬ловленная взаимодействием национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков. Она проявляется в конкурентоспособности отечественных экс¬портеров, внутренних производителей, экономики в целом, отражается в показа¬телях внешней торговли в структуре ВВП; в результатах годовых платежных и торговых балансов; в динамике и структуре внешнеторгового оборота.
Возрастающую
роль в современной экономике
играет интеллектуальная безопасность.
Обеспечение безопасности в этой области
должно достигаться с помощью патентной
защиты, таможенного регулирования.
Еще один вид экономической безопасности
- информационная безопасность, особая
роль информации и информационных технологий
в организации современных рынков, бизнеса.
Мир
пока продолжает жить по законам баланса
сил, а не согласования интересов. В настоящее
время колоссальную роль играют вызовы,
идущие от глобализации мировой экономики.
Глобализация - процесс объективный., о
нем сейчас говорится много, и он оценивается
неоднозначно. Без сомнения, надо развести
понятия объективной глобализации и той
парадигмы, по которой она сегодня вполне
регулируемо развивается под патронажем
США и их геополитических партнеров. Процесс
глобализации идет в русле неолиберальной
парадигмы, он носит целенаправленный
характер и отражает интересы ключевых
субъектов глобальной экономики. Это моноцентричная
глобализация, которая в интересах ведущих
западных держав и транснациональных
капиталов стремится ликвидировать национальные
и даже региональные (геополитические)
границы.
Однако надо иметь в виду, что экономическое
развитие не терпит монопольного доминирования.
И объективно полицентричная модель глобализации
в большей степени соответствует как реалиям
мировой экономики, так и интересам государств
и регионов, не входящих в «золотой миллиард».
России
важно выработать собственное видение
своего места в глобализации, выстроить
соответствующие
Отдельного
рассмотрения требует вопрос о субъектной
структуре глобальной экономики. Для
этого необходимо проанализировать:
- процесс объединения национальных государств
в интеграционные союзы;
- транснациональные капиталы, транснациональные
корпорации (ТНК) и банки как их организационно-правовые
формы;
- международные экономические институты
регулирования и координации .
Экономически развитые государства и
их различные интеграционные образования
активно содействуют деятельности транснациональных
корпораций, происхождение или базирование
которых так или иначе связано с соответствующими
национальными интересами экономического,
дипломатического, а часто и военно-политического
характера. Эти государства, будучи наиболее
влиятельными членами МВФ, ВТО, МБ и других
международных экономических институтов,
оказывают решающее воздействие на их
деятельность. Международные экономические
институты в свою очередь, с одной стороны,
демонстрируют финансово-экономическую
многостороннюю поддержку политики западных
держав и прежде всего США; с другой стороны,
активно формируют институциональные
основы нового экономического миропорядка,
в котором доминируют транснациональные
капиталы и международные финансовые
рынки.
Вопрос о том, на какой платформе возможно
развитие глобализации и как сочетать
современный глобализм с идеями многополюсного
мира, интересами национальных государств,
отдельных регионов, остается открытым.
В
условиях образования новых
Информация о работе Экономическая безопасность в системе национальной безопасности