Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение формирования эффективной деятельности предприятия.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть сущность понятия «инвестиции»;
Определить типы и источники инвестиций;
Сформулировать этапы формирования инвестиционной политики;
Выявить сущность инвестиционного климата;
Определить понятие «инвестиционный риск».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ………………………………………….............5
1.1.Понятие инвестиций, субъекты и объекты инвестиций……………………5
1.2.Типы и классификация инвестиций………………………………………….6
1.3.Источники инвестирования…………………………………………………11
2.СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………...13
2.1.Понятие и этапы формирования инвестиционной политики…..…………13
2.2. Понятие инвестиционных проектов и их классификация………..............15
2.3.Инвестиционный климат……………………………………………………18
2.4.Государственное регулирование инвестиционной деятельности………..20
3.ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ……………………………………………....23
3.1.Риск: понятие и виды…………………………………………………..…....23
3.2.Методы оценки риска инвестиционного проекта………………………....25
3.3.Меры снижения инвестиционного риска……………………………..……27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……...28
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………..…...30
4. По основной направленности можно разделить проекты на:
коммерческие, главной целью которых является получение прибыли;
социальные, ориентированные на решение, например, проблем безработицы в регионе или социальной адаптации бывших военнослужащих и т.п.;
экологические, основная направленность которых – улучшение среды обитания людей, а также флоры и фауны.
2.3.Инвестиционный климат
Инвестиционная сфера требует создания определенных условий для успешного осуществления инвестиционного процесса.
Совокупность политических и экономических условий, которые формируются в стране для вложений временно свободных денежных средств в целях получения дохода в будущем, называется инвестиционным климатом.
Факторы, воздействующие на инвестиционный климат:
а) Макроэкономические (динамика ВВП, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП).
б) Нормативно-правовые (качество и стабильность законодательной базы, соответствие федерального и регионального законодательства, политика центральных и местных врачей, защита прав собственности, защита интересов инвесторов, уровень монополизации в экономике, открытость экономики, уровень соблюдения законности и правопорядка, административные барьеры входа на инвестиционный рынок, уровень корпоративного управления).
в) Налогообложение (качество налоговой системы и уровень налогового бремени).
г) Информационное обеспечение (формирование системы информационного обеспечения, полнота и доступность информации об инвестиционных возможностях в стране в целом, о компаниях в частности, актуальность сведений, доверие к источнику информации, проведение рекламно-информационных кампаний в СМИ, организация инвестиционных выставок, презентаций, семинаров, инвестиционных миссий).
д) Непредсказуемость, непрозрачность страны для инвесторов (непрозрачность страны для инвесторов понимается как отсутствие четких, облеченных в формальные процедуры общепринятых правил ведения деятельности на мировых и национальных рынках капитала).
е) Задолженность по внешним обязательствам международным экономическим и финансовым организациям.
Указанные факторы могут оказывать как стимулирующее, так и тормозящее воздействие на инвестиционную деятельность. Так, сокращение реального объёма ВВП сказывается на промышленном производстве, вызывает, как правило, его спад, нестабильное состояние экономики в стране в целом и вследствие этого – снижение инвестиционной активности.
Высокий уровень инфляции отрицательно влияет на инвестиционные возможности предприятий, т.к. происходит обесценивание амортизации, рост реальной ставки налогообложения прибыли. Инфляция приводит также к необходимости увеличения заработной платы работникам и к росту потребностей в оборотных фондах. В результате сужаются возможности инвестирования за счёт собственных средств предприятий.
Высокие процентные и налоговые ставки ухудшают условия инвестирования в реальный сектор.
Инвестиционная деятельность активно развивается в условиях роста ВВП, низкого уровня инфляции, низких процентных ставок и увеличения сбережений населения.
2.4. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определённые в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и её регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.
Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим государственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов.
Принципиальное значение имеют такие законы, как Конституция РФ, Гражданский кодекс, законы об акционерных обществах, о собственности, о приватизации, о предприятиях и предпринимательской деятельности и налогообложении, внешнеэкономической деятельности, о тарифном контроле и валютном регулировании и др.
В нашей стране также приняты специальные законы, постановления, нормативные акты, которые регулируют непосредственно инвестиционный процесс. К ним следует отнести Закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 г. Данный закон определяет правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности; объекты и субъекты инвестиционной деятельности, защита прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.
Принят ряд постановлений Правительства РФ, которые направлены на повышение роли государственной инвестиционной и структурной политики, стимулирования процесса привлечения внебюджетных инвестиций в производственную сферу, создание условий для дальнейшего развития инициативы частных высокоэффективных инвестиционных проектов.
В целом государственное регулирование осуществляется:
в соответствии с государственными инвестиционными программами;
прямым управлением государственными инвестициями;
введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей производства;
проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
контролем за соблюдением государственных норм и стандартов;
антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;
экспертизой инвестиционных проектов.
Государство использует как административные, так и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране[1].
Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. В качестве инструментов подобного воздействия выступают законодательные и нормативные акты.
Экономические методы воздействия государства – это методы, с помощью которых государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путём стимулирования принятия инвестиционных решений как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества.
Обычно государство сочетает административные и экономические методы для достижения целей в области инвестирования. Активизация инвестиционной деятельности во многом зависит от проведения финансовой, кредитной, амортизационной, ценовой, налоговой, валютной, инвестиционной политики.
К экономическим методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы как земля, природные ресурсы.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
3. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ
3.1. Риск: понятие и виды
Инвестиционные проекты относятся к будущему периоду времени, поэтому с уверенностью прогнозировать результаты их осуществления проблематично. Такие проекты должны выполняться с учетом возможных рисков. Инвестиционное решение называют рискованным или неопределенным, если оно имеет несколько возможных исходов.
Неопределенность — это неполнота и неточность информации об условиях реализации проекта. Риск – это возможность возникновения в ходе реализации проекта таких условий, которые приведут к негативным последствиям для всех или отдельных участников проекта.
Альтернативой является трактовка риска как возможности любых (позитивных или негативных) отклонений показателей от предусмотренных проектом их средних значений. Согласно этой трактовке, риск – это событие (возможная опасность), которое может быть или не быть. И, если оно будет, то возможны три вида результата:
1. Положительный (прибыль, доход иди другая выгода);
2. Отрицательный (убытки, ущерб, потери и т.п.);
3. Нулевой (безубыточный и бесприбыльный) результат.
На реализацию инвестиционных проектов оказывают влияние многие перемены в политической, социальной, коммерческой и деловой среде, изменения в технике и технологии, производительности и ценах, состояние окружающей среды, действующее налогообложение, правовые и другие вопросы. Все это предопределяет наличие в проектах определенного риска.
Факторы риска:
1. Объективные: политическая обстановка, экономическая ситуация, инфляция, процентная ставка, валютный курс, таможенные пошлины и.т.п.
2. Субъективные: производственный потенциал, уровень инвестиционного менеджмента, организация труда, техническая оснащённость и.т.п.
Виды рисков:
1. Внешние (экзогенные);
2. Внутренние (эндогенные).
Внешние (экзогенные) – риски, не связанные непосредственно с деятельностью самого участника проекта. К ним относятся риски:
а) вызванные нестабильным экономическим состоянием в стране;
б) связанные с нестабильной политической ситуацией или же её изменением;
в) вызванные неадекватным законодательством;
г) связанные с изменением природно-климатических условий (землетрясением, наводнением, другими стихийными бедствиями);
д) генерируемые колебанием рыночной конъюнктуры;
ж) возникающие из-за изменения валютного курса;
з) продуцируемые изменениями внешнеэкономической ситуации (введение ограничений на торговлю, изменение таможенных пошлин и.т.п.).
Внутренние (эндогенные) – риски, которые связаны с деятельностью участника проекта.
К ним относятся риски, вызванные:
а) неполнотой или неточностью информации при разработке инвестиционного проекта, ошибками в проектно-сметной документации;
б) неадекватным подбором кадров, низким уровнем инвестиционного менеджмента;
в) ошибочной маркетинговой стратегией;
г) изменением стратегии предприятия;
д) перерасходом средств;
е) производственно-техническими нарушениями;
ж) некачественным управлением проекта;
з) ухудшением качества и производительности производства;
и) невыполнением контрактов.
3.2. Методы оценки риска инвестиционного проекта
Неопределенность условий реализации инвестиционного проекта не является заданной. По мере осуществления проекта участникам поступает дополнительная информация об условиях реализации и ранее существовавшая неопределенность «снимается».
С учетом этого система управления реализацией инвестиционного проекта должна предусматривать сбор и обработку информации о меняющихся условиях его реализации и соответствующую корректировку проекта, графиков совместных действий участников, условии договоров между ними.
Для учета факторов риска при оценке эффективности проекта используется вся имеющаяся информация об условиях его реализации, в том числе и не выражающаяся в форме каких-либо вероятностных законов распределения. При этом могут использоваться следующие два вида методов:
1. Методы качественной оценки рисков;
2. Методы количественной оценки рисков.
Методы качественной оценки. Методика качественной оценки рисков проекта должна привести аналитика-исследователя к количественному результату, к стоимостной оценке выявленных рисков, их негативных последствий и «стабилизационных» мероприятий.
Качественный анализ проектных рисков проводится на стадии разработки бизнес-плана, а обязательная комплексная экспертиза инвестиционного проекта позволяет подготовить обширную информацию для анализа его рисков.
В качественной оценке можно выделить следующие методы: