Инфляция в Беларуси: причины, социально-экономические последствия и пути преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции, ее последствия и пути преодоления, а также попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………4
1. Инфляция: понятие, причины, виды………………………………………...6
2. Социально-экономические последствия инфляции……………………….14
3. Проблемы инфляции в Республике Беларусь..…………………………….19
4. Антиинфляционная политика в Беларуси………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованных источников………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Инфляция в РБ.doc

— 310.50 Кб (Скачать)
  • обеспечивается устойчивая динамика курса белорусского рубля к корзине иностранных валют;
  • постепенно снижаются процентные ставки депозитного и кредитного рынков;
  • продолжается рост показателей банковского сектора страны;
  • эффективно, надежно и безопасно функционирует платежная система.

   Макроэкономическая ситуация, в которой осуществлялась реализация денежно-кредитной политики в прошедшем полугодии, характеризовалась ускорением темпов роста объемов производства и потребления на фоне замедления инфляционных процессов.

   Увеличение  внутреннего и внешнего спроса способствовало восстановлению темпов роста ВВП. Объем ВВП в первом полугодии 2010 г. составил 69,5 трлн. руб. В сопоставимых ценах он увеличился на 6,6%, в то время как за аналогичный период прошлого года — только на 0,3%.

   Важной  характеристикой макроэкономической ситуации рассматриваемого периода  стало замедление инфляционных процессов. Прирост индекса потребительских  цен в июне 2010 г. по сравнению с  декабрем 2009 г. составил 4,1%. Это значительно ниже уровня аналогичного периода прошлого года (7,3%) и соответствует темпам инфляции в соседних государствах. Так, за первое полугодие 2010 г. потребительские цены в России выросли на 4,4%, в Украине — на  3,3%, в Казахстане — на 4,4%.

   Курсовая политика в течение января — июня 2010 г. обеспечивала устойчивость курса белорусского рубля. В течение всего полугодия стоимость корзины иностранных валют находилась вблизи центрального значения установленного коридора допустимых колебаний — плюс/минус 10% от уровня на начало года.

   Денежные  агрегаты в январе 4- июне 2010 г. формировались под влиянием складывающихся экономических условий.

   Рублевая  денежная масса на 1 июля 2010 г. составила 23,1 трлн. руб. За полугодие она увеличилась на 11,5%, в абсолютном выражении — на 2,4 трлн. руб. При этом отмечено улучшение структуры рублевой денежной массы за счет увеличения доли срочных депозитов на 4,7 процентного пункта и доли ценных бумаг, выпущенных банками, — на 1,4 процентного пункта.

   Широкая денежная масса на 1 июля 2010 г. составила 41,4 трлн. руб. За январь — июнь 2010 г. она возросла на 8,7%, или на 3,3 трлн. руб. Удельный вес валютной составляющей в широкой денежной массе снизился с 45,6% на 1 января 2010 г. до 44,2% по состоянию на 1 июля 2010 г.

   Международные резервные активы Республики Беларусь сохранились приблизительно на уровне начала года. По состоянию на 1 июля 2010 г. они составили в национальном определении 6 млрд. долл. США, увеличившись с начала 2010 г. на 0,4% (на 24,1 млн. долл. США).

   Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год прирост депозитов населения определен в размере 5,6—7,2 трлн. руб. По состоянию на 1 июня 2010 г. объем привлеченных банками средств населения (включая средства нерезидентов, сберегательные сертификаты и облигации, депозиты в драгоценных металлах) сложился в размере 21,7 трлн. руб., увеличившись с начала года на 3 трлн. руб.

   С учетом итогов первого полугодия, в  условиях продолжающегося развития позитивных тенденций в экономике и финансовой сфере и постепенного восстановления экономик стран — основных торговых партнеров важнейшими задачами денежно-кредитной политики в III квартале 2010 г. являются:

  • поддержание стабильного курса белорусского рубля к корзине иностранных валют в рамках установленных границ коридора;
  • снижение  общего уровня процентных ставок в  экономике и, тем самым, повышение  доступности кредитов для субъектов  экономики;
  • поддержание положительных реальных значений процентных ставок на денежном рынке, способствующих формированию сбережений в национальной валюте, росту ресурсного потенциала банков и на этой основе расширению кредитной поддержки экономики [10].

   В качестве меры, обеспечивающей эффективность  проведения государственной антимонопольной политики, будет организован мониторинг товарных рынков по выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, который будет осуществляться всеми органами государственного управления, в том числе облисполкомами и Минским горисполкомом. В 2010 году планируется: разработка законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам административной ответственности», предусматривающего, в том числе усиление административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, введение прямых запретов на все формы недобросовестной конкуренции, введение экономической ответственности.

   Недавно в Беларуси был подведены итоги Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 .

   В первые три года пятилетки наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,5 процента, продукции промышленности — 10,5, инвестиций в основной капитал — 23,8, реальной заработной платы — 12,1 процента. Мировой финансово–экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально–экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы — 100,1 процента) и снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года). 
Особенно его негативные последствия проявились в 2009 году в сфере внешнеэкономической деятельности республики: экспорт снизился до 67,1 процента к уровню 2008 года. Дефицит достиг значительной для Беларуси величины в 11,4 процента от ВВП.

   Вместе  с тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и  применению гибкого государственного регулирования экономики темпы  падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике выйти на пусть и незначительный, но прирост ВВП.

   Обеспечена  устойчивость белорусского рубля. Изменение его курса не выходило за установленные основными направлениями денежно–кредитной политики границы. Уровень золотовалютных резервов вырос с 1 января 2006 г. по 1 октября 2010 г. в 4,6 раза.

   Целенаправленная  государственная политика по повышению  уровня жизни населения позволила  увеличить реальные денежные доходы населения за текущее пятилетие в 1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59 процентов, реальная пенсия по возрасту — на 58 процентов.

   Согласно  проекту основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы денежно–кредитная политика будет содействовать созданию условий для поддержания стабильных темпов роста в экономике.

   Главными  задачами являются обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание  финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики.

   Направления реализации этих задач предусматривают:

   1) постепенный переход в рамках  привязки к корзине иностранных  валют к более гибкому формированию  обменного курса по мере повышения  внутренней и внешней сбалансированности  экономики в целях поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов;

   2) формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны;

   3) совершенствование системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условия формирования цены ресурсов, что позволит повысить

эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы;

   4) поддержание процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, а также доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

     В результате названных действий  будет обеспечена стабильность  курса белорусского рубля к  корзине валют в коридоре плюс (минус) 10 процентов, ставка рефинансирования Национального банка будет снижена до 6 — 8 процентов к концу пятилетия. Предполагается, что к 2015 году прирост индекса потребительских цен не превысит 5 — 6 процентов. [6].

    

 

 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   1. Инфляция является сложным социально-экономическим явлением.

   Наиболее  распространенное понятие инфляции – это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс  спроса и предложения.

   Внутренние  причины:

  • дефицит государственного бюджета, если он покрывается государственными займами и дополнительной эмиссией денег;
  • монополизация экономики и произвольно-волевое ценообразование;
  • инфляционные ожидания населения;
  • кредитная экспансия.

   Внешние факторы:

  • «импортируемая» инфляция;
  • падение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран;
  • мировые экономические кризисы.

   Темп  инфляции – это темп изменения общего уровня цен. Измерение инфляции осуществляется с помощью индекса потребительских цен.

   Классификация инфляции:

  1. по темпам роста:
  • нормальная – цены растут медленно, примерно 3-3,5%;
  • умеренная (ползучая) – рост цен до 10% в год, стоимость денег сохраняется;
  • галопирующая – рост цен составляет от 20 до 200% в год, деньги ускоренно материализуются в товары, контракты привязываются к росту цен;
  • гиперинфляция – цены растут «астрономическими» темпами. Гиперинфляцией признается рост цен не менее 50% в месяц на протяжении длительного периода времени – полугода и более.
  1. По степени участия государства в регулировании процессов ценообразования и распределения доходов:
  • открытая;
  • подавленная.
  1. По предсказуемости инфляции:
  • прогнозируемая;
  • непрогнозируемая.
  1. По степени различий роста цен по различным товарным группам:
  • сбалансированная;
  • несбалансированная.
  1. По причинам возникновения:
  • инфляция спроса;
  • инфляция предложения.

   2. В исследованиях, посвященных последствиям инфляции, выделяются экономическая и социальная сферы ее воздействия.

   Социальные последствия инфляции:

  1. Инфляция уменьшает реальную ценность денежных доходов населения, предприятий и государства;
  2. Инфляция влияет на накопление;
  3. Инфляция ведет к перераспределению доходов, которое происходит по различным направлениям:

   а) между дебиторами и кредиторами;

   б) между населением и государством в пользу государства;

   в) между различными социальными группами населения.

  1. Инфляция оказывает также серьезное влияние на занятость населения.

   Экономические последствия инфляции:

      1. Высокая инфляция ослабляет стимулы к труду;
      2. В ситуации высокого темпа роста цен инфляционное налогообложение препятствует повышению эффективности производства;
      3. Инфляция вызывает специфический вид издержек предприятий, именуемых «издержки меню»;
      4. В результате действия эффекта Оливера-Танзи при высокой инфляции возрастает дефицит госбюджета и усиливается финансовая неустойчивость;
      5. Инфляция негативно сказывается на инвестициях;
      6. Неуправляемая инфляция ухудшает управляемость национальным хозяйством;
      7. Инфляция отрицательно сказывается на состоянии платежного баланса страны, ведет к обесцениванию национальной валюты, создает проблемы погашения внешней задолженности.

Информация о работе Инфляция в Беларуси: причины, социально-экономические последствия и пути преодоления