Экономическая безопасность Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 23:00, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Обеспечение экономической безопасности является важным, направлением деятельности государства. Она включает в себя множество государственно-правовых аспектов, что свидетельствует о постоянной актуальности исследуемой проблемы. Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 46.93 Кб (Скачать)

В состав этой группы входят следующие показатели:

  • Уровня и качества жизни населения, которые можно оценить многими параметрами:
  • производство валового внутреннего продукта или валового национального продукта на душу населения;
  • личный располагаемый доход;
  • потребительские расходы;
  • личные сбережения;
  • индекс потребительских цен;
  • средняя заработная плата;
  • социальный и физиологический прожиточный минимум;
  • индекс дифференциации доходов (децильный коэффициент);
  • уровень безработицы;
  • уровень бедности населения;
  • уровень потребления основных продуктов питания на душу населения;
  • обеспеченность жильем;
  • состояние здравоохранения;
  • уровень образования;
  • продолжительность жизни;
  • показатель чистого экономического благосостояния;
  • «совокупный индекс развития человеческого потенциала» и другие[38, с.14].

Под уровнем жизни понимается обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления  и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей».

Под качеством жизни в  широком толковании понимается удовлетворенность  населения своей жизнью с точки  зрения различных потребностей и  интересов. Это понятие охватывает: характеристики и индикаторы уровня жизни как экономической категории, условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность и  гарантии, охрану правопорядка и соблюдение прав личности, природно-климатические  условия, показатели сохранения окружающей среды, наличие свободного времени  и возможности хорошо его использовать, и, наконец, субъективные ощущения покоя, комфортности и стабильности.

  • Экономического роста:
  • динамика и структура национального производства и дохода;
  • показатели объемов и темпов промышленного производства;
  • индекс роста промышленного производства, в том числе по отраслям и его удельный вес в ВВП;
  • темп роста производства агропромышленного комплекса;
  • отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей;
  • капиталовложения;
  • структура ВВП и др.
  • Характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны:
  • показатели ресурсосбережения;
  • состояние воспроизводство факторов производства;
  • эффективность использования научных технологий.
  • Характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов:
  • уровень цен в % к США;
  • соотношение между ценовой массой товаров и денежным обеспечением;
  • уровень инфляции;
  • дефицит консолидированного бюджета;
  • действие внешнеэкономических факторов;
  • стабильность национальной валюты;
  • внутренняя и внешняя задолженность.
  • Характеризующие деятельность теневой экономики:
  • показатели производства товаров;
  • показатели услуг и доходов от незарегистрированной и запрещенной деятельности, их доля в ВВП и национальном доходе.
  • Характеризующие встроенность государства в мировую экономику:
  • экспорт, импорт, сальдо;
  • структура, доля в экспорте готовых изделий и высокотехнологических товаров;
  • импортная зависимость, доля импорта во внутреннем потреблении;
  • обменный курс валюты и паритет покупательской способности[38, с.19].

Важным для экономической  безопасности страны является показатель объема иностранной валюты в наличной форме к общему объему наличных денег. Он отражает значительную долларизацию денежного обращения.

 

 

2. Составные элементы  экономической безопасности.

Экономическая безопасность государства основывается на технико-производственной безопасности.

Технико-производственная безопасность – это способность страны оперативно компенсировать негативные последствия  возможного сокращения или остановка  внешнеэкономических связей или  внутренней социально-экономической  нестабильности и продолжение обновления в проводных сферах экономики, обеспечивая  при этом удовольствие общественных, в том числе оборонительных, нужд на принятом уровне[24, с.35].

Главным фактором технико-производственной безопасности является ресурсное обеспечение. Высокая обеспеченность Украины  отдельными видами стратегического  сырья гарантирует функционирования базовых сфер экономики в случае усложнения международного положения. Одновременно что касается хлопка, цветных металлов и энергоносителей  ситуация является достаточно сложной.

Под энергетической безопасностью  следует понимать состояние защищенности государства (региона), общества, граждан, народного хозяйства от угрозы дефицита или нарушений в обеспечении  обоснованных потребностей в энергии  экономически доступных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) как при нормальных условиях, так и в необычных  ситуациях.

При нормальных условиях потребности  в энергии должны обеспечиваться в полном объеме, при непредвиденных ситуациях – в гарантированном  минимально необходимом объеме.

Общеэкономический кризис в  Украине отбросил производство продукции  топливно-энергетического комплекса (ТЭК) на несколько десятков лет назад: добыча угля сократилась более чем в два раза, и теперь находиться на уровне 1938-1962 гг., газа – в 1,5 раза, нефти – почти на треть (уровень 1961-1962 гг.), производство основных нефтепродуктов сократилось в 3-6 раз и находится на уровне 70-х годов прошлого столетия. По данным Минэнерго Украины, 48% энергоблоков тепловых электростанций, которые составляют основу национальной электроэнергетики, полностью отрабатывали свой граничный ресурс. Для его восстановления необходимо не менее чем 30 млрд. дол. США. Не лучшее состояние в угольной промышленности, которая является главным источником топлива для других сфер энергетики.

Однако, прежде всего энергетическая безопасность Украины связана с  внешними факторами. Большинство энергоносителей  импортируется. Импорт энергоносителей в 2001г. составил 6,3 млрд. дол. США (39,6% общего импорта). В импорте топлива преобладают природный газ (52,6%) и сырая нефть (33,7%).

Согласно с Национальной энергетической программой в 2010г. Часть  собственных первичных ресурсов ПЭК возрастет до 60%. Однако и в  этом случае пороговые значения экономической  безопасности не будут достигнуты.

Важной является проблема односторонней зависимости от поставок извне. Поэтому следует искать альтернативные источники топлива, принимать участие  в строительстве и транспортировке  нефте - и газопродуктов из Каспия и Ближнего Востока, реализации проектов создания собственного замкнутого ядерного топливного цикла.

Перспективным направлением обеспечения энергетической безопасности следует считать эффективное  использование электроэнергии и  тепла. В частности, важным резервом является поставка на ТЭС угля, обогащенного соответственно проектному уровню. Это  даст возможность ощутимо сократить  потраченное на угольных ТЭС остродефицитных  мазуту и природный газ.

Требует усовершенствования механизм энергорынка – несколько  сотен поставщиков электроэнергии (преимущественно коммерческих посредников) контролируют, по разным оценкам, близко 20% электроэнергии и получают свыше 60% прибыли от реализации объема энергии, отпущенного потребителям. При этом они практически не вкладывают средств в инвестирование энергопредприятий. Кредиты, которые предоставляются Мировым банком для нужд электроэнергетики Украины, недостаточно для существенного улучшения экономических показателей энергопредприятий. К тому же их погашение должно происходить за счет увеличения тарифов на энергию, что негативно влияет на платежеспособность потребителей, дестабилизирует финансовое положение энергопредприятий и создает условия для опасного роста задолжности из предоставленных кредитов в будущем.

Для устранения влияния рассмотренных  факторов следует, прежде всего, создать  условия для реальной конкуренции  именно в сфере производства энергии.

По современной классификации, существует такие четыре группы угроз  энергетической безопасности:

  • многоотраслевые;
  • энергоэкономические;
  • уровней резервирования;
  • технические.

Каждая из них может  оцениваться разным количеством  индикаторов. Для условий Украины  уровень многих показателей и  их окончательный пересчет еще нужно  объективно определить.

Проблемы образования  основного капитала. Состояние инвестиционной сферы Украины полной мерой обозначается состоянием национальной экономики  в целом. Наиболее негативные сдвиги наблюдались в машиностроении, особенно в тяжелом и транспортном, легкой промышленности, черной и цветной  металлургии, угольной, электроэнергетической, оборонной сферах. Сокращение производственных фондов на многих предприятиях приблизилось к черте, за которой страна начинает терять производственный потенциал. С 1995г. происходит сокращение реального основного капитала. Базовые производства – промышленность, а также «бюджетные» социальные сферы потеряли от 2 до 7% стоимости основных способов.

Темпы обновления основных фондов чрезмерно низкие. В сравнении с 1990г. средний срок их службы в экономике вырос на 3, а в производственной сфере – на 4 года. Выпуск продукции машиностроения, назначенный на замену устарелой изношенной техники, в сравнении с 1990г. сократился на 75-97%.

Реальное введение производственных мощностей сократилось еще ощутимее.

Хотя «дно» инвестиционного  кризиса Украина прошла еще в 1994-1996гг., инвестиционное обеспечение  отечественной экономики по объему все еще остается на уровне 1982-1983гг., то есть 20-летней давности (см. Б).

Созданные в советские  времена капитальные объекты  до сих пор составляют подавляющую  часть современных фондовых нагромождений. Состояние на 1 января 2001г. только 11,5% основных фондов материальной сферы  пребывали в эксплуатации до 5 лет, еще 20,4% - от 5 до 9 лет, тогда как 11,3% основных фондов использовались от 10 до 14 лет, 17,4% - от 15 до 20 лет, 39,4 % - свыше 20 лет. В среднем  возраст действующих основных фондов составляет 18,7 года.

С каждым годом уменьшается  количество выполненных в Украине  научно-технических разработок, в  том числе, что касается создания новых видов техники и технологии. Если часть таких разработок, в  общем, их количестве в 1991г. составляла 41,1%, то в 1996г. – 33,5%, в 1997г. – 34%, в 1998г. – 29,9%, в 1999г. – 24,5%, а в 2000г. – 20%. Принципиально  новые технические решения содержат каждая шестая разработка, тогда как  в 1990г. такой была каждая четвертая  разработка. Уменьшается количество предприятий, которые внедряют инновации  в производство. Снижаются также  показатели инновационной деятельности в промышленности, вероятность революционного влияния этих разработок на технический  уровень производства.

Прогрессивные технологии и  современная техника внедряются очень медленно.

В такой ситуации внедрение  государственных стимулов активизации  капиталосоздания поднимется до уровня вопросов национальной безопасности, а разработка соответственной стратегии  и тактики по поводу достижения необходимого синтеза финансово-инвестиционных и инновационных решений становится неотложным заданием государственной  экономической политики.

Растущее значение современных  технологических решений в производстве перспективных товаров актуализирует  проблему технологической безопасности.

Технологическая безопасность – это состояние научно-технологического потенциала страны, который гарантирует  самостоятельную разработку современных  технологических решений в сжатые сроки [42.157].

Осью возрождения экономики  Украины должны стать научно-технические  программы в сфере металлургии, зерна, аэрокосмических исследований и аппаратов, производства минеральных  удобрений, энергетики, переработке  промышленных отходов, трубопроводного  транспорта и т.д. Они могут быть инсценированы Украиной для общего инвестирования и во взаимных интересах  соседних стран на базе ее современных  разработок.

Такие проекты добавят  возможность реализовать потенциальные  возможности украинской науки и  разработанных ею высоких технологий, эффективно использовать имеющуюся  индустриальную и технологическую  базу, производственные мощности, проектно-конструкторский  и научно-исследовательский потенциал, имеющиеся ресурсы трудоспособного  населения, остановить разрушительные процессы деспециализации и распада  кооперационных связей, привлечь мировые  технологические достижения.

Украина должна заботиться о повышении самообеспеченности в ключевых технологиях цивильного и оборонного производства. Массовое использование современных технологий будет способствовать переходу национальной экономике на интенсивную модель развития, существенному изменению ее экспортно-импортной структуры, ликвидации лишней зависимости с заграницы.

Сегодня в Украине назрел селективный подход к развитию науки, который включает приоритетную государственную  поддержку соответственных направлений  науки и техники, фундаментальных  исследований, а также создание и  внедрение рыночных научно-технологических  инноваций.

Наиболее приоритетными  направлениями научно-технологического развития в Украине являются такие:

  • фундаментальная наука, в первую очередь внедрение разработок отечественных научных школ, которые имеют мировое значение;
  • базовые прикладные исследования и технологии, в которых Украина накопила значительный научный и производственный потенциал, который способен обеспечить стратегический выход отечественной продукции на мировой рынок;
  • разработка технологий сохранения и защиты здоровья человека, обеспечение населения медицинской техникой, медицинскими препаратами, средствами профилактики и лечения;
  • внедрение ресурсо- и энергохранительных технологий и технологий развития электроэнергетической сферы, новых технологий и техники в перерабатывающих сферах производства, в первую очередь в агропромышленном комплексе, легкой и пищевой промышленности;
  • формирование «точек роста» - наукоемких производственных процессов, государственная поддержка создания и функционирования инновационных структур (технопарков, инкубаторов и т.д.);
  • создание конкурентоспособных перерабатывающих производств;
  • технологическое и техническое обновление базовых отраслей экономики;
  • высокорентабельные инновационно-инвестиционные проекты, реализация которых может дать быструю отдачу и начнет прогрессивные изменения в структуре производства и тенденциях его развития.

Информация о работе Экономическая безопасность Украины