Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:04, курсовая работа
Исходя их этого, целью нашей работы является, выявление сущности инновационного процесса, определение роли инновационной собственности в развитии инновационного производства.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. определить теоретические подходы и сущность инновационной собственности
2. обозначить структуру и место инновационной собственности в экономических отношениях общества
3. выявить проблемы и динамику развития инновационной собственности в Росси
4. выделить предпочтительные механизмы реализации поддержки инновационного процесса в России
Введение…………………………………………...…………….........………..….3
Глава 1. Теоретические аспекты и сущность инновационной собственности
1.1. Собственность как экономическая категория………………………
1.2. Связь интеллектуальной и инновационной собственности…..……
1.3. Сущность и критерии понятия инновации и инновационной собственности…………………………………………………………
1.4. Структура инновационной собственности. ……………................0
Глава 2. Анализ проблем развития инновационной собственности в России
2.1. Проблемы развития инновационной собственности в России. Правовые аспекты………………………………………………………………...0
2.2. Механизмы реализации поддержки инновационного процесса в России и динамика его развития…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….…..........
Библиографический список…...……………………….……….……….........
Приложение………………………………………………..……………………..
Патентное право — система правовых норм, которыми определяется порядок охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов (часто эти три объекта объединяют под единым названием — «промышленная собственность») и селекционных достижений путем выдачи патентов.
Права на средства индивидуализации — это группа объектов интеллектуальной собственности, права на которые можно объединить в один правовой институт охраны маркетинговых обозначений. Включает в себя такие понятия, как: товарный знак, фирменное наименование, наименование места происхождения товара. Впервые правовые нормы об охране средств индивидуализации на международном уровне закреплены в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, где товарным знакам посвящена большая часть конвенции, чем изобретениям и промышленным образцам.
Право на секреты производства (Ноу-хау) — это сведения любого характера (оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.
Права на интеллектуальную собственность позволяют владельцам интеллектуальной собственности извлечь выгоду из собственности, созданную ими, предоставляя финансовые стимулы для создания интеллектуальной собственности и инвестиций в неё, и, в патентных случаях, оплату исследований и разработки.
Инновационная собственность или собственность на инновации выделяется в качестве одной из составляющих частей интеллектуальной собственности, попытаемся дать ей более четкое определение.
§3. Сущность и критерии понятия инновации и инновационной собственности
Итак, инновация (англ. innоvatiоn) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Термин «инновация» происходит от латинского «nоvatiо», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innоvatiо» — «в направлении изменений». Само понятие innоvatiоn впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. [3]
Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс)
Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.
Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.
При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».
Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность, и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу. Понятие экономической инновации было разработано Йозефом Шумпетером в работе «The Theоry оf Ecоnоmic Develоpment» (1934).
В рамках альтернативного подхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение — или использует что-то уже существующее новым образом — для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду, и принесла ли она позитивный эффект.
Забегая вперед, мы можем заметить, что именно в этом и будет главное существенное различие инновационной и интеллектуальной собственности.
А именно в том, что «интеллектуальные» открытия призваны создать что-то «новое» или усовершенствовать уже имеющееся, главной целью для того, чтобы качественно изменить жизнь общества, обогатить его кругозор, изменить мировоззрение или, в зависимости от типа интеллектуального производства, удовлетворить его духовным и эстетическим потребностям.
Когда же «инновационные» производство имеет более узкую специализацию и преследует главной целью коренным образом повысить эффективность существующей системы. И что немаловажно «инновационная идея» не будет считаться инновацией, пока не будет пущена в производство и не начнет приносить пользу. Таким образом, необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения.
Исходя из этого, попытаемся дать определение инновационной собственности.
Инновационная собственность – это закрепленное законом исключительное право на результат инновационного труда и его внедрение в производство. Законодательство, которое определяет права на инновационную собственность, устанавливает монополию авторов на определенные формы использования результатов своей «инновационной идеи» и способов ее реализации, которые могут использоваться другими лицами лишь с разрешения первых.
Инновационная собственность подразумевает общественные отношения по поводу осуществления инновационного процесса, а именно зарождение идеи инновации (интеллектуальный труд), маркетинг инновации, оценка экономической эффективности инновации, освоение инновации, коммерческая реализация инновации (инвестиции), продвижение инновации (внедрение в производство, распределение), получение общественной выгоды и других положительных эффектов (потребление).
§4. Структура инновационной собственности
Инновационный процесс со структурной точки зрения представляет собой последовательность действий по преобразованию научной идеи в конкретный продукт, услугу, технологию или ноу-хау для внедрения ее в производство, и практического использования в круговороте экономических отношений. Он предполагает эволюционное изменение состояния инновационного продукта, его превращение из идеи в товар, а также и дальнейшую рыночную судьбу нововведения.
В рамках инновационного процесса принято выделять три крупнейших этапа: 1) подготовительная стадия; 2) стадия промышленного производства; 3) стадия коммерциализации нововведения. Каждая из выделенных стадий инновационного процесса сама представляет сложный, многоэтапный процесс с широким набором характерных признаков. Так, подготовительная стадия сформирована из этапов, отражающих развитие научного знания, изучение общественных потребностей в нововведении, ресурсное обеспечение инновационной деятельности предприятия (в том числе и финансовое).
В целом инновационный процесс охватывает проведение фундаментальных исследований, прикладных исследований и разработок, опытно-конструкторских работ, организацию производства новых товаров, продвижение новых товаров на рынки и обеспечение их использования конечными потребителями.
Фундаментальные поисковые научные исследования проводятся в форме теоретической и экспериментальной деятельности, осуществляемой в целях: а) познания закономерностей строения, функционирования, развития природы, общества, организма человека, техники; б) раскрытия новых связей между явлениями; в) открытия новых принципов создания продукции и обоснования прогрессивной технологии. Роль науки на данном этапе инновационного процесса заключена в генерировании идей. Результатами этапа фундаментальных поисковых научных исследований выступают: новые знания, теории, концепции, качественно обновляющие информационную базу науки; научно-технические идеи о путях материализации теоретических знаний; выявление новых свойств материалов и химических соединений. Коэффициент полезного действия у фундаментальных поисковых научных исследований сравнительно невысок. Лишь около 10 % идей принимаются к дальнейшей разработке. Но именно они и дают толчок научно техническому прогрессу. Цена ошибки на этапе фундаментальных поисковых научных исследований невелика, а, следовательно, научный риск оправдан с экономической точки зрения.
Для того чтобы результат инновационного производства стал чьей либо инновационной собственностью проходит неимоверное число этапов, задействуются множество экономических агентов, потому что в отличие от обычного производства, классических четырех «факторов производства» не достаточно. Так как в основе всей этой деятельности лежит интеллектуальный труд человека, базирующийся на фундаментальных исследованиях, которые в свою очередь требуют колоссальных затрат, но при этом вовсе не гарантируют сто процентный результат.
Отсюда вытекают экономические отношения инновационного характера между всеми субъектами экономики: государством и фирмами, домохозяйствами и рынком. Инновационное производство требует подключение институтов, научных центров, инвесторов и меценатов. Для эффективного функционирования этого процесса было введено такое понятие, как «тройная спираль» под которым понимается тесное взаимодействие науки, бизнеса и государства.
Экономическая основа теории «тройной спирали» базируется в основном на эволюционной концепции объяснения траекторий развития технологий.
"Тройная спираль" как аналитическая модель описание множества институциональных механизмов и моделей выбора политики (модели национальных инновационных систем) дополняет объяснением их динамики. В процессе перехода к постиндустриальному развитию меняется не только экономика, но ее взаимосвязи с другими источниками социального и политического развития. Предшествующие теории объясняли развитие экономики на основе представлений о взаимодействии частного капитала и государства. Необходимость включения инновационного процесса в объяснение экономической динамики, то есть постоянного производства инноваций, означает изменение отношений между частным сектором и государством так же, как между государством и наукой. В частности, общей тенденцией в развитых странах является достижение высокого уровня финансирования инноваций частным сектором экономики.[4]
Значение инновационной собственности в управлении этим процессом носит определяющий для его итогов характер. Инновационная собственность может быть рассмотрена и как результат инновационной деятельности, и как предпосылка ее дальнейшего продолжения. Конкретная роль инновационной собственности зависит от содержания результатов на определенной стадии инновационного процесса, а, следовательно, она тесно связана со структурой инновационного процесса и характеристиками его этапов. Практически каждый этап инновационного процесса может быть закончен получением своего, конкретного вида инновационной собственности, который, в дальнейшем, на следующих стадиях и этапах, совершенствуется и преобразуется. Причем, чем ближе стадия инновационного процесса находится к потребителю инновационного продукта, тем более конкретный и определяющий характер носит вид инновационной собственности.
II. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ
§1. Проблемы развития инновационной собственности в России
Правовые аспекты
«Проблема не в отсутствии идей,
а в отсутствии их коммерциализации»
В. Вексельберг
(президент фонда «Сколково»)
Дальнейшее экономическое развитие России невозможно без перевода российской промышленности и сельскохозяйственного производства на инновационный путь развития. В общем виде, инновации - это реализованные в экономике результаты научного прогресса. Очевидно, что для эффективного функционирования в стране должно быть слажено инновационное производство. В нашей стране главным потенциальным источником инноваций являются институты, но нынешнее законодательство, не только не мотивирует их к развитию инноваций, но и не дает активного хода внедрения уже разработанных идей.
Согласно ст. 66 ГК РФ права на интеллектуальную собственность принадлежат учредителю – государству, а принятый в августе 2009 г. Закон № 217 гласит, что деньги от ее использования можно направить на оплату разных видов деятельности: