Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 18:26, контрольная работа
Проблема недостатков рынков (market failure) напрямую связна решением проблем экономической эффективности и социальной справедливости.
Проблемы, связанные с внешними эффектами (экстерналиями), могут решаться на основе адекватного установления прав и ответственности участников экономической деятельности. На практике это обычно достигается с помощью законотворческой и контролирующей активности государства. Однако во многих случаях целесообразнее затрачивать ресурсы государства не на создание громоздких механизмов контроля, а на непосредственное выполнение функций, порождающих позитивные экстерналии, или на формирование налоговых регуляторов деятельности, сопровождающейся негативными внешними эффектами.
Вместо того, чтобы гарантировать взимание платы с проезжающих для каждого, кто задумает построить дорогу, государство может полностью или частично взять на себя заботу о развитии и эксплуатации дорожной сети, тем более что во многих случаях это позволяет одновременно разрешить проблемы и экстерналии, и естественной монополии. Альтернативой прямым запретам на загрязнение воды является налогообложение экологически вредных производств по ставкам, побуждающим предприятия избегать неблагоприятного воздействия на природную среду.
Государство не может оставаться индифферентным, сталкиваясь с существенными экстерналиями. Выбор оптимальной формы вмешательства определяется спецификой конкретной ситуации и практической целесообразностью. В общественном секторе, как и на частном предприятии, приходится тщательно сопоставлять различные варианты решения задачи, стремясь достичь результата с наименьшими издержками.
Функционирование рынка
зависит от того, насколько участники
сделок владеют информацией о
потребительских свойствах
Информационные проблемы
лежат в основе такого феномена,
как неполнота рынков. Имеются
в виду ситуации, когда потребности
в отдельных видах услуг не
могут быть удовлетворены, поскольку
потенциальным производителям пришлось
бы действовать в условиях чрезмерно
высокой неопределенности. В ответ
на запросы потенциальных
Обычной практикой для стран с развитой рыночной экономикой является участие государства в формировании информационной инфраструктуры рынка.
Уместно отметить, что распространение информации, необходимой производителям и потребителям, представляет собой пример деятельности, порождающей позитивные внешние эффекты.
На идеальном рынке
совершенной конкуренции и
Однако рынки некоторых товаров и особенно услуг характеризуются существенной информационной асимметрией, то есть неравномерным распределением информации, необходимой для принятия решений о покупках и продажах. В условиях информационной асимметрии информация, существенная для заключения сделки, находится в преимущественном распоряжении одного из соучастников.
Информационная асимметрия характерна для отдельных отраслей сферы услуг. Покупатель вынужден принимать решение о приобретении услуги до того, как проявятся ее конкретные полезные свойства.
Там, где информационная
асимметрия грозит диктатом производителя,
поставку услуг часто берет на
себя общественный сектор. Как и
в случаях других изъянов рынка,
это оправдано, так как общественный
сектор подвержен внерыночному контролю
со стороны заинтересованных граждан.
Если из-за информационной асимметрии
потребитель не в силах защитить
свои интересы с помощью рыночных
механизмов в качестве покупателя,
он может попытаться сделать то же
самое через механизмы
На каких уровнях хозяйственной деятельности проявляются те или иные провалы рынка?
В зонах изъянов рынка забота предприятий о максимизации собственной прибыли не гарантирует эффективного использования ресурсов. Естественная монополия и значительные позитивные экстерналии могут порождать тенденцию к недопроизводству соответствующих благ (по сравнению с оптимальным уровнем), а негативные побочные эффекты и слабая информированность потребителя часто оборачиваются чрезмерным производством и потреблением того или иного блага за счет избыточного вовлечения ресурсов в отрасль или ее подразделение. Наряду с аллокационной неэффективностью (неоптимальным размещением ресурсов) часто возникает и технологическая неэффективность, то есть неоправданно высокий расход ресурсов на единицу продукции.
Общественный сектор должен функционировать, опираясь на автономные звенья хозяйства. Это могут быть предприятия, ориентирующиеся на извлечение прибыли, но целенаправленно поставленные в положение, при котором их стратегия модифицируется с помощью специальных мер, адекватных особенностям конкретного изъяна рынка. Применяемые меры могут быть разнообразными и включать правовое регулирование, налоги, субсидии, государственные заказы и т.д. Однако вместо модификации условий, при которых достигается максимум прибыли, можно пойти другим путем, а именно побудить некоторые звенья экономики ориентироваться не на прибыль, а непосредственно на достижение какой-либо социальной цели и стабильное производство отдельных, четко специфицированных видов благ.
Подобный подход неприемлем при производстве товаров. Способность фирмы, гибко реагируя на конъюнктуру, диверсифицировать свою деятельность, менять ассортимент производимых товаров и заполнять вновь образующиеся рыночные ниши – важнейшее условие эффективности. Прибыль позволяет судить о том, насколько точно предприятие улавливает меняющиеся запросы, а потому ее максимизация – это вместе с тем максимизация полезности для потребителей.
Однако именно в зонах
провалов рынка последнее условие
не выполняется. В то же время изъяны
рынка возникают главным
Организация, действующая в рыночной среде, обязательно должна покрывать свои расходы доходами, причем жесткое административное регулирование этих доходов в большинстве случаев неоправданно. Если необходимо ослабить заинтересованность в прибыли, предпочтительнее, ограничивать не возможность превышения поступлений над затратами и даже не размер такого превышения, а лишь право распределять соответствующие суммы между лицами, определяющими стратегию организации. Прибыль в этом случае может образовываться, но ее следует полностью затрачивать на нужды самой организации, например на строительство новых зданий, приобретение оборудования и т.п.
Фиксированный профиль (миссия)
и запрет на распределение прибыли
– отличительные черты
Некоммерческими организациями
чаще всего бывают учебные заведения,
больницы, научно-исследовательские
центры фундаментального профиля, симфонические
оркестры, музеи, а также религиозные
организации, благотворительные фонды
и др. Такие организации, будучи субъектами
рыночной экономики, заботятся о
собственных доходах, но их экономические
интересы подчинены стремлению реализовать
свои конкретные миссии. Чтобы добиться
этого, экономические интересы некоммерческих
организаций сознательно
В результате некоммерческие
организации менее чем
Некоммерческие организации
не всегда непосредственно принадлежат
к общественному сектору (находятся
в государственной
Кроме того, для некоммерческих организаций, выполняющих социально значимые миссии, характерно пользование налоговыми льготами. Такие льготы представляют собой, с точки зрения бюджета, недополученные средства, а значит, в определенном смысле эквивалентны общественным расходам.
Кроме того, для некоммерческих организаций, выполняющих социально значимые миссии, характерно пользование налоговыми льготами. Такие льготы представляют собой, с точки зрения бюджета, недополученные средства, а значит, в определенном смысле эквивалентны общественным расходам.