Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:45, контрольная работа
Каждый из нас, как это не грустно, хотя бы раз в жизни бывал на приёме у врача, пользовался медицинскими услугами. Едва ли кому-то не делали прививки или не проводили оздоровительных процедур.
Но многим знакома и другая сторона медали: в поликлиниках не хватает на всех вакцины или в больнице нет подходящего диагностического оборудования.
Mx = ;
Где mх — возрастной коэффициент смертности; Мх —число умерших в возрасте «х» в календарный период (обычно за год); х —численность населения в возрасте «х» в середине расчетного периода (обычно среднегодовая).
Выражаются возрастные коэффициенты смертности, как и большинство других демографических коэффициентов, в промилле (‰).
Все показатели должны рассматриваться в динамике за длительный промежуток времени, чтобы можно было уловить изменение тенденций, выявить устойчивые характеристики динамики последних лет, выбрать период прогноза. [8]
Показатель младенческой смертности также во многом влияет на уровень развития системы здравоохранения, поэтому для получения показателей здоровья его значение необходимо.
Коэффициент младенческой смертности рассчитывается по формуле:
m0 = (
где M0 - число умерших в возрасте до 1 года из числа родившихся в году, для которого вычисляется коэффициент; N0 - число родившихся в том же году;N1 - число родившихся в предыдущем году; M1 - число умерших в возрасте до 1 года из родившихся в предыдущем году.
Все показатели должны рассматриваться в динамике за длительный промежуток времени, чтобы можно было уловить изменение тенденций, выявить устойчивые характеристики динамики последних лет, выбрать период прогноза.
В соответствии с Международной классификацией болезней ВОЗ (X пересмотра), которая обеспечивает сопоставимость данных при межстрановых сравнениях, все болезни подразделяются на следующие виды (классы):
инфекционные и паразитарные заболевания;
новообразования;
болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ и иммунитета;
болезни нервной системы и органов чувств;
болезни системы кровообращения;
психические расстройства;
болезни органов дыхания;
болезни органов пищеварения;
болезни мочеполовой системы;
врожденные аномалии (пороки развития);
несчастные случаи, отравления и травмы.
[8]
Наличие подобных заболеваний, их процент от общего количества больных – невероятно важный показатель для органов, финансирующих здравоохранение. По данным статистической отчетности проводится анализ уровня и структуры заболеваемости по основным видам болезней, их динамики. Делается вывод о распространении отдельных видов заболеваний, их опасности для населения.
Рассматривая систему финансирования здравоохранения в Российской Федерации невозможно не упомянуть о цифрах. Так, по данным независимого института социальной политике, в 2006 году бюджетные средства составляли 3000,3 руб. на человека. В общей сложности за год бюджетные расходы на здравоохранение оказались равны 446 975,2 млн. руб. [10]
После описания работ, по результатам которых государство вкладывает средства в здравоохранение, можно попробовать разобраться, насколько заинтересовано государство в высоком показателе здоровья среди своих граждан.
Как говорилось ранее, здоровье индивида оценивается количеством работающего и нетрудоспособного населения.
Существует огромное количества исследований на микроэкономическом уровне, показывающих, что плохое здоровье отрицательно влияет на производительность на рынке труда, что определяется по количеству заработанных денег и заработной плате. Например, данные российского мониторинга экономического положения и здоровья населения показали, что (само по себе) хорошее здоровье, по сравнению с менее хорошим здоровьем, увеличивает уровень заработной платы на 22% у женщин на 18% у мужчин. Таким же образом пропущенный по болезни рабочий день снижает заработную плату у мужчин на 3,7%, а у женщин на 5,5%. Анализ Группы по домашнему хозяйству Европейского экономического сообщества (ЕЭС) показывает такие же большие различия в персональном заработке, зависящем от общего здоровья людей в богатых европейских странах. Люди сообщают, что при «очень хорошем» или «хорошем» здоровье существует также большое количество свидетельств отрицательного влияния факторов риска (негативные факторы).
С точки зрения государства наблюдается та же картина: в большом количестве стран с высокими доходами отмечается существенная роль плохого здоровья в объяснении решений на увольнение работников и исключение людей из числа трудоспособного населения. Обращаясь к эффекту здоровья на макроэкономическом уровне, исторические исследования показали, что значительная доля сегодняшнего экономического богатства может быть напрямую связана с прошлыми достижениями в области здравоохранения. Во многих исследованиях демонстрируется, что здоровье является очень постоянным и значимым фактором, определяющим различия в экономическом росте бедных и богатых стран. Эти данные могут использоваться для прогнозирования будущих доходов на душу населения на основании снижения смертности в стране. Подробные оценки в нескольких странах с низкими и средними доходами населения (страны ЦВЕ и СНГ) показали, что даже небольшое улучшение здравоохранения приводит к существенному росту ВВП. Сравнивая исходный сценарий без каких-либо изменений, при ежегодном снижении смертности лишь на 2% за 25 лет, произойдёт увеличение ВВП на 26% . Можно привести и другой пример: было рассчитано, что около 50% экономического роста в Соединённом Королевстве с 1780 года по 1980 год можно отнести к улучшению здоровья и питания.
Ответ на вопрос, вносит ли улучшение здоровья вклад в экономический рост государства, оказывается довольно сложным, однако факты доказывают, что при наличии здорового населения улучшаются производительность и обеспеченность рабочей силой, что и ведёт к экономическому росту. Понятно, что здесь имеют место не простые линейные отношения, которые в значительной степени зависят от состояния экономики на рынке труда, уровней занятости населения, наличия ведомственного урегулирования, а также мер по обеспечению социального благополучия. [12]
До того, как в работе будут рассмотрен проект, направленный на улучшение финансирования, следует установить, как именно оплачиваются медицинские услуги.
Способы оплаты медицинских услуг
Оплачивать затраты на лечение пациента поставщикам медицинских услуг можно двумя способами:
постфактум (ретроспективное возмещение фактических затрат на медицинские услуги)
предварительно (выплата заранее установленной фиксированной суммы за каждого пациента). В последнем случае тарифы определяются перед лечением в соответствии со стандартизированными затратами на него и диагнозом.
В теории и практике для этого используется метод клинико-статистических групп (КСГ) и медико-экономические стандарты (МЭС метод, используемый только в российской практике). [20]
Теперь подробнее о стандартах:
КСГ – это группа заболеваний, выделенная в каждом классе Международного классификатора болезней и объединенная схожим уровнем затрат на медицинскую помощь. По сути, КСГ — это административно назначаемые цены, которые определяют «справедливый» уровень оплаты исходя не из фактического объема услуг, а на основе предполагаемого нормативного показателя.
Несмотря на то, что метод КСГ показывает свою экономическую эффективность, способствуя снижению необоснованных издержек на лечение, не исчезает проблема недостаточного учета различий в тяжести заболеваний (это отражается в разной длительности лечения). Невозможность создания совершенной системы оплаты, учитывающей все различия между пациентами, означает, что в реальности существенной является проблема морального риска. «Эталонная» конкуренция в здравоохранении может в большей степени ухудшать положение пациентов, а не неэффективных поставщиков медицинских услуг.
У данной системы можно выделить негативные последствия, сказывающиеся, в первую очередь, на качестве обслуживания пациентов:
можно разделить на четыре основных типа:
предпочтение в приеме тех пациентов, ожидаемые затраты на лечение которых ниже цены по КСГ
снижение качества медицинских услуг для пациентов, ожидаемые затраты на лечение которых выше цены по КСГ
отказ в приеме пациентов, ожидаемые затраты на лечение которых выше цены, определённой по КСГ
манипулирование диагнозами пациентов в сторону большего обращения к КСГ, имеющим больший вес, а значит и стоимость.
С экономической точки зрения важно, насколько «широко или узко» должны быть определены КСГ. Крупные КСГ дают мощный стимул к росту эффективности и минимизируют возможности манипулирования диагнозами. С другой стороны, существует опасность применения стационарами стратегии «снятия сливок» (пациенты, претендующие на дорогое лечение) и «экономии». Если КСГ детализированы, то эти негативные стимулы исчезают, однако возникает стимул для «перелечивания» пациентов, если это приводит к возможности использования более «дорогой» КСГ (стратегия «использования лазеек»).
МЭС же представляет собой детализацию КСГ, т.е. стандарт, который определяет объем диагностических и лечебных процедур, медикаментозного лечения, а также объем соответствующего финансового обеспечения для каждой КСГ (каждой группы).
Национальный проект
Финансирование здравоохранения – постоянный процесс. Несмотря на остальные расходы, государственный бюджет не перестаёт выделять необходимые средства на обеспечение должного уровня здравоохранения. Однако в нашей стране (как и в любой другой), время от времени запускаются различные программы и проекты, направленные на повышение внимания к тому или иному направлению.
Таким образом, в 2005 году стартовал нацпроект "Здоровье".
Национальный проект стал, несомненно, крупной вехой в развитии российского здравоохранения. По ходу реализации проекта вносились дополнительные приоритетные направления, на данный момент это:
Развитие первичной медицинской помощи;
Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью;
Развитие службы крови;
Снижение смертности от предотвратимых причин (мероприятия, направленные на снижение смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний и дорожно-транспортных происшествий).
Средства, выделяемые бюджетом по данным направлениям можно представить в виде таблицы:
Таблица 3.
Направление национального проекта, виды расходов и источники средств | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Средства федерального бюджета | |||
Приоритет «Развитие первичной медицинской помощи» | |||
Подготовка и переподготовка врачей общей практики, врачей-терапевтов участковых и врачей-педиаторов участковых | 0,15 | 0,3 | 0,3 |
Осуществление денежных выплат врачам общей практики, врачам-терапевтам участковым и врачам-педиаторам участковым и работающим с ними медицинским сёстрам | 14,6 | 21,9 | 19,5 |
Осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сёстрам скорой медицинской помощи | 4,1 | 11,2 | 8,0 |
Оснащение диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений муниципальных образований | 14,3 | 15,4 | 0,05 |
Оснащение автомобилями скорой медицинской помощи, отделений и учреждений скорой медицинской помощи | 3,6 | 3,9 | 0,2 |
Иммунизация населения | 4,5 | 6,1 | 5,0 |
Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ | 2,8 | 7,8 | 8,0 |
Обследование новорождённых детей на галактоземию, адреногенитальный синдром, муковисцидоз | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Приоритет «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью» | |||
Строительство центров высоких медицинских технологий | 3,2 | 28,8 | 9,4 |
Оказание высокотехнологичной медицинской помощи | 9,8 | 17,5 | 24,0 |
Развитие новых высоких медицинских технологий | - | - | 3,2 |
Приоритет «Снижение смертности от предотвратимых причин» | |||
Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП | - | - | 3,2 |
Совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями | - | - | 3,6 |
Приоритет «Развитие службы крови» | - | - | 3,3 |
Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан | - | - | 3,9 |
Реализация пилотного проекта по модернизации здравоохранения | - | 2,0 | 3,4 |
Реализация информационной поддержки и управления проектом | 0,6 | 0,7 | 0,2 |
Итого за счёт средств федерального бюджета | 58,1 | 116,0 | 100,2 |
Информация о работе Исследование элементов экономики здравоохранения