Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение формирования эффективной деятельности предприятия.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть сущность понятия «инвестиции»;
Определить типы и источники инвестиций;
Сформулировать этапы формирования инвестиционной политики;
Выявить сущность инвестиционного климата;
Определить понятие «инвестиционный риск».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ………………………………………….............5
1.1.Понятие инвестиций, субъекты и объекты инвестиций……………………5
1.2.Типы и классификация инвестиций………………………………………….6
1.3.Источники инвестирования…………………………………………………11
2.СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………...13
2.1.Понятие и этапы формирования инвестиционной политики…..…………13
2.2. Понятие инвестиционных проектов и их классификация………..............15
2.3.Инвестиционный климат……………………………………………………18
2.4.Государственное регулирование инвестиционной деятельности………..20
3.ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ……………………………………………....23
3.1.Риск: понятие и виды…………………………………………………..…....23
3.2.Методы оценки риска инвестиционного проекта………………………....25
3.3.Меры снижения инвестиционного риска……………………………..……27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……...28
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………..…...30
С точки зрения субъекта инвестирования все инвестиции можно разделить на государственные и частные. Государственные инвестиции в основном должны направляться на цели здравоохранения, культуры, фундаментальные научные исследования, цели обороны, приоритетного финансирования отраслей и видов производств для структурного регулирования экономики. Частные инвестиции направляются в те отрасли и на предприятия, где имеются лучшие условия получения прибыли.
Источником финансирования частных инвестиций являются собственные средства предприятий в виде нераспределённой прибыли, амортизационного фонда; привлечённые средства: средства от реализации ценных бумаг, кредиты и займы. Государственные инвестиции финансируются из федерального, республиканского и местного бюджетов, формируются за счёт налоговых поступлений, прибыли государственных предприятий различных уровней (собственные средства) или за счёт выпуска облигаций внутренних и внешних займов (привлечённые средства). Экономического регулирования.
1.3.Источники инвестирования
Инвестиционную деятельность предприятия необходимо обеспечить источниками, среди которых можно выделить собственные и заёмные (и другие привлечённые) средства. К собственным средствам относятся: уставный фонд или акционерный капитал предприятия, резервный фонд, фонд социального назначения, амортизационный фонд, резерв предстоящих расходов и платежей, привлечённые средства и средства, выплачиваемые страховыми компаниями. В свою очередь заёмные средства включают в себя краткосрочные и долгосрочные заёмные средства, к которым соответственно относятся краткосрочные кредиты банков, краткосрочные заёмные средства (векселя и обязательства), краткосрочная кредиторская задолженность, иностранные и международные инвестиции, а также долгосрочные кредиты, облигационные займы сроком более 1 года и государственные субсидии. Инвестиционные банки заинтересованы в разумном соотношении заёмных и собственных средств, т.к. значительная доля собственных средств постоянно находится в связанном состоянии в виде земельных участков, зданий, оборудования, которые в случае банкротства могут быть превращены в ликвидность с большим трудом или реализованы в убыток.
Исходя из направленности и степени инвестиционной стабильности, предприятия промышленности подразделяются на экспортоориентированные (высокорентабельные), наукоёмкие (средней рентабельности) и ориентированные на продукцию для внутреннего рынка (как правило, низкорентабельные). Такое разграничение предприятий по уровню платёжеспособности определяет и источники их финансирования.
Так, предприятия экспортоориентированные позволяют себе заключать форвардные контракты с банками, которые предполагают игру на понижение процентной ставки для обеспечения снижения инфляционных ожиданий.
Инвестирование наукоёмких предприятий возможно через выборочное кредитование банками инновационно-инвестиционных проектов под определённый залог, через лизинговый механизм.
Поскольку многие предприятия имеют, как правило, сравнительно новое оборудование, весьма успешным мог бы быть возвратный лизинг, когда поставщик оборудования и лизингополучатель совмещены в одном лице, т.е. лизингополучатель продаёт лизингодателю оборудование или даже предприятие, при этом одновременно беря его в лизинг, сохраняя право пользования своим оборудованием. При этом средства, полученные за данное оборудование, лизингополучатель может использовать для любых производственных и инвестиционных целей, а по договору лизинга он будет расплачиваться лизинговыми платежами в обычном порядке.
Кроме того, для наукоёмких предприятий целесообразно использовать инвестиционные налоговые кредиты, отсрочки налоговых платежей под конкретные инновационные проекты, а также создание фондов поддержки инновационного бизнеса за счёт различных источников, в том числе и за счёт взносов предпринимателей, отчислений от прибыли крупных предприятий.
Инвестирование низкорентабельных предприятий целесообразно за счёт продажи пакета их акций стабильно работающим предприятиям, за счёт увеличения норматива обязательных отчислений на восстановление оборудования для этих предприятий, за счёт восстановления государственных заказов для некоторых отраслей промышленности, за счёт кредитов, в том числе и от иностранных инвесторов, под конкретные проекты при соответствующих гарантиях их реализации, за счёт возвратного лизинга, а также за счёт инвестиций в государственные ценные бумаги.
2.СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Понятие и этапы формирования инвестиционной политики
Инвестиционная политика предприятия представляет собой сложную, взаимосвязанную и взаимообусловленную совокупность видов деятельности предприятия, направленную на своё дальнейшее развитие, получение прибыли и других положительных эффектов в результате инвестиционных вложений.
Разработка инвестиционной политики предполагает: определение долгосрочных целей предприятия, выбор наиболее перспективных и выгодных вложений капитала, разработку приоритетов в развитии предприятия, оценку альтернативных инвестиционных проектов, разработку технологических, маркетинговых, финансовых прогнозов, оценку последствий реализации инвестиционных проектов.
Инвестиционная политика выступает, как часть реформирования предприятия и нацелена на обеспечение оптимального использования инвестиционных ресурсов, рациональное сочетание различных источников финансирования, на достижение положительных интегральных показателей эффективности проекта и в целом – на экономически целесообразные направления развития производства.
В формировании инвестиционной политики предприятия можно выделить три этапа:
На первом этапе определяют необходимость развития предприятия и экономически выгодные направления этого развития. Для этого требуется:
оценить потребительский спрос на выпускаемую продукцию;
выявить ожидаемый спрос на период намеченной инвестиционной политики предприятия;
сравнить затраты на выпуск продукции с действующими рыночными ценами;
выявить производственные возможности предприятия на перспективу;
проанализировать деятельность предприятия за предшествующий период и выявить неиспользованные резервы.
На втором этапе осуществляется разработка инвестиционных проектов для реализации выбранных направлений развития предприятия.
На третьем этапе происходит окончательный выбор экономически выгодного инвестиционного проекта, планируемого к реализации. Здесь требуется определить:
стоимость оборудования, строительных материалов, аренды производственной площади, доставки готовой продукции на рынок сбыта;
себестоимость заданного объема производства и единицы продукции, выпускаемой на новом оборудовании;
постоянные и переменные затраты;
требующиеся объемы инвестиционных ресурсов;
размер собственных и привлеченных средств, необходимых для реализации проекта;
показатели эффективности проекта;
риски, генерируемые проектом.
Инвестиционную политику предприятия классифицируют в зависимости от ее направленности. С этой точки зрения, выделяют инвестиционную политику, направленную на:
1. повышение эффективности;
2. модернизацию технологического оборудования, технологических процессов;
3. создание новых предприятий;
4. внедрение принципиально нового оборудования и выход на новые рынки сбыта.
При определении инвестиционной политики необходимо учитывать:
а) финансово-экономическое положение предприятия;
б) состояние рынка выпускаемой предприятием продукции, объём, качество, цена продукции;
в) технологический уровень производства предприятия;
г) соотношение собственных и заёмных средств;
д) условия финансирования на рынке капиталов;
ж) условия страхования и гарантий инвестиций;
з) лизинговые условия.
Принципы разработки инвестиционной политики:
1) правовой принцип (правовая защита инвестиций);
2) принцип независимости и самостоятельности (свобода выбора инвестиционного проекта, его разработки и осуществления);
3) принцип системного подхода;
4) принцип эффективности (выбор такого инвестиционного проекта, который обеспечивает наибольшую результативность).
2.2. Понятие инвестиционных проектов и их классификация
Инвестиционный проект – это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес план). Иными словами, согласно данному определению, инвестиционный проект – это, прежде всего, комплексный план мероприятий, включающий проектирование, строительство, приобретение технологий и оборудования, подготовку кадров и т.п., направленных на создание нового или модернизацию действующего производства товаров (работ, услуг) с целью получения экономической выгоды.
Классификация инвестиционных проектов может быть проведена по нескольким признакам:
1. В зависимости от их взаимного влияния инвестиционные проекты можно разделить на:
независимые, когда решение о принятии одного проекта не влияет на решение о принятии другого. Для того чтобы инвестиционный проект А был независим от проекта В должны выполняться два условия:
должны быть возможности (технические, технологические) осуществить проект А вне зависимости от того, будет или не будет принят проект В;
на денежные потоки, ожидаемые от проекта А, не должно влиять принятие или отказ от проекта В.
Иногда фирма из-за отсутствия средств не может одновременно осуществить два проекта. В такой ситуации принятие одного проекта повлечет за собой отклонение второго. Однако называть проекты зависимыми только на том основании, что у инвестора не хватает средств для их совместной реализации, было бы неправильным.
Если же решение осуществить один проект оказывает воздействие на другой проект, то есть денежные потоки по проекту А меняются в зависимости от того, принят или отклонен проект В, то проекты считаются зависимыми. Таки проекты можно также подразделить на следующие виды:
альтернативные (взаимоисключающие), когда два или более анализируемых проектов не могут быть реализованы одновременно, и принятие одного из них автоматически означает, что оставшиеся проекты не могут быть реализованы;
взаимодополняющие, когда реализация нескольких проектов может происходить лишь совместно. При этом взаимодополняющие проекты можно подразделить на:
А) комплиментарные, когда принятие одного инвестиционного проекта приводит к росту доходов по другим проектам;
Б) проекты, связанные между собой отношениями замещения, когда принятие нового проекта приводит к некоторому снижению доходов по одному или нескольким действующим проектам.
Выявление отношений комплиментарности и замещения подразумевает определение приоритетности инвестиционных проектов не изолировано, а в комплексе, особенно когда принятие проекта по выбранному основному критерию не является очевидным.
2. По срокам реализации (создания и функционирования) инвестиционные проекты можно разделить на:
краткосрочные (до 3 лет);
среднесрочные (3-5 лет);
долгосрочные (свыше 5 лет).
3. При классификации проектов по их масштабам следует учитывать, что масштаб проекта характеризует его общественную значимость, которая определяется влиянием результатов реализации проекта на хотя бы один из внутренних или внешних рынков (финансовых, товаров и услуг, ресурсов), а также на экологическую и социальную обстановку. С той точки зрения, по масштабам проекты рекомендуется подразделять на:
глобальные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию;
народнохозяйственные, оказывающие влияние на всю страну в целом или ее крупные регионы, и при их оценке можно ограничиться учетом только этого влияния;
крупномасштабные, охватывающие отдельные отрасли или крупные территориальные образования (субъект Федерации, города, районы), и при их оценке можно не учитывать влияние этих проектов на ситуацию в других регионах или отраслях;
локальные, действие которых ограничивается рамками данного предприятия, реализующего инвестиционный проект. Их реализация не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в регионе и не изменяет уровень и структуру цен на товарных рынках.