Институциональная структура общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:50, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – выяснить, что представляет собой институциональная структура общества и почему в процессе реформ появляются устойчивые не эффективные институты.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Институциональная структура общества………………………………4
1.1 Неформальные правила………………………………………………………..4
1.2 Формальные институты……………………………………………………….7
Глава 2. Институциональные изменения…………………………………………8
2.1 Механизмы институциональных изменений…………………………………8
2.2 Институциональные изменения в условиях переходной экономики……….9
2.3 Понятие и характеристика институциональных матриц…………………….12
Глава 3. Институциональные ловушки…………………………………………...15
3.1 Понятие и виды институциональных ловушек……………………………….15
3.2 Институциональные ловушки российской экономики………………………16
3.3 Выход из институциональной ловушки………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

реферат по институциональной экономике.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Однако и преждевременная, неподготовленная либерализация внешней  торговли чревата попаданием в институциональную  ловушку. Представим себе технологически отсталую страну, богатую сырьевыми ресурсами, которые перерабатываются в потребительские блага столь низкого качества, что их продажа на мировом рынке невозможна. Для нее краткосрочная оптимальная стратегия состоит в интенсификации экспорта сырья, сворачивании внутреннего производства и расходовании экспортной прибыли преимущественно на потребление. Это, однако, приведет к закрытию предприятий обрабатывающей промышленности и к массовой безработице. Если безработица охватит значительную часть населения, она наверняка будет сопровождаться разрушительным кумулятивным эффектом: снижением качества рабочей силы, ростом дифференциации доходов и социальной напряженности, криминализацией и общественной апатией. Такая политика неизбежно должна привести к краху экономики после исчерпания природных ресурсов либо даже раньше - при ухудшении мировой конъюнктуры.

В условиях нестабильной политической системы, отсутствия механизмов преемственности власти более вероятна реализация краткосрочной стратегии. Чем дольше реализуется политика "проедания ресурсов", тем выше трансформационные издержки перехода к более рациональной норме поведения. Система оказывается в институциональной ловушке.

 

 

3.3 Выход из институциональной  ловушки

 

Эффекты координации, обучения и сопряжения уменьшают трансакционные издержки действующей нормы и увеличивают издержки ее трансформации; благодаря этому выход из институциональной ловушки связан с высокими затратами. Требуется масштабное изменение фундаментальных или организационных факторов, например, радикальное ужесточение наказания за отклонение от общественно эффективной нормы. Такая стратегия сопряжена с высокими издержками и в свою очередь может порождать неблагоприятные кумулятивные эффекты. История борьбы с неплатежами и неуплатой налогов в России показывает, насколько труден этот вариант выхода из институциональной ловушки[12].

Неспособность правительств найти "мягкий", управляемый выход  из институциональных ловушек является, видимо, одной из основных причин системных  кризисов, наблюдаемых сейчас в ряде развивающихся и переходных экономик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Теория институциональных  ловушек, будучи нейтральной по отношению  к идеологическим спорам, демонстрирует  ошибочность радикальных позиций  и консервативного, и либерального толка. Как показывают многочисленные примеры, именно радикальные решения чаще всего способствуют возникновению институциональных ловушек.

При каждом институциональном  преобразовании должны быть предприняты  усилия по прогнозированию и избежанию  возможных институциональных ловушек. Эти усилия должны стать непременной составной частью подготовки к любой реформе.

Одна из главных опасностей для любой реформы - превращение  переходных норм в постоянно действующие  и неэффективные в долгосрочной перспективе. Протекционистская политика (или дотации отрасли) может быть необходимой на определенном этапе, однако ее следствием может стать неэффективная не конкурентоспособная структура, поддерживаемая соответствующим лобби. Чтобы предотвратить появление институциональных ловушек такого рода, следует с самого начала планировать постепенный демонтаж института, неэффективного в долгосрочной перспективе, - вводимая норма должна быть временной и предусматривать свою собственную автоматическую отмену.

Другой важный универсальный  принцип - поддержание разнообразия институциональных форм. Мы не всегда понимаем, какую именно роль играет тот или иной институт в поддержании институционального равновесия, и далеко не всегда умеем спрогнозировать эффективность той или иной нормы в долгосрочной перспективе. Чем богаче "институциональная фауна", тем больше возможностей для выхода из институциональных ловушек.

Внедрение любой новой  конструкции - в том числе и  институциональной - требует времени  на наладку и адаптацию. Для институциональных  инноваций, затрагивающих интересы миллионов людей, особенно важно иметь проект переходного режима, включая, возможно, создание промежуточных институтов. Одна из важных задач начального этапа реформ - изъятие переходной ренты в пользу государства, с тем чтобы не допустить неоправданной дифференциации доходов и криминализации общества.

Рассмотренная в работе теория носит квазистатический характер. Важной задачей, которой, является создание динамических моделей попадания системы в институциональную ловушку и выхода из нее. Возможно, на этом пути удастся продвинуться в понимании другого спектра проблем - причин и последствий экономических кризисов.

 

 

 

Список литературы

 

1. Бессонова О. Э. Раздаток: институциональная теория хозяйственного развития России. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1999. С. 102

2. Богуславский В.Н. Институциональные матрицы и социальная психология (Размышления над книгой С. Г. Кирдиной «X- и Y-экономики: Институциональный анализ». М.: Наука, 2004) // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2004. Т. 2. № 4

3. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000.

4. Завельский М.Г. Институциональные изменения и экономическое развитие // Экономика и математические методы. 1998. Вып.3.

5. Иванов Н. В. Новосибирская социологическая школа (НСШ) // Социологическая энциклопедия. Т. 2. М.: Мысль, 2003. С. 59; Кузьмин В., Эйдельман Я. Базовые социальные институты в человеческом измерении // Общество и экономика. 2001. № 6

6. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.: ТЕИС, 2000.

7. Латова Н.В. В какой матрице мы живем? (Этнометрическая проверка теории институциональных матриц) // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т. I. № 3. С. 89-94

8. Нестеренко А.Н. Экономика и институциональная теория. М.: УРСС, 2002. С. 337

9. Олейник А.В. Институциональная экономика. Учебно-методическое пособие. // Вопросы экономики, 1999, №№1-12.

10. Полтерович В. М. Эволюционная экономика. Сборник докладов. М., Наука, 2000. С. 54

11. http://ie.boom.ru




Информация о работе Институциональная структура общества