Исследование элементов экономики здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:45, контрольная работа

Краткое описание

Каждый из нас, как это не грустно, хотя бы раз в жизни бывал на приёме у врача, пользовался медицинскими услугами. Едва ли кому-то не делали прививки или не проводили оздоровительных процедур.
Но многим знакома и другая сторона медали: в поликлиниках не хватает на всех вакцины или в больнице нет подходящего диагностического оборудования.

Файлы: 1 файл

01.doc

— 448.50 Кб (Скачать)

 

Mx = ;

Где mх — возрастной коэффициент смертности; Мх —число умерших в возрасте «х» в календарный период (обычно за год); х —численность населения в возрасте «х» в середине расчетного периода (обычно среднегодовая).

Выражаются возрастные коэффициенты смертности, как и большинство других демографических коэффициентов, в промилле (‰).

 

Все показатели должны рассматриваться в динамике за длительный промежуток времени, чтобы можно было уловить изменение тенденций, выявить устойчивые характеристики динамики последних лет, выбрать период прогноза. [8]

Показатель младенческой смертности также во многом влияет на уровень развития системы здравоохранения, поэтому для получения показателей здоровья его значение необходимо.

Коэффициент младенческой смертности рассчитывается по формуле:

 

m0 = (

где M0 - число умерших в возрасте до 1 года из числа родившихся в году, для которого вычисляется коэффициент; N0 - число родившихся в том же году;N1 - число родившихся в предыдущем году; M1 - число умерших в возрасте до 1 года из родившихся в предыдущем году.

 

Все показатели должны рассматриваться в динамике за длительный промежуток времени, чтобы можно было уловить изменение тенденций, выявить устойчивые характеристики динамики последних лет, выбрать период прогноза.

 

В соответствии с Международной классификацией болезней ВОЗ (X пересмотра), которая обеспечивает сопоставимость данных при межстрановых сравнениях, все болезни подразделяются на следующие виды (классы):

 

                 инфекционные и паразитарные заболевания;

                 новообразования;

                 болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ и иммунитета;

                 болезни нервной системы и органов чувств;

                 болезни системы кровообращения;

                 психические расстройства;

                 болезни органов дыхания;

                 болезни органов пищеварения;

                 болезни мочеполовой системы;

                 врожденные аномалии (пороки развития);

                 несчастные случаи, отравления и травмы.

[8]            

 

Наличие подобных заболеваний, их процент от общего количества больных – невероятно важный показатель для органов, финансирующих здравоохранение.  По данным статистической отчетности проводится анализ уровня и структуры заболеваемости по основным видам болезней, их динамики. Делается вывод о распространении отдельных видов заболеваний, их опасности для населения.

 

Рассматривая систему финансирования здравоохранения в Российской Федерации невозможно не упомянуть о цифрах. Так, по данным независимого института социальной политике, в 2006 году бюджетные средства составляли 3000,3 руб. на человека. В общей сложности за год бюджетные расходы на здравоохранение оказались равны  446 975,2 млн. руб. [10]

 

После описания работ, по результатам которых государство вкладывает средства в здравоохранение, можно попробовать разобраться, насколько заинтересовано государство в высоком показателе здоровья среди своих граждан. 

Как говорилось ранее, здоровье индивида оценивается количеством работающего и нетрудоспособного населения.

Существует огромное количества исследований на микроэкономическом уровне, показывающих, что плохое здоровье отрицательно влияет на производительность на рынке труда, что определяется по количеству заработанных денег и заработной плате. Например, данные российского мониторинга экономического положения  и здоровья населения показали, что (само по себе) хорошее здоровье, по сравнению с менее хорошим здоровьем, увеличивает уровень заработной платы на 22% у женщин на 18% у мужчин. Таким же образом пропущенный по болезни рабочий день снижает заработную плату у мужчин на 3,7%, а у женщин на 5,5%. Анализ Группы по домашнему хозяйству Европейского экономического сообщества (ЕЭС) показывает такие же большие различия в персональном заработке, зависящем от общего здоровья людей в богатых европейских странах. Люди сообщают, что при «очень хорошем» или «хорошем» здоровье существует также большое количество свидетельств отрицательного влияния факторов риска (негативные факторы).

С точки зрения государства наблюдается та же картина: в большом количестве стран с высокими доходами отмечается существенная роль плохого здоровья в объяснении решений на увольнение работников и исключение людей из числа трудоспособного населения. Обращаясь к эффекту здоровья на макроэкономическом уровне, исторические исследования показали, что значительная доля сегодняшнего экономического богатства может быть напрямую связана с прошлыми достижениями в области здравоохранения. Во многих исследованиях демонстрируется, что здоровье является очень постоянным и значимым фактором, определяющим различия в экономическом росте бедных и богатых стран. Эти данные могут использоваться для прогнозирования будущих доходов на душу населения на основании снижения смертности в стране. Подробные оценки в нескольких странах с низкими и средними доходами населения (страны ЦВЕ и СНГ) показали, что даже небольшое улучшение здравоохранения приводит к существенному росту ВВП. Сравнивая исходный сценарий без каких-либо изменений, при ежегодном снижении смертности лишь на 2% за 25 лет, произойдёт увеличение ВВП на 26% . Можно привести и другой пример: было рассчитано, что около 50% экономического роста в Соединённом Королевстве с 1780 года по 1980 год можно отнести к улучшению здоровья и питания.

Ответ на вопрос, вносит ли улучшение здоровья вклад в экономический рост государства, оказывается довольно сложным, однако факты доказывают, что при наличии здорового населения улучшаются производительность и обеспеченность рабочей силой, что и ведёт к экономическому росту. Понятно, что здесь имеют место не простые линейные отношения, которые в значительной степени зависят от состояния экономики на рынке труда, уровней занятости населения, наличия ведомственного урегулирования, а также мер по обеспечению социального благополучия. [12]

 

До того, как в работе будут рассмотрен проект, направленный на улучшение финансирования, следует установить, как именно оплачиваются медицинские услуги.

 

Способы оплаты медицинских услуг

Оплачивать затраты на лечение пациента поставщикам медицинских услуг можно двумя способами:

                      постфактум (ретроспективное возмещение фактических затрат на медицинские услуги)

                      предварительно (выплата заранее установленной фиксированной суммы за каждого пациента). В последнем случае тарифы определяются перед лечением  в соответствии со стандартизированными затратами на него и диагнозом.

В теории и практике для этого используется метод клинико-статистических групп (КСГ) и медико-экономические стандарты (МЭС метод, используемый только в российской практике). [20]

Теперь подробнее о стандартах:

            КСГ – это группа заболеваний, выделенная в каждом  классе Международного классификатора болезней и объединенная схожим уровнем затрат на медицинскую помощь.  По сути, КСГ — это административно назначаемые цены, которые определяют «справедливый» уровень оплаты исходя не из фактического объема услуг, а на основе предполагаемого нормативного показателя.

Несмотря на то, что метод КСГ  показывает свою экономическую эффективность, способствуя снижению необоснованных издержек на лечение, не исчезает проблема недостаточного учета различий в тяжести заболеваний (это отражается в разной длительности лечения). Невозможность создания совершенной системы оплаты, учитывающей все различия между пациентами,  означает, что в реальности существенной является проблема морального риска. «Эталонная» конкуренция в здравоохранении может в большей степени ухудшать положение пациентов, а не неэффективных поставщиков медицинских услуг.

У данной системы можно выделить негативные последствия, сказывающиеся, в первую очередь, на качестве обслуживания пациентов:

можно разделить на четыре основных типа:

           предпочтение в приеме тех пациентов, ожидаемые затраты на лечение которых ниже цены по КСГ

                  снижение качества медицинских услуг для  пациентов, ожидаемые затраты на лечение которых выше цены по КСГ

                  отказ в приеме пациентов, ожидаемые затраты на лечение которых выше цены, определённой по КСГ

                 манипулирование диагнозами пациентов в сторону большего обращения к КСГ, имеющим больший вес, а значит и стоимость.

С экономической точки зрения важно, насколько «широко или узко» должны быть определены КСГ. Крупные КСГ дают мощный стимул к росту эффективности и минимизируют возможности манипулирования диагнозами. С другой  стороны, существует опасность применения стационарами стратегии «снятия сливок» (пациенты, претендующие на дорогое лечение) и «экономии». Если КСГ детализированы, то эти негативные стимулы исчезают, однако возникает стимул для «перелечивания» пациентов, если это приводит к возможности  использования более «дорогой» КСГ (стратегия «использования лазеек»).

 

     МЭС же представляет собой детализацию КСГ, т.е. стандарт, который определяет объем диагностических и лечебных процедур, медикаментозного лечения, а также объем соответствующего финансового обеспечения для каждой КСГ (каждой группы).

 

Национальный проект

Финансирование здравоохранения – постоянный процесс. Несмотря на остальные расходы, государственный бюджет не перестаёт выделять необходимые средства на обеспечение должного уровня здравоохранения. Однако в нашей стране (как и в любой другой), время от времени запускаются различные программы и проекты, направленные на повышение внимания к тому или иному направлению.

 

Таким образом, в 2005 году стартовал нацпроект "Здоровье".

Национальный проект стал, несомненно, крупной вехой в развитии российского здравоохранения. По ходу реализации проекта вносились дополнительные приоритетные направления, на данный момент это:

                      Развитие первичной медицинской помощи;

                      Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью;

                      Развитие службы крови;

                      Снижение смертности от предотвратимых причин (мероприятия, направленные на снижение смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний и дорожно-транспортных происшествий).

 

Средства, выделяемые бюджетом по данным направлениям можно представить в виде таблицы:

 

Таблица 3.

Направление национального проекта, виды расходов и источники средств

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Средства федерального бюджета

Приоритет «Развитие первичной медицинской помощи»

Подготовка и переподготовка врачей общей практики, врачей-терапевтов участковых и врачей-педиаторов участковых

0,15

0,3

0,3

Осуществление денежных выплат врачам общей практики, врачам-терапевтам участковым и врачам-педиаторам участковым и работающим с ними медицинским сёстрам

14,6

21,9

19,5

Осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сёстрам скорой медицинской помощи

4,1

11,2

8,0

Оснащение диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений муниципальных образований

14,3

15,4

0,05

Оснащение автомобилями скорой медицинской помощи, отделений и учреждений скорой медицинской помощи

3,6

3,9

0,2

Иммунизация населения

4,5

6,1

5,0

Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ

2,8

7,8

8,0

Обследование новорождённых детей на галактоземию, адреногенитальный синдром, муковисцидоз

0,4

0,4

0,4

Приоритет «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью»

Строительство центров высоких медицинских технологий

3,2

28,8

9,4

Оказание высокотехнологичной медицинской помощи

9,8

17,5

24,0

Развитие новых высоких медицинских технологий

-

-

3,2

Приоритет «Снижение смертности от предотвратимых причин»

Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП

-

-

3,2

Совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями

-

-

3,6

Приоритет «Развитие службы крови»

-

-

3,3

Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан

-

-

3,9

Реализация пилотного проекта по модернизации здравоохранения

-

2,0

3,4

Реализация информационной поддержки и управления проектом

0,6

0,7

0,2

Итого за счёт средств федерального бюджета

58,1

116,0

100,2

Информация о работе Исследование элементов экономики здравоохранения