Использование франчайзинга во внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:14, реферат

Краткое описание

Любое малое предприятие сейчас может придумать свой бренд, зарегистрировать его, но, чтобы оно начало приносить немалый доход, сравнимый с признанными мировыми брендами, нужно вложить достаточные средства в создание и пропаганду торговой марки. Не обойтись без участия в выставках и без широкой рекламной компании.

Оглавление

Введение 3
1. История развития франчайзинга 4
2. Содержание понятия "франчайзинг". Франчайзинговые соглашения 5
3. Особенности использования франчайзинга во внешнеэкономической деятельности 9
4. Франчайзинг иностранных сетей в России 11
Заключение 13
Список используемой литературы 14

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

                      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

Самарский государственный технический университет

Инженерно-экономический  факультет

Кафедра «Экономика промышленности» 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине

«Внешняя  экономическая деятельность предприятия» 

на тему:

«Использование  франчайзинга

во внешнеэкономической  деятельности» 
 
 
 

Выполнил: студентка 4-ИЭФ-4

Сбродова  Д.Н.

Проверил: ст.преподаватель

Штриков А.Б. 
 
 
 
 
 

Самара - 2011 г.

     Содержание:

Введение 3
1. История  развития франчайзинга 4
2. Содержание понятия "франчайзинг". Франчайзинговые соглашения 5
3. Особенности использования франчайзинга во внешнеэкономической деятельности 9
4. Франчайзинг иностранных сетей в России 11
Заключение 13
Список  используемой литературы 14
 

 

     Введение

     Любое малое предприятие сейчас может придумать свой бренд, зарегистрировать его, но, чтобы оно начало приносить немалый доход, сравнимый с признанными мировыми брендами, нужно вложить достаточные средства в создание и пропаганду торговой марки. Не обойтись без участия в выставках и без широкой рекламной компании. Это многим малым предприятиям не по карману. Малым предприятиям проще приобрести права на использование солидного товарного знака в рамках франчайзинга. В этом случае крупная компания-франчайзер предоставляет малому предприятию необходимую технология и оборудование, организует обучение персонала, а оно обязуется использовать торговую марку только этой компании, независимо, от того, где оно находится - в России или Америке.

     Международный франчайзинг как форма внешнеэкономической деятельности в современных условиях приобретает особое значение. Ускоренное освоение современных индустриальных производств с привлечением передовых зарубежных технологий, авангардного опыта организации хозяйствования превращается в значимый фактор ускорения экономического роста, внедрения новейших технологий в особенности в менее развитых странах.

     Есть несколько примеров удачного внедрения франчайзинга на нашем отечественном потребительском рынке. Отечественные торговые сети активно используют элементы франчайзинга для организации фирменной торговли.

     Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Макдоналдс", "Кока-кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл"  и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у всех с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг. 

 

     1. История развития  франчайзинга

     Современный франчайзинг является относительно новым явлением в экономике, хотя его корни уходят в средневековье. До сих пор юридический термин "франшиза" в США и Австралии обозначает передачу кому-либо прав государственной властью, а в Великобритании - передачу прав от имени короля.

     Таким образом издревле власть делегировала часть своих полномочий в обмен на капитал или требуемые услуги, тем самым закладывая фундамент современного франчайзинга на протяжении веков.

     На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков нефтеперерабатывающие и автомобильные компании стали предоставлять права на продажу их продукции. На этой стадии эволюции под франчайзингом понималось элементарное распространение прав на продажу продукции производителя.

     В России франчайзинг появился относительно недавно и ещё не получил должного развития. В нашей стране интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала.

 

     2. Содержание понятия  "франчайзинг". Франчайзинговые  соглашения

     Франчайзинг (в переводе с английского означает привилегия, право) - это система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак. Суть франчайзинга заключается в том, что фирма (франчайзер), имеющая высокий имидж на рынке, передает на определенных условиях неизвестной потребителям фирме (франчайзиату) право, т.е. лицензию (франчайз) на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком, получив за это определенную компенсацию (доход).

     Франчайзер - это лицензиар франчайза, который будто бы представляет главную фирму системы франчайзинга.

     Франчанзиат - это лицензиат франчайза. Ему предоставляется право принимать участие в бизнесе по системе, определенной в значительной степени франчайзером.

     Франчайз - это договор, в котором отражены условия бизнеса. Начиная собственное  дело, предприниматели могут выбрать  один из трех вариантов:

     1) начать бизнес, используя свои средства, собственное имя и знания;

     2) купить уже существующее дело  и стать ее владельцем без  всякого контроля со стороны  третьего лица;

     3) купить одну из форм лицензии, чтобы продавать товар или  оказывать услуги, используя при этом имя, технику сбыта и управленческие приемы головной компании.

     Третий  вариант и представляет собой  покупку франчайза. Согласно статистике Министерства торговли США, возможность  успеха в бизнесе, организованном на основе франчайзинга, считается в большинстве случаев много больше, чем организация бизнеса с нуля или даже при покупке уже существующего дела. К тому же важно помнить, что риск неудачи существует при покупке любого дела.

     Обычно  выделяют три типа франчайзинга:

     1) производственный, предусматривающий поставку франчайзером основных элементов или комплектующих для изготовления продукции, которая реализуется затем под фирменным названием (товарным знаком) головной компании франчайзера;

     2) торговый, что представляет собой  организацию дела, При которой франчайзиат покупает у известной фирмы право на продажу ее товаров с ее товарным знаком;

     3) лицензионный, что представляет  собой наиболее распространенный  тип франчайзинга. Суть его в  том, что франчайзер, заинтересованный  в продвижении своего товарного знака, выдает франчайзиату лицензию на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора товаров и услуг под именем франчайзера.

     Фирма-франчайзер, как правило, заключает лицензионное соглашение данного типа с малыми фирмами, которые образуют целую сетку предприятий внутри страны и за рубежом, работающих под товарным знаком и в фирменном стиле головной фирмы. Примером подобных соглашений является ряд ресторанов быстрого обслуживания "Макдоналдс" и ряд магазинов косметических товаров "Боди-шоп". Благодаря грамотной лицензионной политике, "Боди-шоп", созданная в 1976 г. в Брайтоне (Великобритания), к началу 90-х годов превратилась в международный концерн с оборотом в 46200 тысяч. фунтов стерлингов, что имеет ряд магазинов в Великобритании и более 250 магазинов в 34 странах мира, в том числе и в России.

     Франчайзинг имеет как преимущества, так и  недостатки. Преимущества для франчайзера заключаются в следующем:

     1) франчайзинг позволяет франчайзеру  увеличить количество торговых точек (производств), распространяющих (или предоставляют) услуги. Для расширения дела не требуется больших собственных капиталов;

     2) расширяет источники доходов  (прибыли) за счет усилий франчайзиата;

     3) снижает уровень издержек производства и возвращения на единицу товара, Так как франчайзиат сам покрывает расходы на содержание своего предприятия;

     4) право франчайзиата использовать  торговую марку согласно франчайза  защищены методом патентования  торговой марки.

     Недостатки  франчайзинга для франчайзера:

     1) франчайзеру бывает трудно контролировать  франчайзиата, поскольку они не  являются его наемными рабочими, и он не может непосредственно управлять ими;

     2) возможность погубить свою репутацию  из-за плохой работы франчайзиата;

     3) франчайзер не может быть уверен, что все франчазиаты подадут ему правдивый отчет о своей деятельности;

     4) при возникновении противоречий  между франчайзером и франчайзиатом  франчайзер не может заменить  его другим, более дисциплинированным.

     Преимущества  франчайзинга для  франчайзиата заключаются в возможности:

     1) стать самостоятельным предпринимателем;

     2) вести бизнес под признанным  торговым знаком;

     3) продавать продукт и предоставлять  услуги на рынках, которые недоступны  для данной фирмы;

     4) получать помощь от франчайзора по благоустройству торговых точек, подготовке торгового персонала к работе;

     5) совместной рекламы и т.д.

     Недостатки  для франчайзиата:

     1) как и любой предприниматель, франчайзиат подвластен риску;

     2) контроль со стороны франчайзера  может оставлять имело возможности франчайзиату для самовыражения;

     3) опасность для франчайзиата пострадать  при ухудшении репутации фирмы  франчайзера;

     4) большие затраты на услуги  франчайзера;

     5) опасность, что фирма франчайзера  обанкротится и др.

     Франчайзинг целесообразен прежде всего для отраслей, имеющих большое количество услуг по персональным обслуживаниям, таких, как пищеторгу, гостиничное хозяйство, автоуслуги, бытовое и ремонтное обслуживание и т.д. Хотя франчайзинг используется и в других отраслях.

     Правовое  регламентирование франчайзинга во многом определяется действующим в стране законодательством о лицензировании товарных знаков и фирменных наименований, а также нормативными актами по валютному регулированию ВЭД.

     Важным  фактором, обеспечивающим будущие доходы для обеих сторон франчайзингового соглашения, является добросовестная разработка условий франчайзингового соглашения. Каждая такая сделка предусматривает конкретные основные условия и оговорки, частично касающиеся использования торговых марок, территорий, периода действия франчайза, договора об аренде, обязанностей сторон и др.

     При определении содержания раздела  на использование торговых марок необходимо учесть, является ли торговая марка хорошо известной на мировом рынке, будет ли она поощрять клиентов к работе предприятий франчайзиата. Надо обратить внимание на обязанности франчайзера защищать торговую марку. В разделе о территории надо определить, имеет ли франчайзиат исключительное право работать на оговоренной территории по данному франчайзом. 
Соглашение должно содержать информацию об уровне первоочередного одновременного платежа, который устанавливается франчайзером заранее качестве платы за покупку франчайзиата. В дополнение к первоочередному платежу франчайзиат должен осуществлять периодические отчисления. При подготовке соглашения франчайзиат должен составить список вопросов, которые по его мнению требуют поддержки со стороны франчайзера для успешного ведения дела. В соглашении конкретно определяются обязанности франчайзера и франчайзиата. 

Информация о работе Использование франчайзинга во внешнеэкономической деятельности