Инфляция в современной России

Автор: Елена Баландина, 20 Сентября 2010 в 08:34, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция в современной России дата работы 2008 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. .3
Глава І. Инфляция как экономическая категория…………………………. …
1.1. Сущность и причины возникновения инфляции……………………… ..5
1.1.1. Инфляция в сфере денежного обращения…………………………… ..8
1.1.2. Инфляция в сфере производства и реализации товаров……………..9
1.2. Виды инфляции…………………………………………………………. .15
1.3. Методы измерения инфляции………………………………………….. .20
1.4. Социально-экономические последствия инфляции.………………….. .22
1.5. Основные подходы антиинфляционной политики.……………………25
Глава ІІ. Современное состояние инфляционных процессов в РФ.………… .
2.1. Особенности инфляционных процессов в постсоветский период.…… 29
2.2 Сравнительный анализ инфляционных процессов на 2006-2008гг…… 32
2.2.1. Уровень инфляция в 2006г.…………………………………………….32
2.2.2. Уровень инфляции в 2007г……………………………………………..35
2.2.3. Уровень инфляции в 2008г..……………………………………………38
2.3. Антиинфляционная политика…………………………………………….49
2.4.Прогнозы динамики уровня инфляции на 2009-2013 гг.………………..52
Заключение……………………………………………………………………..53
Список литературы…………………………………………………………….56

Файлы: 1 файл

Теория(3).doc

— 521.00 Кб (Скачать)

     

    Рис.7. Динамика потребительских цен на отдельные виды продовольственных товаров

    Источник: Экономическая экспертная группа. Министерство финансов. Обзор экономических показателей (14 октября 2008 года). 

    Если  в первой половине текущего года основной вклад в ускорение роста цен  на продовольственные товары вносила  повышательная динамика цен на продукцию растениеводства, в первую очередь, на продукты переработки зерна, то в последние месяцы акцент сместился в сторону продукции животноводства. Начавшееся еще в апреле ускорение роста цен на мясо и птицу, в августе-сентябре приняло угрожающие масштабы, продемонстрировав рекордные показатели прироста среди всех видов продовольственных товаров (2,2% и 3,2% соответственно). С начала года мясо и птица подорожали на 15,6% против 5,4% за аналогичный период годом ранее. Вслед за ускорением роста цен на мясо, активизировался рост цен на товары-субституты -  рыбу и морепродукты: до 1,0% в августе и 1,7% в сентябре. В тоже время после непродолжительного периода стабилизации (с мая по июль) в августе-сентябре возобновился рост цен на молоко и молочные продукты (0,6% и 1,0% соответственно).

    Продолжение отмеченной тенденции к ускорению  роста цен на мясо и связанные с ним продукты питания крайне негативно скажется на динамике общего ИПЦ, учитывая удельный вес мясных продуктов в потребительской корзине (около 10%). При этом вряд ли стоит ожидать, что в ближайшие месяцы ситуация на рынке мясных продуктов нормализуется. С одной стороны, рост потребительских цен обусловлен повышением мировых цен. За первое полугодие мясо говядины на мировом рынке подорожало на 33%, мясо птицы – на 10,9%. Вместе с тем растет зависимость отечественного рынка от импортных поставок. С другой стороны, негативное влияние на потребительские цены оказывает рост издержек производства, в том числе за счет увеличения тарифов на газ и электроэнергию.

    В начале года цены на плодоовощную продукцию  демонстрировали стабильно высокие показатели прироста: на уровне 5-8% в месяц. В июле - сентябре, под влиянием сезонных факторов, связанных с массовым поступлением на рынок нового урожая,  цены на фрукты и овощи снизились на 22,5% (22,0% за третий квартал 2007 года). За девять месяцев текущего года плодоовощная продукция подорожала на 5,3% против 8,1% за январь-сентябрь прошлого года.

    С начала года непродовольственные товары подорожали на 6,5% против 4,0% за аналогичный период прошлого года. Ускорение роста цен на непродовольственные товары происходило на фоне снижения цен на бензин – на 1,5%. Отмеченная понижательная тенденция свидетельствовала о некотором ослаблении инфляционного давления, в первую очередь, со стороны монетарных факторов. Проводимая Банком России денежно-кредитная политика позволяла надеяться, что указанная тенденция будет продолжаться и во втором полугодии.

    Оценка  вклада роста цен  по группам ИПЦ  в общий показатель

  Доля  факторов в структуре ИПЦ, %   2008 год Январь - Сентябрь 2008
Рост  цен, % Вклад в инфляцию, (п.п.)
Продовольственные товары (без плодоовощных товаров)  
 
 
35.3
12.9 4.6
Непродовольственные товары 36.0 6.5 2.3
Платные услуги 24.9 14.1 3.5
в т.ч. ЖКХ 8.6 15.5 1.3
Пассажирский  транспорт  3.3 21.2 0.7
Связь      3.0 1.1 0.0
Плодоовощная  продукция 3.8 5.3 0.2
Всего 100.0   10.6

    Источник: Экономическая экспертная группа. Министерство финансов. Обзор экономических показателей (14 октября 2008 года) 

    С начала года  платные услуги подорожали на 14,1% (за январь - сентябрь прошлого года – на 11,6%). Услуги ЖКХ за девять месяцев текущего года подорожали на 15,5% (13,3% за январь-сентябрь 2007 года), услуги пассажирского транспорта  - на 21,2% (10,6% за январь-сентябрь прошлого года). Для справки, предельный индекс тарифов на услуги  ЖКХ в 2008 году установлен на уровне 17,0% против 15,0% годом ранее.

    Цены  производителей

    Динамика  ИПЦ по секторам экономике представлена на рис.8. 

     

     Рис.8. Динамика ИПЦ по секторам экономике

    Источник: Экономическая экспертная группа. Министерство финансов. Обзор экономических показателей (14 октября 2008 года). 

    После непродолжительного периода с февраля  по март, характеризующегося умеренными темпами роста цен производителей, в последующие месяцы наблюдался масштабный прирост ИЦП. С апреля по июль цены производителей выросли 19,6%, а среднемесячные темпы прироста ИЦП за указанный период составили 4,6%. В августе темпы роста цен производителей замедлились до 0,5%.  Замедление роста цен отмечалось как в добывающих отраслях промышленности (с 11,7% в июле до 0,7% в августе), так и в обрабатывающих отраслях (с 3,5% в июле до 0,4% в августе). Всего с начала года ИЦП вырос на 23,9% против 17,7% за аналогичный период прошлого года.

    Замедление роста цен производителей объясняется понижательной динамикой цен в отраслях, производящих продукцию ТЭК, что, в свою очередь, связано с динамикой мировых цен на энергоресурсы. В августе ИЦП в отраслях, занятых добычей топливно-энергетических полезных ископаемых, составил 0,7% против 12,7% в июле, а в отраслях, занятых производством кокса и нефтепродуктов – (-3,6%) против 5,7% месяцем ранее.

    На  протяжении последних месяцев наибольшие опасения вызывала динамика цен производителей в отраслях, ориентированных на удовлетворение потребительского спроса. В частности, цены производителей продуктов питания выросли  с начала года на 12,5%, цены производителей в отраслях легкой промышленности – на 8,1%. Очевидно, что подобная динамика оказывает дополнительное влияние на потребительские цены.

    Динамика  денежно-кредитных  показателей

      В сумме по итогам первых восьми месяцев  изменение агрегата оценивается в 9,5%, что в 2,5 раза меньше показателя за 2007 год, 24,0%. Основной прирост денежной массы в январе-августе был достигнут за счет безналичной составляющей. Так, сокращение агрегата было зафиксировано не только в начале года, но также в апреле (-1,6%) и июле (-1,1%). Суммарный за восемь месяцев текущего года прирост безналичной составляющей М2 оценивается всего в 11,2%. Что касается наличных денег в обращении, то с начала года их объем увеличился лишь на 5,0%.

      Среднемесячный  рост М2 с начала соответствующего года представлен на   рис. 10.

            Рис.10. Среднемесячный рост М2 с начала соответствующего года

    Источник: Экономическая экспертная группа. Министерство финансов. Обзор экономических показателей (14 октября 2008 года) 

      В годовом выражении по данным на 1 сентября темпы прироста М2 составили 30,2%. Текущие показатели в два раза ниже тех, что можно было наблюдать в конце первой половины прошлого года и в полтора раза ниже итогового прироста за 2007 год, 47,5%.

      В первом полугодии 2008 года продолжилось снижение скорости обращения денег, однако темпы его по сравнению с прошлым годом снизились вдвое.

   В 2008 в экономике  присутствует целый набор факторов, стимулирующих рост цен:

   1. повышение тарифов на газ в 2008 году составит 27% против 15% в 2007 году, существенное ускорение в росте тарифов касается и тарифов на электроэнергию;

   2. правительство выделило дополнительные средства на повышение пенсий и зарплат в государственном секторе, этот фактор также оказывает давление на рост цен;

   3. продолжается быстрый рост цен на сельскохозяйственную продукцию на мировых рынках, что приводит к аналогичному росту внутренних цен.

   4. самым важным фактором является затруднительное положение, в котором оказался Центральный банк. Из-за нестабильности на мировых рынках, Банк России вынужден был в последнее время поддерживать банковский сектор, и в 2008 году российские банки будут также нуждаться в поддержке. Это значит, что контроль за инфляцией может отойти на второй план, если на повестке дня опять появится задача не допустить бегство депозитов и корпоративных клиентов из банков.

     Ключевые факторы, которые оказывают влияние на инфляцию в современной России:

  • ослабление бюджетной политики. Непроцентные расходы федерального бюджета ежегодно увеличиваются не только в меру роста экономики, но и существенно опережая его;
  • ускоренному росту цен на продукты питания, способствуют внешние факторы. Негативные тенденции, наблюдающиеся в последние месяцы на мировых рынках продовольствия, по оценкам носят долгосрочный характер. Следовательно, поведение цен на продукты питания будет во многом определять динамику инфляции в последующие годы. Если говорить о краткосрочной перспективе, то после прекращения действия соглашения о замораживании цен России, стоит ожидать новый всплеск инфляции. Помимо внешних факторов, которые во многом будут определять динамику цен на продовольственные товары в среднесрочной перспективе, повышательное давление на цены продуктов питания продолжает оказывать высокая степень монополизированности отдельных товарных рынков и недостаточно благоприятный предпринимательский климат, прежде всего для малого и среднего бизнеса, который не позволяет реагировать на повышающийся спрос увеличивающимся предложением товаров;
  • с 2004 года (несмотря на высокие темпы роста доходов физических лиц) снижается доля денежных доходов населения, направляемых на сбережения. В условиях несбалансированности на товарных рынках это приводит к значительному росту потребительских цен;
  • особого внимания требует консолидированный долг государства и частного сектора перед нерезидентами, объем которого на 1 июля т.г. составлял 384,4 млрд.долл.США, в то время как золотовалютные резервы на ту же дату составляли 405,8 млрд.долл.США. Наблюдается ускоренная динамика роста задолженности банков и нефинансовых предприятий, и прежде всего тех, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом;
  • продолжающийся на протяжении последних лет ускоренный рост заработной платы. В России существует два механизма, посредством которых происходит повышение уровня заработной платы в экономике. Во-первых, опережающий рост зарплат в добывающей промышленности. На протяжении большей части посткризисного периода высокая рентабельность добывающих производств обеспечивала благоприятные условия для последовательного увеличения зарплат занятых в них работников. Это оказывало повышательное воздействие на зарплаты в других секторах экономики: стремясь сохранить специалистов и слаженную команду сотрудников, руководители компаний были вынуждены также увеличивать зарплаты. Во-вторых, денежно-кредитная и валютная политика Центрального банка, допускающая чрезмерный рост денег в экономике, следствием чего является инфляция, также может быть отнесена к факторам, создающим предпосылки роста зарплат;
  • также в последние месяцы усилилось влияние инфляционных ожиданий, что повышает инерционность инфляционных процессов и снижает эффективность принимаемых Правительством антиинфляционных мер;
  • постоянного повышения цен на услуги ЖКХ, повышения тарифов на топливо и электроэнергию, повышения арендной платы;
  • бесконтрольность сферы услуг, составляющих до 70% ВВП. Никто в прессе не отмечает, что услуги парикмахерских, ателье, ремонтных мастерских растут бесконтрольно до 100% в год;
  • рост военных расходов в России, что связано с исследованиями и практическими работами по строительству нового класса подводных лодок, самолётов, других вооружений, ростом ассигнований для специальных служб в их антитеррористической борьбе, в том числе в Чечне. Повсеместное «расширение» шпионажа и терроризма – очень хорошие аргументы расширения армии рыцарей плаща и кинжала;
  • специально создаваемая самим государством узость предложения на рынке государственных услуг в части регистрации (перерегистрации) движимого и недвижимого имущества, регистрации граждан, в части выдачи разрешительных документов, в части доступа к образованию, нормальному лечению и квотируемым лекарствам для безнадёжно больных людей и в части прочих узких мест, где образуются устрашающие очереди и конкуренция в размере предлагаемой взятки. В результате коррупционная составляющая цены государственных услуг постоянно растёт, что разгоняет инфляцию. По некоторым данным коррупция в России за последние десять лет выросла по стоимости в 10 раз.

   Замедлить нынешний темп роста цен невозможно из-за негативного фона инфляционных ожиданий. Среди инфляционных факторов главным является опережающий рост заработной платы, который наблюдается уже 4–5 лет, опережающий рост регулируемых цен, а также импортируемая инфляция за счет высоких цен на ввозимые продовольственные товары.

     2.3. Антиинфляционная политика

     Антиинфляционная  политика - система мер по предупреждению и преодолению инфляции. Принимаемые государством меры зависят от характера и уровня инфляции.

     Необходимо  отметить, что комбинация различных  способов подавления инфляции зависит от конкретных экономических условий той или иной страны. Становление рынка в нашей стране, в частности, в значительной мере зависит от интенсивности инфляционных процессов. Борьба же с этим явлением методами тотального или значительного административного контроля над ценами и доходами, как это практиковалось раньше, без устранения их причин, негативно сказывается на развитии рыночных отношений и стабильности экономики.

     Антиинфляционная  политика является составной частью экономической политики. Поскольку инфляция стала одним из элементов воспроизводства, антиинфляционная политика направлена на регулирование ее темпа в пределах, не вызывающих отрицательных социально-экономических последствий.

     Основой антиинфляционной политики в России являются следующие меры, как уже проводимые, так и те которые правительство готово только внедрить:

  • Проведение сдержанной тарифной политики в сфере естественных монополий. В частности, будет подготовлена нормативно-правовая база для борьбы с картельными соглашениями;
  • ограничение повышения регулируемых тарифов в сфере жилищно- коммунального хозяйства при одновременном усилении контроля за издержками и активизацией реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства. Планируется поэтапная либерализация рынков электроэнергии и газа, а также тарифов ЖКХ;
  • сдерживание роста цен на нефть и нефтепродукты за счет снижения налоговой нагрузки и повышения уровня конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов. С этой целью будут уточнены ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть, ставки акцизов на нефтепродукты. Предполагается создать конкурентную среду путем развития биржевой торговли нефтепродуктами и стимулировать выход на биржу крупных государственных покупателей;
  • развитие инфраструктуры торговли и товаропроводящей сети, направленные на создание системы сбыта сельхозпродукции, сокращение посреднических звеньев и стимулирование увеличения современных высокоэффективных форматов торговли;
  • сдерживание роста цен на рынках продовольственных товаров путем увеличения выпуска отечественной продукции, в том числе за счет стимулирования эффективных производителей сельскохозяйственной продукции,  развития конкуренции, замораживание цен на базовые продукты питания, повышение пошлин на экспортные товары - на некоторые виды зерновых, чтобы сохранить их в стране, понижение пошлин на импортное молоко и молочные продукты, чтобы увеличить количество молочной продукции на рынке;
  • политика Банка России, направленная на стимулирование сберегательной активности граждан РФ. Меры в области повышения доверия населения к финансовым рынкам и создания условий для расширения финансовых инструментов для частных инвестиций, в том числе путем размещения государственных ценных бумаг и акций компаний с государственным участием для населения;
  • контроль над бюджетными расходами. В связи с государственными программами ни абсолютное, ни относительное снижение  бюджетных расходов невозможны. Отсюда повышенное значение приобретают другие моменты – в частности, эффективная налоговая политика. Эта политика должна способствовать повышению инвестиций в производство товаров и услуг. Налоговая политика должна, в большей степени, стимулировать развитие конкуренции и создание в экономике реально равных конкурентных возможностей. К тому же, требуется повысить собираемость налогов;
  • принимаются меры для сдерживания роста платежеспособного спроса и снижения инфляционного эффекта нефтедолларов, для этого ЦБ РФ стерилизует часть дополнительной рублевой эмиссии в Стабилизационном фонде.  Издержки подобной политики нередко расцениваются как чрезмерно высокие. Многие специалисты считают, что стерилизация столь значительной суммы средств – это слишком высокая плата за достигнутые скромные результаты в борьбе с инфляцией (данная политика снижает инвестиционный потенциал, а также ресурсную базу банковской системы). Но несмотря на это, проводимая политика, безусловно, способствовала повышению контроля над ростом денежной массы в целях борьбы с инфляцией спроса. Однако её эффективность была ограниченной, в т.ч. в связи с недостаточным учётом факторов структурной инфляции и отсутствием своевременно принятых мер по борьбе с ней. В этих условиях снижению инфляции спроса могли бы способствовать эффективные меры по стимулированию экономики предложения. Увеличение совокупного предложения требует принятия дополнительных мер по созданию конкурентной среды для бизнеса и значительному повышению инвестиций в основной капитал;
  • Банк России проводит валютную политику, предполагающую предотвращение резких колебаний курса национальной валюты.  Политика сдерживания роста эффективного курса рубля будет способствовать защите национальной промышленности от иностранной конкуренции и защите доходов малообеспеченных слоев населения от обесценения. Однако, Банку России не удается полностью нейтрализовать инфляционные последствия сдерживания роста курса рубля, а протекционистский эффект его мер небесспорен.

Информация о работе Инфляция в современной России