Автор: Елена Баландина, 20 Сентября 2010 в 08:34, курсовая работа
Инфляция в современной России дата работы 2008 г.
Введение………………………………………………………………………. .3
Глава І. Инфляция как экономическая категория…………………………. …
1.1. Сущность и причины возникновения инфляции……………………… ..5
1.1.1. Инфляция в сфере денежного обращения…………………………… ..8
1.1.2. Инфляция в сфере производства и реализации товаров……………..9
1.2. Виды инфляции…………………………………………………………. .15
1.3. Методы измерения инфляции………………………………………….. .20
1.4. Социально-экономические последствия инфляции.………………….. .22
1.5. Основные подходы антиинфляционной политики.……………………25
Глава ІІ. Современное состояние инфляционных процессов в РФ.………… .
2.1. Особенности инфляционных процессов в постсоветский период.…… 29
2.2 Сравнительный анализ инфляционных процессов на 2006-2008гг…… 32
2.2.1. Уровень инфляция в 2006г.…………………………………………….32
2.2.2. Уровень инфляции в 2007г……………………………………………..35
2.2.3. Уровень инфляции в 2008г..……………………………………………38
2.3. Антиинфляционная политика…………………………………………….49
2.4.Прогнозы динамики уровня инфляции на 2009-2013 гг.………………..52
Заключение……………………………………………………………………..53
Список литературы…………………………………………………………….56
В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовывать свои стремительно обесценивающиеся денежные средства в запасы, что приводит к недостатку денежных средств у населения и у предприятий.
От инфляции сильно страдает и производство. По мере нарастания подавленной инфляции у предпринимателей и у самих рабочих пропадают стимулы к труду. Во-первых, цены диктуют не рыночные механизмы, а директивы, указывающие, какой размер прибыли должен иметь предприниматель, что, естественно, не стимулирует развитие производства и предложения. Во-вторых, подавленная инфляция приводит к нормированию и натуральному распределению. Поскольку увязать нормы с эффективностью труда невозможно, практикуются различные схемы уравнительного распределения, а следовательно, исчезает экономический интерес.
В условиях открытой инфляции цены обычно растут быстрее доходов. Таким образом, для предпринимателя, покупающего и рабочую силу, и материальные ресурсы, издержки, связанные с заработной платой, увеличиваются медленнее затрат на приобретение средств производства. Поэтому зачастую ему выгоднее держать в производстве устаревшее и сравнительно дешевое оборудование, чем заменять его новым и все более дорогим. В условиях открытой инфляции становится совершенно невыгодным производство с длительным сроком окупаемости. Это связано с тем, что при длительном производственном цикле прибыль от проданной продукции почти полностью уходит на закупку вздорожавшего сырья; конечно, закупив подорожавшее сырье, предприниматель повысит цену на свою продукцию, но инфляция снова "съест" большую часть прибыли. В такой ситуации трудно спланировать цену продукции, особенно когда темпы инфляции неконтролируемы. К этому добавляется еще и эффект инфляционного налогообложения.
Если
инфляция носит открытый характер,
проявляется в непрерывном
5. Скрытая конфискация денежных средств и падение реального процента.
Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги.
Это имеет место вследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически попадают в более высокую группу налогообложения. В результате, у населения и у предприятий может изыматься часть доходов, которые не представляют собой прибыль и должны были бы направляться на текущие затраты. Для того чтобы избежать этого, развитые страны Запада проводят индексацию налоговых ставок с учетом темпа инфляции. Следует также отметить, что и государство страдает от инфляции, так как пока налоги доходят до государственной казны, они обесцениваются.
6. Ухудшение управляемости национального хозяйства.
Одной из причин этого является нестабильность и изменчивость информации. В ходе инфляции цены постоянно меняются, что затрудняет правильный выбор потребителя. Падает уверенность в будущих доходах, труднее прогнозировать затраты и прибыль. Все это снижает стимулы к предпринимательской деятельности, приводит к снижению экономической активности. Инфляция обесценивает не только деньги, но и всю систему регулирования рыночного хозяйства.
7. Инфляция ослабляет позиции государственной власти. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства тех социальных групп, чьи интересы остаются неудовлетворенными, и усиление нажима с их стороны в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке принимает нередко острые формы.
1.5. Основные подходы антиинфляционной политики
Негативные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику.
В антиинфляционной политики можно выделить два подхода:
1. предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирования государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.
При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.
В условиях
спада спроса бюджетная политика
может использоваться для его
расширения, осуществляются программы
государственных
2. Гибкое денежно-кредитное регулирование. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, поэтому она не всегда достигает намеченной цели.
Параллельной
применение различных мер для
решения противоречивых проблем
может сделать экономическое
регулирование в целом
Кроме того различают прямые и косвенные методы борьбы с инфляцией.
Чаще всего проявляется следующая закономерность: чем кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.
Прямые методы включают в себя:
Практика прямого регулирования денежной массы широко распространена на Западе.
Косвенные методы включают в себя:
Целая группа антиинфляционных мер, предусматривающих ограничение темпов инфляции в форме роста общего уровня цен, объединена под названием методов управления агрегатного спроса или дефляционной политики. Суть их состоит в воздействие на отдельные элементы платежеспособного спроса с целью его ограничения, в создании нового соотношения спроса и предложения как на товары, так и на деньги.
Дефляция в самом широком смысле означает процесс сдерживания роста денежной массы в обращении и объема предоставляемых кредитов в период инфляции с целью повышения покупательной способности денег.
Для проведения дефляции используются следующие денежно-кредитные и бюджетные инструменты:
Дефляционной мерой может быть также искусственное изъятие из обращения избыточной денежной массы, проводимое правительством с целью снижения темпов инфляции.
Существенным ограничением в применении методов управления агрегатным спросом является то, что они угнетают общехозяйственную конъюнктуру и могут быть использованы лишь на стадии подъема экономики, что обуславливает краткосрочный характер их действия. В противном случае они ведут к угнетению хозяйственной активности, к экстремальном варианте - к кризисному сокращению производства.
Политики
доходов включает в себя методы, направленные
на прямое ограничение роста цен и доходов,
прежде всего заработной платы. Максимальная
эффективность политики доходов достигается
тогда, когда основной причиной инфляции
является увеличение издержек. Политика
доходов способствует ограничению платежеспособного
спроса. Поэтому, она часто используется
в сочетании с дефляционной политикой.
Глава ІІ. Современное состояние инфляционных процессов в РФ
2.1. Особенности инфляционных процессов в постсоветский период
Экономика России имеет переходный характер. Это предполагает иное, отличное от практики развитых стран, протекание инфляционных процессов. До 1992 года инфляция в России носила скрытый характер. Сфера проявления инфляционных процессов была ограничена наличным денежным оборотом, так как в сфере безналичного оборота ситуация жестко контролировалась финансовыми органами государства. Инфляция издержек была отодвинута на задний план, так как государство регулировало зарплату и цены на природные ресурсы, но проявлялась в форме отказа от выпуска дешевых товаров, снижению их качества без компенсирующего удешевления. Решающее значение играли факторы, ведущие к превышению денежного спроса над товарным предложением – факторы инфляции спроса. Ведущая роль принадлежала эмиссии бумажных денег, потому что эта функция полностью находилась в руках исполнительной власти, и отсутствовал такой важный сдерживающий фактор, как независимый Центральный банк. Это дополнялось выдачей безвозмездных или крайне дешевых кредитов, а также гигантским отвлечением материальных ресурсов от насыщения рынков, прежде всего потребительских товаров и услуг.
Под действием вышеназванных факторов к началу 90-х годов в российской экономике сформировался мощнейший инфляционный навес, который включал три составляющие: общее превышение спроса над предложением; искаженные ценовые пропорции, вызванные деформированной структурой экономики; высокие инфляционные ожидания как следствие предшествующей экономической политики.
В процессе экономического перехода в России инфляция была огромной. Существует несколько источников возникновения такой инфляции:
1. в январе 1992 г. были «отпущены» цены и, как ожидалось, цены на многие товары мгновенно выросли в 3—4 раза;
2. российские домохозяйства создали огромные запасы денег и вкладов в сберегательных банках в течение многих лет ожидания времени, когда редкие потребительские товары появятся в изобилии. После либерализации цен избыточная денежная масса хлынула на рынок и способствовала усилению инфляции и падению рубля;
3. крупный государственный дефицит, финансируемый за счет увеличения предложения денег. Дефицит имеет много корней. Во-первых, приватизация государственных предприятий привела к тому, что правительство потеряло важный источник поступлений — прибыли предприятий. Во-вторых, характерная для переходного времени неопределенность привела к массовым уклонениям от уплаты налогов. Многие местные власти не платили налогов центральному правительству. В- третьих, государство предоставило крупные субсидии промышленности и сельскому хозяйству и увеличило социальные пособия, чтобы смягчить проблемы переходного периода.
С 1992 года инфляция в России переросла в стагфляцию. Розничные цены выросли в 1992 г. в 26,1 раза; в 1993 г. –9,4 раза; в 1994 г. – 3,2 раза; в 1995 г. –2,3 раза в условиях снижения ВВП, промышленного производства и инвестиций. Спад производства в России в 1992-1996 годах почти вдвое превысил рекорд мирового экономического кризиса 1923-1933 годов.
Динамика
инфляции в России с началом осуществления
политики либерализации экономики и цен
в процентах к предыдущему году представлена
на рис.3..
Рис.3. Уровень инфляции с 1993-1997 гг.
Источник:
Федеральная служба государственной
статистики. Центральная база статистических
данных (1993-1997гг.)
Российские реформаторы опирались на прямолинейную монетаристскую интерпретацию зависимости инфляции лишь от избыточного выпуска денег, бюджетного дефицита и нестабильного валютного курса. Антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами: ограничение эмиссии денег Центральным банком РФ; сокращение бюджетного дефицита путем секвестрования государственных расходов; сдерживание колебание курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции. Такая политика привела не к подавлению или сдерживанию инфляции издержек, а к острой нехватке платежных средств. Денежная масса в период реформ Гайдара составляла 10-12 % от ВВП, что послужило к возникновению бартерных сделок. Другим следствием проводимой политики стало кризисное сокращение производства.