Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:14, курсовая работа
Под инвестициями понимаются экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общества, то есть на расширение или модернизацию производственного аппарата, повышение благосостояния собственника, увеличение его материального богатства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
1. ИНВЕСТИЦИИ, ИХ ВИДЫ И РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………………7
1.1 Классификация инвестиций……………………………………………...7
1.2 Цель и примерная структура бизнес-плана инвестиционного проекта…………………………………………………………………… 9
. 2 . МЕХАНИЗМЫ влияния инвестиционного процесса на обеспечение макроэкономического равновесия……………………………………… 11
3 . ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА БЕЛАРУСИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА макроэкономическую ситуацию в стране........................................................................................................... 19
Заключение………………………………………23
Список использованных источников………… 25
Очевидно, что на основе таких исходных посылок можно сформулировать лишь ту сферу, то направление, в котором проект следует разрабатывать. Это тем более верно, что на данном этапе для анализа часто могут быть использованы лишь очень приблизительные данные, полученные на основе государственной статистики и иной общедоступной информации.
И до тех пор, пока та или иная концепция инвестиционного проекта не получит хотя бы принципиального одобрения лиц, отвечающих за принятие решений об инвестициях, нецелесообразно тратить дополнительные средства на сбор или подготовку детальной и достоверной информации.
Задачей следующей стадии — предварительной подготовки проекта является создание бизнес-плана инвестиционного проекта, то есть, решение задач, общей для любой новой коммерческой деятельности. Но, при подготовке крупных проектов инвестиций в реальные активы, бизнес-план превращается лишь в промежуточный документ.
На третьей
стадии — при окончательной
Процесс поиска таких комбинаций, делающих проект приемлемым и, более того, выгодным, должен найти отражение в окончательном документе.
На этом этапе аналитических работ особенно важно точно определить масштабы будущего проекта, то есть величину планируемого выпуска или количественные параметры деятельности в сфере услуг.
Не менее важная задача на этой стадии работ — как можно более точное временное эшелонирование всех видов основных и вспомогательных работ, без которых данный инвестиционный проект не может быть реализован. Такое эшелонирование особенно важно для анализа, в дальнейшем, ликвидности проекта на основе сопоставления дисконтированных денежных притоков и оттоков.
Подготовка всех типов данных для принятия окончательного решения составляет основное содержание стадии окончательной формулировки проекта и тщательной оценке технико-экономической и финансовой приемлемости. Следует сказать, что эта стадия должна осуществляться только тогда, когда необходимые финансовые средства могут быть выявлены с достаточной степенью точности.
Что касается следующей, последней, стадии — финального рассмотрения проекта и принятия окончательного решения о целесообразности реализации проекта, то ее осуществление предполагает проведение оценочных работ, являющихся основанием для принятия решений.
Различные участники могут давать оценку инвестиционному проекту со своими конкретными целями и предполагаемыми рисками, затратами и прибылями. Чем выше качество проекта, тем легче работа по его оценке. К этому моменту уже затрачены время и средства. Оценочное заключение покажет, оправданы ли были затраты. При подготовке оценочного заключения внимание концентрируется на «здоровье» предприятия, которого предполагается финансировать, на доходах от проекта.
Методы, применяемые для оценки проекта в соответствии с этими критериями, состоят в анализе технических, коммерческих, рыночных, управленческих, организационных, финансовых и экономических аспектов. Оценочное заключение, как правило, касается не только конкретного проекта, но также отраслей промышленности, связанных с ними и экономики региона (города, области) размещения проекта. Так, если оценивается автомобилестроительное предприятия, то заключение учитывает также вопросы взаимоотношения предприятия с отраслью – поставщиком сырья и оборудования, наличия шоссейных дорог, возможностей производственной инфраструктуры.
Для крупномасштабных проектов при составлении оценочного заключения может потребоваться повторная экспертиза, включающая проверку собранных данных и анализ всех факторов проекта, обусловленных его деловой средой, месторасположением и рынками, а также наличием ресурсов.
За прединвестиционной в проектном смысле следует инвестиционная фаза, которая включает в себя широкий спектр консультационных и проектных работ в первую очередь и главным образом в области управления проектом.
Этот процесс
управления людскими, финансовыми и
материальными ресурсами на протяжении
всего цикла осуществления
Результатом реализации
социально-экономических
В заключение следует отметить, что непременным условием процветания страны, национальной и мировой экономики регионов является реализация прежде всего производственных и научно-технических инвестиционных проектов. Только в результате реализации указанных проектов создается и качественно обновляется главное богатство — основные фонды, являющиеся материальной основой производства различной продукции и оказания услуг, образование вновь созданной стоимости.
3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА БЕЛАРУСИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В СТРАНЕ
В развивающейся экономике рост инвестиций, как правило, в 2-3 раза превышает рост ВВП. В Беларуси же темп роста инвестиций не дотягивает до 20%, а должен составлять как минимум 30%.
"Большинство
госпредприятий находятся на
грани сохранения и использован
По его словам, сейчас в производственном секторе Беларуси активного расширения и обновления не проводится из-за низкой инвестиционной активности. "Объем госинвестиций сокращается, преференции в условиях ограничений платежного баланса будут иссякать, собственные средства предприятий нигде в мире не являются достаточными для серьезного обновления, а банковские кредиты всю экономику страны вытащить однозначно не могут", - подчеркнул аналитик. Выход - привлекать в обновление экономики прямые зарубежные инвестиции.
В ноябре 2007 г. с инициативой улучшить инвестиционный бизнес-климат в стране для более активного притока иностранных и частных инвесторов выступил председатель правления Нацбанка Петр Прокопович. Правительство и Нацбанк разработали совместную программу по привлечению инвестиций, ряд мероприятий которой уже удалось реализовать.
В частности, в Беларуси принято
госрешение о радикальных налоговых
льготах и общесистемных
В соответствии с документом
предприятия и предприятия с
иностранными инвестициями в малых
населенных пунктах на 5 лет (с даты
создания) освобождены от исчисления
и уплаты налога на прибыль и сбора
в фонд поддержки
Подписан Указ "О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам деятельности свободных экономических зон". Документ предоставил определенные гарантии для резидентов СЭЗ, усовершенствовал порядок регистрации резидентов СЭЗ, расширил полномочия администраций СЭЗ, установил льготные условия по арендной плате, а также более льготные условия налогообложения.
В этом году в Беларуси впервые сформирован перечень объектов, которые будут предложены для передачи в концессию. Он утвержден Указом №44, который А. Лукашенко подписал 28 января 2008 г. Пока инвесторам предлагается передать в концессию 4 объекта. Это месторождения гипса "Бриневское", железных руд "Околовское" и "Новоселковское", бентонитовых глин "Острожанское".
Отметим, что концессия - новый инвестиционный инструмент для Беларуси. Хотя Инвестиционным кодексом предусмотрена возможность передачи объектов в концессию, до сих пор эта норма в стране не работала. Госкомимуществу еще предстоит разработать условия сдачи объектов в концессию. Предполагается, что инвесторов для таких проектов будут привлекать на конкурсной основе.
Наконец, после многолетних колебаний белорусские власти все-таки решились отказаться от такого одиозного инструмента, как "золотая акция". Хотя государство использовало особое право только на 10 предприятиях, сама возможность введения "золотой акции" отпугивала от участия в белорусских проектах многих иностранных инвесторов.
Своими силами нам на запланированные объемы производства не выйти, говорят правительственные эксперты. Напомним, что в последние несколько лет объем иностранных инвестиций неуклонно снижался. При этом правительство не рассматривало данный фактор как отрицательный. Утверждалось, что в стране вполне достаточно собственных средств. Данное обстоятельство не мешало проводить инвестиционные форумы и обсуждать с инвесторами перспективы улучшения инвестиционного климата. Но даже во время высоких собраний с высоких трибун звучало «инвестиции — ваши, условия — наши».
В конце 2007 г. правительство вынуждено было признать, что если мы все-таки хотим привлечь иностранный капитал, то должны прислушаться к его голосу. Сформировав амбициозные инвестиционные планы, Совмин создал рабочую группу, которая должна подготовить предложения по улучшению инвестиционного климата в стране.
Одновременно с этим глава Нацбанка Петр Прокопович в ходе совещания у Президента, на котором обсуждались планы на 2008 г., сделал очень амбициозную заявку. Беларусь должна войти в число первых 25 государств в рейтинге ВБ по условиям ведения бизнеса, а это значит, подняться на 85 процентных пунктов. А.Лукашенко идею поддержал. Более того, обязал главу правительства Сергея Сидорского и автора идеи П.Прокоповича еженедельно докладывать о проделанной в этом направлении работе. По информации «ЭГ», пакет предложений уже сформирован. В нем и новые, более привлекательные условия для резидентов СЭЗ и инвесторов вообще.
Напомним, что планы по привлечению инвестиций в экономику Республики Беларусь уже составлялись. Национальная программа до 2010 г. была принята в 2002 г. Там шла речь о том, что к 2010 г. доля инвестиций в ВВП должна достигнуть 26-28% (сегодня ставится задача «взять барьер» в 25%). На момент подготовки программы доля иностранных инвестиций составляла 0,8%, еще 3,5% было зарубежных кредитов (тогда их еще не считали иностранными инвестициями). Ставилась задача довести к 2010 г. долю иностранных инвестиций до 36% в их общем объеме, что в денежном выражении должно составить 13 млрд. USD.
Тогда разработчики программы рассчитывали, что часть «мировых денег» обязательно придет в Беларусь. Правительство, принимая эту программу, очевидно, рассчитывало сделать все запланированное для того, чтобы это было именно так. Из благих намерений, продекларированных в документе, можно вспомнить планы по дальнейшему сокращению количества лицензируемых видов деятельности до 10-12 и снижению налоговой нагрузки на экономику. Предполагалось, что к 2005 г. оно должно было составить не менее 5-6 п.п. к ВВП за счет отмены и снижения ставок оборотных сборов и отчислений в целевые бюджетные и внебюджетные фонды…
Планы не выполнены. Подводя итоги прошедшего года, правительство констатировало, что основными источниками финансирования инвестиций остаются собственные средства организаций и средства консолидированного бюджета, составившие в январе-ноябре 2007 г. соответственно 42,6% и 24,8% от общего объема инвестиций (в январе-ноябре 2006 г. — 43,9% и 25,7%).
Иностранные инвестиции — в большинстве своем кредиты. В 2007 г. внешний долг нашей страны превысил 20-процентный предел по отношению к ВВП. Если в конце прошлого года он составлял 6,9 млрд. USD (18,6% к ВВП), то по состоянию на 1 октября он достиг 9,7 млрд. USD (22,7%). Теперь мы можем добавить сюда еще и 1,5 млрд. USD российского стабилизационного кредита.
Государственные эксперты подчеркивают, что «увеличение долга вызвано ростом долговых обязательств коммерческих банков и хозяйствующих субъектов, носящих преимущественно краткосрочный характер». Так, по итогам первого полугодия 2007 г. удельный вес краткосрочной задолженности банков составил 68,7%, а субъектов хозяйствования (с учетом ресурсов, предоставленных прямыми инвесторами) — 81,4%. Это привело к тому, что удельный вес краткосрочной задолженности в структуре валового внешнего долга достиг величины 73,8%, или 6,8 млрд. USD.
В этой ситуации правительство задумалось о критериях финансовой безопасности страны. Обращение к мировому опыту свидетельствует, что среди таких критериев и размер государственного долга. В соответствии с т.н. Маастрихтскими критериями, принятыми в ЕС, внешний долг не должен превышать 60% ВВП. В общем, резерв есть, и если не получится с прямыми инвестициями, то будем брать кредиты.
Информация о работе Инвестиции и их влияние на обеспечение макроэкономического равновесия