Инвестиционный климат Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:17, доклад

Краткое описание

Привлечение иностранного капитала является одним из главных государственных приоритетов Беларуси. Для создания благоприятного инвестиционного климата в стране реализован целый комплекс мер: усовершенствована система налогообложения, сокращено число лицензированных видов деятельности, проведена либерализация ценообразования, введен заявительный принцип при регистрации субъектов хозяйствования, четко регламентировано вмешательство контрольных органов в работу бизнеса.

Файлы: 1 файл

Инвестиционный климат НЭ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!1.docx

— 24.57 Кб (Скачать)

Инвестиционный  климат

Привлечение иностранного капитала является одним из главных  государственных приоритетов Беларуси. Для создания благоприятного инвестиционного  климата в стране реализован целый  комплекс мер: усовершенствована система  налогообложения, сокращено число  лицензированных видов деятельности, проведена либерализация ценообразования, введен заявительный принцип при  регистрации субъектов хозяйствования, четко регламентировано вмешательство  контрольных органов в работу бизнеса.

Предпринятые  в Беларуси меры положительно оценены  авторитетными международными организациями, в том числе Международным  валютным фондом и Всемирным банком. По мнению Международной финансовой корпорации (IFC – International Financial Corporation), проводящей анализ инвестиционного климата в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ. В рейтинге стран «DoingBusiness»  Беларуси присвоено 68 место (из 183) Кроме того авторы исследования Doing Business-2011 назвали Беларусь наряду с Грузией и Руандой одними из ведущих в мире реформаторов за последние 5 лет.

Стоит также  отметить, что власти Беларуси придают  большое значение этому рейтингу. Так, президент страны поставил задачу в течение ближайших лет войти  в число тридцати стран с наилучшими условиями для ведения бизнеса. Ожидается, что в следующем году Беларусь серьезно улучшит свою позицию, так как некоторые реформы, в  том числе и в налогообложении, не нашли отражения в предыдущем издании из-за определенного временного лага, присущего такого рода исследованиям.

Кроме того, методики расчета, предложенные IFC, не учитывают  тех выгодных условий налогообложения, которые предприняло государство  для иностранного инвестора: по экспертным оценкам налоговая нагрузка для  иностранного капитала снижена практически  в 2-е по сравнению с нагрузкой  резидентов.

Иностранные инвесторы (международные организации, иностранные  юридические лица; иностранные организации) имеют не только государственные  гарантии владения, пользования, распоряжения, неухудшения правового режима (неприменения в течение определенного срока законодательных актов, которые могут быть приняты после начала деятельности инвестора и ухудшить условия деятельности), но и государственную поддержку в виде централизованных инвестиционных ресурсов, всего перечня возможных информационных услуг и необходимых административных усилий.

Среди нефинансовых факторов благоприятных для иностранного бизнеса является уровень квалификации рабочей силы технических и других специальностей, а также доступ на рынки стран СНГ. Иностранные  инвесторы высоко оценивают в  первую очередь  дешевизну рабочей силы и уровень развития системы телекоммуникации и информации.

Кроме того, иностранные  инвесторы, работающие в Беларуси, отмечают низкий уровень преступности, прозрачную систему урегулирования споров, высокий  уровень стабильности макроэкономического  регулирования и отлаженный порядок  регистрации собственности.

С целью реализации дорогостоящих инвестиционных проектов правительством страны внедряются новые  формы инвестирования: концессии, проектное  и венчурное финансирование, лизинг. С инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит  дополнительные гарантии инвестору  по экономическим и иным условиям реализации проекта на белорусском  рынке.

Новый земельный  кодекс, принятый в 2009г., является предпосылкой для улучшения ситуации в решении  вопроса с землей. В частности  кодекс создает основания для  развития рынка недвижимого имущества  посредством предоставления возможности  приобретения права собственности  на землю, использования ее в качестве залога для получения банковского  кредита.

Для усовершенствования условий инвестиционного климата  в Беларуси работает ряд механизмов, таких как свободные экономические  зоны, парк высоких технологий, предлагающих особые условия ведения бизнеса, существенно его облегчающие.

Свободные экономические зоны (СЭЗ)

В Беларуси функционируют  шесть свободных экономических  зон (СЭЗ). Для того, чтобы стать резидентом СЭЗ, проект должен быть актуальным и соответствовать приоритетам социально–экономической политики государства, не иметь аналогов на территории РБ, стоить не менее 1 млн. евро и иметь экспортную направленность (не менее 70 %, за исключением товаров, относящихся к импортозамещающим). Государственная поддержка организаций, зарегистрированных в качестве резидентов СЭЗ, представляется в виде определенного перечня уплачиваемых налогов и сборов, налоговых льгот и упрощенного таможенного режима:

  • Ставка налога на прибыль уменьшена в 2 раза в сравнении с нерезидентами СЭЗ.
  • Прибыль от реализации продукции собственного производства освобождается от налога на прибыль сроком на 5 лет с момента ее объявления.
  • Налог на добавленную стоимость уменьшен в 2 раза в сравнении с нерезидентами СЭЗ.
  • Освобождение от уплаты налога на недвижимость по зданиям и сооружениям (в том числе сверхнормативного незавершенного строительства), расположенным на территории соответствующих СЭЗ.
  • Неизменность специального правового режима в течение 7 лет с даты регистрации в качестве резидента СЭЗ.
  • Льготные условия по арендной плате за земельные участки, предоставляемые резидентам СЭЗ для реализации инвестиционных проектов.
  • Гарантии присутствия продукции в перечне импортозамещающих товаров на протяжении 3 лет с года включения.
  • Освобождение от обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь.
  • Освобождение от отчислений в инновационный фонд Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.
  • Таможенные преференции при ввозе материалов, оборудования и комплектующих и вывозе продукции собственного производства.
  • Оказание содействия со стороны государства в финансировании строительства и развития объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов стоимостью свыше 10 млн. евро.

Парк  высоких технологий (ПВТ)

В целях создания благоприятных условий для повышения  конкурентоспособности отраслей экономики  Республики Беларусь, основанных на новых  и высоких технологиях, привлечения  в эту сферу отечественных  и иностранных инвестиций руководством страны было принято решение о  создании «Парка Высоких Технологий»  для разработки в Республике Беларусь программного обеспечения, информационно-коммуникационных, иных новых и высоких технологий, направленных на повышение конкурентоспособности  национальной экономики.

Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12 «О Парке  высоких технологий» (ПВТ) предоставлено  право резидентам ПВТ не уплачивать налоги, сборы и иные обязательные платежи в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные  и внебюджетные фонды, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, земельный налог на период строительства, но не более чем на три года, зданий и сооружений, предназначенных для  осуществления деятельности резидентов ПРТ, оффшорный сбор, обязательные страховые взносы на часть дохода работника, превышающую однократный размер средней заработной платы работников в республике за месяц. Резиденты ПВТ удерживают 5 процентов налога на доходы, получаемые иностранными юридическими лицами, не осуществляющими деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, по дивидендам, долговым обязательствам, роялти, лицензиям, освобождаются от взимания оффшорного сбора при выплате (передаче) дивидендов их учредителям (участникам). Физические лица уплачивают подоходный налог по ставке 9%.

Резидент ПВТ  производит администрации Парка  отчисления в размере одного процента от выручки.

В качестве резидентов Парка высоких технологий могут  быть зарегистрированы юридические  лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие или планирующие  осуществлять анализ, проектирование и программное обеспечение информационных систем; деятельность по обработке  данных с применением программного обеспечения потребителя или  собственного программного обеспечения; фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные разработки в  области естественных и технических  наук (выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно-технологических работ, связанных с направлениями деятельности Парка высоких технологий) и реализацию результатов таких исследований и разработок.

Государственная поддержка предоставлена так  же и нерезидентам ПВТ, зарегистрировавшим бизнес-проекты в сфере новых и высоких технологий, которые освобождаются от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, обязательных страховых взносов на часть дохода работника, превышающую однократный размер средней заработной платы работников в Республике за месяц. Доходы физических лиц, непосредственно участвующих в реализации зарегистрированного бизнес-проекта, по трудовым договорам облагаются подоходным налогом по ставке 9 процентов.

Упрощенная  система налогобложения

Согласно Декрету  Президента Республики Беларусь от 20.12.2007 № 9 "О некоторых вопросах предпринимательской  деятельности на территории сельских населенных пунктов", организации  и индивидуальные предприниматели, находящиеся в сельских населенных пунктах, при осуществлении в  сельской местности (территория, входящая в пространственные пределы сельсоветов, за исключением территорий поселков городского типа и городов районного  подчинения) деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) получают следующие преимущества:

  • с 1 января 2008г. по 31 декабря 2012г. освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на недвижимость со стоимости объектов, находящихся на территории сельских населенных пунктов;
  • уплачивают государственную пошлину за выдачу специального разрешения (лицензии) в размерах 50 процентов (организации) и 25 процентов (индивидуальные предприниматели) от установленного законодательством размера за его выдачу;
  • освобождаются от выплаты государственной пошлины за внесение изменений и (или) дополнений в специальное разрешение (лицензию); не производят отчисления в инновационные фонды при осуществлении деятельности в области строительства и промышленности строительных материалов на территории сельских населенных пунктов.

В соответствии с Особенной частью Налогового кодекса  Республики Беларусь организации, применяющие  упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты налога на недвижимость, платежей за землю, налога на прибыль, экологического налога, местных  налогов и сборов.

Применять упрощенную систему вправе при одновременном  соблюдении критериев средней численности  работников и валовой выручки  в течение первых девяти месяцев  года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение, организации  с численностью работников в среднем  за указанный период не более 100 человек, индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки составляет не более 2861250000 белорусских рублей.

Организации с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 1090000000 белорусских рублей, не уплачивают НДС.

Ставка налога при упрощенной системе налогообложения  устанавливается для плательщиков, не уплачивающих налог на добавленную  стоимость, в размере 8 процентов, для  плательщиков, уплачивающих налог на добавленную стоимость, – в размере 6 процентов.

Декретом Президента Республики Беларусь от 13.07.1999 г. № 27 «О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции», а  с 1 января 2010 года Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь, установлен единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции в  размере 2% валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг), иного имущества  и доходов от внереализационных операций.

Уплата единого  налога заменяет уплату всей совокупности налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость, налога на доходы в виде дивидендов и приравненных к ним доходов, государственных  пошлин, лицензионных и регистрационных  сборов, обязательных страховых взносов  в Фонд социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты, отчислений в государственный  целевой бюджетный фонд содействия занятости, а также внесение таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, налогов с доходов физических лиц.

Для того чтобы  налоговая система отвечала государственной  экономической политике, на протяжении последних лет были активизированы усилия в области налогового реформирования.

С 1 января 2010 г. введена в действие Особенная  часть Налогового кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009. № 71-З.

Особенная часть  Налогового кодекса Республики Беларусь определила порядок применения каждого  из республиканских и местных  налогов, сборов (пошлин), а также  особых режимов налогообложения. По каждому налоговому платежу установлены  все обязательные элементы налогообложения, такие как состав плательщиков, объекты  налогообложения, налоговая база, размеры  налоговых ставок, перечни налоговых  льгот, а также порядок исчисления налогов, сборов (пошлин), сроки их уплаты и предоставления налоговым органам  налоговых деклараций (расчетов) о  суммах, подлежащих уплате в бюджет.

Информация о работе Инвестиционный климат Беларуси