Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 01:52, контрольная работа
Национальная экономика (НЭ) представляет собой единство хозяйствующих субъектов и их отношений, структурированных в правовом и институциональном полях.
По отношению к обществу и природе национальная экономика является подсистемой, управляемой общественными и естественными законами.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — обобщающий экономический показатель, который в рыночных ценах выражает совокупную стоимость товаров произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта.
Валовой внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами:
производственным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.
Валовой внутренний продукт при расчете производственным методом получают как разность между выпуском товаров и услуг в целом по стране и промежуточным потреблением, или как сумма добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. При этом объемы добавленной стоимости по отраслям рассчитываются в основных ценах, т.е. не включают налоги на продукты, но включают субсидии на них. Для расчета ВВП в рыночных ценах необходимо добавить чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты.
Валовой внутренний продукт, рассчитанный методом использования доходов, представляет собой сумму расходов на конечное потребление товаров и услуг, валового накопления и чистого экспорта.
Метод формирования ВВП по источникам доходов не является самостоятельным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получают путем прямого счета, часть из них исчисляется балансовым методом.
Формирование ВВП по источникам доходов отражает первичные доходы,
получаемые хозяйственными единицами, непосредственно участвующими в производстве, а также государственными учреждениями и некоммерческими
организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Такая валовая прибыль (валовой смешанный доход) является балансирующей статьей и определяется как разница между ВВП, рассчитанным производственным методом в рыночных ценах, с одной стороны, оплатой труда работников и чистыми налогами на производство и импорт — с другой. Данный метод используется только для анализа стоимостной структуры ВВП, а не для определения его номинального объема или динамики.
Анализ показателя ВВП по добавленной стоимости (или отраслям) за ряд лет дает полное представление об отраслевой структуре ВВП, ее динамике, эффективности структурной политики.
Валовой национальный продукт (ВНП), в отличие от ВВП, отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами. Если к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, это и есть размер ВНП.
Валовой национальный продукт предназначен для отражения общих конечных результатов экономической деятельности в стране; для характеристики взаимосвязанных процессов воспроизводственного процесса, процесса производства материальных благ, работ, услуг, распределения доходов, конечного использования национальных и привлеченных внешних ресурсов.
В экономической практике используется также показатель «чистый национальный продукт» (ЧНП), позволяющий избегать многократного повторного счета, искажающего реальный объем ВНП. ЧНП — это ВНП за вычетом той части созданного продукта, которая необходима для замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления).
Важным макроэкономическим показателем является национальный доход (НД). С точки зрения собственников ресурсов, НД измеряет их доходы от участия в производстве за текущий период. НД определяется как сумма доходов всех владельцев факторов производства, т.е. оценивается по факторной стоимости за вычетом косвенных налогов. Как и ВНП, он может быть рассчитан по производству, распределению и использованию.
Произведенный НД представляет собой основную часть ВНП, которая остается после вычета из него амортизации, т.е. составляет сумму чистой продукции (а не добавленной стоимости) всех предприятий и отраслей, производящих товары и услуги.
Распределенный НД — это сумма первичных доходов (заработная плата, прибыль, рента, процент), полученных резидентами данной страны. Использованный НД — это произведенный национальный доход за вычетом потерь от стихийных бедствий, ущерба при хранении, внешнеторгового сальдо и представляет собой сумму фондов потребления и чистого накопления. Фонд потребления обеспечивает удовлетворение материальных и культурных потребностей населения и потребностей общества в целом (оборона, государственное управление, образование и т.д.); фонд накопления — потребности развития производства.
Важным показателем уровня благосостояния и экономического развития страны служит личный располагаемый доход (ЛРД). Он представляет собой доходы населения (или домашних хозяйств), т.е. заработную плату, дивиденды, проценты, пособия за вычетом налогов и добавлением субсидий.
Для пересчета макроэкономических показателей из текущих цен в неизменные, или сопоставимые, используются специальные дефляторы или индексы цен, в том числе дефляторы ВВП и индексы потребительских цен (ИПЦ). Последние выражают относительное изменение среднего уровня цен широкой группы товаров («корзины» заранее отобранных представительных товаров и услуг) за определенный период. Номинальный ВВП (в текущих ценах), деленный на ИПЦ, дает реальный ВВП.
Отношение же номинального ВВП к реальному показывает его увеличение за счет роста цен и называется дефлятором ВВП. В отличие от индекса цен на товары и услуги дефлятор ВВП характеризует изменение оплаты труда, прибыли (включая смешанные доходы) и потребления основного капитала в результате изменения цен, а также чистых налогов.
Система национальных счетов включает показатели объема и динамики, структуры производства ВВП, счет товаров и услуг, счет производства, счет образования доходов, счет распределения первичных доходов, счет вторичного распределения доходов, счет использования национального располагаемого дохода, счет операций с капиталом.
2.
Состояние, факторы
и тенденции развития
потребительского
комплекса и его
отраслей.
Потребительский комплекс национальной экономики — совокупность
отраслей
и видов экономической
Потребительский комплекс национальной экономики включает в себя две группы отраслей, связанных с производством продукции и услуг:
1. Группу отраслей, связанных с производством продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления.
2. Группу отраслей, связанных с производством, предоставлением и потреблением работ и услуг, удовлетворяющих конкретные общественные и личные социальные потребности граждан страны.
Первую группу отраслей потребительского комплекса принято называть
материально-вещественным сектором социальной сферы национальной экономики, а вторую — социально-культурным сектором.
Рассматривая сущность и состав потребительского комплекса национальной экономики, следует иметь в виду, что он вбирает в себя отрасли и виды экономической деятельности, использующие труд производительного
и непроизводительного характера. Следовательно, в состав потребительского
комплекса входят отрасли и виды деятельности, относимые к производственной и непроизводственной сферам национального хозяйства.
В состав отраслей потребительского комплекса национальной экономики
следует включать и отрасли, которые на основе общественно полезного труда
оказывают услуги в сфере социально-бытового и социально-культурного
обслуживания населения. В этих отраслях идут разнообразные и масштабные
процессы воспроизводства, связанные с обменом и потреблением товаров и предметов личного потребления, услуг социального характера. Сюда относятся просвещение, образование, здравоохранение, культура. Необходимость оказания специально создаваемыми государственными органами, службами и учреждениями таких функций, как государственное управление, охрана общественного порядка и социальное страхование, валютное, пенсионное, социальное, финансово-кредитное и другое обеспечение, требуют включения в состав потребительского комплекса национальной экономики и этих отраслей и видов экономической деятельности.
Потребительский рынок Республики Беларусь, демонстрировавший стабильный рост в последнее десятилетие, определяется широким кругом показателей. Среди них важными являются розничный товарооборот и платные услуги населению. Розничный товарооборот есть денежное выражение стоимости продовольственных и непродовольственных товаров, проданных населению за наличный расчет для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве в организациях торговли и общественного питания, на вещевых, смешанных, продовольственных рынках и в специально оборудованных помещениях.
Платные услуги населению - это результат деятельности предприятий, организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм, предназначенной для удовлетворения личных потребностей населения по их заказам. Выделяются следующие основные виды платных: бытовые; транспортные; связи; жилищно-коммунальные; учреждений культуры; туристические и экскурсионные; физической культуры и спорта; медицинские; санаторно-оздоровительные; ветеринарные; правового характера; банков; образования; и прочие.
Оборот розничной торговли в 2008 г. в большей степени формировался за счет торговых организаций (69%). Доля продаж, осуществляемых индивидуальными предпринимателями, физическими лицами и созданными в результате перерегистрации индивидуальных предпринимателей частными унитарными предприятиями, торгующими в специально обустроенных помещениях, на рынках, в киосках, палатках и на других объектах, в 2008 г. снизилась по сравнению с предыдущим годом на 3%.
В структуре общего объема розничного товарооборота удельный вес продовольственных товаров в 2008 г. составил 49%, непродовольственных — 51%. В 2007 г. - соответственно 51 и 49%
Товары отечественного производства составляли в 2008 г. 78,8% общего объема товарооборота магазинов (без учета субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности), в том числе продовольственных товаров - 85,9%, непродовольственных - 69,3%. Из основных непродовольственных товаров население предпочитает покупать импортные синтетические моющие средства, стиральные машины и лекарственные средства (в 2008 г. их доли в общем объеме продаж таких товаров колеблются от 58,8 до 78,5%). Однако в большинстве своем отечественные непродовольственные товары вытесняются импортными.
Социально-экономическое
положение населения
Рост благосостояния населения республики способствовал увеличению спроса на бытовые, туристско-экскурсионные услуги и услуги социальной сферы.
Повышение
жизненного и культурного уровня
населения обусловливает
Таким образом, очевидно, что снижение благосостояния населения вследствие экономического кризиса (падение реальных денежных доходов и сбережений, роет безработицы, девальвация национальной валюты, пессимистические ожидания) отрицательно скажется на дальнейшей динамике потребительского рынка Республики Беларусь.
На
протяжении последних десятилетий
потребительский рынок