Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 15:07, реферат
Совокупность заключенных и исполненных фирмой-импортером внешнеторговых сделок представляет собой форму осуществления в реальной жизни внешнеэкономической деятельности и опосредования внешнеэкономических связей на микроэкономическом уровне. В советской экономической литературе анализу на эффективность подвергались внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономические связи на различных управленческих уровнях; народного хозяйства в целом, отрасли и предприятия.
Наибольший вклад в теорию экономического анализа внешнеэко¬номической деятельности в семидесятые годы нашего века внесли Г.M. Тучкин (33), А.А Андрюшенко (33), С.Н. Захаров (32), B.C. Западворов (33).
Несмотря на то, что разработанная теория анализа эффективности
внешнеэкономической деятельности имела систему показателей и на
ее основе применялись министерствами и ведомствами методики
анализа внешнеэкономической деятельности, краеугольный ее
камень – вопрос о критерии эффективности – оставался дискуссионным вплоть до начала экономических реформ.
Остановимся подробнее на факторах второго порядка, указанных в табл. 1.2 на С.53.
Как было сказано выше, теория Юджина Фэмэ различает три степени эффективности рынка: слабую, среднюю и сильную. Мы считаем, что предельный уровень рентабельности продаж импортного товара отражает степень эффективности рынка сбыта фирмы-импортера.
Степень эффективности рынка указывает, прежде всего, на уровень информированности инвесторов о ценах на товар. При наличии полной информации о ценах невозможно получить большую прибыль от продажи товара, чем прибыль потенциальных конкурентов фирмы-импортера. Соответственно, при наличии ограниченной информации о ценах, фирма-импортер может получить сверхприбыль от торговли импортным товаром.
При наличии низкой степени эффективности рынка сбыта фирмы-импортера можно существенно увеличить рентабельность продаж импортного товара за счет получения скидок с цены поставщика импортного товара и установления высокой продажной цены, т.е. за счет увеличения торговой надбавки при продаже товара. Понятно, что имеются существенные рыночные ограничения по увеличению торговой надбавки: это покупательский спрос, качество поставляемых товаров. Поэтому существует предельная пени, по которой можно купить импортный товар, не опасаясь снижения его потребительских свойств, и предельный уровень продажной цепы, по которой можно продать товар, не опасаясь падения сароса на него. Ниже мы подробнее остановимся на ограничивающих факторах импортного контракта.
Уровень инфляции, по нашему мнению, тоже предопределяет степень эффективности рынка, это следует из содержания теории эффективного рынка.
Фактор "Существенные условия контракта на импорт товаров народного потребления", по нашему мнению, влияет на продолжительность коммерческого цикла внешнеторговой сделки, условия оплаты импортного товара и размер издержек по исполнению сделки.
Продолжительность коммерческого цикла импортного контракта зависит как от случайных обстоятельств, которые невозможно учесть при планировании сделки, так и от достигнутой сторонами договоренности об основных условиях данной коммерческой сделки, которые содержится в тексте контракта.
Хотя реальные условия бизнеса настолько многообразны, что предусмотреть варианты всех сделок какой-либо классификацией невозможно, выделяются следующие основные юридические формы внешнеторгового контракта на импорт: договор купли-продажи (в том числе бартерный договор как особая его форма) и агентский договор (40, С. 23-24),
Юридическое содержание укачанных видов договоров отличается, прежде всего, распределением риска случайной гибели, порчи и повреждения товара. Основными разновидностями агентского договора являются контракты консигнации или комиссии. Также различают агентов - брокеров, делькредере, с исключительными правами, аукционистов, судовых.
По контракту консигнации (комиссии) предметом контракта является поручение продать или передача на комиссию товара, принадлежащего на праве собственности консигнанту (Консигнант - поставщик товара по договору консигнации, консигнатор - доверенное лицо поставщика). Риск утери, порчи, непродажи товара всегда лежит на собственнике товара. Импортер по данному договору выступает посредником и несет риск понесения убытков в размере расходов на исполнение контракта, в том числе на уплату таможенных пошлин и страхование груза. Понятно, что по условиям данного контракта основная часть оборотного капитала принадлежит поставщику, консигнатор вкладывает в исполнение контракта денежные средства, необходимые для оплаты указанных выше расходов, однако его доход ограничен размерами комиссионного вознаграждения.
Таким образом, агентский договор является, при прочих равных условиях, менее рисковым по отношению к договору купли-продажи, согласно которому риск утери, порчи и непродажи товара переходит к импортеру согласно базисному, условию поставки. Так как уровень вознаграждения по агентскому договору составляет всего несколько процентов от суммы внешнеторгового оборота, наиболее распространенной формой внешнеторгового договора является контракт купли-продажи.
С точки зрения оценки сделки на эффективность, независимо от юридической формы внешнеторгового договора, нас интересует экономический результат от оборота всего авансированного в импортный контракт капитала, поэтому мы предполагаем, что объектом анализа являются контракты купли-продажи.
Но контракту купли-продажи оборотный капитал принадлежит импортеру, в определенный момент исполнения сделки на него ложится также риск непродажи, случайной гибели и повреждения товара. Предметом контракта является купля-продажа (поставка) товара в собственность импортера. По бартерному контракту риск полностью лежит на импортере, оборотный капитал также принадлежит ему, он имеет полностью натуральную форму. По бартерному контракту применяется самая высокая вилка таможенной пошлины, что увеличивает сумму оборотного капитала и издержек.
Следовательно, не юридическая форма, а существенные условия контракта влияют на продолжительность коммерческого цикла импортной сделки.
Рассмотрим основные условия контракта на импорт на примере внешнеторгового договора купли-продажи.
Последний получил наибольшее распространение из внешнеторговых договоров во всем мире. Заключение международного договора купли-продажи реализуется Венской Конвенцией ООН о контрактах международной купли-продажи 1980г. и национальным законодательством стран-членов ООН (41, С. 4-34).
Указанный документ регулирует отношения продавца и покупателя во внешнеторговой сделке купли-продажи.
Существенными условиями внешнеторговою договора купли-продажи являются: срок и дата наставки, оформление платежа и цена товара.
Под сроком поставки подразумевается определение момента передачи товара в собственность покупателя или его доверенного липа продавцом. Различаются следующие сроки поставки: немедленная поставка (в течение двух недель), поставка без задержки, поставка со склада, товар в наличии на месте - в случаях, когда контракт краткосрочный. Самой непродолжительной по времени является немедленная поставка. Срок поставки также может быть определен другими способами; путем определения календарного дня или периода поставки; указанием количества месяцев, недель, дней, начиная с момента совершения какого-либо действия стороной по договору; путем согласования определенного условия. Очевидно, что приведенные способы определения срока поставки могут существенно удлинить реально возможный срок поставки, например, условие поставки "в течение лета" может быть исполнено 31 августа и тогда соответствующий шаг коммерческого цикла значительно увеличится. Также выделяют особые условия поставки: с оплатой вперед (внесение задатка или оплата всей стоимости товара). Таким образом, условия поставки непосредственно влияют на продолжительность оборота капитала.
Условия платежа содержат определение условий расчетов за товар по контракту. Они устанавливают следующие параметры: способ, форму платежа и его срок, а также защитные валютные оговорки.
Различают следующие способы платежа: наличный платеж (по получении товаросопроводительных документов поставщика); платеж авансом, платеж в кредит, а также сочетание указанных способов. Кроме того, в условиях контракта могут быть предусмотрены оговорки об отсрочке платежа либо об оплате в рассрочку, что является формой предоставления товарного кредита покупателю.
Технически платеж осуществляется с использованием следующих форм расчетов: денежный перевод, инкассо, документарный аккредитив, платеж по открытому счету, чеком, векселем. Срок платежа может быть либо конкретным (Date of payment) либо определен количеством дней после получения уведомления покупателем от поставщика об отправке товара. Способ и форма расчетов непосредственно влияют на исполнение контракта на импорт.
Здесь необходимо отметить, что непосредственно на движение оборотного капитала влияет срок платежа, а способ и форма платежа в значительной степени предопределяют массу оборотного капитала. Остановимся на этом подробнее. Способ платежа вызывает приток или уменьшение собственного оборотного капитала: в случае перечисления аванса иностранному поставщику происходит увеличение средней суммы авансируемого оборотного капитала, а в случае продажи товаров в кредит - его уменьшение. Особым случаем является платеж наличными, который представляет собой поставку товара против платежа, т.е. оплату товара в момент перехода товара или товарных документов к покупателю. В этом случае прирост уровня товарных запасов при прочих равных условиях соответствует расходу денежных средств, поэтому изменения величины оборотного капитала не происходит.
Форма платежа предопределяет срок инкассации денежных средств и непосредственно связана с движением оборотного капитала и его величиной. Увеличение суммы оборотного капитала и относительное удлинение коммерческого цикла свойственно расчетам по аккредитиву. Денежные средства при использовании данной формы расчетов не участвуют в обороте предприятия в течение срока действия аккредитива и времени пробега документов. Расчеты векселем предполагают, что на его погашение требуется минимальный срок, который необходимо учитывать в коммерческом цикле контракта. Остальные формы расчетов носят относительно нейтральный характер по отношению к эффективности контракта и самостоятельного значения по отношению к способу платежа не имеют.
Очевидно, что продолжительность коммерческого цикла контракта на импорт зависит от условия "срок и дата поставки" и "оформление платежа".
Размер и срок кредита поставщику товара зависит от условия "оформление платежа". Наибольший уровень авансирования достигается при наличии условия платежа - 100% аванс (предварительная оплати), наименьший - при наличии условия платежа «последующая оплата».
Натурально-вещественная форма объекта импортного контракта предопределяет особенности спроса на данный товар, т.к. каждый предмет потребления имеет свою рыночную нишу. Это означает, что существуют предметы массового спроса, и эксклюзивные продукты, например, ювелирные изделия, изделия из меха, дорогие автомобили. Если разбить предметы потребления на группы по признаку удовлетворяемой ими потребности, то внутри каждой группы можно найти предметы эксклюзивного производства: например, в качестве бытовых телевизоров производятся телевизоры для «домашних кинотеатров», среди бытовых видеокамер, предлагаемых на рынке, имеются полупрофессиональные модели. Основной спрос па указанные изделия предъявляют или очень обеспеченные люди, или те, чья профессиональная деятельность или увлечение связано с удовлетворяемой ими потребностью, т.к. их цена существенно выше аналогов массового спроса. Понятно, что объем спроса на указанные товары существенно ограничен по сравнению с изделиями массового спроса. Вместе с тем, конкуренция и закон спроса обеспечивают постоянное присутствие эксклюзивного импортного товара на рынке. Обычно их продают предприятия соответствующей категории.
Размер внутренних издержек зависит от условия "цена товара", а точнее от базиса поставки. Очевидно, что при базисе поставки группы «С» Инкотермс-90 издержки по доставке и заготовке товара меньше, чем при базисе поставки группы «В», согласно которому поставщик передает товар импортеру на своем складе. При этом под внутренними издержками мы понимаем издержки, которые возникают в связи с исполнением данного контракта: это расходы на оплату импортного товара, его доставки и страхования в пути, на его таможенную очистку.
Издержки, вмененные рыночным положением фирмы-импортера и конъюнктурными обстоятельствами мы считаем внешними, и будем учитывать это разделение при дальнейшем анализе. Внешние издержки предопределяются ограничивающими факторами контракта.
Основные ограничивающие факторы широко освещены в современной экономической литературе. Роль ограничивающих факторов подробно освещена в книге "Бухгалтерский анализ": «Одной из наиболее распространенных проблем в процессе принятия решений является принятие решения в ситуации, когда для удовлетворения потенциального спроса недостаточно ресурсов и необходимо принять решение о том, как наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы». (64, С. 253)
Основными ограничивающими факторами являются;
Но нашему мнению, для импортной сделки к ограничивающим факторам относится уровень таможенного обложения.
Уровень таможенного обложения как метод тарифного регулирования внешнеторговых операций призван в долгосрочной перспективе повысить конкурентоспособность отечественного аналога импортного товара. В настоящее время, это преимущественно товар, собранный из импортных комплектующих. В условиях сильной степени, эффективности рынка повышение импортных тарифов ограничено: об этом свидетельствует опыт стран-членов Всемирной торговой организации и. Европейского сообщества. Уровень таможенного обложения прямо пропорционально влияет на покупную стоимость импортного товара и. соответственно, на эффективность импортных сделок.
Уровень таможенного обложения является ограничивающим фактором потому, что он относится к сфере государственного регулирования и не может быть изменен никакими усилиями фирмы-импортера.
Существенные условия контракта на импорт и ограничивающие факторы в своей совокупности предопределяют бюджет импортной сделки, т.е. ее основные переменные: сумму оборотного капитала, сумму таможенных платежей, сумму внутренних и внешних издержек, прогнозируемый объем продаж и прибыли, критический уровень продажной цены.
Информация о работе Эффективность внешнеэкономической деятельности и методы ее измерения