Издержки производства и резервы их снижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в обосновании региональных закономерностей особенностей издержек производства на этапе становления рыночных отношений.

В соответствии с поставленной целью в задачи исследования входили:

— изучение и обобщение теоретических вопросов издержек производства в отечественной и зарубежной литературе, формулирование выводов об экономическом содержании издержек производства, как важнейшей экономической категории;

— углубление отдельных теоретических аспектов издержек производства и установление взаимосвязей издержек с другими экономическими категориями в условиях рынка, такими как доход и прибыль.

Файлы: 1 файл

!!!КУРСОВИК!!!ГОТОВЫЙ.docx

— 59.90 Кб (Скачать)

     Однако  некоторые из фиксированных затрат в состав приростных могут и должны быть включены, и не сделать этого  — значит допустить ошибку в рассуждениях. Какие же издержки следует классифицировать как постоянные, но не приростные издержки производства? К этой группе И.В. Липсиц относит те постоянные издержки, осуществление которых оказывается необходимым как прямой результат изменения цены.

     Проблема  осложняется, тем, что часть затрат не может быть строго отнесена к  постоянным или переменным. И поэтому  было введено понятие условно-постоянных издержек, под которыми понимаются те виды постоянных затрат, которые  остаются неизменными лишь в определенном диапазоне колебаний объемов  выпуска.

     Есть  в методике обоснования коммерческих решений один принцип, который обычно усваивается практикующими менеджерами  достаточно тяжело. Он состоит в  том, что при обосновании цен  следует учитывать только предотвратимые затраты. Предотвратимые издержки —  затраты, которые еще не были осуществлены или могут быть аннулированы без  потерь. Например, затраты, связанные  с осуществлением рекламной кампании нового товара, являются предотвратимыми  — фирма может их осуществлять или не осуществлять в зависимости  от того, какое решение она примет. Но вот затраты на аренду помещения, в котором размещается отдел  рекламы, если они обусловлены долгосрочным договором аренды, — это уже  затраты невозвратные. Их фирма должна осуществить в любом случае и  при любом варианте выбранной  ею рекламной политики.

     Таким образом, противоположностью предотвратимых издержек являются невозвратные издержки (иногда их еще называют утраченной стоимостью). Именно к этой категории следует относить затраты на маркетинговые исследования. То есть невозвратные издержки — затраты, которые фирма будет вынуждена осуществить при любом выбранном ею варианте коммерческой политики.

     Вопрос, в котором практически все  экономисты единодушны, так это в  классификации издержек производства в зависимости от влияния на их величину объемов производства.

     Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю дают следующее определение: «Постоянными называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства». В.И. Видяпин добавляет: «Постоянные издержки фирмы имеют место даже в том случае, если фирма ничего не производит»3. Постоянные издержки связаны с самим существованием производственного оборудования предприятия. К постоянным издержкам, как правило, относится оплата обязательств по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования, страховые взносы, а также оплата труда высшего управленческого персонала и будущих специалистов предприятия.

     С.Н. Абдуллина и Н.И. Вишневская предложили постоянные издержки разделить на две группы: остаточные и стартовые. К остаточным издержкам относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то, что производство и реализация на какое-то время полностью остановлены4.

     К стартовым издержкам относится  та часть постоянных издержек, которые  возникают с возобновлением производства и реализации.

     Разделение  издержек на остаточные и стартовые  может представлять интерес лишь в случае, когда рассматривается  вопрос о целесообразности полного  прекращения хозяйственной деятельности.

     Как уже упоминалось, определенная величина постоянных издержек является выражением того, что создан определенный потенциал, позволяющий достичь определенного  объема производства и реализации. Если хозяйственная деятельность осуществляется в рамках данного объема, постоянные издержки будут неизменными. Расширение потенциала, например, в форме увеличения машинного парка, увеличения числа  штатных сотрудников и расширения помещении, повлечет за собой рост постоянных издержек (на амортизацию, оклады и  арендную плату). Этот рост произойдет в форме скачков, ибо перечисленные  производственные факторы могут  приобретаться лишь в определенных неделимых количествах.

     Так же Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю предложили следующее определение переменных издержек: «Переменными называются такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства». Примем его за основу и рассмотрим вопрос переменных издержек более детально.

     Примерами переменных издержек на производственном предприятии являются издержки на приобретение сырья, рабочей силы и энергии, необходимых  в процессе производства.

     На  торговых предприятиях наиболее значительными  переменными издержками являются издержки на приобретение товаров. К прочим переменным издержкам могут относиться издержки на упаковку и комиссионное вознаграждение продавцам.

     С.Н. Абдуллина и Н.И. Вишневская рассмотрели  подробно пропорциональные переменные издержки, под которыми понимаются переменные издержки, которые изменяются относительно в той же пропорции, что и производство и реализация продукции.

     Под дигрессивными переменными издержками понимают переменные издержки, которые  изменяются относительно в меньшей  пропорции, чем производство и реализация.

     Под прогрессивными переменными издержками понимают переменные издержки, которые  изменяются относительно в большей  пропорции, чем производство и реализация.

     Валовые издержки (общие издержки). Они представляют собой сумму постоянных и переменных издержек при каждом конкретном уровне производства.

     Предельные  издержки — это дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции наиболее дешевым  способом. Значения предельных издержек представляют собой разность между  соседними значениями общих издержек и определяют предельные издержки производства добавочной единицы продукта. Для  каждого уровня производства существует особое, отличное от других, значение предельных издержек. Общие же издержки, естественно, должны расти вследствие хотя бы одного того, что нельзя получать прироста продукции без определенных положительных  предельных издержек.

     Под усредненными предельными издержками понимается средняя величина издержек прироста или издержек сокращения на единицу продукции, возникших как  следствие изменения объемов  производства и реализации более  чем на 1 единицу.

     Многие  авторы обращались к вопросу о том, как поведут себя издержки при изменении объемов производства и реализации от нулевого значения до полного использования предприятия всего своего потенциала. Предполагается, что все постоянные издержки являются остаточными, то есть стартовые издержки отсутствуют.

     По  мере роста объемов производства и реализации появляются переменные издержки. Поначалу они обычно растут медленнее объема производства. Но в определенный момент хозяйственная  деятельность достигает такого уровня, когда упомянутые возможности рационализации оказываются исчерпанными. Когда  предприятие приближается к уровню полного использования своего потенциала, переменные издержки начинают расти быстрее объема производства (прогрессивные). Объяснить это можно тем, что рабочая сила становится более дорогой по причине сверхурочных работ, а затраты сырья и прочего на единицу продукции возрастают, поскольку сверхурочные работы и форсированные темпы работ влекут за собой повышение процента брака.

     Объем производства и реализации, при котором  средние валовые издержки минимальны, называется оптимумом по издержкам. Если иметь в виду исключительно издержки, то такой объем производства и реализации является наиболее выгодным для предприятия. Но это вовсе не означает, что следует производить и реализовывать именно такое количество продукции, ибо большое значение имеет то, какой цены реализации своей продукции предприятию удается достичь.

     1.3. Издержки производства и доход

     Не  надо быть экономистом, чтобы предположить, что издержки производства и доход  предприятия — это как положительный  и отрицательный полюса магнита. Говоря об издержках производства, французский экономист Д. Сэй так сформулировал основное правило управления производством: «Нужно снижать издержки производства с тем, чтобы увеличить прибыль»5. Совет этот, действительно, является мудрым в тех случаях, когда отрасли производства, ассортимент выпускаемой продукции и рынки остаются стабильными. Но, сегодня, в быстро меняющемся мире, данное правило уже не является столь же разумным как раньше. В эру постиндустриального общества, в условиях информационного взрыва предприятия должны уделять большое внимание и таким сферам, как реализация, сбыт продукции, увеличение доходов, улучшение своего финансового состояния. Сегодня нужно заботиться не только о снижении издержек и цен, но и о повышении качества, улучшении потребительских свойств своей продукции, увеличении объемов продаж товара. Если это не будет делать предприятие, его рано или поздно задавят и выживут с рынка наиболее предприимчивые конкуренты.

     Если  хозяйство сегодня ищет путь увеличения прибыли только за счет снижения издержек производства, то оно рано или поздно прекращает свое существование.

     Прежде  чем пытаться выявлять закономерности взаимодействия, следует провести грань  между понятиями «доход» и  «прибыль».

     Доход — чрезвычайно распространенное, широко применяемое и в то же время  крайне многозначное понятие, употребляемое  в разнообразных значениях. В  широком смысле слова обозначает любой приток денежных средств или  получение материальных ценностей, обладающих денежной стоимостью. В  валовой доход предприятия принято  включать выручку, денежные поступления  от продажи товаров и услуг, выполнения работ, от продажи имущественных  ценностей, проценты, получаемые за счет предоставления денег в кредит, и  другие денежные и материальные поступления. Доход государства или региона  образуют в основном налоги, платежи, отчисления, рента, поступающие в  бюджеты соответствующих уровней.

     Прибыль — превышение доходов от продажи  товаров и услуг над затратами  на производство и продажу этих товаров; один из наиболее важных показателей  финансовых результатов хозяйственной  деятельности предприятия, предпринимателя. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту  деятельность в денежном выражении. Полная, валовая (балансовая), чистая и  бухгалтерская прибыль нас в  дальнейшем интересовать будет незначительно. Экономическая прибыль же учитывает  альтернативные издержки, о которых  говорилось выше. Обычно экономическая  прибыль меньше бухгалтерской на величину некомпенсированных собственных  издержек предпринимателя, не учтенных в себестоимости, в которые иногда включают упущенные возможности.

     Главным сегодня для множества предприятий, независимо от организационно-правовой формы и масштабов, является не только забота о снижении издержек производства, но и цен на свою продукцию, с тем, чтобы дать потребителю подешевле товар качества, не ниже прежнего. Важным является способность хозяйства дать потребителю товар высокого качества, или обладающего каким-то новым потребительским свойством.

     Издержки  производства оказывают влияние  на предложение товаров на рынке. Повышение издержек, снижая предложение  товаров, приводит к повышению цен  на них. Рост цен на товары, в свою очередь, приводит к снижению спроса. А это приводит к снижению цен  и предложения товаров, вызывающих последующий рост спроса. Повышение спроса на товары сопровождается повышением цен, увеличением предложения товара и т. д. Таким образом, динамика издержек производства связана как с динамикой цен, так и с изменениями предложения и спроса.

     При решении этих задач С.Н. Абдуллина и Н.И. Вишневская обнаруживают, что любое изменение выручки от реализации порождает еще более сильное изменение прибыли. Этот феномен они называют эффектом производственного рычага.

     В практических расчетах для определения  силы воздействия производственного  рычага применяют результат от реализации после возмещения переменных издержек. Результат от реализации после возмещения переменных издержек представляет собой  разницу между выручкой от реализации и переменными издержками. Этот показатель в экономической литературе обозначается также как сумма покрытия.

     Желательно, чтобы результата от реализации после  возмещения переменных издержек хватало  не только на покрытие постоянных издержек, но и на формирование прибыли.

     Иными словами, сила воздействия производственного  рычага равна результату от реализации после возмещения переменных издержек, деленному на прибыль.

     При формировании затрат на предприятии  определение максимально возможной  прибыли не обходится без понятия  «порога рентабельности». Порог  рентабельности — это такая выручка  от реализации, при которой предприятие  уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Результата от реализации после возмещения переменных издержек в точности хватает на покрытие постоянных издержек, и прибыль равна  нулю. По-другому, порог рентабельности равен постоянным издержкам, деленным на результат от реализации после  возмещения переменных издержек в относительном  выражении.

Информация о работе Издержки производства и резервы их снижения