Эффективность использования природных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование процессов воспроизводства природных ресурсов в Республике Казахстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Провести теоретический обзор свойств природных ресурсов и их экономической классификации. 2. Дать общую экономическую характеристику природных ресурсов РК. 3. Провести анализ использования и воспроизводства природных ресурсов и полезных ископаемых в РК. 4. Проанализировать государственную деятельность Республики Казахстан в области организации воспроизводства природных ресурсов

Оглавление

Введение
1 Свойства природных ресурсов и их экономическая классификация
1.1 Экономическая классификация природных ресурсов
1.2 Экономическая оценка природных ресурсов
2 Воспроизводство природных ресурсов в республике Казахстан
2.1 Общая экономическая характеристика природных ресурсов РК
2.2 Анализ использования и воспроизводства природных ресурсов и полезных ископаемых в РК
2.3 Анализ государственной деятельности Республики Казахстан в области организации воспроизводства природных ресурсов
3 Эффективность использования природных ресурсов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

Таблица 1 Площадь  лесного фонда Республики Казахстан.                                Общая площадь лесного фонда млн.га

 
  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007  
Республика  Казахстан 24,7 26,6 26,1 26,2 26,2 26,5 26,8 27,8  
Акмолинская 0,5 0,9 1,0 0,9 0,9 0,9 0,9 0,9  
Актюбинская 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 1,0  
Алматинская 4,6 4,9 4,9 4,8 4,8 4,9 4,9 5,0  
Атырауская 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1 0,1  
Восточно-Казахстанская 3,4 3,6 3,6 3,6 3,6 3,6 3,6 3,6  
Жамбылская 4,2 4,7 4,3 4,3 4,3 4,3 4,2 4,3  
Западно-Казахстанская 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2  
Карагандинская 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3  
Костанайская 6,5 6,5 6,5 6,6 6,6 6,6 6,7 6,7  
Кызылординская 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,6 0,6 0,6  
Мангистауская 0,2 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5  
Павлодарская 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5  
Северо-Казахстанская 0,6 0,7 0,5 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7  
Южно-Казахстанская 3,0 3,1 3,1 3,1 3,1 3,2 3,4 3,4  
г. Астана                  
г. Алматы                  
                   

В целях реализации Лесного кодекса принято 16 постановлений  Правительства и 17 приказов Комитета.                                                                                                    С целью усиления мер, направленных на сохранение и воспроизводство лесов, в последнее время принят ряд правительственных решений.                                   Так, в ленточных борах Прииртышья создано два государственных лесных природных резервата, то есть этим лесам придан статус особо охраняемых природных территорий;                                                                                                     - запрещены рубки главного пользования в хвойных и саксауловых насаждениях на участках государственного лесного фонда Республики Казахстан сроком на десять лет;                                                                                                                           - запрещен экспорт лесоматериалов, пиломатериалов и отдельных изделий из древесины. Только с введением запрета на вывоз лесоматериалов с территории республики, в комплексе с другими мерами по сохранению лесов, объемы незаконных рубок начали сокращаться. Кроме того, данная мера позволит стимулировать развитие деревообрабатывающей промышленности в республике.   - утверждены нормы и нормативы по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на участках государственного лесного фонда;                                 - принята Программа «Жасыл ел» на 2005-2007 годы.

В соответствии с инициативой  «Жасыл ел», высказанной Президентом  Республики Казахстан народу Казахстана в своем Послании от 18 февраля  прошлого года, Правительством утверждена программа «Жасыл ел» на 2005-2007 годы.                                                                                                                        Программа стала отправной точкой для наращивания работ по увеличению лесистости территории республики и озеленению населенных пунктов, а также обеспечению занятости молодежи во всех регионах страны, расширению патриотического движения среди молодежи.                                                     Реализация Программы будет осуществляться в течение трех лет. За этот период планируется провести воспроизводство лесов на общей площади более 87 тысяч гектар и высадить зеленых насаждений в городах и населенных пунктах 13 миллионов штук.                                                                                                              Если в 2004 году лесопосадки были проведены на площади 17 тыс. га, то уже в 2007 году предполагается увеличить эти работы в два раза.                                      В 2005 году лесовосстановительные работы проведены на площади 24 тыс. га.   Кроме того, в областных центрах заложены парки и скверы на площади 386 гектаров, в том числе в Павлодаре и Костанае парки первого Президента. В населенных пунктах Акмолинской области появилось 20 новых скверов, в областном центре открыт парк 60-летия Победы.                                               Активное участие в реализации Программы принимают молодежные трудовые отряды «Жасыл ел», которые сформированы во всех областях и городах Астане и Алмате на базе учебных заведений. Их общая численность составила 8 500 человек. В целом, в населенных пунктах республики с участием молодежи высажено около 2 млн. саженцев.                                                                           Однако объемы посадки деревьев все же недостаточны: для увеличения лесистости территории Казахстана только на 1 процент требуется вырастить лесов на площади 2,7 млн. га (за последние 60 лет в республике выращено около 1 млн. га лесов).                                                                                                     Газовый сектор нефтегазового комплекса Республики Казахстан является одной из важной составляющей экономики страны. Для Казахстана все более перспективным энергоносителем становится природный газ, разведанные и оценочные запасы которого (с учетом открытых новых месторождений на Каспийском шельфе) составляют около 3,3 трлн.м3, а потенциальные ресурсы достигают 6-8 трлн.м3.                                                                              Принципиальным значением является вопрос совершенствования нормативной базы газовой отрасли. Основополагающими документами в сфере газоснабжения являются Правила поставки, транспортировки и реализации природного газа и Правила поставки, перевозки и пользования сжиженными углеводородными газами, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2003 года №568. Указанные Правила отражают широкий круг вопросов, охватывающих отношения между транспортировщиком, поставщиками и потребителями газа.                                                                                             Сырьевая база топливно-энергетического комплекса в республике достаточна для полного удовлетворения настоящих и перспективных потребностей. Прежде всего, это касается нефти и газа. Государственным балансом полезных ископаемых учтено более 200 месторождений углеводородного сырья. На территории республики действуют 3 нефтеперерабатывающих и 3 газоперерабатывающих завода, нефтяные операции выполняют около 260 компаний. Прогнозные ресурсы углеводородов связаны с 15 осадочными бассейнами, которые, характеризуясь многообразием геологического строения и широким стратиграфическим диапазоном нефтегазоносности, позволяют рассчитывать на существенный прирост запасов нефти и газа.

По запасам меди, свинца и цинка Казахстан относится  к крупнейшим провинциям мира. Высокая  эффективность разработки месторождений  цветных металлов достигается, благодаря  комплексному использованию руд, с  извлечением свинца, цинка, меди, золота, платиноидов и редких элементов. Ведущими производителями цветных металлов в республике являются корпорация «Казахмыс» и компания «Казцинк»- предприятия с полным производственным циклом от добыча сырья до металлургического передела цветных металлов.  Водные ресурсы Казахстана зависят в большой степени от речного и озерного стоков. Ледники являются основным источником питания рек Казахстана. Всего в горах Казахстана выявлено 2724 ледника с общей площадью оледенения 2033,3 кв м. Почти половина всей площади оледенения приходится на горы Джунгарского Алатау (более 1 тыс. кв м ).                                                                                            На территории Казахстана насчитывается 85 022 реки и временных водотока, в том числе 84 694 реки длиной до 100 км, 305 - до 500 км, 23 реки длиной свыше 500-1000 км [4, 13].                                                                                                             К наиболее значительным рекам относятся реки Урал, Ишим, Тобол, Илек, Шу,Торгай, Сарысу, Талас, Нура, Эмба и др.                                                        Общий объем уровня воды в озерах Казахстана составляет более 190 кв км.       По подтвержденным запасам нефти Казахстан входит в число 15 ведущих стран мира.                                                                                                                       Казахстан обладает значительными запасами углеводородного сырья - 3,3% мирового запаса, (извлекаемые запасы нефти составляют 4,8 млрд. тонн и извлекаемые запасы газа, с учетом новых месторождений на Каспийском шельфе, достигли более 3 трлн. куб.м, а потенциальные ресурсы оцениваются в 6-8 трлн.куб.м).

2.2 Анализ использования  и воспроизводства  природных ресурсов  и полезных ископаемых  в РК

Воспроизводство природных ресурсов естественный (регулируемый и нерегулируемый) и искусственный процесс приращения запасов природных ресурсов, восстановление качественных их характеристик. Включает такие виды, как рекультивация и мелиорация земель, агротехнические меры по улучшению почв, лесовосстановительные работы, выращивание рыбопосадочного материала, биотехнические мероприятия по сохранению и воспроизводству диких зверей и птиц, охрана водных ресурсов и воздушного бассейна.                       Общее количество контрактов, по которым ведется мониторинг - 828 в том числе: углеводородного сырья -253, по твердым полезным ископаемым 335, по подземным водам 215 и по операциям, не связанным с добычей - 25. Недропользование осуществляется 158 компаниями, из них отечественных - 79 (50 % от общего количества компаний), иностранных - 51 (32 %) и совместных - 28 (18 %).                                                                                                                     Суммарный объем инвестиций в недропользование минерально-сырьевого комплекса за период 2000-2007 годы составил $ 74,6 млрд. По сравнению с 2000 г. его объем возрос в четыре раза и по итогам 2007 г. составил $ 16,5 млрд., в том числе $ 1,9 млрд. на проведение геологоразведочных работ, что составляет 12 % от общего объема инвестиций в недропользование МСК за 2007 г. Прогноз инвестиций на 2008 г. составляет - $ 18,4 млрд., в том числе на проведение геологоразведочных работ - $ 2,1 млрд.                                                    Приоритетным направлением инвестирования являются объекты недропользования по углеводородному сырью - $ 13,0 млрд., что составляет 80 % от общего объема инвестиций за 2007 г.($ 16,5 млрд.).

Прогноз инвестиций на 2008 г. по углеводородному сырью составляет - $ 14,3 млрд.                                                                                                                               По результатам анализа исполнения контрактных обязательств в 2007 году, расторгнуто 97 контрактов на недропользование, из них по углеводородному сырью - 14, твердым полезным ископаемым - 59, подземным водам - 24.                В адрес 182 компаний, направлены уведомления о нарушениях контрактных обязательств и лицензионных условий.                                                                         По истечении установленного срока контракты с недропользователями, не устранившими нарушения и не представившими разъяснения о причинах невыполнения обязательств, будут расторгнуты в одностороннем порядке. Угледобывающая отрасль Казахстана, пережив нелегкие времена, сегодня занимает ключевые позиции в экономике страны. С начала независимости республики шахтерами страны добыто свыше 1 миллиарда 200 миллионов тонн "черного золота".                                                                                                         Для достижения указанных объемов будут приняты меры по обеспечению прироста добычи угля за счет:                                                                                        - технического перевооружения действующих шахт и разрезов с переходом на угледобывающую технику современного технического уровня;                                   - реализации комплексных планов эффективной отработки Экибастузского и Шубаркольского угольных месторождений;                                                                   - повышения добычи низкозольного угля на Майкубенском месторождении, а также на разрезе «Каражира» для более полного обеспечения потребностей тепловых электростанций, улучшения снабжения твердым топливом других отраслей и коммунального сектора.                                                                                   - повышения конкурентоспособности казахстанского угля путем внедрения международных стандартов серии ИСО. В этой связи разработана и утверждена Приказом Министра энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан от 31 мая 2006 года № 166 Программа «Обеспечение перехода угольной отрасли на международные стандарты».                                                                                           В соответствии с вышеперечисленными документами в Республике Казахстан на период до 2020 года намечается:                                                                                   - восстановление блоков №№ 1, 2 и 3 мощностью по 500 МВт на Экибастузской государственной районной электрической станции - 1 (далее ГРЭС-1);                        - строительство энергоблоков № 3 и № 4 по 500 МВт на Экибастузской Государственной районной электрической станции - 2 (далее ГРЭС-2);                       -расширение теплоагрегатов тепловой электроцентрали 2 (далее ТЭЦ) на 240 МВт в городе Астане, строительство новых теплоагрегатов № 1 и № 2 на ТЭЦ-3 городе Астане мощностью 240 МВт;                                                                               - строительство новой ТЭЦ в поселке Кощи Акмолинской области мощностью 195 МВт;                                                                                                                                     - расширение Степногорской ТЭЦ на 200 МВт;                                                               - строительство Семипалатинской ТЭЦ - 3 мощностью 130 МВт;                                    - строительство Карагандинской ТЭЦ - 4 мощностью 600 МВт;                                            - строительство Балхашской тепловой электростанции (ТЭС) мощностью 4000 МВТ на полное развитие;                                                                                                  - расширение мощностей на Усть-Каменогорской ТЭЦ, Семипалатинской ТЭЦ-1, Карагандинских ТЭЦ 2 и ТЭЦ - 3, Карагандинской ГРЭС-1, ГРЭС ТОО «Корпорация Казахмыс», ТЭЦ-3 акционерного общества «Павлодарэнерго», Рудненской ТЭЦ, Жамбылской и Талдыкорганской ГРЭС.

Развитие плантационного выращивания древесных пород различного целевого назначения является одной из приоритетных задач в области лесного хозяйства. В этой связи следует отметить большую роль развития института частного лесовладения.                                                                                                    Формирование и развитие частного лесного фонда должно осуществляться в рамках региональных программ областных исполнительных органов путем предоставления физическим и юридическим лицам в безвозмездное долгосрочное землепользование или собственность земельных участков для лесоразведения из земель лесного, земельного фонда, а также предоставления им инвестиционных преференций, налоговых льгот и других мер экономического стимулирования этой деятельности. Это позволит привлекать инвестиции в лесоразведение, и в конечном итоге повышать лесистость территории республики, способствовать сохранению естественных лесов. Для достижения благоприятного уровня ведения лесного хозяйства, обеспечивающего охрану и защиту лесов, стабильные объемы их воспроизводства и лесоразведения в первую очередь требуется принятие мер по сокращению площадей лесных пожаров, незаконных рубок и погибших лесонасаждений от вредителей и болезней, так как увеличение лесопосадочных работ не имеет смысла без обеспечения сохранения уже существующих лесов. В этих целях численность государственной лесной охраны, уровень материально-технической обеспеченности лесоохранных учреждений и особо охраняемых природных территорий должны быть доведены до нормативных показателей. По особо охраняемым природным территориям республиканского значения данная работа в течение последних лет проводится целенаправленно. В лесоохранных учреждениях, находящихся в ведении акимов областей, и численность, и материально-техническое обеспечение далеко не соответствует нормативам, установленным Правительством.                                                                        Основная добыча природного газа ведется в Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Кызылординской и Мангистауской областях.                                        В связи с тем, что в западных областях РК расположены основные запасы попутного и природного газа, в данных регионах проводится более активная работа по газификации населенных пунктов, чем в других областях РК. Вместе с тем уровень газификации в регионах не обеспечен в полном объеме.                  Так, в Мангистауской области уровень газификации населения составляет 91%, Западно-Казахстанской - 67%, Актюбинской - 58,3%, Атырауской области - 56%.  На юге уровень газификации населения природным газом составляет: г. Алматы - 81% , Жамбылской-24% , Южно-Казахстанской-41,5% , г. Кызылорда - 44,5%, Костанайской области - 16%, Алматинская - 5,7%.                                                     Для обеспечения стабильных поставок газа в Южные Регины страны требуется строительство магистральных газопроводов по маршруту «Запад-Юг».                  С разработкой новых месторождений наращиваются объемы добычи и выработки товарного газа, что в свою очередь влечет за собой увеличение экспортного потенциала и насыщение внутреннего рынка газа.                                                          В целях эффективной реализации основных направлений и положений Концепции развития газовой отрасли Республики Казахстан до 2015 года, одобренной Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 января 2002 года №25 была разработана Программа развития газовой отрасли Республики Казахстан на 2004-2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июня 2004 года №669.                              Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 октября 2007 года №1007 утвержден План мероприятий по реализации Программы развития газовой отрасли Республики Казахстан на период 2007-2010 годы (второй этап).                 В последние годы в Казахстане больше внимания стало уделяться развитию геологоразведочной отрасли. Ежегодно увеличивается финансирование на проведение геологического изучения недр. Комитетом геологии и недропользования Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан разработана и реализуется «Программа развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса страны на 2003-2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РК. Также Комитетом активно развивается международное сотрудничество со странами дальнего и ближнего зарубежья. В целом, геологическими исследованиями, выполняемыми за счет средств республиканского бюджета и привлекаемых инвестиций, обеспечивается геологическое изучение недр страны, выявление дефицитных видов сырья и поддержание общей конкурентоспособности минерально-сырьевой базы Республики Казахстан.                                                                                                    На данный момент в республике существует проблема с воспроизводством водных ресурсов. Экологи уже давно предупреждают: такое положение дел может привести к масштабной экологической катастрофе, которая существенно подорвет и без того слабую экономику центрально азиатских стран. Прорыв дамб и каналов чреват не только разрушениями от потоков воды и селей.                                                                                                                                              По прогнозам аналитиков, значение чистой питьевой воды в Центральной Азии с каждым годом будет только возрастать. Из-за интенсивного загрязнения атмосферы ледники Тянь-Шаня и Памиро-Алая стали таять гораздо позднее, что серьезно осложнило ситуацию в Ферганской долине, где уже который год стоит засуха. Воды Сырдарьи сегодня едва доходят до середины территории Узбекистана, западные области которого уже практически полностью обезвожены. По прогнозам экспертов, через 15-20 лет водные ресурсы региона сократятся минимум на треть.

Информация о работе Эффективность использования природных ресурсов