Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 14:41, курсовая работа
Цель исследования состоит в обосновании региональных закономерностей особенностей издержек производства на этапе становления рыночных отношений.
В соответствии с поставленной целью в задачи исследования входили:
— изучение и обобщение теоретических вопросов издержек производства в отечественной и зарубежной литературе, формулирование выводов об экономическом содержании издержек производства, как важнейшей экономической категории;
— углубление отдельных теоретических аспектов издержек производства и установление взаимосвязей издержек с другими экономическими категориями в условиях рынка, такими как доход и прибыль.
Введение
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях — максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях, в таких как завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т. п. фирма может «идти на временное снижение прибыли, и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, так как она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу. Это относится к выпуску уже освоенной продукции и к переходу на новые изделия.
Основой деятельности фирмы является стремление к получению наибольшего дохода с наименьшими затратами. В условиях рыночных отношений любому предпринимателю становится объективно необходимым устраивать свое хозяйство как экономически выгодное предприятие, с оптимальными размерами и соотношением объемов и элементов издержек производства. Поэтому очень важно и актуально с этой точки зрения познание закономерностей спроса и предложения, а, следовательно, определение целевой установки что производить, в каком количестве, по каким ценам реализовывать продукцию и при этом получать максимальную прибыль, а также иметь устойчивое положение на рынке.
Активную
стратегию цен осуществляют предприятия,
которые более или менее
Низкая цена на продвигаемое на рынок изделие встречает очень гибкий спрос, что вызывает опасность появления на рынке конкурентов. Благодаря уже имеющимся производственным мощностям могут быть выпущены большие количества изделий, при этом используются преимущества снижения издержек в расчете на одно изделие.
Определение стратегии цен является сложной задачей, так как следует учитывать как динамику цикла жизни изделия, его конкурентоспособность, спрос, так и собственные затраты (эффект сбыта) с самого начала производства.
Но
для производства любого товара фирма
должна приобрести производственные ресурсы.
Для фирмы цены на ресурсы являются
издержками производства, и чтобы
получить максимум прибыли, фирма должна
производить наиболее выгодную доходную
продукцию с наиболее эффективным
сочетанием наименее дорогостоящих
экономических ресурсов (факторов производства).
Именно цены факторов производства определяют
то количество земли, труда, капитала и
предпринимательских
Наконец,
существует множество этических
аспектов и проблемы экономической
политики. В частности, безнравственный
подход к установлению цен на факторы
производства приводит к значительному
неравенству в распределении
личных доходов. Ситуация осложняется
тем, что на рыночные силы спроса и
предложения может
Цель исследования состоит в обосновании региональных закономерностей особенностей издержек производства на этапе становления рыночных отношений.
В соответствии с поставленной целью в задачи исследования входили:
— изучение и обобщение теоретических вопросов издержек производства в отечественной и зарубежной литературе, формулирование выводов об экономическом содержании издержек производства, как важнейшей экономической категории;
— углубление отдельных теоретических аспектов издержек производства и установление взаимосвязей издержек с другими экономическими категориями в условиях рынка, такими как доход и прибыль.
За объект исследования мы возьмем ряд российских предприятий, предметом исследования будут издержки производства этих предприятий, так же классификация издержек и способы анализа и снижения их.
Глава 1. Экономическое содержание издержек производства
1.1. Понятие издержек производства
Прежде чем начать говорить об экономическом содержании издержек производства, необходимо определить, какую экономическую категорию мы будем называть издержками производства. На протяжении всего существования экономической теории как науки все теоретики с различной степенью принципиальности и упорства доказывали состоятельность либо несостоятельность того или иного представления издержек. Эти споры неизбежны и в будущем. И это вполне справедливое заключение, поскольку экономическая мысль находится в непосредственной связи с постоянно меняющейся экономической ситуацией. Поэтому многие понятия и термины приобретают новую окраску. Можно рассмотреть зависимость степени ценочувствительности покупателя промежуточного товара от доли затрат на этот товар в общей сумме затрат на получение конечного результата. Если сделать следующий шаг в рассуждениях, то он приведет к тому, что на удорожание любого промежуточного товара (скажем, сырья) покупатель отреагирует тем большим сокращением объемов закупок, чем больше доля затрат на этот товар в общей их величине и соответственно — чем существеннее это удорожание скажется на величине затрат на производство, на прибыли и объемах продаж конечного товара. Этот эффект Липсиц И.В. назвал эффектом оценки товара через конечный результат, который он определил следующим образом: «чем покупатель более чувствителен к общей величине затрат на достижение некоего конечного результата и чем большую долю в ней составляет какой-то промежуточный товар, который ему надо приобрести для достижения конечного результата, тем он будет более чувствителен к цене такого промежуточного товара»1. Уже это обстоятельство доказывает непреходящую актуальность заниматься вопросами издержек производства
В данной работе под издержками производства в самом общем виде и широком смысле мы будем понимать затраты, непосредственно связанные с производством продукции и обусловленные им.
Понятие затрат обычно ассоциируется с определенными потерями, жертвами, которые приходится нести для получения некоторых полезных результатов.
1.2. Классификация издержек производства
Рассматриваемая в данной работе тема издержек производства — одна из наиболее актуальных на сегодняшний день, и именно поэтому этот вопрос заслуживает детального рассмотрения.
Постараемся рассмотреть этот вопрос, как с теоретической, так и с практической точки зрения, делая акцент на сегодняшней ситуации в экономике России.
Сейчас, в условиях повышения производства как никогда актуальна оценка столь немаловажного фактора, влияющего на политику производителя, так и на ориентацию покупателя. Именно издержки производства лежат в основе производственного процесса. И именно о них в первую очередь думает производитель. А разве проблема максимизации прибыли не затрагивает проблему издержек производства, и не вечный ли это вопрос: «Как увеличить число покупателей, спрос на свою продукцию?». Все это говорит о том, что издержки производства — одна из основных слагаемых успеха деятельности любого предприятия.
Издержки — это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности.
Роль издержек в определении ценовой политики фирмы неоспорима. Логика коммерческой деятельности состоит в том, что цены прямо связаны с определением объемов продаж. Между тем сумма, которую покупатели готовы уплатить за товар, никак не связана с издержками, которые необходимы для его изготовления. Эти издержки прямо влияют лишь на решения изготовителей о том, какие товары и в каком количестве стоит выпускать.
Для этого необходим эффективный подход к ценообразованию. Он состоит в том, чтобы сначала сопоставить цены, которые можно получить за свои товары, с издержками, которых потребует производство этих товаров, а уж затем решать, — что именно стоит производить и кому продавать. Нетрудно заметить, что и в такой логике издержки существенно влияют на цены и коммерческую политику фирмы.
По
роли в процессе производства издержки
делят на основные и накладные. К
основным издержкам относят те, которые
непосредственно связаны с
По
способу отнесения на производимую
продукцию и включения в
Издержки производства и альтернативные издержки. И общественные, и частные издержки могут быть представлены двумя способами. Во-первых, как ценность израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения. И, во-вторых, как ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных направлении использования тех же ресурсов. Первый подход подразумевает затратный метод, и поэтому издержки такого рода принято называть «бухгалтерскими». Второй подход — «экономический» в чистом виде. Если в первом случае говорят об издержках производства, то во втором — об издержках, благоприятных возможностей, или ценности наилучшей из отвергнутых альтернатив, или, наконец, просто об альтернативных издержках.
В
собственности предприятия
Однако оно несет неявные издержки, которые определяются как издержки упущенных возможностей.
На стадии планирования хозяйственной деятельности любой компании часто возникает проблема выбора между двумя или большим количеством возможностей. В этом случае приходится планировать те издержки, которые повлечет за собой отдача предпочтения каждому из этих способов осуществления хозяйственной деятельности, то есть речь идет о будущих издержках. Отдавая предпочтение одному из возможных способов, компания будет нести не только издержки, связанные с этим способом, но также и утратит (откажется, потеряет) кое-что, отказавшись от альтернативной возможности. Поэтому при подсчете издержек в результате осуществления хозяйственной деятельности соответствующим способом необходимо оценивать их с точки зрения утраты других возможностей.
Значительная часть решений, принимаемых на предприятиях, состоит в выборе из альтернативных возможностей. Необходимо принимать во внимание утраченные возможности, которые становятся определяющим фактором при прочих равных условиях. В этом заключается буквальный смысл таких терминов, как «упущенная выгода», «с точки зрения упущенных возможностей», «издержки утраченных возможностей», «альтернативные издержки».
В
соответствии с законом спроса при
более высокой цене компания будет
иметь возможность продать
Однако
столь же однозначной зависимости
издержек от объемов продаж не существует.
При достаточно существенных колебаниях
объемов производства (продаж) некоторые
элементы издержек останутся теми же
по абсолютной величине. Поэтому соответственно
и изменение прибыльности при
изменении цен совсем не линейно.
Это побуждает нас при анализе
различных ценовых политик
И.В. Липсиц предлагает все виды затрат, которые изменяются при изменениях цен и объемов продаж называть приростными издержками производства.
Разделение издержек на приростные и неприростные достаточно близко к традиционной классификации затрат на постоянные и переменные, но все же не вполне совпадает с ней по существу. И именно этим фактором объясняется тот факт, что классификацию издержек по И.В. Липсицу мы рассматриваем прежде всего2.
По своей экономической природе переменные издержки — это затраты на реальное осуществление целевой деятельности, ради которой была создана фирма, т.е. затраты на сырье и материалы, комплектующие и детали, заработную плату производственного персонала.
Постоянные
издержки, напротив, по своей экономической
природе являются затратами на создание
условий для осуществления
Информация о работе Издержки производства и резервы их снижения