Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:22, реферат
Мировая экономика представляет собой сложную, многогранную экономическую систему, которая испытывает влияние множества факторов. Процессы, происходящие в мировом хозяйстве, непосредственно отражаются на развитии национальных экономик отдельных стран, затрагивают их экономические интересы. Поэтому знание тенденций и закономерностей развития мировой экономики объективно необходимо любому экономисту, так или иначе связанному с партнерами из других стран, а если учесть, что такие связи постоянно расширяются, то эти знания могут потребоваться каждому.
Введение 3
1 Великие географические открытия и начало
становления мирового хозяйства 4
2 Промышленная революция и международное разделение труда 7
3 Монополистические союзы и мировая конъюнктура 15
4 Мировое хозяйство второй половины XX в. 32
5 Заключение. 44
Список литературы 46
Буржуазная по содержанию, антифеодальная по направлению, народная по движущим силам революция 1789—1794 гг. стала рубежом целой эпохи. Революционные события ускорили начавшийся промышленный переворот, создав предпосылки для развития мануфактурного производства и перерастания его в фабричное. Была уничтожена цеховая система, получили признание принципы фритредерства. Падение феодального режима, разорение крестьян, свобода миграции — все это способствовало формированию рынка рабочей силы. Расширялся и рынок сбыта, особенно для военной промышленности. Наполеоновские походы способствовали экспорту французских товаров. Улучшилось положение зажиточного крестьянства, что увеличило сбыт промышленных товаров в деревне. Давление английской конкуренции ускоряло механизацию производства. Появились свои изобретения: химик Леблан открыл промышленный способ добычи соды из морской соли, станок Жаккара стал применяться для изготовления узорчатых тканей и т.д. Но прежде всего развивалась военная промышленность. В первой половине XIX в. создается развитая капиталистическая кредитная система, в чем сказался ростовщический характер французского капитализма. Центром ее стал Акционерный французский банк, созданный при личном участии Наполеона. Банк был эмиссионным, т.е. имел право выпускать бумажные деньги, все более концентрировал капиталы и перекачивал их в промышленность. 50-е годы XIX в. — период грюндерства — массового учредительства коммерческих акционерных банков, не связанных с государством. Они не только открывали кредиты промышленникам и торговцам, пассивно содействуя экономическому развитию страны, но и активно вмешивались в хозяйственную жизнь, сами организуя промышленные акционерные компании, строительство каналов и железных дорог. Это было новым явлением в истории кредитного дела. Таким образом, во Франции раньше, чем в других странах, начинается процесс слияния банковского капитала с промышленным и образования финансового капитала.
Однако, поскольку накопленные капиталы все же не находят достаточно выгодного применения внутри страны, банки начинают давать их в долг за границу, вывозить капитал. Франция становится международным банкиром, мировым ростовщиком. Для Германии в период позднего средневековья (XVI—XVII вв.) были характерны возрастание личного крепостничества, расширение барщинной эксплуатации. Крупные масштабы приобрела экспроприация земель у крестьян, которые попадали в разряд дворовых, даром работая на господском поле. Причиной такой ситуации явилось общее замедление экономического развития Германии. После Великих географических открытий торговые пути переместились на Атлантический океан, что привело к упадку итальянских и южно-германских городов. Ганза стала распадаться, в ней остались лишь три города: Гамбург, Бремен и Любек. Германия не могла принять участие в географических открытиях, в мировой торговле и ограблении колоний. Этому мешала политическая раздробленность, автономия городов. Германия состояла из 300 мелких государств. Все обособленные территории были со своими таможенными заставами, пошлинами, хаосом в денежном обращении (монет было до 600 видов). Централизации противились церковники. Раздоры между католиками и протестантами вели к религиозным войнам, в которые вмешивались соседние государства. Германия превратилась в арену международных столкновений. 1618—1648 — годы первой общеевропейской Тридцатилетней войны, имевшей религиозную подоплеку. Она еще больше закрепила раздробленность Германии и бессилие центральной власти. Таким образом, Германия не могла использовать внешние источники первоначального накопления капитала, а это ослабляло процесс разложения феодализма. Первый удар феодальному режиму нанесли наполеоновские войны. Франция заняла часть территории Германии (левобережье Рейна), феодальные привилегии и повинности крестьянства были ликвидированы. Поражение было великим унижением Германии, свидетельством ее отсталости. В этих условиях феодально-монархические круги решились на аграрные реформы. Они начались в Пруссии. В 1807 г. правительство Штейна приняло эдикт, уничтожавший личную зависимость крестьян от помещиков. Крестьяне получили право распоряжаться имуществом, освободились от принудительной службы у господ. Однако все повинности, связанные с земельными наделами, сохранились. Аграрные реформы охватили вслед за Пруссией целый ряд немецких государств.
Большую роль в подготовке промышленного переворота сыграла частичная ликвидация экономической раздробленности путем создания Таможенного союза, объединившего 18 государств Северной Германии. Все таможенные заставы здесь ликвидировались. Рост мануфактурного производства, развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве, усиление первоначального накопления капитала, возможность использования иностранной техники подготовили промышленный переворот. В 1796 г. в Силезии появилась первая доменная печь. Хлопчатобумажная промышленность, где использовались английские машины, сразу стала развиваться на фабричной основе. Паровые машины ввозились из Англии, но были и свои изобретения. Произошли изменения и на транспорте: количество пароходов к середине XIX в. достигло 90, паровозов — 429. Огромную роль играло строительство железных дорог. Первая появилась в 1835 г. К 1848 г. протяженность железных дорог достигла 2,5 тыс. км. Наиболее активно промышленный переворот протекал в текстильной промышленности. После образования Таможенного союза быстрое развитие получила шелковая промышленность. Значительные изменения происходили в тяжелой промышленности. В связи с увеличением количества паровых машин возрос спрос на уголь. В Пруссии добыча угля увеличилась с 1824 по 1843 гг. с 1,2 до 3,1 млн т. Общая численность промышленных рабочих за 1800—1848 гг. возросла на шахтах в 4 раза, в остальных отраслях — в 12 раз. Экономическое развитие Германии ускорила буржуазная революция 1848—1849 гг. Правительство пошло на уступки в ликвидации феодальных отношений, чтобы спасти крупное землевладение. В 1850 г. в Пруссии вышел закон, уничтожавший мелкие повинности крестьян. Однако пережитки феодализма сохранялись, и главный из них — сохранение юнкерского землевладения. Оставалась поземельная кабала, полуфеодальные формы эксплуатации. Тем не менее возник особый — прусский, или помещичий, путь развития капитализма в сельском хозяйстве: постепенно юнкерские имения перерастали в капиталистические предприятия с наемным трудом. Дело в том, что подавляющая часть земель после освобождения крестьян оставалась в собственности юнкеров. Последние превращались в сельских капиталистов, а крестьяне — в наемных рабочих. Господствующим этот путь стал только в Пруссии. В северо-западных районах и в Баварии широкое распространение получили кулацкие хозяйства гроссбауэров, а в юго-западных областях преобладали мелкие крестьянские хозяйства. Падение феодализма в Германии благоприятно сказалось на состоянии сельского хозяйства: стали вводиться сложные севообороты, применяться минеральные удобрения, расширился импорт сельскохозяйственных машин. Увеличилось производство технических культур. Рост производства картофеля и сахарной свеклы обусловил соответственно производство водки, и сахара (его производство за 1836—1865 гг. увеличилось с 1,5 тыс. т до 385 тыс. т). Промышленный переворот прошел три стадии. Вначале, до 1850 г., он касался преимущественно текстильной промышленности, а затем в течение двух последующих десятилетий охватил тяжелую промышленность. Завершился промышленный переворот после образования Германской империи в 1871 г., когда на фоне развития фабричной промышленности формировались монополии.
По основным показателям (добыча угля, производство чугуна, длина железнодорожных путей, мощность паровых двигателей) Германия превзошла Францию. Темпы ее экономического роста были выше, чем во Франции и Англии. По техническому уровню промышленности Германия вырвалась вперед, причем этому способствовала и иностранная конкуренция. Она позволяла выжить только передовым предприятиям. Немецкие заводы строились на базе новейшей техники и были намерены выпускать продукцию лучше и дешевле, чем английские заводы. Это позволяло Германии стать международным поставщиком промышленного оборудования и техники. К 1871 г., обогнав Францию, Германия стала занимать третье место в мире (после Англии и США). В США огромную роль в развертывании промышленного переворота сыграла война с Англией за независимость в 1775—1783 гг. Она ликвидировала те элементы пережитков феодализма, которые пыталась насаждать Англия. Война приобрела значение буржуазной революции. В результате победы и образования независимого государства началась коренная ломка общественной структуры страны. Земли короля, крупных землевладельцев и колониальных компаний были конфискованы в пользу народа. Это означало отмену феодальной собственности, уничтожение классового господства английских аристократов. «Белые рабы» и «кабальные слуги» получили свободу. Все барьеры на пути развития промышленности были ликвидированы. Это способствовало быстрому развитию капитализма, превращению США в крупную буржуазную державу. Однако Конституция США узаконила рабство. Сохранялись крупные плантации на Юге, продолжалась экспроприация индейских земель. Экономическому росту способствовала территориальная экспансия на Запад. В 1803 г. США за бесценок приобрели французскую колонию Луизиану, в 1819 — у испанцев куплена Флорида. В результате войны с Мексикой (1846—1848 гг.) захвачено больше половины мексиканской территории, и США вышли к берегам Тихого океана. Присоединенные территории интенсивно «очищались» от индейских племен. В итоге в течение первой половины XIX в. территория США увеличилась в 3,5 раза и достигла нынешних границ.
Оживился интерес к Латинской Америке. В 1823 г. была вы- двинута «доктрина Монро» — «Америка для американцев». Этим осуществлялось противодействие европейским конкурентам в захвате рынков. Произошли важные демографические изменения: быстрый рост населения (с 3,9 млн человек в 1790 г. до 31,4 млн в 1860 г.), иммиграция из Ирландии, Германии, Англии; миграция населения на Запад; постепенная урбанизация (удельный вес городского населения увеличился с 5% в 1790 г. до 20% в 1860 г.). Промышленный переворот начался в хлопчатобумажной промышленности. Изобретение Уитни в 1793 г. хлопкоочистительной машины совершило революцию в переработке хлопка, обеспечило изобилие сырья. С 30-х годов XIX в. промышленный переворот распространился на другие отрасли. Все активнее применялись машины и механизмы на основе использования европейского опыта, собственных изобретений. В 1803 г. появились паровые машины (в Англии — в 1811). В 1807 г. Фултоном впервые в мире сооружен пароход, а в 1830 г. — первая в США железная дорога. Все это обусловило очень высокие темпы экономического роста: с 1827 по 1860 гг. объем промышленной продукции увеличился в 8 раз; общая сумма капиталов, вложенных в промышленность, возросла с 50 млн долл. в 1820 г. до 1 млрд долл. в 1860 г. В результате индустриализации северо-восточной части США превратились в промышленно развитую капиталистическую державу. Быстро росла их доля в мировом промышленном производстве: с 6% в 1820 г. до 15% в 1860 г. По объему промышленной продукции США вышли на четвертое место в мире. Экспансия на Запад и его быстрое хозяйственное освоение требовали укрепления транспортных связей. В первой половине XIX в. произошла «революция» на транспорте: началось активное развитие речного транспорта, строительство каналов, морского и пассажирского флота, интенсивное железнодорожное строительство. В 1860 г. общая протяженность железных дорог составляла почти половину мировой их протяженности, что послужило стимулом для развития многих отраслей промышленности. В сельском хозяйстве к началу 60-х годов XIX в. было занято около 60% населения. Земледелие распространялось на Запад, вводя в хозяйственный оборот новые земли. Общее число фермерских хозяйств превысило 2 млн, стоимость произведенной сельскохозяйственной продукции увеличилась с 236 млн долл. В 1800 г. до 1578 млн долл. к 1860 г. Развитию сельского хозяйства способствовало увеличение емкости внутреннего рынка, связанное с ростом городского населения, развитием легкой и пищевой промышленности. Быстрое преобразование сельского хозяйства на буржуазной основе получило название американского пути. Он характеризовался господством крупного частнособственнического фермерского хозяйства, отсутствием как мелкотоварного, так и помещичьего землевладения; применением наемной рабочей силы, активным использованием сельскохозяйственной техники, высокой товарностью.
Иначе обстояло дело на Юге. Хлопок здесь был монокультурой. Его производство стимулировалось быстрым увеличением спроса со стороны капиталистической фабричной промышленности Северо-востока и внешнего рынка (до 80% его шло на экспорт). Производство было основано на дешевом и изнурительном труде негров. Продвигаясь на Запад, буржуазный Север и рабовладельческий Юг неминуемо должны были столкнуться. Северные штаты стояли за распространение фермерского землевладения на Западе, что позволяло удовлетворить желания значительного числа переселенцев. Южные штаты требовали права скупать на Западе земли для расширения латифундий, поскольку при экстенсивном ведении хозяйства земли быстро истощались и нужны были новые. Важным был вопрос о таможенных тарифах. Южные штаты были заинтересованы в поощрении свободной торговли, вывозя хлопок в Европу и ввозя промышленные изделия, северные — в покровительстве своей молодой промышленности с помощью высокого протекционистского барьера. С середины XIX в. рабовладение все более мешало развитию производительных сил в стране. В 1854—1856 гг. столкновения между фермерами и рабовладельцами, начавшиеся в заселявшемся тогда Канзасе, переросли в вооруженную борьбу. В апреле 1861 г. началась гражданская война (1861—1865 гг.), которая закончилась победой Севера. Этому способствовали провозглашенная Севером отмена рабства на всей территории страны (что воодушевило негров) и Закон о гомстедах (участках земли, переданных в собственность переселенцам). Фермеры-переселенцы имели право, уплатив небольшой сбор, получить землю в собственность при условии ее обработки в течение пяти лет, что привлекло на сторону правительства широкие массы трудящихся. Гражданская война привела к осуществлению ряда буржуазно-демократических преобразований, создавших благоприятные условия для дальнейшего развития капитализма в стране. Здесь создавались огромные капиталы, которые инвестировались в промышленность. Так США превратились в одну из ведущих стран, вышли на четвертое место в мире по объемам производства промышленной продукции. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что второй этап формирования всемирного хозяйства может быть ограничен рамками конца XVIII — второй половины XIX вв. Это период
промышленных революций, а с точки зрения социально-экономической формы общества — период развития классического капитализма.
Промышленные революции
произвели переворот в
3 Монополистические союзы и мировая конъюнктура.
На рубеже XIX—XX вв. опять произошло коренное изменение парадигмы экономического развития — в центр экономики выдвинулись монополии. Ведущие страны мира вступили в новую стадию своего развития — монополистический капитализм. Образовались международные монополистические союзы, делящие мир на сферы экономического влияния. Они стали «пронизывать» экономику стран мира, диктовать те или иные экономические (а зачастую и политические) условия, формировать мировую экономическую конъюнктуру. Новой экономической формой международных отношений становится вывоз капитала. Его значение существенно усиливается в условиях, когда международная конкурентоспособность во многом определяется быстротой разработки и внедрения технологических изменений. Многообразные формы вывоза капитала стали важнейшей движущей силой, развивающей и углубляющей мирохозяйственные связи. При этом подходы к оценке данного явления весьма неоднозначны: от конкуренции между странами за получение иностранного капитала и технологий — до прямого ограничения иностранных инвестиций из опасений подрыва контроля над национальной экономикой. Усиливается соперничество между ведущими странами, в результате которого в капиталистическом мире сформировались три остро конкурирующих центра мирового империализма: Западная Европа, США и Япония. Ведущей индустриальной державой мира становятся США В течение нескольких десятилетий после гражданской войны 1861—1865 гг. они совершили огромный скачок в экономическом развитии, позволивший им выйти на первое место в мире по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства. Если в 1860 г. по выпуску промышленной продукции США значительно уступали Англии, то к началу XX в. опередили ее вдвое. За 1860—1900 гг. общий объем выпускаемой продукции увеличился в 7 раз, а сумма капиталовложений в промышленность — в 10 раз. К 1913 г. на долю США приходилось почти 1/2 мировой выплавки стали, 45% добычи каменного угля, 82% добычи нефти, более 1/2 производства электроэнергии — в общем итоге 38% промышленной продукции всех стран.
Основная причина такого успеха заключалась в том, что гражданская война уничтожила систему рабовладения, и капиталистические порядки стали быстро распространяться на всю территорию страны. Экономическая политика победившей буржуазии была направлена на развитие капитализма вширь и вглубь. Интенсивно происходил процесс накопления капитала, прежде всего, за счет продолжавшегося захвата земель индейцев. Ярко проявлялось преимущество США как молодой буржуазной страны, имеющей возможность учесть производственный опыт других стран, использовать последние достижения науки и техники, новейшее оборудование, передовые формы организации производства. Революционное воздействие на производство оказало широкое применение электроэнергии. Одновременно стали развиваться такие отрасли, как электротехническая, приборостроительная, металлургическая. Использовались новые виды двигателей — паровые и гидравлические турбины, двигатели внутреннего сгорания. Это открыло путь к созданию автомобилей и самолетов. Развивающееся производство было обеспечено емким и непрерывно растущим по мере формирования капитализма и углубления общественного разделения труда рынком. Происходили быстрое заселение Запада, укрепление экономических связей между районами страны, активное строительство путей сообщения, прежде всего, железных дорог. К началу XX в. общая протяженность железных дорог достигла 320 тыс. км — 40% всех железных дорог мира. Железнодорожное строительство давало стимул росту промышленности и сельского хозяйства, особенно тех отраслей тяжелой промышленности, которые с ним связаны. Дальнейший переворот на транспорте связан с автомобилестроением. Изобретение двигателя внутреннего сгорания было использовано предпринимателем Генри Фордом для организации серийного производства автомобилей. Массовое производство автомашин в свою очередь стимулировало развитие листового проката, моторостроительной, нефтяной и резиновой промышленности, строительство шоссейных дорог.