Таблица 1 Площадь
лесного фонда Республики Казахстан.
Общая площадь лесного фонда млн.га
|
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Республика
Казахстан |
24,7 |
26,6 |
26,1 |
26,2 |
26,2 |
26,5 |
26,8 |
27,8 |
|
Акмолинская |
0,5 |
0,9 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
|
Актюбинская |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
1,0 |
|
Алматинская |
4,6 |
4,9 |
4,9 |
4,8 |
4,8 |
4,9 |
4,9 |
5,0 |
|
Атырауская |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,1 |
0,1 |
|
Восточно-Казахстанская |
3,4 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
|
Жамбылская |
4,2 |
4,7 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
4,2 |
4,3 |
|
Западно-Казахстанская |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
|
Карагандинская |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
|
Костанайская |
6,5 |
6,5 |
6,5 |
6,6 |
6,6 |
6,6 |
6,7 |
6,7 |
|
Кызылординская |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
|
Мангистауская |
0,2 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
Павлодарская |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
Северо-Казахстанская |
0,6 |
0,7 |
0,5 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
|
Южно-Казахстанская |
3,0 |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
3,2 |
3,4 |
3,4 |
|
г. Астана |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г. Алматы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В целях реализации
Лесного кодекса принято 16 постановлений
Правительства и 17 приказов Комитета.
С целью усиления мер, направленных на
сохранение и воспроизводство лесов, в
последнее время принят ряд правительственных
решений.
Так, в ленточных борах Прииртышья создано
два государственных лесных природных
резервата, то есть этим лесам придан статус
особо охраняемых природных территорий;
- запрещены рубки главного пользования
в хвойных и саксауловых насаждениях на
участках государственного лесного фонда
Республики Казахстан сроком на десять
лет;
- запрещен экспорт лесоматериалов, пиломатериалов
и отдельных изделий из древесины. Только
с введением запрета на вывоз лесоматериалов
с территории республики, в комплексе
с другими мерами по сохранению лесов,
объемы незаконных рубок начали сокращаться.
Кроме того, данная мера позволит стимулировать
развитие деревообрабатывающей промышленности
в республике. - утверждены нормы
и нормативы по охране, защите, воспроизводству
лесов и лесоразведению на участках государственного
лесного фонда;
- принята Программа «Жасыл ел» на 2005-2007
годы.
В соответствии с инициативой
«Жасыл ел», высказанной Президентом
Республики Казахстан народу Казахстана
в своем Послании от 18 февраля
прошлого года, Правительством утверждена
программа «Жасыл ел» на 2005-2007 годы.
Программа стала отправной точкой для
наращивания работ по увеличению лесистости
территории республики и озеленению населенных
пунктов, а также обеспечению занятости
молодежи во всех регионах страны, расширению
патриотического движения среди молодежи.
Реализация Программы будет осуществляться
в течение трех лет. За этот период планируется
провести воспроизводство лесов на общей
площади более 87 тысяч гектар и высадить
зеленых насаждений в городах и населенных
пунктах 13 миллионов штук.
Если в 2004 году лесопосадки были проведены
на площади 17 тыс. га, то уже в 2007 году предполагается
увеличить эти работы в два раза.
В 2005 году лесовосстановительные работы
проведены на площади 24 тыс. га.
Кроме того, в областных центрах заложены
парки и скверы на площади 386 гектаров,
в том числе в Павлодаре и Костанае парки
первого Президента. В населенных пунктах
Акмолинской области появилось 20 новых
скверов, в областном центре открыт парк
60-летия Победы.
Активное участие в реализации Программы
принимают молодежные трудовые отряды
«Жасыл ел», которые сформированы во всех
областях и городах Астане и Алмате на
базе учебных заведений. Их общая численность
составила 8 500 человек. В целом, в населенных
пунктах республики с участием молодежи
высажено около 2 млн. саженцев.
Однако объемы посадки деревьев все же
недостаточны: для увеличения лесистости
территории Казахстана только на 1 процент
требуется вырастить лесов на площади
2,7 млн. га (за последние 60 лет в республике
выращено около 1 млн. га лесов).
Газовый сектор нефтегазового комплекса
Республики Казахстан является одной
из важной составляющей экономики страны.
Для Казахстана все более перспективным
энергоносителем становится природный
газ, разведанные и оценочные запасы которого
(с учетом открытых новых месторождений
на Каспийском шельфе) составляют около
3,3 трлн.м3, а потенциальные ресурсы
достигают 6-8 трлн.м3.
Принципиальным значением является вопрос
совершенствования нормативной базы газовой
отрасли. Основополагающими документами
в сфере газоснабжения являются Правила
поставки, транспортировки и реализации
природного газа и Правила поставки, перевозки
и пользования сжиженными углеводородными
газами, утвержденные постановлением
Правительства Республики Казахстан от
11 июня 2003 года №568. Указанные Правила
отражают широкий круг вопросов, охватывающих
отношения между транспортировщиком,
поставщиками и потребителями газа.
Сырьевая база топливно-энергетического
комплекса в республике достаточна для
полного удовлетворения настоящих и перспективных
потребностей. Прежде всего, это касается
нефти и газа. Государственным балансом
полезных ископаемых учтено более 200 месторождений
углеводородного сырья. На территории
республики действуют 3 нефтеперерабатывающих
и 3 газоперерабатывающих завода, нефтяные
операции выполняют около 260 компаний.
Прогнозные ресурсы углеводородов связаны
с 15 осадочными бассейнами, которые, характеризуясь
многообразием геологического строения
и широким стратиграфическим диапазоном
нефтегазоносности, позволяют рассчитывать
на существенный прирост запасов нефти
и газа.
По запасам меди,
свинца и цинка Казахстан относится
к крупнейшим провинциям мира. Высокая
эффективность разработки месторождений
цветных металлов достигается, благодаря
комплексному использованию руд, с
извлечением свинца, цинка, меди, золота,
платиноидов и редких элементов. Ведущими
производителями цветных металлов в республике
являются корпорация «Казахмыс» и компания
«Казцинк»- предприятия с полным производственным
циклом от добыча сырья до металлургического
передела цветных металлов. Водные
ресурсы Казахстана зависят в большой
степени от речного и озерного стоков.
Ледники являются основным источником
питания рек Казахстана. Всего в горах
Казахстана выявлено 2724 ледника с общей
площадью оледенения 2033,3 кв м. Почти половина
всей площади оледенения приходится на
горы Джунгарского Алатау (более 1 тыс.
кв м ).
На территории Казахстана насчитывается
85 022 реки и временных водотока, в том числе
84 694 реки длиной до 100 км, 305 - до 500 км, 23
реки длиной свыше 500-1000 км [4, 13].
К наиболее значительным рекам относятся
реки Урал, Ишим, Тобол, Илек, Шу,Торгай,
Сарысу, Талас, Нура, Эмба и др.
Общий объем уровня воды в озерах Казахстана
составляет более 190 кв км.
По подтвержденным запасам нефти Казахстан
входит в число 15 ведущих стран мира.
Казахстан обладает значительными запасами
углеводородного сырья - 3,3% мирового запаса,
(извлекаемые запасы нефти составляют
4,8 млрд. тонн и извлекаемые запасы газа,
с учетом новых месторождений на Каспийском
шельфе, достигли более 3 трлн. куб.м, а
потенциальные ресурсы оцениваются в
6-8 трлн.куб.м).
2.2
Анализ использования
и воспроизводства
природных ресурсов
и полезных ископаемых
в РК
Воспроизводство природных
ресурсов естественный (регулируемый
и нерегулируемый) и искусственный процесс
приращения запасов природных ресурсов,
восстановление качественных их характеристик.
Включает такие виды, как рекультивация
и мелиорация земель, агротехнические
меры по улучшению почв, лесовосстановительные
работы, выращивание рыбопосадочного
материала, биотехнические мероприятия
по сохранению и воспроизводству диких
зверей и птиц, охрана водных ресурсов
и воздушного бассейна.
Общее количество контрактов, по которым
ведется мониторинг - 828 в том числе: углеводородного
сырья -253, по твердым полезным ископаемым
335, по подземным водам 215 и по операциям,
не связанным с добычей - 25. Недропользование
осуществляется 158 компаниями, из них отечественных
- 79 (50 % от общего количества компаний),
иностранных - 51 (32 %) и совместных - 28 (18
%).
Суммарный объем инвестиций в недропользование
минерально-сырьевого комплекса за период
2000-2007 годы составил $ 74,6 млрд. По сравнению
с 2000 г. его объем возрос в четыре раза
и по итогам 2007 г. составил $ 16,5 млрд., в
том числе $ 1,9 млрд. на проведение геологоразведочных
работ, что составляет 12 % от общего объема
инвестиций в недропользование МСК за
2007 г. Прогноз инвестиций на 2008 г. составляет
- $ 18,4 млрд., в том числе на проведение геологоразведочных
работ - $ 2,1 млрд.
Приоритетным направлением инвестирования
являются объекты недропользования по
углеводородному сырью - $ 13,0 млрд., что
составляет 80 % от общего объема инвестиций
за 2007 г.($ 16,5 млрд.).
Прогноз инвестиций на
2008 г. по углеводородному сырью составляет
- $ 14,3 млрд.
По результатам анализа исполнения контрактных
обязательств в 2007 году, расторгнуто 97
контрактов на недропользование, из них
по углеводородному сырью - 14, твердым
полезным ископаемым - 59, подземным водам
- 24.
В адрес 182 компаний, направлены уведомления
о нарушениях контрактных обязательств
и лицензионных условий.
По истечении установленного срока контракты
с недропользователями, не устранившими
нарушения и не представившими разъяснения
о причинах невыполнения обязательств,
будут расторгнуты в одностороннем порядке.
Угледобывающая отрасль Казахстана, пережив
нелегкие времена, сегодня занимает ключевые
позиции в экономике страны. С начала независимости
республики шахтерами страны добыто свыше
1 миллиарда 200 миллионов тонн "черного
золота".
Для достижения указанных объемов будут
приняты меры по обеспечению прироста
добычи угля за счет:
- технического перевооружения действующих
шахт и разрезов с переходом на угледобывающую
технику современного технического уровня;
- реализации комплексных планов эффективной
отработки Экибастузского и Шубаркольского
угольных месторождений;
- повышения добычи низкозольного угля
на Майкубенском месторождении, а также
на разрезе «Каражира» для более полного
обеспечения потребностей тепловых электростанций,
улучшения снабжения твердым топливом
других отраслей и коммунального сектора.
- повышения конкурентоспособности казахстанского
угля путем внедрения международных стандартов
серии ИСО. В этой связи разработана и
утверждена Приказом Министра энергетики
и минеральных ресурсов Республики Казахстан
от 31 мая 2006 года № 166 Программа «Обеспечение
перехода угольной отрасли на международные
стандарты».
В соответствии с вышеперечисленными
документами в Республике Казахстан на
период до 2020 года намечается:
- восстановление блоков №№ 1, 2 и 3 мощностью
по 500 МВт на Экибастузской государственной
районной электрической станции - 1 (далее
ГРЭС-1);
- строительство энергоблоков № 3 и № 4
по 500 МВт на Экибастузской Государственной
районной электрической станции - 2 (далее
ГРЭС-2);
-расширение теплоагрегатов тепловой
электроцентрали 2 (далее ТЭЦ) на 240 МВт
в городе Астане, строительство новых
теплоагрегатов № 1 и № 2 на ТЭЦ-3 городе
Астане мощностью 240 МВт;
- строительство новой ТЭЦ в поселке Кощи
Акмолинской области мощностью 195 МВт;
- расширение Степногорской ТЭЦ на 200 МВт;
- строительство Семипалатинской ТЭЦ -
3 мощностью 130 МВт;
- строительство Карагандинской ТЭЦ - 4
мощностью 600 МВт;
- строительство Балхашской тепловой электростанции
(ТЭС) мощностью 4000 МВТ на полное развитие;
- расширение мощностей на Усть-Каменогорской
ТЭЦ, Семипалатинской ТЭЦ-1, Карагандинских
ТЭЦ 2 и ТЭЦ - 3, Карагандинской ГРЭС-1, ГРЭС
ТОО «Корпорация Казахмыс», ТЭЦ-3 акционерного
общества «Павлодарэнерго», Рудненской
ТЭЦ, Жамбылской и Талдыкорганской ГРЭС.
Развитие плантационного
выращивания древесных пород различного
целевого назначения является одной из
приоритетных задач в области лесного
хозяйства. В этой связи следует отметить
большую роль развития института частного
лесовладения.
Формирование и развитие частного лесного
фонда должно осуществляться в рамках
региональных программ областных исполнительных
органов путем предоставления физическим
и юридическим лицам в безвозмездное долгосрочное
землепользование или собственность земельных
участков для лесоразведения из земель
лесного, земельного фонда, а также предоставления
им инвестиционных преференций, налоговых
льгот и других мер экономического стимулирования
этой деятельности. Это позволит привлекать
инвестиции в лесоразведение, и в конечном
итоге повышать лесистость территории
республики, способствовать сохранению
естественных лесов. Для достижения благоприятного
уровня ведения лесного хозяйства, обеспечивающего
охрану и защиту лесов, стабильные объемы
их воспроизводства и лесоразведения
в первую очередь требуется принятие мер
по сокращению площадей лесных пожаров,
незаконных рубок и погибших лесонасаждений
от вредителей и болезней, так как увеличение
лесопосадочных работ не имеет смысла
без обеспечения сохранения уже существующих
лесов. В этих целях численность государственной
лесной охраны, уровень материально-технической
обеспеченности лесоохранных учреждений
и особо охраняемых природных территорий
должны быть доведены до нормативных показателей.
По особо охраняемым природным территориям
республиканского значения данная работа
в течение последних лет проводится целенаправленно.
В лесоохранных учреждениях, находящихся
в ведении акимов областей, и численность,
и материально-техническое обеспечение
далеко не соответствует нормативам, установленным
Правительством.
Основная добыча природного газа ведется
в Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской,
Кызылординской и Мангистауской областях.
В связи с тем, что в западных областях
РК расположены основные запасы попутного
и природного газа, в данных регионах проводится
более активная работа по газификации
населенных пунктов, чем в других областях
РК. Вместе с тем уровень газификации в
регионах не обеспечен в полном объеме.
Так, в Мангистауской области уровень
газификации населения составляет 91%,
Западно-Казахстанской - 67%, Актюбинской
- 58,3%, Атырауской области - 56%. На юге
уровень газификации населения природным
газом составляет: г. Алматы - 81% , Жамбылской-24%
, Южно-Казахстанской-41,5% , г. Кызылорда
- 44,5%, Костанайской области - 16%, Алматинская
- 5,7%.
Для обеспечения стабильных поставок
газа в Южные Регины страны требуется
строительство магистральных газопроводов
по маршруту «Запад-Юг».
С разработкой новых месторождений наращиваются
объемы добычи и выработки товарного газа,
что в свою очередь влечет за собой увеличение
экспортного потенциала и насыщение внутреннего
рынка газа.
В целях эффективной реализации основных
направлений и положений Концепции развития
газовой отрасли Республики Казахстан
до 2015 года, одобренной Постановлением
Правительства Республики Казахстан от
11 января 2002 года №25 была разработана
Программа развития газовой отрасли Республики
Казахстан на 2004-2010 годы, утвержденная
Постановлением Правительства Республики
Казахстан от 18 июня 2004 года №669.
Постановлением Правительства Республики
Казахстан от 29 октября 2007 года №1007 утвержден
План мероприятий по реализации Программы
развития газовой отрасли Республики
Казахстан на период 2007-2010 годы (второй
этап).
В последние годы в Казахстане больше
внимания стало уделяться развитию геологоразведочной
отрасли. Ежегодно увеличивается финансирование
на проведение геологического изучения
недр. Комитетом геологии и недропользования
Министерства энергетики и минеральных
ресурсов Республики Казахстан разработана
и реализуется «Программа развития ресурсной
базы минерально-сырьевого комплекса
страны на 2003-2010 годы», утвержденная Постановлением
Правительства РК. Также Комитетом активно
развивается международное сотрудничество
со странами дальнего и ближнего зарубежья.
В целом, геологическими исследованиями,
выполняемыми за счет средств республиканского
бюджета и привлекаемых инвестиций, обеспечивается
геологическое изучение недр страны, выявление
дефицитных видов сырья и поддержание
общей конкурентоспособности минерально-сырьевой
базы Республики Казахстан.
На данный момент в республике существует
проблема с воспроизводством водных ресурсов.
Экологи уже давно предупреждают: такое
положение дел может привести к масштабной
экологической катастрофе, которая существенно
подорвет и без того слабую экономику
центрально азиатских стран. Прорыв дамб
и каналов чреват не только разрушениями
от потоков воды и селей.
По прогнозам аналитиков, значение чистой
питьевой воды в Центральной Азии с каждым
годом будет только возрастать. Из-за интенсивного
загрязнения атмосферы ледники Тянь-Шаня
и Памиро-Алая стали таять гораздо позднее,
что серьезно осложнило ситуацию в Ферганской
долине, где уже который год стоит засуха.
Воды Сырдарьи сегодня едва доходят до
середины территории Узбекистана, западные
области которого уже практически полностью
обезвожены. По прогнозам экспертов, через
15-20 лет водные ресурсы региона сократятся
минимум на треть.