Изъяны рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 18:26, контрольная работа

Краткое описание

Проблема недостатков рынков (market failure) напрямую связна решением проблем экономической эффективности и социальной справедливости.

Файлы: 1 файл

Изъяны рынка.docx

— 75.79 Кб (Скачать)

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Государственное регулирование экономики»

на тему: «Изъяны рынка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

студент группы М-5,5-2-06

Кыдыков Чингиз 

Изъяны рынка. Почему даже здоровая рыночная экономика 

не обходится  без изъянов?

 

Проблема недостатков  рынков (market failure) напрямую связна решением проблем экономической эффективности и социальной справедливости. Как именно государство устанавливает акценты и соотношения этих понятий, иллюстрируют цели его экономической политики.

Принцип решения этой задачи состоит в рассмотрение государства  как одного из экономических субъектов, предназначенного осуществлять те или иные виды деятельности, предоставлять те или иные виды услуг, обеспечение которых за счет конкурентного рыночного механизма без государственного вмешательства характеризуется неэффективностью или социальной несправедливостью. Решением проблемы справедливости в развитых странах начали заниматься в 1960-х годах благодаря работам Джона Гелбрейта.1 Один из методов выявления целей это подсчет доли государства в экономике. Очевидно, что при большей ориентации на вопросы справедливости доля государства будет большей.

Долю государства в  экономике можно рассчитать, например по:

  • совокупности материальных ресурсов, находящихся в распоряжении государства (подразумевается соотношение использования конечных ресурсов между общественным и частным сектором, на КПВ);
  • совокупности общественных расходов: государственное конечное потребление, трансферты (это цели перераспределения ресурсов, социальной политики);
  • собственности, находящейся под контролем государства;

Если исходить из вышеперечисленных  способов подсчета, получается, что  с 1960-х годов резко увеличилась доля государства в ВВП. Таблица 1.1 иллюстрирует долю государства в экономике на конец 1990-х годов.

Для осуществления целей  своей политики государство использует различные инструменты, которые можно подразделить на прямые и косвенные.

Таблица 1.1

Доля государств в экономике

Прямые:

Законодательство;

Регулирование (цены, объемы, качество);

Управление государственной  собственностью.

Косвенные:

Кредитно-денежные инструменты;

Бюджетные (доходы, расходы, управление гос. долгом).

Инструменты прямого воздействия  связаны с непосредственным вмешательством государства в сферу рынка и применением административно-правовых рычагов: установлением цен на товары и услуги, требований к технологиям, минимальной заработной платы и др. Косвенные инструменты государственной политики воздействую опосредованно, через изменение цен, доходов.

Вмешательство государства  оправдано только тогда, когда рыночный механизм не обеспечивает достижения поставленных целей развития общества. Экономическая теория рассматривает два вида несостоятельности.

Несостоятельность рынка – неспособность обеспечивать эффективность и справедливость за счет конкурентного рыночного равновесия.

Как уже говорилось, рынок  не призван решать проблемы справедливости, его ипостась – экономическая эффективность. Поэтому это фундаментальная проблема.

Несостоятельность государства – неспособность государства обеспечивать поставленные цели за счет своей деятельности.

Таблица 1.2.

Виды несостоятельности  экономических субъектов

Все эти проблемы волновали  экономистов с древнейших времен. Уже IV в. до н.э. Аристотель задумывался о вопросах эффективности. Проблемы несостоятельности рынка решаются перераспределением ресурсов или прав собственности, что можно трактовать как ресурс в широком смысле. Перераспределение доходов ведет к социальной справедливости. Государство решает эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами.

Несостоятельность государства  связана с принципиальной невозможностью создания эффективной системы выявления предпочтений общества. Экономика бюрократии анализирует механизмы принятия решений с выявлением интересов законодателей и государственных чиновников, возможностей получения выгод от определенной государственной политики от лоббистских групп. В результате выявляются конкретные формы несостоятельности государства на каждом уровне и соответствующие способы использования органов власти в интересах конкретных политиков или общественных групп.

В смешанной экономике  общественный сектор призван участвовать  в решении задач, которые условно  делятся на два типа. К первому  относится достижение Парето-улучшений  при наличии изъянов (провалов) рынка, ко второму - перераспределение доходов или имущества в соответствии с принципами социальной справедливости.

Парето-улучшением называется такое изменение в ходе экономических  процессов, которое повышает уровень  благосостояния (значение функции индивидуальной полезности) хотя бы для одного из их участников, если при этом не допускается  снижение уровня благосостояния ни одного из других участников. При анализе  конкретных ситуаций экономика общественного  сектора стремится выявить пути Парето-оптимизации, т.е. достижения всех возможных Парето-улучшений.

Парето-оптимальное состояние  наилучшим образом отвечает интересам  каждого индивида при условии, что  исходное распределение ресурсов (имущества, доходов) между индивидами задано и  не подлежит изменению иначе, как  по их взаимному согласию. Что касается перераспределения, оно, предполагает улучшение положения одних индивидов  за счет ухудшения положения других, а значит, связано с конфликтами  интересов. Осуществляя принудительное перераспределение, государство берет  на себя функцию арбитра в конфликтах и неизбежно солидаризируется с  одной частью общества в ущерб  другой.

Когда речь идет о Парето-оптимизации, экономика общественного сектора  занимает однозначную позицию: всякое Парето-улучшение желательно, в ходе его достигается повышение эффективности. Перераспределение же осуществляется исходя из социальных, культурных и  этических требований, характер которых  меняется с развитием общества, и  которые играют роль ограничений  при принятии экономически эффективных  решений.

Изъянами рынка называются ситуации, в которых свободное  действие рыночных сил не обеспечивает Парето-оптимального использования  ресурсов. В качестве синонимов этого  термина используются словосочетания: «провалы рынка», «ошибки рынка», «неэффективности рынка». Общественный сектор призван  функционировать только в зонах  изъянов рынка.

Характер государственного вмешательства должен в каждом случае точно соответствовать специфике  конкретных изъянов рынка, типология  которых имеет для экономики  общественного сектора принципиальное значение.

 

Что такое нарушения  рынка и почему они возникают?

«Провалы» (фиаско) рынка (market failures) -неспособность рыночных механизмов удовлетворительно решать важные для  общества социально-экономические  проблемы, несовершенство рыночных институтов и инструментов; фиаско рыночных отношений, не обеспечивающих рациональное распределение  и использование ресурсов, свидетельствующее  о необходимости государственного вмешательства в экономику.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих  о "провалах" рынка: 1) монополия; 2) несовершенная (асимметричная) информация; 3) внешние эффекты; 4) общественные блага.

Последствия монополизации  подробно изучаются в общем курсе  экономической теории. Поскольку  монополия ведет к неоптимальному использованию ресурсов, государственное  вмешательство может способствовать существенным улучшениям. Во многих случаях  это достигается с помощью  одних лишь мер правового регулирования. Они способствуют свободному доступу  конкурентов на рынок или предусматривают  разделение фирм-монополистов. В подобных случаях роль общественного сектора  сводится к деятельности законодательных  и правоприменительных органов.

Сложнее дело обстоит в  ситуации естественной монополии.

В основе естественной монополии  лежит экономия, обусловленная масштабом  производства.

Если предельные издержки быстро снижаются с увеличением  масштабов производства, его концентрация экономически эффективна. Если экономически оптимальный уровень концентрации близок к предельной емкости рынка  или превышает его, искусственно поддерживать конкуренцию можно лишь за счет снижения эффективности производства.

Ограниченная конкуренция, не обеспечивающая оптимального использования  ресурсов, имеет место не только, когда рынок полностью контролируется единственным производителем, но и  в общем случае, когда крупный  производитель или посредник  способен эффективно воздействовать на цену.

Необходимо подчеркнуть  значение конкретных масштабов рынка, или, иными словами, его емкости.

На практике контроль над  ограниченным рынком обычно сохраняет  тот поставщик услуг, который  первым сумел в приемлемой степени  удовлетворить весь предъявляемый  спрос: компания, первой построившая  водопровод, врач, успевший завоевать  репутацию, и т.п. Чтобы завладеть  рынком, предполагающим естественную монополию, как правило, требуются  значительно большие затраты, чем  чтобы удержать его.

Естественная монополия  чаще всего характерна для рынков услуг, поскольку они не поддаются  транспортировке и в большинстве  случаев могут реализовываться  лишь тем потребителям, которые находятся  в непосредственном контакте с производителем. Поставщики услуг вынуждены работать на ограниченный рынок, более узкий, чем оптимальные масштабы концентрации производства (из этого правила имеются  исключения, например, телевещание, авиационный  и автомобильный транспорт и  др.).

Не имея возможности преодолеть естественную монополию без потери эффективности, государству приходится выбирать один из двух основных подходов: использовать меры регулирования для  прямого воздействия на отдельные  аспекты деятельности монополиста, либо заполнять зоны естественной монополии  предприятиями, организациями и  программами общественного сектора. Регулирование может выражаться, в частности, в установлении предельных уровней цен или возложений на поставщиков разного рода дополнительных обязательств.

Предоставление государственными и муниципальными органами различного рода услуг в ситуациях естественной монополии – обычная практика в большинстве стран мира. Это  касается многих видов коммунальных услуг, метрополитенов, почтовой службы и др. Естественная монополия может  разрушаться за счет технического прогресса. Например, развитие современных транспортных средств и средств связи сделало  потребителей менее зависимыми от традиционной почты. Поэтому в ряде стран обычная  почта, оставаясь в руках государства, ныне конкурирует с рядом других средств доставки корреспонденции, находящихся в руках частного сектора.

В условиях эффективно функционирующего рынка производитель не может  использовать ресурсы, не неся издержек в размере их альтернативной стоимости, а потребитель вынужден полностью  оплачивать альтернативную стоимость  каждого товара. Только в этом случае обеспечивается оптимальная аллокация  ресурсов, цены соответствуют предельным полезностям, а доход адекватно  выражает вклад производителя в  развитие экономики. Альтернативная стоимость  – это потенциальная отдача от лучшего из всех тех вариантов  использования данного ресурса (блага), которые были принципиально возможны, но остались не реализованными.

Если кто-то эксплуатирует  ограниченные ресурсы, не возмещая их полной стоимости, издержки ложатся  на остальных участников хозяйственной  жизни. В этом случае имеет место  негативный внешний эффект.

Пример. Предприятие бесплатно  пользуется речной водой, загрязняя  ее, а те, кто живут ниже по течению, вынуждены вкладывать средства в  строительство очистных сооружений.

Вместе с тем нередки  позитивные проявления внешнего эффекта.

Пример. Фермер построил за свой счет дорогу, соединяющую его  хозяйство с шоссе, и по этой дороге бесплатно ездят жители соседнего  села, возникает позитивный внешний  эффект.

Примеры позволяют понять, что предприятие, деятельность которого порождает негативные внешние эффекты, перекладывает часть издержек на других, а те, кто создают позитивные внешние эффекты, берут на себя часть издержек по реализации чужих интересов. В основе проявления эффектов всегда лежит явное или скрытое использование (присвоение) какого-либо ресурса без принятия на себя издержек в размере его альтернативной стоимости.

Там, где имеют место  негативные внешние эффекты, возникает  тенденция к относительному перепроизводству при расточительном расходовании ресурсов. Позитивные внешние эффекты оборачиваются  недопроизводством, поскольку для  тех, кто обусловливает их своей  деятельностью, результаты оказываются  неадекватными затратам.

Информация о работе Изъяны рынка