Инвестиции как эффективный инструмент развития белорусской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 02:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью проводимого исследования является, на основе изучения теории инвестиций и их влияния на национальную экономику, вскрыть основные проблемы привлечения инвестиций в республику и предложить возможные варианты их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать общую характеристику экономической категории «инвестиции»;
- рассмотреть факторы, оказывающие влияние на динамику объема и структуры инвестиций;
- показать сущность иностранных инвестиций;
- изучить влияние инвестиций на национальную экономику;
- дать оценку вложения инвестиций в основной капитал;
- проанализировать поступления иностранных инвестиций.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1 Инвестиции: понятие, виды, факторы, влияние на национальную
экономику……………………………………………………………………4
1.1 Понятие инвестиций. Эффект мультипликатора …………………..4
1.2 Классификация инвестиций …………………………………………6
1.3Основные факторы, влияющие на величину и динамику инвестиций...……………………………………………………….....8
2 Оценка инвестиционных процессов в Республике Беларусь………12
2.1Анализ инвестиции в основной капитал ……..................................12
2.2 Анализ поступления иностранных инвестиций в Республику Беларусь………………………………………………………………17
2.3Анализ привлечения иностранных инвестиций …………………….21
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованных источников……………..…………………………28

Файлы: 1 файл

Инвестиции.doc

— 4.53 Мб (Скачать)

По данным Национального  статистического комитета Беларуси, за I квартал 2012 года организациями Беларуси (кроме банков) было направлено за рубеж инвестиций на 1,6 миллиарда долларов, что в 1,6 раза больше, чем за такой же прошлогодний период.

 

 

2.3 Анализ привлечения иностранных инвестиций

 

 

Инновационное развитие экономики требует включения иных источников, важнейшими из которых могут стать иностранные инвестиции. Сегодня отмечается рост активности иностранного капитала на инвестиционном рынке страны. Число организаций с иностранным капиталом, работающих в стране, увеличилось с 3545 на 1 января 2005 г. до 5876 на 1 января 2011 г. Значительный интерес у иностранных инвесторов в последние годы отмечается к банковской сфере, транспортной инфраструктуре, оптовой торговле промышленными и продовольственными товарами, пивоварению, производству строительных материалов, производству продуктов питания и фармацевтике. В настоящее время в республике функционируют следующие крупнейшие ТНК: в банковской сфере – Сбербанк (Россия), ВТБ Банк (Россия), Raifeisen International Bank-Holding (Австрия); в нефтяной сфере – Лукойл (Россия), TNK-BP Holding (Россия), Татнефть (Россия); в сфере дистрибуции – Aviva (Великобритания); в сфере телекоммуникаций, IT, рекламы – АФК Система (Россия), Вымпелком (Россия); в сфере производства строительных материалов – Henkel Group (Германия); в сфере фармацевтики – Fresenius (Германия) и другие.

 С участием иностранного капитала: реализовывались следующие инвестиционные проекты: строительство комплекса по производству МДФ, ДСП, ОСП (Kronospan Holdings East Limited) в Сморгонском районе; строительство птицефабрики с участием немецкого капитала (ООО «БелЯрШпехт») в Гродненском районе; строительство завода рафинации и дезодорации растительных масел с участием капитала Республики Кипр (СООО «Оил-Фуд») в Дятловском районе, реконструкция ОАО «Лидское пиво» с увеличением производственных мощностей в Лидском районе с привлечением финского капитала [15].

 Новых иностранных собственников обрели ряд крупных белорусских предприятий: акции ОАО «Мотовело» выкуплены австрийской фирмой «АТЕС Ноlding Gmbh»; австрийской компанией «Те1екоm Аustria Grouр» приобретен белорусский оператор сотовой связи «Vе1соm»; Ваltic Ваverages Ноlding инвестирует в развитие производства и системы маркетинга ОАО «Пивзавод Оливария». Швейцарская компания «Swatch» планирует приобретение и модернизацию часового завода «Луч», нидерландская компания «Неineken» объявила о приобретении СЗАО «ПК «Сябар» [7,с. 37].

Наиболее  привлекательной сферой для российских инвесторов является промышленность. Российский холдинг «Ферейн» готов развивать в Беларуси крупное фармацевтическое производство и уже зарегистрировал совместное предприятие «Витунифарм» в СЭЗ «Витебск». Израильская компания Svitland Ltd предполагает инвестировать в белорусские высокотехнологичные проекты порядка 550 млн евро.    

В Республике Беларусь сегодня действует  шесть свободных экономических  зон. Поддерживая СЭЗы, Республика Беларусь стремится реализовать такие  задачи, как:

  • увеличение притока иностранных инвестиций, улучшение инвестиционного климата и привлечения стратегических инвесторов;
  • обеспечение благоприятных условий для привлечения новых и высоких технологий и передового зарубежного опыта;
  • стимулирование экспорта и развитие импортозамещающих производств;
  • создание новых рабочих мест.

В настоящее время  на территории Республики Беларусь созданы  и работают следующие свободные  экономические зоны:

1 СЭЗ «БРЕСТ» (создана 20 марта 1996 г.)

На начало 2011 года в  зоне зарегистрировано 69 предприятий-резидентов из 18 стран, объем вложенных  инвестиций составляет свыше 700 млн. дол. (525 млн. EURO). Основные страны-инвесторы:  Россия,  Германия, Польша.

Внешнеторговый оборот в 2010 году составил 700 млн. дол. США (525 млн. EURO).

Визитной карточкой  СЭЗ «Брест» могут служить  предприятия хорошо известные в республике и за её пределами:

  • СП «Санта Бремор» (переработка морепродуктов, производство мороженого)
  • ЧУП «Гефест-Техника» (производство бытовой газовой и электрической техники для кухонь)
  • ИП «Инко-Фуд» (переработка мяса и производство мясных изделий)
  • УП «СТиМ» (производство эмалей и пластиков дорожной разметки, машин для нанесения дорожной разметки)
  • ЗАО «Инволюкс» (производство офисной мебели)
  • ООО «Вегас» (производство матрасов всех видов)

 

 2 СЭЗ «ВИТЕБСК» (создана 4 августа 1999 г.)

В настоящее время  на территории региона хозяйственную  деятельность осуществляют 140 совместных и около 50 иностранных предприятия. На территории СЭЗ "Витебск" успешно  осуществляется 32 инвестиционных проекта  с участием капитала из следующих  стран: Германии, Польши, США, Чехии, России, Великобритании, Болгарии, Литвы, Канады, Беларуси.

3 СЭЗ "ГРОДНОИНВЕСТ" (создана 16 апреля 2002 г.)

В настоящее время  в СЭЗ зарегистрированы 51 резидент с капиталом из 18 стран мира, реализующих  инвестиционные проекты в легкой, пищевой, деревообрабатывающей, строительной и других отраслях. Средний срок окупаемости проектов – 1,5 года.

4 СЭЗ "ГОМЕЛЬ-РАТОН" (создана 2 марта 1998 г.)

СЭЗ "Гомель-Ратон" сегодня - это наличие высокотехнологичной  базы предприятий радиоэлектроники, приборостроения, машиностроительной, электротехнической и кабельной промышленности. Среди стран-партнеров зоны Лихтенштейн, Россия, Турция, Литва, Австрия, Чехия и др.

5 СЭЗ "МИНСК" (создана 2 марта 1998 г.)

В настоящее время  в свободной экономической зоне «Минск» работает более 92 предприятий-резидентов, из которых больше половины - предприятия с иностранным капиталом Основными странами инвесторами являются Великобритания, Россия, США, Кипр, Германия. Основным направлением деятельности резидентов СЭЗ «Минск» является производство продукции машиностроения, развитие стройиндустрии, выпуск упаковки и средств энергосбережения. За весь период деятельности СЭЗ «Минск» предприятия-резиденты вложили в свое развитие более 900 млн. долларов США инвестиций.

6 СЭЗ "МОГИЛЕВ" (создана 31 января 2002 г.)

На территории СЭЗ «Могилев» имеется 160 тыс. кв. м. неиспользуемых производственных площадей, пригодных для размещения производств. Все участки СЭЗ «Могилев» отличаются развитой инженерно-транспортной инфраструктурой, инвесторами из разных стран (в том числе Германии, Австрии, Дании, Турции, Литвы). Зарегистрировано 30 предприятий – резидента.  

В Республике Беларусь принято решение  о строительстве атомной электростанции мощностью 2000 МВт с установкой двух энергоблоков по 1000 МВт каждый. Планируемый  срок ввода в эксплуатацию первого  энергоблока - 2017 и второго - 2018 годы. Генеральным подрядчиком определено ЗАО «Атомстройэкспорт» (Россия). Реализация проекта будет осуществляться «под ключ» с привлечением белорусских организаций. Достигнута принципиальная договоренность о предоставлении государственного кредита Российской Федерации на строительство АЭС. Ориентировочные затраты на строительство АЭС составляют 9 млрд. долларов США, из них 6 млрд. долларов США – на сооружение самой электростанции и 3 млрд. долларов США – на возведение объектов ее инфраструктуры. В настоящее время завершается этап подготовительных работ, связанных со строительством атомной электростанции.

Существует прямая необходимость в сотрудничестве с иностранными инвесторами и привлечении иностранного капитала в экономику нашей страны.

  Иностранные инвестиции приведут к процветанию государства, в противном случае – к процветанию инвесторов и негативным последствиям в развитии собственной экономики.

Работы на государственном  уровне  по привлечению в страну иностранного капитала должны включать:

 - разработку концепции привлечения иностранных инвестиций, её обсуждение и утверждение Президентом;

- принятие дополнительных  законов и других законодательных  актов

способствующих  привлечению иностранных инвесторов в республику;

- создание системы  государственного управления процессом  привлечения иностранных инвесторов.

Стратегия привлечения  прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года утверждена в Беларуси. В числе основных задач стратегии – определение направлений привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику, ориентирование вложений зарубежных капиталов в создание наукоемких высокотехнологичных производств и другие поощряемые государством виды экономической деятельности. Предусматривается содействие привлечению иностранных инвестиций в реализацию проектов с применением передовых зарубежных технологий и менеджмента, стимулирование притока капитала транснациональных корпораций в реализацию проектов, обеспечивающих ускоренное развитие экспорта в страны с высоким платежеспособным спросом и импортозамещение. Планируется также совершенствование структуры прямых иностранных инвестиций, предусматривающее увеличение доли вложений в активную часть основных средств. 

Реализация стратегии  позволит:

  • обеспечить ежегодный прирост объемов прямых иностранных инвестиций;
  • привлечь прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги) в объеме 7 – 7,5 млрд. долларов США в 2015 году;
  • достичь удельного веса иностранных источников в инвестициях в основной капитал не менее 21 процента;
  • обеспечить привлечение прямых иностранных инвестиций на одного занятого в экономике до 1600 долларов США в 2015 году (против 1200 долларов США в 2010 году);
  • увеличить долю наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта товаров до 14 процентов;
  • обеспечить вхождение Республики Беларусь в число тридцати государств с наилучшим климатом в области ведения бизнеса по рейтингу Всемирного банка ”Ведение бизнеса“, а также повышение позиций в отчетах международных рейтинговых агентств («Moody's Investors Service», «Fitch Ratings», «The Heritage Foundation» и другие).

   Общим условием стимулирования притока иностранных инвестиций является как можно более скорая стабилизация финансового положения в Республике Беларусь.

   Проблема привлечения иностранных инвестиций должна быть увязана с другой, не менее важной для Беларуси, проблемой – защитой интересов отечественных производителей и ограждением их от чрезмерной конкуренции.

   Важную роль может сыграть организация производства продукции на базе использования  лучших зарубежных образцов с помощью импорта лицензий.

   Для разработки и реализации такой политики представляется целесообразным:

- заключить с развитыми  странами соглашение о сотрудничестве  в области технологического обмена;

- создать при отраслевых министерствах и концернах фонды для долевого финансирования импорта технологий по основным направлениям структурной перестройки.

   Исходя из этого, одним из каналов  притока финансовых ресурсов может стать создание определённых условий для размещения в Республике Беларусь филиалов крупнейших иностранных банков и представительств международных компаний корпораций, работающих со странами СНГ, Балтии и Восточной Европы.

  Незадействованным механизмом привлечения инвестиций, в том числе и прямых иностранных, является частно государственное партнерство. Данная форма взаимодействия между государственными органами и бизнесом позволит преодолеть экономическое противоречие, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, а за счет средств республиканского и местных бюджетов не может быть обеспечено их финансирование в должном объеме. Сферами применения государственно-частного партнерства станут транспорт и транспортная инфраструктура, система коммунального хозяйства, энергоснабжение, объекты здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, туризма, рекреации и спорта, месторождения полезных ископаемых и другие.

        Приоритетной формой прямых иностранных инвестиций для Беларуси выступает создание совместных и иностранных предприятий для реализации инвестиционных проектов категории green field. Что будет способствовать использованию новых прогрессивных технологий и техники в производстве, внедрению маркетинговых и управленческих ноу-хау, выпуску товаров, отсутствующих на внутреннем рынке, более быстрому выходу на новые рынки с конкурентоспособной продукцией, сокращению нерационального импорта, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности национальной экономики. Не менее значимой формой привлечения иностранного капитала является реализация инвестиционных проектов brown field – продажа зарубежным инвесторам части акций, принадлежащих государству, за исключением стратегически значимых из них, связанных с безопасностью страны. 

Для работы иностранных инвесторов на территории Беларуси созданы необходимые правовые условия. Всем инвесторам гарантирована равная, без дискриминации, защита прав и законных интересов, независимо от формы собственности и национального статуса. Гарантии зарубежным инвесторам предоставляются также в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения и 49 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в том числе с Австрией, Великобританией, Германией, Италией, Китаем, Латвией, Литвой, Польшей, Турцией, Чехией, Швецией, Швейцарией, Финляндией, Южной Кореей и др.

Информация о работе Инвестиции как эффективный инструмент развития белорусской экономики