История мировой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:22, реферат

Краткое описание

Мировая экономика представляет собой сложную, многогранную экономическую систему, которая испытывает влияние множества факторов. Процессы, происходящие в мировом хозяйстве, непосредственно отражаются на развитии национальных экономик отдельных стран, затрагивают их экономические интересы. Поэтому знание тенденций и закономерностей развития мировой экономики объективно необходимо любому экономисту, так или иначе связанному с партнерами из других стран, а если учесть, что такие связи постоянно расширяются, то эти знания могут потребоваться каждому.

Оглавление

Введение 3
1 Великие географические открытия и начало
становления мирового хозяйства 4
2 Промышленная революция и международное разделение труда 7
3 Монополистические союзы и мировая конъюнктура 15
4 Мировое хозяйство второй половины XX в. 32
5 Заключение. 44
Список литературы 46

Файлы: 1 файл

история мировой экономики.docx

— 141.75 Кб (Скачать)

Новый важный шаг был сделан, когда правительство установило контроль над инвестиционным процессом и выработало стратегию по этому вопросу. Дело в том, что технологическая революция, темпы которой ускорялись по прошествии двух мировых войн, заметно увеличила риск, связанный с новыми инвестициями. В этом процессе рыночную экономику могли ожидать серьезные неприятности: в одних случаях это приводило к возникновению избыточных мощностей, в других — к затягиванию сроков вложения средств. Государство, контролируя инвестиционный процесс, могло нейтрализовать нежелательные последствия рисков.

Экономический рост стал постоянной задачей правительства, превратившись в одну из составляющих его политики. К концу 50-х годов стратегия ускорения экономического роста стала играть главную роль, оттеснив на второй план антициклическую политику. Вместе с задачей экономического роста перед правительствами также неотвратимо встала проблема распределения его результатов. Используя механизмы прямого и косвенного влияния, правительства начали проводить политику регулирования распределения доходов посредством трансфертных платежей. Одновременно они развивали сеть общественных служб: коммунальное жилье, образование, социальную защиту и инфраструктуру. Были также приняты законы о фиксированном минимуме заработной платы, введен налог на наследуемое имущество, расширивший права наследников, установлена прогрессивная шкала налогообложения прибыли.

Однако становление смешанной  экономики не происходило по единой схеме. Некоторые страны выбрали  неоэтатистскую модель, другие ориентировались на неолиберальную, третьи акцентировали внимание на согласовании и социальном планировании. Однако трудности 70-х годов в мировой капиталистической системе, а позже — и в мировой социалистической привели к переориентации в поисках новой парадигмы. В странах капиталистической системы это выразилось в стремлении уменьшить роль государства в экономике, а в странах социализма — в полном отказе от идей социализма и переходе к идеологии, так называемой рыночной экономики. Что касается развивающихся стран, то они встали на путь индустриального развития с помощью капитала международных финансовых организаций. Страны «третьего мира» занимают особое место в мировой экономике.

Как известно, начало распада  мировой колониальной империи, образовавшейся в результате колониальных захватов, приходится на 20-е годы XX в. В этот период национальную независимость получили: в 1921 г. — Монголия и Афганистан, в 1922 г. — Турция. В Индии, Китае и ряде других стран процесс завоевания национальной независимости растянулся на десятилетия. После Второй мировой войны распад колоний затронул в основном страны Азии, в меньшей степени — страны Африканского континента. Завершение процесса крушения колониальной системы пришлось на начало 60-х годов и связано с принятием декларации ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960 г.). Политическую независимость получили практически все страны Азии и Африки. Одно из последних колониальных владений Британской империи в XX в. — Гонконг —- было возвращено Китаю в июле 1997 г. На месте колониального мира возник огромный «третий мир», охватывающий множество новых и старых суверенных государств Африки, Азии, Латинской Америки, Океании. Однако приобретение политической независимости еще не означало достижения экономической самостоятельности, предполагающей определенный уровень развития материально-технической базы и производственных отношений.

Экономика освободившихся государств соответствовала традиционному типу экономической системы, характеризовалась аграрно-сырьевой специализацией, низким уровнем развития обрабатывающей промышленности, узостью внутреннего рынка. По уровню производства на душу населения развивающиеся страны в десятки раз отставали от индустриально развитых стран. Высокая рождаемость, обусловленная высокой детской смертностью, крайняя нищета населения, недостаток средств для оплаты импорта многих видов товаров, отсутствие современного опыта управления не позволили правительствам развивающихся стран самостоятельно преодолеть экономическую отсталость. Решение данной проблемы для большинства освободившихся стран стало возможным лишь при активной поддержке индустриально развитых государств, которые, в свою очередь, преследовали наряду с экономическими интересами (сохранение рынков сбыта, дешевого сырья, экспорта капитала) также и политические. Последние определялись стратегией идеологического противостояния мировой капиталистической и мировой социалистической систем, сформировавшихся после Второй мировой войны. Капитализм и социализм как конкурирующие идеологические системы были заинтересованы в сохранении и расширении своего влияния на освободившиеся государства, в вовлечении как можно большего числа развивающихся стран в системы своих международных отношений. Таким образом, сочетание объективной необходимости экономической помощи развивающимся странам со стороны индустриально развитых государств в целях преодоления их экономической отсталости и идеологическая заинтересованность двух противоборствующих систем мирового хозяйства в расширении и укреплении сфер своего влияния предопределили два пути развития освободившихся стран: капиталистический и некапиталистический.

 Странам, выбравшим капиталистический путь развития, "активную помощь оказывали индустриально развитые государства, входившие в мировую капиталистическую систему. В отечественной литературе данный тип экономических взаимоотношений именовался как «неоколониализм», который по существу продолжал политику колониализма. Отличие состояло в том, что если первоначально колониализм предполагал политический контроль над колониальными странами, торговое и промышленное проникновение в их экономику, то в дальнейшем, при неоколониализме, функции контроля над экономикой развивающихся стран перешли к транснациональным корпорациям. В настоящее время частные инвестиции и государственная помощь со стороны индустриальных стран по-прежнему ориентированы на сохранение подчиненного положения экономики развивающихся стран. Большинству из них не удалось преодолеть экспортно-импортную зависимость от индустриальных стран, которая усиливается в связи с ростом объемов импортного оборудования.

 Последнее объясняется  необходимостью peшать местные геополитические проблемы, запутанные вследствие старой межплеменной вражды. Зависимость от внешней торговли обусловила сохранение власти в отсталых странах в руках компрадоров (продавцов и перепродавцов импортных товаров) с нескончаемой чередой государственных переворотов, сменяющих у руля различные военно-компрадорские группы. Уровень жизни населения большинства бывших колоний мало изменился после провозглашения независимости. Помощь стран мировой социалистической системы, прежде всего СССР, странам, избравшим некапиталистический путь развития, осуществлялась в форме предоставления льготных займов, участия советских специалистов в строительстве промышленных объектов, подготовке национальных кадров, финансовой и идеологической поддержке прокоммунистически настроенных правительств. По сути «третий мир» разделился на страны капиталистической и некапиталистической ориентации в зависимости от того, откуда они получали вооружение, финансы и где готовили кадры.

Характерной особенностью развивающихся  стран является неравномерность развития их экономик. Процесс социально-экономической дифференциации, усилившийся в этой группе

стран с конца 70-х годов, по уровню экономического развития позволяет выделить четыре подгруппы государств:

• новые индустриальные страны с уровнем ВНП на душу населения более 1500 долл.;

• наименее развитые страны — 200 долл.;

• серединная подгруппа  стран, где решение проблем экономического роста осложняется острыми структурными диспропорциями в экономике;

• нефтеэкспортирующие страны, имеющие самые отсталые социально-экономические структуры и самые благоприятные внешние финансовые возможности для развития.

Следует отметить, что большинству  развивающихся стран так и не удалось осуществить переход от традиционного типа хозяйствования к современной рыночной экономике, ослабить свою экономическую зависимость от индустриально развитых государств. В первые годы после Второй мировой войны, вплоть до 60-х годов, правительства многих развивающихся стран проводили политику индустриализации своей экономики, ориентированную либо на развитие экспортных, либо на создание импортозамещающих отраслей производства. Первоначально такая политика привела к определенным положительным сдвигам в экономике. Однако в дальнейшем в большинстве развивающихся государств подобная политика в силу многочисленных ограничений и регламентации превратилась в тормоз их развития. Конец 70-х и 80-е годы характеризовались замедлением экономического роста. Падение темпов было обусловлено низким уровнем эффективности, неконкурентоспособностью большинства товаров развивающихся стран. Существенное негативное воздействие на экономику этих стран оказал спад в мировой экономике в начале 80-х годов, в частности, в мировой торговле. Особенно пострадали развивающиеся страны, экономика которых была ориентирована на экспорт. В то же время в период подъема, сменившего спад начала 80-х годов, экономика этих стран развивалась намного быстрее, чем стран, ориентированных на внутреннее развитие. Рост экспорта стран с открытой экономикой способствовал не только успехам экономического роста, но и позволил им провести быструю модернизацию производства, создать конкурентоспособный сектор экономики. В 80-е годы страны Южной Азии с большой плотностью населения добились макроэкономической стабильности. Успех их экономической политики в значительно большей мере был связан с бережливой бюджетной политикой внешнего заимствования, с модернизацией сельского хозяйства, чем с международной конкурентоспособной торговой политикой. Наибольших результатов в тот период добились страны Юго-Восточной Азии. Им удалось сохранить высокие темпы экономического роста, инвестиций, экспорта. Высокие темпы роста новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии и низкие темпы развития стран Латинской Америки и Африки существенно изменили региональное распределение экспорта развивающихся стран в 80-е годы.

В это время правительства  стран Латинской Америки и  Африки приступили к реформированию экономики. В самом общем виде программы перестройки предусматривали изменение финансовой, денежной и структурной политики, преобразования в регулировании деятельности финансовых институтов. Существенную помощь в реализации новых экономических программ оказали МВФ и Всемирный банк. За 1980—1988 гг. долгосрочные займы для структурной перестройки экономики были предоставлены 59 развивающимся странам. Во многих из них реформы принесли положительные результаты, особенно в сфере торговли и валютной политики. Вместе с тем в ряде стран промышленная политика по-прежнему сохраняла протекционистскую направленность. Среди развивающихся государств наиболее серьезные проблемы экономического развития испытали африканские страны южнее Сахары (кроме ЮАР). 

 Причинами ухудшения  их социально-экономического положения  после устойчивого роста в 60—70-е годы явились неблагоприятные внешние условия, в частности нефтяные шоки 70-х годов, а также неэффективная экономическая политика и ухудшение состояния окружающей природной среды. Резкое снижение норм сбережений и инвестиций, доходов на душу населения во многом было обусловлено сочетанием падения темпов экономического роста с быстрым ростом численности населения. Для решения проблем бедности правительства этих стран пошли на ограничение роли государственного вмешательства, концентрацию государственных расходов в приоритетных сферах экономики, корректировку завышенного валютного курса. Реформы в сельском хозяйстве, предусматривающие устранение контроля над ценами (Мали, Нигер, Сомали, Уганда), децентрализацию продаж сельскохозяйственной продукции, улучшили условия экономической деятельности, способствовали оживлению экономики многих развивающихся стран африканского континента. Однако темпы роста населения опережали темпы экономического роста. Так, в Кении, Сенегале и других странах высокие темпы роста в 80-е годы сопровождались низким или отрицательным ростом ВНП на душу населения.

 В целом такое опережение  привело к ухудшению социально-экономических  условий жизни населения, обострению продовольственной и экологической проблем. Одна из важнейших проблем развивающихся стран в 80-е годы заключалась в реформировании финансового сектора. В 50—60-е годы официальные финансовые системы этих стран не могли самостоятельно содействовать курсу реформ индустриализации и модернизации сельского хозяйства. Национальный неофициальный сектор состоял из ростовщиков, торговцев, владельцев ломбардов, которые обеспечивали займы фирмам и мелкому бизнесу. Все эти источники финансирования отличались высоким уровнем процентных ставок. Для обеспечения дешевых кредитов приоритетным отраслям хозяйства в развивающихся странах были созданы новые финансовые институты, деятельность которых регулировалась государством. Бюджетные дефициты и государственный сектор финансировались правительствами стран за счет внешних и внутренних займов. Если в 60-е годы такая финансовая стратегия давала хорошие результаты, то в 70-е годы, несмотря на дешевые иностранные кредиты и благоприятные условия торговли, она стала давать сбои, что проявилось в замедлении темпов экономического роста. Основной причиной сложившейся ситуации явилась неэффективная финансовая политика правительств развивающихся стран, выразившаяся в чрезмерном вмешательстве государства в функционирование финансовых систем, в контроле над ставкой процента и кредитами. Правительства вынуждали банки ссужать средства по ставкам ниже рыночных, кредитовать нерентабельные предприятия. Это не позволяло банкам покрывать свои расходы, приводило к их отказу приобретать национальные активы, производить долгосрочное и рисковое кредитование. Кредитование частного сектора осуществлялось либо за счет государственных займов в коммерческих банках, либо с помощью эмиссии денег. Финансовый рынок был ориентирован практически во всех странах на краткосрочное финансирование. В итоге многие страны стали зависеть от иностранных займов для оплаты импортных товаров, необходимых для проведения индустриализации экономики. В конце 70-х годов в связи с мировым экономическим кризисом выросли процентные ставки, коммерческие банки прекратили добровольное кредитование.

Многие предприятия стали  убыточными, практика отсрочки неоплаченных займов и предоставления займов для покрытия неоплаченных процентов, проводимая правительствами развивающихся стран, привела к развалу их финансовых систем. Сложившаяся ситуация вынудила правительства развивающихся стран изменить курс реформ. Во многих странах была проведена либерализация финансовых систем, предполагающая освобождение финансовых институтов от государственного контроля над процентной ставкой, а также от валютного контроля. В странах Латинской Америки (Аргентина, Чили, Уругвай) либерализация закончилась хаосом, банкротством банков. Правительства были вынуждены вновь ввести государственный контроль. В странах Азии, где финансовая либерализация сопровождалась большей макроэкономической стабильностью, введения жесткого государственного контроля не понадобилось. Политика постепенной либерализации — сочетание определенной степени контроля над ставкой процента, отражающей рыночные условия, и движением капитала с поощрением роста конкуренции — позволила этим странам избежать серьезных социально-экономических потрясений, укрепить свои национальные финансовые системы. Вмешательство правительств латиноамериканских стран в деятельность финансовых институтов осуществлялось в различных формах: путем создания системы перекрестного директората, закрытия или организации новых банков или формирования различных комбинаций этих форм. Так, в Аргентине были ликвидированы 71 из 470 финансовых институтов. В Чили в 1981 г. правительство ликвидировало восемь неплатежеспособных финансовых институтов, контролирующих 35% совокупных активов всей финансовой системы страны. В 1983 г. были ликвидированы еще три банка, а пять перестроены и рекапитализированы.

Последствия реформ были неоднозначны. Так, в Чили снизилась инфляция и выросла реальная процентная ставка; в Аргентине и Уругвае инфляция и процентная ставка оставались на высоком уровне. Ухудшение условий мировой торговли, снижение экспорта, растущие международные ставки процента, сокращение иностранных кредитов вынудили правительства ряда стран Латинской Америки (Чили, Аргентина, Уругвай) пойти на девальвацию национальных валют. В результате многие фирмы нетрадиционного сектора экономики оказались не в состоянии обслуживать свои долги, многие банки оказались на грани банкротства. Ослабление протекционистской политики, проводимой другими развивающимися странами Латинской Америки, имело аналогичные результаты: прибыль ранее защищенных государством предприятий снизилась, увеличился объем активов финансовых институтов, по которым не выполнялись долговые обязательства. Проблема внешней задолженности развивающихся стран, которая впервые обострилась в начале 80-х годов, явилась существенным препятствием в реформировании их финансовых структур. Особенность кризиса внешней задолженности развивающихся стран проявилась в том, что он затронул в основном страны Латинской Америки и Африки и практически не коснулся стран Азии. Процесс адаптации развивающихся стран к долговому кризису был связан с резким падением темпов экономического роста и инвестиций, с огромными социальными издержками. Во многих странах соотношение размера долга к ВВП превысило 100%. Наиболее негативные последствия сокращения социальных программ пришлись на африканские страны, имеющие самые низкие доходы. Первоначально проблема выхода из долгового кризиса решалась путем сокращения внутреннего потребления на величину, необходимую для оплаты части долга. Однако в результате такой стратегии экономика многих стран-должников оказалась на грани развала — прекращения экономического роста, гиперинфляции. С середины 80-х годов начались активные переговоры между странами-должниками и странами-кредиторами по поводу возможности изменения условий кредитных соглашений с целью снижения долга до реального уровня. Наиболее существенные изменения в решении проблемы долга были связаны с планом Николаса Брэди (американского министра финансов в администрации Буша), обнародованным в 1989 г. Согласно данному плану сокращение долга гарантируется только тем странам, которые согласны провести реформирование своей экономики в направлении увеличения ее открытости и сокращения масштабов государственной собственности. Несмотря на эти меры задолженность развивающихся стран продолжала увеличиваться. За период 1980—1993 гг. она возросла в три раза — с 0,6 до 1,8 трлн долл. В то же время с 1987 г. темпы ее прироста снизились почти до 5% в год. В нестабильной экономике с низким уровнем доходов рост государственного долга и расходов по его обслуживанию — серьезный негативный фактор. Как показывает опыт, для индустриально развитых стран опасность роста долга не столь велика, поскольку она контролируется государством. При стабильной экономической конъюнктуре в стране расширение государственных расходов в большей мере ведет к увеличению производства и спроса, чем прямое изъятие такой же суммы с той же целью из доходов населения в виде бюджетных поступлений. Образующийся при этом внутренний долг в целом только перераспределяет национальное богатство, не уменьшая его. Для решения проблемы долга, получения сбалансированного бюджета необходимо либо увеличить налоги, сократив индивидуальное потребление, либо уменьшить государственные расходы, сократив социальные программы, способствуя тем самым сокращению занятости и росту социальной напряженности. Такая схема подтверждается мировой практикой и основана на реальном действии «автоматических стабилизаторов», признаваемых сегодня всеми направлениями экономической теории. Стимулирующее воздействие бюджетного дефицита проявляется и в сфере потребления, и в темпах экономического роста. Так, если не учитывать темпы инфляции периода 60—80-х годов, то темпы экономического роста в США, которым предшествовали дефицитные бюджеты, были заметно выше, чем в годы, когда были бездефицитные или низкодефицитные бюджеты. Либеральная политика в странах Латинской Америки возобновилась после национализации обанкротившихся банков, периода восстановления государственного контроля над финансовым сектором, долговременного этапа реабилитации и реприватизации банков. В африканских странах южнее Сахары (Гана, Гвинея, Мадагаскар и др.) в 80-е годы реформы только начинались. Они были нацелены на реконструкцию финансовых систем, совершенствование экономического регулирования их деятельности, подготовку условий для перехода к функционированию на рыночной основе.

Информация о работе История мировой экономики