Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 22:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – показать
сущность и значение инвестиционной политики государства.
Задачи данной курсовой работы следующие:
1. Рассмотреть понятие, структуру и источники инвестиций;
2. Изучить состояние, особенности и перспективы развития
инвестиционной политики Республики Беларусь.
3. Охарактеризовать инвестиционные возможности Республики Беларусь на
современном этапе
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Инвестиции: понятие, структура и источники………………………........5
1.1. Инвестиции и их виды……………………………………………....5
1.2. Инвестиционные ресурсы…………………………………………...9
1.3. Инвестирование и его инструменты……………………………....12
2. Анализ инвестиционной среды в Республике Беларусь: состояние,
особенности и перспективы..……………………………………………..15
2.1. Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь…………..15
2.2. Объективные предпосылки развития инвестиционной
деятельности в Республике Беларусь…………………………………...............19
2.3.Инвестиционная привлекательность Белорусской экономики…...24
3.Инвестиционные возможности Республики Беларусь на
современном этапе…………………………………………………………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………
Доля кредитов на строительство и приобретение жилья, предоставленных на условиях банков, увеличилась с 10,6 процента в январе-августе 2012 г . до 23,8 процента в январе-августе 2013 г.
Без учета кредитов физическим лицам в экономику поступило 52,7 трлн. рублей долгосрочных кредитов, что на 3,9 процента в сопоставимых ценах меньше, чем в январе-августе 2012 г. (13,3 процента в ВВП при 12,8 процента в этот период годом ранее).
Внешнеэкономическая деятельность. В январе-июле 2013 г., по предварительным данным платежного баланса экспорт товаров и услуг составил 26 217,4 млн. долларов США, импорт товаров и услуг - 26 012 млн. долларов США, сократившись по сравнению с январем - июлем 2012 г. на 19,6 и 9,1 процента соответственно. В результате по внешнеторговым операциям сформировался чистый экспорт в размере 205,4 млн. долларов США (в январе-июле 2012 г. чистый экспорт составил 4 015 млн. долларов США). По отношению к ВВП данные показатели составили соответственно0,5 и 11,4 процента. При этом дефицит торгового баланса составил 1 476 млн. долларов США, а положительное сальдо операций с услугами - 1 681,4 млн. долларов США.
Таблица 2.6.–Внешняя торговля Республики Беларусь
в январе-июле 2013 г.
Январь-июль 2012 г. |
Январь-июль 2013 г. |
Январь-июль 2013 г. к январю-июлю 2012 г., процентов |
Справочно: январь-август 2012 г. к яня январю-августу 2011г. , процентов | |
Баланс товаров и услуг Экспорт товаров и услуг Импорт товаров и услуг |
4015,0 |
205,4 |
5,1 |
Х |
32624,7 |
26217,4 |
80,4 |
127,1 | |
28609,7 |
26012,0 |
90,9 |
104,8 | |
Торговый баланс в том числе с Россией Экспорт товаров (в ценах ФОБ) в том числе в Россию Импорт товаров (в ценах ФОБ) в том числе в Россию |
2673 |
- 1476,0 |
х |
Х |
-70906,9 |
3680,7 |
46, |
146,5 | |
29185,5 |
22195,9 |
76,1 |
129,5 | |
8980,5 |
9318,2 |
103,8 |
111,5 | |
26512,2 |
23671,9 |
89,3 |
104,3 | |
16887,4 |
12998,9 |
77,0 |
125,5 | |
Баланс услуг Экспорт услуг Импорт услуг |
1341,7 |
1681,4 |
125,3 |
108,1 |
3439,2 |
4021,5 |
116,9 |
110,3 | |
2097,5 |
2340,1 |
111,6 |
111,8 |
Примечание – Источник:
nbrb.by›publications/
Снижение динамики экспортно-импортных операций в январе-июле 2013 г. связано со снижением физических объемов экспортных поставок промежуточных товаров, как энергетических, так и неэнергетических, а также инвестиционных товаров. В импорте в натуральном выражении сократились объемы поставок энергетических товаров. Условия торговли ухудшились по сравнению с январем-июлем 2012 г. на 1,5 процента (без учета энергетических товаров - на 0,1 процента). По данным Национального статистического комитета, темпы снижения стоимостных объемов экспорта товаров были на 13,8 процентных пункта выше темпов снижения стоимостных объемов импорта.
Экспорт товаров в январе-июле 2013 г. по сравнению с январем-июлем 2012 г. в стоимостном выражении снизился на 23,9 процента, при этом экспорт энергетических продуктов сократился на 27,6 процента, остальных товаров - на 21,9 процента. Физический объем экспорта товаров к уровню января-июля 2012 г. снизился на 22 процента, в том числе не энергоносителей - на 21,1 процента, а энергоресурсов - на 21,4 процента.
В товарном разрезе отрицательная динамика экспорта не энергоносителей была связана с уменьшением стоимости поставок некоторых ключевых экспортных товаров, в том числе удобрений (на 14,9 процента), шин (на 12,4 процента), черных металлов (на 11,1 процента), грузовых автомобилей (на 30,2 процента), тракторов (на 21 процент), сельскохозяйственных машин и механизмов (на 6,3 процента), седельных тягачей (на 41,3 процента). В то же время рост поставок наблюдался по следующим важным позициям экспорта: мебель (на 9,9 процента), запчасти для автомобилей и тракторов (на 0,7 процента), молоко и молочные продукты (на 27,9 процента), мясные продукты (на 6 процентов), сахар (на 1,2 процента). Экспорт в Россию в январе-июле 2013 г. относительно января-июля 2012 г. вырос на 3,8 процента, в остальные страны СНГ - сократился на 12,8 процентов, в страны вне СНГ - на 42,5 процента. Рост экспорта в Россию связан с увеличением объемов поставок большинства традиционно поставляемых товаров, в том числе мясных продуктов (на 6 процентов), молока и молочных продуктов (на 29,7 процента), черных металлов (на 17,4 процента) и мебели (на 11 процентов). Вместе с тем снизился экспорт некоторых ключевых товаров, таких как шины (на 2,9 процента), сельскохозяйственные машины и механизмы (на 9,4 процента), тракторы (на 13,3 процента), грузовые автомобили (на 35,2 процента), седельные тягачи (на 45,6 процента) [5].
Увеличение стоимостного объема экспорта в Россию было обеспечено как за счет роста цен, так и за счет физических объемов. Сокращение поставок в остальные страны СНГ и в страны вне СНГ произошло главным образом за счет снижения физического объема экспорта . Снижение экспорта в страны СНГ было обусловлено переориентацией экспорта нефтепродуктов на российский рынок. Сокращение стоимости поставок в страны вне СНГ на 39,2 процента было обеспечено снижением экспорта нефти и нефтепродуктов. В целом снижение физических объемов обусловило около 93 процентов уменьшения стоимостного объема экспорта.
Таблица 2.7–Индексы развития
экспорта и импорта товаров (январь-июль 2013 г. к январю-июлю 2012 г.)
Всего |
В том числе | |||
Россия |
Остальные страны СНГ |
Страны вне СНГ | ||
1.Индексы экспорта товаров Стоимостного объема* |
76,1 |
103,8 |
87,2 |
57,5 |
Физического объема** |
78,0 |
102,7 |
89,7 |
60,0 |
Цен** |
98,4 |
103,0 |
97,4 |
95,7 |
Индексы импорта товаров Стоимостного объема* |
89,3 |
77,0 |
98,6 |
112,9 |
Физического объема** |
90,6 |
78,0 |
97,6 |
113,6 |
Цен** |
99,9 |
98,9 |
101,1 |
101,7 |
*по данным платежного баланса
** по данным Национального статистического комитета
Примечание – Источник: nbrb.by›publications/
В товарной структуре экспорта в январе-июле 2013 г. по сравнению с январем-июлем 2012 г. снизилась доля промежуточных неэнергетических товаров (с 37,3 до 31,2 процента) и энергоносителей (с 36,2 до 34,2 процента). Увеличился удельный вес потребительских (с 15,8 до 22,4 процента) и инвестиционных товаров (с 9,8 до 10,7 процента).
Импорт товаров в январе-июле 2013 г. относительно января-июля 2012 г. в стоимостном выражении сократился на 10,7 процента, в том числе в натуральных показателях - на 9,4 процента. Объем закупок энергетических продуктов снизился на 38,1 процента, остальных товаров - вырос на 12,1 процента. При этом физический объем импорта энергоносителей уменьшился на 37,6 процента, а совокупности остальных товаров - увеличился на 12,6 процента. В целом снижение физических объемов обусловило около 99 процентов уменьшения стоимостного объема импорта.
Ввоз товаров инвестиционного назначения в стоимостном выражении вырос на 21,4 процента, физический объем - на 17,5 процента.
Закупки нефтепродуктов снизились практически в 50 раз, закупки нефти и газа - на 0,8 и 2,7 процента соответственно. В среднем долларовые цены на энергоносители снизились на 0,8 процента (цена на газ сократилась на 3,1 процента, на нефть - на 2,6 процента, на нефтепродукты - выросла в 1,8 раза). Физические объемы импорта нефти выросли на 1,9 процента, газа - на 0,5 процента, нефтепродуктов - снизились почти в 90 раз.
Промежуточный неэнергетический импорт вырос на 6,7 процента при увеличении его физического объема на 7,9 процента. Стоимость закупок потребительских товаров выросла на 30,6 процента, в том числе за счет роста физического объема на 24,5 процента [5.]
В географическом разрезе наиболее высокими темпами характеризовался роста импорта из стран вне СНГ (11,4 процента) за счет главным образом увеличения поставок инвестиционных товаров (грузовые автомобили, насосы, машины и оборудование), легковых автомобилей, лекарств. Стоимостной объем импорта из России снизился на 23 процента при сокращении физического объема поставок на 22 процента, что было обусловлено практически полным прекращением закупок нефтепродуктов. Ввоз товаров из стран СНГ, не включая Россию, уменьшился за счет снижения импорта электроэнергии. В январе-июле 2013 г. изменилась структура товарного импорта: снижение доли энергоносителей с 44,2 до 30,2 процента сопровождалось ростом удельного веса про-
межуточных неэнергетических товаров с 34,6 до 40,8 процента, инвестиционных товаров с 8,8 до 11,8 процента и потребительских товаров с 11,4 до 16,4 процента.
По данным Национального статистического комитета, в январе-июле 2013 г. сальдо торговли промежуточными товарами составило минус 2 769,6 млн. долларов США, в том числе энергоносителями - 251,2 млн. долларов США (в январе-июле 2012 г. сальдо составляло 121,7 млн. и минус 1 405,8 млн. долларов США соответственно). По операциям с потребительскими товарами чистый экспорт составил 990,8 млн. долларов США в январе-июле 2013 г. против 1 550,9 млн. долларов США в январе-июле 2012 г. При этом по продовольственным товарам положительное сальдо сложилось на уровне 1 437,1 млн. долларов США. Сальдо торговли инвестиционными товарами составило минус 512,4 млн. долларов США, против 463,3 млн. долларов США в январе-июле 2012 г.
В январе-июле 2013 г. по сравнению с январем-июлем 2012 г. экспорт и импорт услуг выросли на 16,9 процента и на 11,6 процента соответственно. Положительное сальдо по услугам увеличилось при этом с 1 341,7 млн. до 1 681,4 млн. долларов США, обеспеченное в основном профицитом по транспортным услугам в размере 1 378,9 млн. долларов США, а также по телекоммуникационным, компьютерным и информационным услугам, в сумме составившим 282 млн. долларов США.
Платежный баланс. В целом по итогам января-июля 2013 г. сальдо текущего счета платежного баланса сложилось отрицательным в размере 3 614 млн. долларов США (в январе-июле 2012 г. - 987,4 млн. долларов США). По отношению к ВВП данные показатели составили соответственно минус 9,2 процента и 2,8 процента.
Сальдо первичных доходов в январе-июле 2013 г. сложилось отрицательным в размере минус 2 029,7 млн. долларов США, ухудшившись в 2,1 раза к январю-июлю 2012 г., что связано с выплатами доходов прямым инвесторам. По статье вторичных доходов сальдо также сформировалось отрицательным в сумме минус 1 789,7 млн. долларов США против минус 2 042,4 в январе-июле 2012 г. [5].
По финансовому счету платежного баланса чистый приток капитала составил 3 320,6 млн. долларов США (8,5 процента к ВВП) против чистого оттока в размере 2 029,6 млн. долларов США (минус 5,8 процента к ВВП) в январе-июле 2012 г.
Прямые инвестиции в экономику страны составили 1 710,6 млн. долларов США, увеличившись в 1,9 раза по сравнению с январем-июлем 2012 г. Реинвестирование доходов составило 68,6 процента от общего объема прямых инвестиций. По операциям Правительства и Национального банка на чистой основе привлечено 166,8 млн. долларов США.
Привлечение капитала в банковский сектор составило 1 286 млн. долларов США, обеспеченное в основном привлечением кредитов и займов.
По нефинансовому сектору превышение заимствований над выплатами капитала сложилось в размере 157,2 млн. долларов США.
В результате, по итогам января-июля 2013 г. сформировалось отрицательное общее сальдо платежного баланса на уровне 559,8 млн. долларов США (минус 1,4 процента к ВВП), профинансированное привлечением четвертого и пятого траншей стабилизационного кредита Антикризисного фонда в размере 880 млн. долларов США. В январе-июле 2012 г. сальдо платежного баланса составило минус 107,8 млн. долларов США (минус 0,3 процента к ВВП) [5].
3.ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕММЕННОМ ЭТАП
В настоящее время Беларусь предлагает инвесторам благоприятные правовые условия для ведения бизнеса на территории республики, как на международном уровне, так и на национальном. Действует более 60 двусторонних соглашений и содействия в осуществлении и взаимной защите инвестиций. Основным направлением проводимой политики является курс на дальнейшую либерализацию условий хозяйствования, совершенствование правовых механизмов защиты инвестиций, способствующих активизации инвестиционной деятельности, который закреплен в Директиве Президента Республики Беларусь №4.
В структуре инвестиций в основной капитал в Республике Беларусь традиционно превалируют собственные (внутренние) источники, на долю которых приходится около 96—97 % всех вложений. В Республике Беларусь в целом сформированы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов, что подтверждает созданный и успешно развивающийся сектор экономики, основанный на частных иностранных инвестициях [14].
Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями — транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные предприятия с немецким концерном «МАНН» (выпуск автомобильной техники) и компанией «Карл Цейс» (производство оптических изделий). Успешно работают иностранные предприятия, такие как «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны Макдональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), «Унрмедикал» (производство одноразовых медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов), «Инко-Фуд» (производство мясных изделий), СП ОАО «Спартак» (производство кондитерских изделий), ООО СП «Фребор» (производство искусственных почек и материалов для почечно-заменительной терапии), СП ЗАО «Юнисон» (производство деталей и принадлежностей для автомобилей), СП «Гражданский проект» (строительство), СП 000 «Мобильная цифровая связь» (система подвижной сотовой связи стандарта С5М), ИП 000 «Маерск Медикал» (производство одноразовых шприцов) и другие.
Информация о работе Инвестиционная политика, её инструменты и особенности в Республике Беларусь