Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:17, доклад
Привлечение иностранного капитала является одним из главных государственных приоритетов Беларуси. Для создания благоприятного инвестиционного климата в стране реализован целый комплекс мер: усовершенствована система налогообложения, сокращено число лицензированных видов деятельности, проведена либерализация ценообразования, введен заявительный принцип при регистрации субъектов хозяйствования, четко регламентировано вмешательство контрольных органов в работу бизнеса.
Инвестиционный климат
Привлечение иностранного
капитала является одним из главных
государственных приоритетов
Предпринятые в Беларуси меры положительно оценены авторитетными международными организациями, в том числе Международным валютным фондом и Всемирным банком. По мнению Международной финансовой корпорации (IFC – International Financial Corporation), проводящей анализ инвестиционного климата в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ. В рейтинге стран «DoingBusiness» Беларуси присвоено 68 место (из 183) Кроме того авторы исследования Doing Business-2011 назвали Беларусь наряду с Грузией и Руандой одними из ведущих в мире реформаторов за последние 5 лет.
Стоит также отметить, что власти Беларуси придают большое значение этому рейтингу. Так, президент страны поставил задачу в течение ближайших лет войти в число тридцати стран с наилучшими условиями для ведения бизнеса. Ожидается, что в следующем году Беларусь серьезно улучшит свою позицию, так как некоторые реформы, в том числе и в налогообложении, не нашли отражения в предыдущем издании из-за определенного временного лага, присущего такого рода исследованиям.
Кроме того, методики
расчета, предложенные IFC, не учитывают
тех выгодных условий налогообложения,
которые предприняло
Иностранные инвесторы (международные организации, иностранные юридические лица; иностранные организации) имеют не только государственные гарантии владения, пользования, распоряжения, неухудшения правового режима (неприменения в течение определенного срока законодательных актов, которые могут быть приняты после начала деятельности инвестора и ухудшить условия деятельности), но и государственную поддержку в виде централизованных инвестиционных ресурсов, всего перечня возможных информационных услуг и необходимых административных усилий.
Среди нефинансовых факторов благоприятных для иностранного бизнеса является уровень квалификации рабочей силы технических и других специальностей, а также доступ на рынки стран СНГ. Иностранные инвесторы высоко оценивают в первую очередь дешевизну рабочей силы и уровень развития системы телекоммуникации и информации.
Кроме того, иностранные инвесторы, работающие в Беларуси, отмечают низкий уровень преступности, прозрачную систему урегулирования споров, высокий уровень стабильности макроэкономического регулирования и отлаженный порядок регистрации собственности.
С целью реализации дорогостоящих инвестиционных проектов правительством страны внедряются новые формы инвестирования: концессии, проектное и венчурное финансирование, лизинг. С инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит дополнительные гарантии инвестору по экономическим и иным условиям реализации проекта на белорусском рынке.
Новый земельный кодекс, принятый в 2009г., является предпосылкой для улучшения ситуации в решении вопроса с землей. В частности кодекс создает основания для развития рынка недвижимого имущества посредством предоставления возможности приобретения права собственности на землю, использования ее в качестве залога для получения банковского кредита.
Для усовершенствования
условий инвестиционного
Свободные экономические зоны (СЭЗ)
В Беларуси функционируют шесть свободных экономических зон (СЭЗ). Для того, чтобы стать резидентом СЭЗ, проект должен быть актуальным и соответствовать приоритетам социально–экономической политики государства, не иметь аналогов на территории РБ, стоить не менее 1 млн. евро и иметь экспортную направленность (не менее 70 %, за исключением товаров, относящихся к импортозамещающим). Государственная поддержка организаций, зарегистрированных в качестве резидентов СЭЗ, представляется в виде определенного перечня уплачиваемых налогов и сборов, налоговых льгот и упрощенного таможенного режима:
Парк высоких технологий (ПВТ)
В целях создания
благоприятных условий для
Декретом Президента
Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12 «О Парке
высоких технологий» (ПВТ) предоставлено
право резидентам ПВТ не уплачивать
налоги, сборы и иные обязательные
платежи в республиканский
Резидент ПВТ производит администрации Парка отчисления в размере одного процента от выручки.
В качестве резидентов
Парка высоких технологий могут
быть зарегистрированы юридические
лица и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие или планирующие
осуществлять анализ, проектирование
и программное обеспечение
Государственная поддержка предоставлена так же и нерезидентам ПВТ, зарегистрировавшим бизнес-проекты в сфере новых и высоких технологий, которые освобождаются от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, обязательных страховых взносов на часть дохода работника, превышающую однократный размер средней заработной платы работников в Республике за месяц. Доходы физических лиц, непосредственно участвующих в реализации зарегистрированного бизнес-проекта, по трудовым договорам облагаются подоходным налогом по ставке 9 процентов.
Упрощенная система налогобложения
Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 20.12.2007 № 9 "О некоторых вопросах предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов", организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в сельских населенных пунктах, при осуществлении в сельской местности (территория, входящая в пространственные пределы сельсоветов, за исключением территорий поселков городского типа и городов районного подчинения) деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) получают следующие преимущества:
В соответствии с Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты налога на недвижимость, платежей за землю, налога на прибыль, экологического налога, местных налогов и сборов.
Применять упрощенную систему вправе при одновременном соблюдении критериев средней численности работников и валовой выручки в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение, организации с численностью работников в среднем за указанный период не более 100 человек, индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки составляет не более 2861250000 белорусских рублей.
Организации с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 1090000000 белорусских рублей, не уплачивают НДС.
Ставка налога
при упрощенной системе налогообложения
устанавливается для
Декретом Президента Республики Беларусь от 13.07.1999 г. № 27 «О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции», а с 1 января 2010 года Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь, установлен единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции в размере 2% валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций.
Уплата единого налога заменяет уплату всей совокупности налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость, налога на доходы в виде дивидендов и приравненных к ним доходов, государственных пошлин, лицензионных и регистрационных сборов, обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, отчислений в государственный целевой бюджетный фонд содействия занятости, а также внесение таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, налогов с доходов физических лиц.
Для того чтобы налоговая система отвечала государственной экономической политике, на протяжении последних лет были активизированы усилия в области налогового реформирования.
С 1 января 2010 г. введена в действие Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009. № 71-З.
Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь определила порядок применения каждого из республиканских и местных налогов, сборов (пошлин), а также особых режимов налогообложения. По каждому налоговому платежу установлены все обязательные элементы налогообложения, такие как состав плательщиков, объекты налогообложения, налоговая база, размеры налоговых ставок, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сборов (пошлин), сроки их уплаты и предоставления налоговым органам налоговых деклараций (расчетов) о суммах, подлежащих уплате в бюджет.