Институты, институционализация и институализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 12:20, реферат

Краткое описание

Развитие мировой экономики императивно сопровождается созданием универсальных и специализированных международных институтов, деятельность которых направлена на упорядочивание хаотического развития как самостоятельных, так и взаимосвязанных экономических процессов. Несмотря на то, что в разное время к этому феномену международной действительности проявляли интерес философы, историки, правоведы, политологи, экономисты, многие важные проблемы, не только практического, но и теоретического характера, связанные с учреждением, функционированием, трансформацией деятельности многочисленных межгосударственных образований, эволюцией межинституционного взаимодействия и формированием институционной структуры мировой экономики, остаются до сих пор нерешенными.

Файлы: 1 файл

Институализация.docx

— 48.12 Кб (Скачать)

В рамках декретированной институализации происходит создание институтов на глобальном, межконтинентальном, региональном и субрегиональном уровнях. К институтам глобального уровня можно отнести разные по целям и задачам своей деятельности институты системы ООН, включая ее структурные подразделения и специализированные учреждения – ЭКОСОС, МВФ, ВБ, МОТ, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ и др. Примером межконтинентальных институтов является АТЭС. Институты регионального уровня отличаются, прежде всего, географически строго очерченными масштабами своей деятельности. При этом круг их компетенции может варьировать в самом широком диапазоне: от узкой специализации (например, Европейская организация по безопасности воздушной навигации – ЕВРОКОНТРОЛ) до всеобъемлющей диверсификации (ЕС). Яркими представителями региональных институтов являются различные интеграционные группировки (НАФТА, уже упоминавшийся ЕС), региональные комиссии ООН, региональные банки развития и многие другие. К субрегиональным институтам относятся такие институты, как ЛАИ, КАРИКОМ, ЮДЕАК и т.д.

И декретированная, и спонтанная институализация развиваются в определенных направлениях. На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о таких устойчивых, четко сформировавшихся направлениях экономической институализации, как секторальное, отраслевое и товарное направления.

Секторальное направление формируется институтами, функционирующими в разных сферах мировой экономики.

Производственный сектор представлен многотысячной армадой бизнес-институтов мировой экономики – транснациональными и многонациональными корпорациями. Эти институционные образования, преследуя абсолютно иные для нашего понимания традиционных институтов-организаций цели, вносят своей непосредственной деятельностью существенные, а нередко и определяющие, коррективы в состояние мировой экономики. При этом они руководствуются преимущественно собственными соображениями, идущими зачастую вразрез с интересами как отдельных, так и целых групп стран-реципиентов, нанося тем самым значительные ущербы состоянию их экономик. Эта проблема, несмотря на давность существования и пристальное внимание к ней многих авторитетных институтов мировой экономики (Комиссия и Центр ООН по ТНК, ЭКОСОС, ОЭСР, МОТ, ЮНКТАД, МТП и др.), к сожалению, до сих пор не нашла своего решения.

В качестве координирующих органов в этом секторе выступают Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) и др., в зависимости от сферы их компетенции. Многие проблемы решаются в рамках узко специализированных организаций глобального или регионального уровня (например, Центр по науке и технике ООН, Система оповещения о новых технологических достижениях – АТАС, Азиатская организация по вопросам производительности – АОП и др.).

В торговом секторе наблюдается чрезвычайное многообразие организационных форм межправительственных и международных институтов, как общей компетенции, так и специализирующихся на тех или иных аспектах торговой деятельности. Начало процессу институализации в этом секторе было положено созданием МТП, насчитывающей к нынешнему времени более 1,5 тыс. объединений предпринимателей, среди которых: федерации промышленников, национальные торговые палаты, союзы мелких и средних фирм и др. До учреждения МТП сектор был представлен только Ассоциацией торговцев сахаром-рафинадом, весьма немногочисленной по своему составу.

Следует отметить, что сфера интересов МТП не ограничивается исключительно деятельностью в одном, в данном случае – торговом, секторе. Это, кстати, с полным основанием может быть сказано о значительном числе международных институтов мировой экономики. В частности, компетенция МТП распространяется на все области международного бизнеса, включая промышленность, транспорт, финансы и пр. Однако одним из приоритетных направлений, безусловно, является содействие развитию международной торговли, в том числе путем гармонизации торговой практики.

Кроме МТП, торговый сектор мировой экономики обслуживается такими уникальными по своему организационному, целевому и структурному решению институтами, как ВТО, ЮНКТАД, МТЦ ЮНКТАД/ВТО, имеющими в территориальном разрезе глобальную компетенцию. Некоторые из институтов сектора ограничены в своей деятельности определенными географическими рамками (Конфедерация Азиатско-Тихоокеанских ТПП, ЕАСТ, ЛАИ, КАРИФТА, АФТА и др.). Однако самую многочисленную группу в этом секторе составляют многосторонние межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков (МОКК, МОК, МОС, ОПЕК и т.д.).

Наряду с ВТО, в регулировании международной торговли принимают участие некоторые другие организации, специализирующиеся на деятельности в узко специальных областях торговли. Например, унификацией таможенных процедур занимается Всемирная таможенная организация; в рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) разработана, постоянно совершенствуется и дополняется Общая система преференций, которые предоставляются наименее развитым странам, и т.д.

В валютном секторе мировой экономики основная роль постоянно действующего института официально возложена на МВФ. До его учреждения эту роль выполняли нестационарные образования – международные конференции (Парижская, Генуэзская), в ходе которых принимались решения о введении новых или изменении действующих мировых валютных систем. В качестве региональных институтов этого сектора чаще всего выступают валютные союзы (стран-членов зоны франко, Центральной Африки, Западно-Африканский и пр.). Функции финансирования дефицитов платежных балансов стран-членов выполняются региональными валютными фондами (Арабский валютный фонд, Европейский фонд валютного сотрудничества, преобразованный в 1994 г. в Европейский валютный институт и упраздненный в 1998 г., в связи с учреждением Европейского центрального банка). В целом этот сектор, более чем какой-либо другой, подвержен довольно частым изменениям институционной структуры.

В неразрывном единстве с валютным сектором выступает кредитный сектор. Международные институты, занимающиеся кредитной деятельностью, представляют собой организации разной межгосударственной и наднациональной компетенции, разного иерархического и функционального уровня, которые решают разные задачи – от узкоспециализированных до всеобъемлющих универсальных. Важнейшие функции здесь выполняют: МБРР, МАР, МФК, Парижский и Лондонский клубы и другие – на глобальном уровне; ЕБРР, АзБР, ВАБР и прочие – на региональном.

Финансовый сектор обслуживается разветвленной системой взаимосвязанных межгосударственных региональных, субрегиональных, государственных и частнокредитных элементов, через которые осуществляется движение, координация, в определенной степени – регулирование финансовых потоков в мире. Главные роли в этой многозвенной системе закреплены за специализированными кредитно-финансовыми учреждениями ООН (МВФ и группа ВБ), Парижским и Лондонским клубами государственных и частных кредиторов, региональными и субрегиональными банками развития, межгосударственными организациями, осуществляющими финансовые операции на многосторонней и двухсторонней основах и др.

Элементы банковского сектора естественно и органично, в полном соответствии со стоящими перед ними задачами, присутствуют, с одной стороны, в кредитном секторе, с другой стороны – в финансовом. При этом в совокупности они образуют вполне самостоятельный блок мировой экономики, отличающийся от других составляющих названных секторов специфическими способами и приемами деятельности.

Отношения, возникающие в секторе труда, регулируются, по сути уникальной в своем роде, Международной организацией труда.

В правовом секторе с целью создания благоприятных условий для развития международных экономических отношений путем гармонизации и согласования частного права разных государств и группировок стран действует Международный институт унификации частного права (УНИДРУА). Координирует работу международных организаций, решающих правовые проблемы международной торговли, Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Международная деловая практика, в соответствии со сложившимся опытом, регулируется Европейской экономической комиссией ООН.

Информационный сектор мировой экономики является самым молодым из перечисленных выше. Он начал формироваться, когда международные институты, наряду с выполнением своих основных функций, стали выступать в качестве источников информации по разным аспектам и проблемам развития мировой экономики (ОЭСР, ВБ, МВФ, ЮНКТАД, ЕБРР и др.).

Отраслевое направление институализации проявляется в учреждении институтов, чья деятельность направлена на развитие конкретных отраслей мировой экономики. Здесь отмечается превалирование институтов регионального (в основном – европейского) уровня. Например, в лесной и деревообрабатывающей промышленности проблемными вопросами занимаются четыре европейских организации (Европейская конфедерация лесной промышленности, Европейская федерация продуцентов древесноволокнистых плит, Европейский комитет продуцентов оборудования для деревообрабатывающей промышленности, Европейский мебельный союз) и ни одной глобального масштаба. В отрасли строительства и строительных материалов – восемь европейских институтов и ни одного института мирового уровня.

В то же время наблюдается резко выраженная товарная специализация большого количества международных институтов (ОПЕК, СИПЕК, ФИС, МОКК, МОНК и многие другие), благодаря которой складывается товарное направление институализации мировой экономики.

Очевидно, что отнесение институтов к тому или иному сектору в определенной степени условно, так как многие из них, в силу присвоенной им компетенции или с целью более успешного решения стоящих перед ними задач, функционируют одновременно в нескольких смежных секторах. По этой причине можно вести речь и о таком направлении институализации, как смешанное или комплексное. Примерами являются валютно-финансовые институты мировой экономики (МВФ, МБРР и др.), региональные экономические союзы, содружества и сообщества (ЕС, Экономическое сообщество государств Западной Африки – ЭКОВАС, Содружество независимых государств – СНГ и др.) и т.д.

Виды и направления институализации

Виды институализации

Декретированная:

институты с наднациональной и частично наднациональной компетенцией, межгосударственные и межправительственные организации, региональные экономические комиссии ООН, региональные банки развития и др.

Спонтанная:

Международные неправительственные организации, ТНК, ТНБ и др.

 

Комплексное

Секторальное

Отраслевое

Товарное

Секторальное

Отраслевое

Товарное


 

 

В рамках и секторальной и отраслевой институализации наблюдается дифференциация институтов в зависимости от уровня развития стран, их членов. Беспрецедентное влияние на состояние мировой экономики оказывают стационарные и неформальные международные образования, объединяющие развитые страны (ОЭСР, ЕС, группа восьми и др.). Не менее значимы для нее институты, в состав которых в разных комбинациях входят и развитые, и развивающиеся страны, и страны с трансформируемыми экономиками. Прямую противоположность в этом отношении представляют институты, образованные исключительно развивающимися странами или странами с трансформируемыми экономиками.

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что в настоящеевремя в мировой экономике сложилась достаточно разветвленная мультиагентная совокупность институтов, включающая практически все основные субъекты международных экономических отношений: наднациональные, межконтинентальные, межрегиональные, региональные и субрегиональные органы, организации, учреждения и иные межгосударственные образования; государства и правительства как члены коллективных образований; ТНК и ТНБ как бизнес-институты мировой экономики.

Вполне естественно, что и сами институты, и вся их совокупность в целом не остаются неизменными, а постоянно находятся в состоянии развития под влиянием, как уже отмечалось, множества факторов. Поэтому в следующей главе будут рассмотрены трансформационные тенденции в основных институтах и институционной структуре мировой экономики с целью в дальнейшем выявить недостающие в ней звенья.

 

 

Заключение

Международные институты мировой экономики в современных условиях выступают не только как вспомогательные инструменты воздействия на разные сферы международного сотрудничества, но и представляют собой практически независимые и при этом наиболее могущественные силы, чье влияние на экономики подавляющего большинства стран мира трудно переоценить.

Их деятельностью охвачены абсолютно все сектора мировой экономики, что с одной стороны создает вполне достоверную иллюзию управляемости последних, с другой стороны – ставит страны-члены в зависимое положение от решений, принимаемых в рамках трансграничных образований. И пока процесс институализации мировой экономики будет развиваться, как это происходило на протяжении полутора предыдущих веков, большей частью хаотично и бесконтрольно, ни у одной из стран не может быть гарантированной уверенности в абсолютном соблюдении международными инстанциями ее национальных интересов.

Что касается России, то она вполне целенаправленно проводит политику, ориентированную на полноправное участие во всех авторитетных международных институционных образованьях. Поэтому нам необходимо научиться отстаивать и защищать свои национальные интересы в рамках международных структур, членами которых мы либо уже являемся, либо намерены стать. Так как каждая страна-участница, в первую очередь, заботится о собственных выгодах и никто не будет поступаться ими ради нас.

 

 

Список литературы

  1. Афонцев С. Экономико-политические проблемы хозяйственных преобразований // МЭ и МО. – 2000. - №12;
  2. Доклад о мировом развитии 2002 года. Создание институциональных основ рыночной экономики./Пер. с англ.-М.: Изд-во «Весь мир», 2002.
  3. Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? М., 1998.
  4. Моисеев А.А. Международные кредитно-финансовые организации. Правовые аспекты деятельности. М., 1999;
  5. Нешатаева Т. Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. М., 1999.
  6. Норт Д. Институты, институционные изменения и функционирование экономики. М., 1997.
  7. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения: Пер. с франц. М., 1994.
  8. Семенычева Д. А. Развитие организационно-экономической деятельности международных неправительственных организаций: Автореф. дис. … канд. экон. наук. – Екатеринбург, 2002.
  9. Стратегия развития России в АТР в ХХI веке. Аналитический доклад Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Проект. М., 2000.
  10. Федякина Л.Н. Мировая внешняя задолженность: теория и практика урегулирования. М., 1998
  11. Хасбулатов Р. И. Мировая экономика: В 2-х т. Т. 2. М., 2001.
  12. Шевчук В.А. Международные финансовые институты: политика в секторе экономической инфраструктуры. М., 1999;
  13. Эбке В. Международное валютное право: Пер. с нем. М., 1997
  14. Ягодкина В.М. Институты и институализация мировой экономики: генезис, эволюция, перспективы. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. – 294 с.
  15. Ягодкина В.М. Факторы, виды и направления институциализации мировой экономики / В.М. Ягодкина // Известия ИГЭА. – 2003. - № 1(34).

Информация о работе Институты, институционализация и институализация