Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:43, реферат
В настоящее время для экономических отношений характерна одна особенность: если раньше на рынке появлялись только чётко определённые виды интеллектуального продукта (произведения науки, литературы и искусства, результаты технического творчества и некоторые другие), то теперь виды интеллектуального продукта систематически расширяются (компьютерные программы, секреты производства, базы данных и основанная на них информация и т.п.), это связано с тем, что объектом рыночных отношений становятся результаты интеллектуального труда, если конкретное достижение представляет коммерческий интерес.
Коммерческая тайна (ноу-хау)
Согласно п.1 ст. 139 ч. 1 Гражданского кодекса, коммерческая тайна (ноу-хау) - это информация технического, организационного, служебного или коммерческого характера, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Под понятие коммерческой тайны могут быть подведены самые разнообразные сведения, в том числе потенциально патентоспособные решения, которые правообладатель по каким-то причинам не желает обнародовать и патентовать. Коммерческая тайна (ноу-хау) — это особый объект исключительных прав, относительно новый для нашего законодательства. Коммерческая тайна относится к объектам интеллектуальной собственности, так как обладает всеми присущими таким объектам признаками: во-первых, это нематериальный объект, во-вторых, является результатом интеллектуальной деятельности, в-третьих, это объект, на который за кем-либо закрепляется исключительное право.
Отношения, связанные с правом конфиденциальности, регулируются гражданским, уголовным законодательством и законодательством о пресечении недобросовестной конкуренции. Государством предоставляется исключительное право на возмещение причиненных убытков в случае незаконных методов получения информации, составляющей коммерческую тайну, т.е. промышленный шпионаж, нарушение условий контракта о конфиденциальности и т.п. В настоящем законодательстве коммерческая тайна обозначена как секреты производства.
3. Управление ОИС
Основным критерием успешной работы хозяйствующих субъектов а условиях рыночной экономики, на настоящий момент, является конкурентоспособность производимых ими товаров, обеспечение которой достигается, прежде всего, за счет высокого уровня технических и технологических решений, воплощенных в товаре, успешная реализация которого связана с защитой от нарушения прав интеллектуальной собственности. Права на интеллектуальную собственность являются одним из важнейших факторов обеспечения устойчивых финансовых и рыночных позиций предприятий и организаций, а надежная охрана и эффективное использование этих прав - неотъемлемым условием их дальнейшего преуспевания. Для успешного осуществления деятельности на мировом рынке хозяйствующим субъектам необходима конкурентоспособная продукция, в которой особое значение имеют два фактора: новизна товара и патентная чистота. На современном этапе экономического развития интеллектуальная собственность, как прогрессивная составляющая интеллектуального капитала, является одним из самых конкурентоспособных товаров, который при умелом использовании способен принести наиболее высокие прибыли на современном рынке.
Для включения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот нужно соблюсти обязательно два условия:
во-первых, иметь правовые основания владеть конкретными результатами интеллектуальной творческой деятельности и использовать их;
во-вторых, оформить свои права на объект или объекты интеллектуальной собственности согласно требованиям законодательства.
1. Согласно первому условию:
Неоформление, неправильное оформление или недостаточно полное оформление прав ведёт к существенным материальным потерям при реализации результатов интеллектуальной деятельности на рынке. Всякие разговоры об интеллектуальной собственности как о товаре, о правах на который идёт речь, подразумевают именно товарные качества результатов творческой деятельности.
Результаты интеллектуальной деятельности — это не всегда в достаточной для покупателя степени доработанная технология, чаще всего это только «сырьё», нужны ещё время и средства, чтобы превратить его в технологию выпуска покупаемой продукции. Любая доработка технологии порождает новые результаты интеллектуальной деятельности, и каждый раз возникает вопрос о том, кому эти новые результаты принадлежат.
Можно назвать, по крайней мере, три ролевых пары участников инновационного процесса создания и выведения на рынок нового товара, для которых важно отрегулировать отношения в сфере интеллектуальной собственности на получаемый в ходе совместной деятельности результат творческой деятельности:
Автор — Работодатель автора;
Исполнитель (работодатель разработчика) — Заказчик разработки;
Собственник разработки — Партнёр (инвестор) по созданию новой технологии. Кому принадлежат созданные совместно результаты интеллектуальной деятельности, они, как правило, определяют в договоре между собой.
2. Второе условие включения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности требует регистрации интеллектуального имущества как объекта права собственности, т.е. как объекта интеллектуальной собственности.
Как известно, право собственности содержит три правомочия: владеть, пользоваться, распоряжаться. Наличие правовых оснований считать результаты интеллектуальной деятельности имуществом конкретного правообладателя даёт ему законную возможность хранить, поддерживать в состоянии, пригодном для использования, и использовать в собственном производстве эти результаты творчества. Однако продать, передать в доверительное управление, внести в уставной капитал, оформить как залог, передать по наследству и совершить иные действия по использованию объекта имущественных прав в хозяйственном обороте правообладатель не может, пока не зарегистрирует соответствующий объект собственности. Согласно действующему законодательству, регистрация результатов интеллектуальной деятельности (нематериального интеллектуального имущества) возможна только как регистрация объектов интеллектуальной собственности.
Экономический смысл оформления прав при управлении интеллектуальной собственностью можно выразить достаточно определённо: если затраты на получение правовой охраны интеллектуальной собственности будут меньше, чем выгоды от получения исключительных прав при достаточной вероятности достижения этой выгоды, то регистрировать объекты интеллектуальной собственности целесообразно.
Зачастую затраченные немалые средства на оформление прав на ОИС не оправдывают себя, так как не удаётся реализовать ОИС и получить желаемую прибыль. Необходимо понимать, что вопрос о защите ОИС целесообразно ставить только при твёрдой уверенности в её дальнейшей коммерциализация.
Вместе с тем стандартный набор исключительных прав на различных этапах жизненного цикла инновационного продукта может использоваться в различных комбинациях. Выбор между патентом и ноу-хау можно сделать, лишь тщательно проанализировав область технической исключительности изобретения, состояние рынка и свои собственные возможности.
Например, если речь идет об элементе производственного процесса, факт использования которого трудно установить, то патент предоставит слабую защиту из-за сложности доказать сам факт использования такого изобретения. Если же изобретение легко «выделить» в готовом продукте, то патент способен предотвратить несанкционированное копирование.
Выбор стратегии правовой охраны — это только лишь элемент длительного и сложного процесса коммерциализации ОИС. Без четко определенных целей и стратегий управления интеллектуальной собственностью успеха в области охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности не достичь.
Общеизвестно, что охранный документ на объект интеллектуальной собственности позволяет владельцу получить исключительное (т.е. монопольное) право на введение этого объекта в хозяйственный оборот любым способом, пресечь несанкционированное применение запатентованной разработки конкурентами с возмещением нанесенного ущерба. Патентование нередко используется не только для защиты прав владельца. В ряде случаев оно привлекается в ином качестве — как источник крупных ДОХОДОВ. В широком смысле слова патентование делает технические знания товаром, а иначе они остались бы недоступными для рынка. Права на интеллектуальную собственность становятся одним из важнейших факторов обеспечения устойчивых финансовых и рыночных позиций предприятий, а надежная охрана и эффективное использование этих прав — неотъемлемым условием их дальнейшего преуспевания.
Преимущества для всей экономики в получении исключительных прав можно изложить в следующих пунктах.
Права интеллектуальной собственности:
- защищают и поощряют результаты интеллектуального труда;
- распространяют новые идеи и технологии путем предоставления широко доступной базы данных о технических новшествах и их описании, тем самым снижают затраты на осуществление операций, включающих передачу технологий;
- содействуют инвестициям, предоставляя гарантии против несанкционированных копирований для тех, кто принимает решения осуществления инновационной деятельности - от стадии создания образца к массовому производству и реализации продукции;
обеспечивают потребителей высококачественными товарами, путем содействия их крупномасштабному производству и реализации, что становится возможным благодаря правам интеллектуальной собственности,
распространяют эти положительные результаты по всем секторам экономики, пропорционально уровню их экономической, промышленной и технологической интеграции (рис. 12).
С точки зрения перспектив развития всей экономики показано, что при прочих равных условиях режим охраны прав интеллектуальной собственности и соответствующие положения, обеспечивающие их правовую поддержку, играют решающую роль инновационном процессе. Сообразно двойственной роли этого режима выполняются две взаимодействующие функции: защитная - эксклюзивность и информационная - дающая заряд для развития конкуренции. С точки зрения общего процесса рынка взаимосвязь инновации, эксклюзивность оказывает влияние на соотношение статической и динамической эффективности экономики.
Заключение
В настоящих сложившихся экономических условиях машиностроительным предприятиям необходимо пересмотреть свою политику, в основе которой должно лежать управление интеллектуальной собственностью, поэтому следует изменить стратегию развития предприятия с учётом нового инструмента повышения конкурентоспособности, основанного на исключительном праве на результаты интеллектуальной деятельности. Патентно-лицензионная политика предприятия должна быть переориентирована на зарабатывание средств и повышение экономической безопасности предприятия. Одним из важнейших элементов новой стратегии должно стать проведение изменений в организационной структуре и организационной культуре предприятия в сфере управления интеллектуальной собственностью. Для реализации стратегии в области ОИС на предприятии требуется создание службы управления интеллектуальной собственностью, или выделение конкретных исполнителей, отвечающих за данное стратегическое направление деятельности предприятия. Служба управления интеллектуальной собственностью должна заниматься общим менеджментом, правовыми вопросами, патентоведением, маркетингом научно-технических разработок и привлечением конкурентоспособной интеллектуальной собственности из исследовательской среды в активы предприятия. Новым идеологическим элементом организационной культуры предприятия должен стать взгляд руководства и персонала на нематериальные активы как на стратегический ресурс, который может быть дополнительным источником прироста финансовых средств предприятия и служить источником дополнительного дохода для его правообладателей.
Список используемой литературы
1. Тюрина В.Ю. Управление интеллектуальной собственностью на предприятиях машиностроения: учебное пособие / В.Ю. Тюрина. Саратов: Сарат. Гос. Техн. Ун-т, 2008. 86 с.
2. Концептуальные подходы к созданию и функционированию центров трансфера технологий и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в российских университетских комплексах / Атоян В.Р. , Тюрина В.Ю. // Инновационные процессы в регионах России: ВолГУ, 2005. С.10-19
3. Атоян В.Р. Интеллектуальный капитал университетских научно-инновационных комплексов и его роль в развитии иннвационной экономики / В.Р. Атоян, Н.А. Казакова // Вестник Саратовского Государственного Технического Университета. 2003. С.143-155
4. Тюрина В.Ю. Проблемы иннвационной деятельности и интеллектуальной собственности / В.Ю. Тюрина // Модели и механизмы социально-экономического развития: Межвуз. Науч. Сб. Саратов: Научная книга, 2004. 234 с.