Изъяны рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 18:26, контрольная работа

Краткое описание

Проблема недостатков рынков (market failure) напрямую связна решением проблем экономической эффективности и социальной справедливости.

Файлы: 1 файл

Изъяны рынка.docx

— 75.79 Кб (Скачать)

Проблемы, связанные с  внешними эффектами (экстерналиями), могут  решаться на основе адекватного установления прав и ответственности участников экономической деятельности. На практике это обычно достигается с помощью  законотворческой и контролирующей активности государства. Однако во многих случаях целесообразнее затрачивать  ресурсы государства не на создание громоздких механизмов контроля, а  на непосредственное выполнение функций, порождающих позитивные экстерналии, или на формирование налоговых регуляторов  деятельности, сопровождающейся негативными  внешними эффектами.

Вместо того, чтобы гарантировать взимание платы с проезжающих для каждого, кто задумает построить дорогу, государство может полностью или частично взять на себя заботу о развитии и эксплуатации дорожной сети, тем более что во многих случаях это позволяет одновременно разрешить проблемы и экстерналии, и естественной монополии. Альтернативой прямым запретам на загрязнение воды является налогообложение экологически вредных производств по ставкам, побуждающим предприятия избегать неблагоприятного воздействия на природную среду.

Государство не может оставаться индифферентным, сталкиваясь с существенными экстерналиями. Выбор оптимальной формы вмешательства определяется спецификой конкретной ситуации и практической целесообразностью. В общественном секторе, как и на частном предприятии, приходится тщательно сопоставлять различные варианты решения задачи, стремясь достичь результата с наименьшими издержками.

Функционирование рынка  зависит от того, насколько участники  сделок владеют информацией о  потребительских свойствах товаров  и услуг, альтернативных возможностях их производства и приобретения, а  также о тенденциях изменения  конъюнктуры. Неполнота информации лимитирует возможности эффективного использования ресурсов, обусловливая неоптимальное поведение продавцов  и покупателей. Зачастую она ограничивает конкуренцию, мешает заключению долгосрочных сделок.

Информационные проблемы лежат в основе такого феномена, как неполнота рынков. Имеются  в виду ситуации, когда потребности  в отдельных видах услуг не могут быть удовлетворены, поскольку  потенциальным производителям пришлось бы действовать в условиях чрезмерно  высокой неопределенности. В ответ  на запросы потенциальных потребителей не появляется адекватное предложение. Соответственно рыночный механизм оказывается  неспособным реализовать потенциальные  Парето-улучшения.

Обычной практикой для  стран с развитой рыночной экономикой является участие государства в  формировании информационной инфраструктуры рынка.

Уместно отметить, что распространение  информации, необходимой производителям и потребителям, представляет собой  пример деятельности, порождающей позитивные внешние эффекты.

На идеальном рынке  совершенной конкуренции и продавцы, и покупатели пользуются неограниченным и бесплатным доступом ко всей необходимой  им информации. На реальных рынках никто  не обладает полной информацией, но при  этом доступность наиболее существенной ее части для продавцов и покупателей  может быть примерно одинаковой, что  предотвращает чрезмерные искажения  и диктат одной из сторон.

Однако рынки некоторых  товаров и особенно услуг характеризуются  существенной информационной асимметрией, то есть неравномерным распределением информации, необходимой для принятия решений о покупках и продажах. В условиях информационной асимметрии информация, существенная для заключения сделки, находится в преимущественном распоряжении одного из соучастников.

Информационная асимметрия характерна для отдельных отраслей сферы услуг. Покупатель вынужден принимать  решение о приобретении услуги до того, как проявятся ее конкретные полезные свойства.

Там, где информационная асимметрия грозит диктатом производителя, поставку услуг часто берет на себя общественный сектор. Как и  в случаях других изъянов рынка, это оправдано, так как общественный сектор подвержен внерыночному контролю со стороны заинтересованных граждан. Если из-за информационной асимметрии потребитель не в силах защитить свои интересы с помощью рыночных механизмов в качестве покупателя, он может попытаться сделать то же самое через механизмы управления общественным сектором в качестве избирателя. Вопрос, однако, в том, насколько  общественный сектор подконтролен рядовым  избирателям и насколько успешно  он удовлетворяет их реальные запросы. Эту проблему необходимо постоянно  иметь в виду, определяя рациональные формы и методы функционирования общественного сектора.

 

На каких уровнях  хозяйственной деятельности проявляются  те или иные провалы рынка?

 

В зонах изъянов рынка  забота предприятий о максимизации собственной прибыли не гарантирует  эффективного использования ресурсов. Естественная монополия и значительные позитивные экстерналии могут порождать  тенденцию к недопроизводству соответствующих  благ (по сравнению с оптимальным  уровнем), а негативные побочные эффекты  и слабая информированность потребителя  часто оборачиваются чрезмерным производством и потреблением того или иного блага за счет избыточного  вовлечения ресурсов в отрасль или ее подразделение. Наряду с аллокационной неэффективностью (неоптимальным размещением ресурсов) часто возникает и технологическая неэффективность, то есть неоправданно высокий расход ресурсов на единицу продукции.

Общественный сектор должен функционировать, опираясь на автономные звенья хозяйства. Это могут быть предприятия, ориентирующиеся на извлечение прибыли, но целенаправленно поставленные в положение, при котором их стратегия  модифицируется с помощью специальных  мер, адекватных особенностям конкретного  изъяна рынка. Применяемые меры могут  быть разнообразными и включать правовое регулирование, налоги, субсидии, государственные  заказы и т.д. Однако вместо модификации  условий, при которых достигается  максимум прибыли, можно пойти другим путем, а именно побудить некоторые  звенья экономики ориентироваться  не на прибыль, а непосредственно  на достижение какой-либо социальной цели и стабильное производство отдельных, четко специфицированных видов  благ.

Подобный подход неприемлем при производстве товаров. Способность  фирмы, гибко реагируя на конъюнктуру, диверсифицировать свою деятельность, менять ассортимент производимых товаров  и заполнять вновь образующиеся рыночные ниши – важнейшее условие  эффективности. Прибыль позволяет  судить о том, насколько точно  предприятие улавливает меняющиеся запросы, а потому ее максимизация –  это вместе с тем максимизация полезности для потребителей.

Однако именно в зонах  провалов рынка последнее условие  не выполняется. В то же время изъяны рынка возникают главным образом  в ходе производства и потребления  отдельных, специфических видов  товаров и услуг. Следовательно, как раз в данных зонах долговременная фиксация профиля организации, ограничение  возможностей диверсификации и ослабление ее заинтересованности в получении  максимально возможной прибыли  зачастую допустимы и целесообразны.

Организация, действующая  в рыночной среде, обязательно должна покрывать свои расходы доходами, причем жесткое административное регулирование  этих доходов в большинстве случаев  неоправданно. Если необходимо ослабить заинтересованность в прибыли, предпочтительнее, ограничивать не возможность превышения поступлений над затратами и  даже не размер такого превышения, а  лишь право распределять соответствующие  суммы между лицами, определяющими  стратегию организации. Прибыль  в этом случае может образовываться, но ее следует полностью затрачивать  на нужды самой организации, например на строительство новых зданий, приобретение оборудования и т.п.

Фиксированный профиль (миссия) и запрет на распределение прибыли  – отличительные черты некоммерческих организаций.

Некоммерческими организациями  чаще всего бывают учебные заведения, больницы, научно-исследовательские  центры фундаментального профиля, симфонические  оркестры, музеи, а также религиозные  организации, благотворительные фонды  и др. Такие организации, будучи субъектами рыночной экономики, заботятся о  собственных доходах, но их экономические  интересы подчинены стремлению реализовать  свои конкретные миссии. Чтобы добиться этого, экономические интересы некоммерческих организаций сознательно ставятся в сравнительно узкие рамки, а  формирование стратегии их деятельности и общий контроль за ее осуществлением возлагаются на тех, кто не может  получить персональную выгоду от максимизации прибыли, зато заинтересован в престиже организации и успешном выполнении ею своей миссии.

 В результате некоммерческие  организации менее чем предприятия,  склонны использовать изъяны  рынка в ущерб потребителю.  Например, некоммерческий университет,  даже если он находится в  монопольном положении, склонен,  определяя оптимальную численность  учащихся, сопоставлять скорее средние,  чем предельные, издержки и доход,  а значит, при прочих равных  условиях, примет больше абитуриентов  и установит более низкую плату за обучение, чем учебное заведение, ориентирующееся на извлечение прибыли.

Некоммерческие организации  не всегда непосредственно принадлежат  к общественному сектору (находятся  в государственной собственности). Но для них в целом свойственны  более тесные взаимоотношения с  ним, чем для прибыльных предприятий. Это обусловлено тем, что и  общественный сектор, и некоммерческие организации служат инструментами  преодоления изъянов рынка. Общественный сектор функционирует преимущественно  при посредстве некоммерческих организаций. Многие из них являются государственными или муниципальными учреждениями, для  других государство или его органы могут выступать в роли соучредителей, для третьих выполнение государственных  заказов служит основным источником доходов, а потому решающим образом  формирует стратегию деятельности, четвертые получают государственные  субсидии.

Кроме того, для некоммерческих организаций, выполняющих социально  значимые миссии, характерно пользование  налоговыми льготами. Такие льготы представляют собой, с точки зрения бюджета, недополученные средства, а  значит, в определенном смысле эквивалентны общественным расходам.

Кроме того, для некоммерческих организаций, выполняющих социально  значимые миссии, характерно пользование  налоговыми льготами. Такие льготы представляют собой, с точки зрения бюджета, недополученные средства, а  значит, в определенном смысле эквивалентны общественным расходам.

 

 


Информация о работе Изъяны рынка