Эффективность внешнеэкономической деятельности и методы ее измерения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 15:07, реферат

Краткое описание

Совокупность заключенных и исполненных фирмой-импортером внешнеторговых сделок представляет собой форму осуществления в реальной жизни внешнеэкономической деятельности и опосредования внешнеэкономических связей на микроэкономическом уровне. В советской экономической литературе анализу на эффективность подвергались внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономические связи на различных управленческих уровнях; народного хозяйства в целом, отрасли и предприятия.
Наибольший вклад в теорию экономического анализа внешнеэко¬номической деятельности в семидесятые годы нашего века внесли Г.M. Тучкин (33), А.А Андрюшенко (33), С.Н. Захаров (32), B.C. Западворов (33).
Несмотря на то, что разработанная теория анализа эффективности
внешнеэкономической деятельности имела систему показателей и на
ее основе применялись министерствами и ведомствами методики
анализа внешнеэкономической деятельности, краеугольный ее
камень – вопрос о критерии эффективности – оставался дискуссионным вплоть до начала экономических реформ.

Файлы: 1 файл

Эффективность ВЭД.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

NPV -PV- инвестиции        (1.2)

где NPV – чистая приведенная стоимость, PV - приведенная стоимость, инвестиции - сумма затрат на проведение сделки.

Согласно так называемому правилу чистой приведенной стоимости инвестиции будут эффективными, если их чистая приведенная стоимость положительна, т.е. больше нуля (63, С.15). Содержание понятия эффективности, помимо критерия эффективности, имеет общее основание: сделка эффективна, если сегодняшняя цена инвестиций в нее ниже или равна приведенной стоимости ожидаемых денежных поступлений от продаж объекта сделки, т.е. справедливо неравенство:

0

NPV
1                (1.6)

где NPV  - чистая приведенная стоимость

Если чистая приведенная стоимость проекта ниже нуля, это значит, что может иметь место прирост оборотного капитала в результате купли-продажи объекта контракта, но он будет меньше, чем прирост оборотного капитала в результате альтернативных издержек.

При анализе сделки по методу внутренней нормы доходности, при прочих равных условиях, считаются эффективными сделки, внутренняя норма доходности которых превышает альтернативные издержки. Под внутренней нормой доходности в данном методе понимается ставка дисконта, при которой чистая приведенная стоимость проекта равняется нулю (63, С. 82):

Норма доходности = поток денежных средств / инвестиции -1        (1.3)

или

Норма доходности = прибыль / инвестиции         (1.4.)

Связь чистой приведенной стоимости и нормы доходности выражается уравнением (63, С.82):

NPV =

C1 / (1+ ставка дисконта) = 0      (1.5)

где С0 - инвестиции; С1 - объем продаж по контракту; NPV – чистая приведенная стоимость.

При расчете уровня коэффициента «выгоды-издержки» сделка будет считаться эффективной, если значение коэффициента больше единицы: «Согласно методу рентабельности мы принимаем все проекты, коэффициенты рентабельности которых больше 1» (63, С.92). Под коэффициентом «выгоды-издержки» или коэффициентом рентабельности понимается отношение приведенной стоимости будущих денежных поступлений к сумме первоначальных инвестиций в сделку. Понятно, что данный коэффициент рентабельности по своему экономическому содержанию отличен от обычного коэффициента рентабельности.

Метод анализа эффективности проектов по чистой приведенной стоимости, по внутренней норме доходности и по коэффициенту «выгоды - издержки» применяется для анализа долгосрочных проектов, т.е. операций коммерческий цикл которых длится более одного года.

Таким образом, мы можем предположить, что критерий эффективности внешнеэкономической сделки предопределяется методом анализа ее эффективности. Выбор метода анализа зависит от совокупности факторов, определяющих эффективность сделки. Взаимосвязь факторов эффективности, методов анализа и критерия эффективности изображена на рис. 1. Для принятия решения о выборе метода анализа импортного контракта необходимо рассмотреть существенные факторы его эффективности.

 

       ФАКТОРЫ                           МЕТОДЫ


     ЭФФЕКТИВНОСТИ                                АНАЛИЗА


                                                                            

                                                      КРИТЕРИИ

                                                   ЭФФЕКТИВНОСТИ          

 

Рис. 1. Взаимосвязь критерия, методов анализа и факторов эффективности контракта

 

Существенные факторы эффективности импортного контракта обусловлены его экономическим содержанием – это ввоз товара импортного производства на таможенную территорию страны-импортера, после заключения контракта на его закупку. Импортный контракт на закупку товаров народного потребления, который является объектом проводимого в диссертации анализа, представляет собой контракт купли-продажи готовой продукции у иностранного производителя или торгового посредника.

Исполнение контракта на закупки предполагает авансирование в него денежных средств, или других ликвидных активов, т.е. оборотного капитала.

В условиях российской экономики практически наиболее распространенным условием оплаты импортного контракта является предварительная оплата стоимости всего контракта или его части, что обусловлено особенностями развития российского рынка. Предоставление импортерам товарного кредита иностранного поставщика сдерживается низким уровнем платежной дисциплины и ограничено узким кругом крупнейших импортеров. Можно сказать, что предоставление товарного кредита российскому импортеру является эксклюзивным условием поставки, которое доступно официальным дилерам иностранных поставщиков. Часто крупнейшие импортеры являются дочерними или зависимыми предприятиями последних, или внешнеторговыми объединениями бывшего СССР.

В частности, в платежном балансе России за 1998г. остатки на 1 января 1999г. по статье «Торговые кредиты и авансы привлеченные» составили всего 321 млн. дол. против стоимости импортных закупок за год - 57 445 млн. дол. (107).

Кроме того, согласно таможенному и налоговому законодательству России, при ввозе товара иностранного происхождения на российскую территорию его таможенная стоимость подлежит обложению таможенной пошлиной, НДС, а по подакцизным товарам и акцизом. Таким обратом, покупная стоимость импортного товара, в отличие от продажной цены экспортного товара, существенно превышает мировой уровень цен на него.

Отличие импортной сделки от сделки по экспорту состоит в том, что товар еще предстоит продать, а это предопределяет важность анализа устойчивого платежеспособного спроса на импортный товар.

Ценообразование на объект контракта происходит в условиях действия так называемых базисных условий поставки - Incoterms – 90 – т.е. подчиняется законам унифицированного международного ценообразования. Основой внешнеторговой контрактной цены, согласно Инкотермс - 90, является так называемое базисное условие поставки товара. Это понятие не следует смешивать с условиями поставки, хотя у них есть много общего.

Для упрощения взаимоотношений сторон по контракту международное сообщество разработало так называемые унифицированные "Международные правила по толкованию коммерческих терминов" - Incoterms. В них содержатся характеристика и кодовое обозначение базисных условий поставки.

Базисное условие поставки – это условие определения обязанностей сторон по контракту по доставке товара и установлению момента перехода риска случайной гибели или повреждения товара от поставщика к покупателю. Incoterms в редакции 1990г. содержит толкование 13 типов базисных условии поставки, из соответствующего количества терминов.

Термин условия поставки позволяет в унифицированном виде зашифровать базис цены товара. Например, очень распространенной является цена CIF. Она расшифровывается по английски как - cost, insurance & freight... (name port/port of destination). Например, CIF Moscow переводится с английского как: "Стоимость, страхование и фрахт до Москвы». Цена СИФ имеет следующий базис: издержки и фрахт по доставке товара в пункт назначения, страхование товара от повреждения или потери товара во время перевозки. Согласно базису поставки СИФ риск потери и порчи товара и риск роста издержек переходит от продавца к покупателю в момент отгрузки.

Это означает, что в контрактную цену включены указанные выше расходы: издержки по доставке товара до пункта назначения и расходы по страхованию товара в пути.

Базис цены, указанный в контракте, влияет на величину оборотного капитала, но непосредственно с их движением не связан. Так, если в контракте указана цена FOB ("франко борт судна") продавец товара не заключает договора морской перевозки, и, следовательно, стоимость фрахта не включается в контрактную цену. Указанные расходы оплачиваются импортером и вызывают изменение величины оборотного капитала в связи с возникновением издержек по контракту.

Таким образом, базисные условия поставки являются унифицированным обобщением применяемых в международной торговой практике условий поставки и по отношению к последним рассматриваются как категория более низкого уровня.

Исполнение импортного контракта протекает в условиях рыночного риска. Согласно современной теории финансов для каждого вида инвестиций существует альтернатива - инвестиции в другой коммерческий проект - однако альтернативными инвестиции будут считаться тогда, когда уровень их риска примерно совпадает с уровнем риска предполагаемых инвестиций. Согласно представлениям современной теории финансового анализа, уровень риска прямо пропорционален уровню доходности коммерческого проекта (63). Поэтому для оценки эффективности импортного контракта необходимо оценить предельную норму доходности альтернативных инвестиций.

Таким образом, если принять во внимание основные критерии эффективности коммерческих сделок и специфику содержания и исполнения импортного контракта, то наиболее общими факторами его эффективности можно считать следующие:

    1. степень эффективности рынка сбыта фирмы-импортера;
    2. существенные условия контракта купли-продажи импортного товара;
    3. ограничивающие факторы, предопределяющие бюджет контракта.

Рассмотрим ниже эффективность импортного контракта с точки зрения приведенных факторов.

Прежде чем приступить к анализу необходимо сделать ряд допущений.

Прежде всего, предполагается, что фирма-импортер работает в рыночной среде совершенной конкуренции. Это означает, что на рассматриваемом рынке работает множество мелких фирм, занимающихся импортом однородной продукции, субъекты рынка не испытывают никаких затруднений при входе на рынок и выходе из него и имеют равный доступ к информации о продаваемом продукте. Кривая спроса фирмы-импортера, работающей в среде совершенной конкуренции, полностью эластична. Это означает, что субъекты рынка выступают прайс-тейкерами. Прайс-тейкер не может оказывать влияние на рыночную цену продукта. Следовательно, фирма-импортер может увеличивать объем продаж, не опасаясь снижения своего предельного дохода. Под предельным доходом (marginal revenue) здесь понимается величина, на которую изменяется совокупный доход в результате единичного увеличения количества реализованной продукции (61,С. 494).

Кроме того, предполагается, что фирма-импортер не ищет для себя условий ограничения конкуренции и не занимается спекуляцией, т.е. не покупает импортный товар но заведомо низкой цене в расчете продать позднее по более высокой цене (59,С. 494).

Далее делается допущение, что издержки фирмы по заключению и исполнению контракта носят переменный характер, т.е. постоянные издержки не учитываются.

Это допущение мы считаем корректным, т.к. согласны с концепцией маржинальной бухгалтерии, укрепляющей свои позиции во всем мире. Основной ее принцип - положение о регулирующем характере постоянных затрат относительно финансовых результатов деятельности предприятия в целом. Согласно традиции маржинального учета, не представляется возможным достоверно распределить постоянные затраты между учетными периодами и видами продукции. Кроме того для целей оперативного анализа менеджеру важно следить за уровнем валового дохода предприятия и переменных затрат, т.к. постоянные затраты имеют фиксированный уровень, Поэтому сторонники маржинальной бухгалтерии предлагают не распределять постоянные затраты относительно какой-либо базы, как это принято в традиционной бухгалтерии (концепция полной себестоимости), и относить их в целом в конце отчетного периода на финансовый результат деятельности предприятия (концепция так называемой усеченной себестоимости).

В дальнейшем мы будем придерживаться указанного принципа разделении затрат.

Факторы, указанные выше, являются наиболее общими, т.е. факторами первого порядка. При более внимательном рассмотрении исполнения контракта можно обнаружить, что укачанные факторы можно детализировать на рыночные силы, которые мы определяем как факторы второго порядка и приводим их перечень в виде табл. 1.2 на С.53.

Кроме укачанных факторов эффективности контракта, существуют еще так называемые форс-мажорные обстоятельства, т.e. вероятность возникновения непреодолимой силы, снижающей эффективность контракта.

Применительно к контрактам на импорт форс-мажорными могут быть следующие обстоятельства: изменение уполномоченными на то государственными органами режима импорта товаров (например, запрещение ввоза отдельных товаров, введение лицензирования и квотирования импорта определенной группы товаров), изменение ставок таможенных пошлин, резкое падение курса национальной валюты, введение новых налогов на импорт. Очевидно, что отдельный субъект рынка совершенной конкуренции (это относится и к моделям монополистической конкуренции, олигополии) не в состоянии как-либо повлиять на предотвращение данных событий.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.2.

 

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРАКТА НА ИМПОРТ

 

ФАКТОРЫ ПЕРВОГО ПОРЯДКА

ФАКТОРЫ ВТОРОГО ПОРЯДКА

1. Степень эффективности рынка  сбыта фирмы-импортера

1.1. Уровень рентабельности продаж  импортного товара

 

1.2. Уровень инфляции национальной  валюты

2. Существенные условия контракта  купли-продажи импортного товара

2.1. Продолжительность коммерческого цикла контракта

 

2.2. Условия оплаты импортного товара

 

2.3. Натурально-вещественная форма  предмета контракта

 

2.4. Размер внутренних издержек  по контракту

3. Ограничивающие факторы (бюджет  контракта)

3.1. Потребность в оборотном капитале и его цена

 

3.2. Рыночная продажная цена

 

3.3. Размер внешних издержек по  контракту

 

3.4. Уровень таможенного обложения


 

Единственным  способом  преодоления  указанных обстоятельств является   разработка   арсенала   приемов,   позволяющих   сохранить деятельность предприятия и поддерживать эффективную торговлю даже при форс-мажорных обстоятельствах. К указанным приемам, в частности, относятся следующие: смена специализации фирмы-импортера (в случае введения лицензирования импорта, изменения ставок таможенных пошлин), повышение продажных цен в национальной валюте (в случае резкого обесценения рубля), регистрация уже заключенных контрактов в уполномоченных государственных органах в рамках предоставленных ими сроков с целью исполнения их но ранее действовавшему законодательству.

Информация о работе Эффективность внешнеэкономической деятельности и методы ее измерения