Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 22:14, курсовая работа
Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции, ее последствия и пути преодоления, а также попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………4
1. Инфляция: понятие, причины, виды………………………………………...6
2. Социально-экономические последствия инфляции……………………….14
3. Проблемы инфляции в Республике Беларусь..…………………………….19
4. Антиинфляционная политика в Беларуси………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованных источников………………………………………….31
Влияние инфляции на развитие общества явление многообразное. В мировой практике используются различные методы компенсации потерь от снижения покупательной способности денег, однако они не могут решить самой главной проблемы: цены в условиях инфляции перестают давать верные сигналы для принятия решений о покупках товаров и, что особо важно, для осуществления политики инвестиций. Кроме того, формализация процесса инфляции ничего не говорит о ее социально-экономических последствиях. Основное разрушающе воздействие инфляции состоит не в самом росте цен, а в неравномерности их повышения, превращающейся в мощный дестабилизирующий фактор.
В
исследованиях, посвященных последствиям
инфляции, выделяются экономическая и
социальная сферы ее воздействия. [11, с.100].
Социальные последствия инфляции
При развитии инфляции сбережения уменьшаются. Вкладчики спасают свои сбережения, покупая иностранную валюту, высокодоходные ценные бумаги, материальные ценности (недвижимость, золото, антиквариат, предметы искусства, потребительские товары длительного пользования и так далее). Структура накоплений изменяется, все больше приобретая товарно-материальную форму. Сокращение сбережений сопровождается сокращением инвестиций, что, в свою очередь, приводит к старению оборудования и росту издержек, «подогревая» таким образом инфляцию. [11, стр.101].
а) между дебиторами и кредиторами, так как ссуда берется при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда на ссуженную сумму купить можно гораздо меньше. Причем выигрыш получают дебиторы на всех уровнях. Так, от инфляции выигрывают как люди, получившие кредит с фиксированной процентной ставкой на строительство жилья, так и предприятия, у которых дебиторская задолженность превышает кредиторскую. Выигрывает и правительство, которое накопило большой государственный долг и рассчитывается по этому долгу обесцененными деньгами;
б) между населением и государством в пользу государства. Например, государство, осуществляя денежную эмиссию для финансирования бюджетного дефицита, усиливает инфляцию и облагает при этом население специфическим видом налога - инфляционным налогом (IT), ставка которого равна темпу инфляции (π).
Инфляционный налог - это убытки населения, держащего часть своих активов в денежной форме. Рассчитывается инфляционный налог по следующей формуле:
IT = π *С + D (π -i), (3)
где С - объем наличности у населения;
i - номинальная процентная ставка;
D - объем депозитов.
Пытаясь избежать инфляционного налога, люди начинают открывать срочные процентные вклады в банках или скупать иностранную валюту. Для совершения подобных сделок приходится чаще посещать банк или обменный пункт. Возникающие в связи с этим затраты времени и сил получили название «издержки стоптанных башмаков»;
в) между различными социальными группами населения. Статистика свидетельствует, что цены на товары разного качества повышаются с различной скоростью. Обычно товары высокого качества, а значит, и дорогие, потребляемые высокодоходными гражданами, дорожают медленно, а цены на товары низкого качества, покупаемые низкодоходными гражданами, растут, наоборот, быстрее. В результате богатые люди оказываются в более выгодном положении, чем бедные слои населения. [13, стр.170].
Рисунок 3. Кривая Филлипса
Примечание. Источник: [3, стр. 160].
Теоретическую основу под расчеты Филлипса подвел экономист Р. Липси. В дальнейшем американские экономисты П. Самуэльсон и Р. Солоу модифицировали кривую Филлипса, заменив ставки заработной платы на темпы роста товарных цен. В таком виде кривую стали использовать для экономической политики, прежде всего для определения уровней, при которых возможны высокий уровень занятости и производства и определенная стабильность цен.
Если
правительство рассматривает
Считается, что кривая Филлипса применима лишь для анализа в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. При неожиданных экономических потрясениях темп инфляции возрастает неожиданно и может сопровождаться резким увеличением безработицы.
На смену модели Филлипса пришла теория естественного уровня безработицы. Суть этой теории заключается в том, что в долгосрочном плане умеренный уровень инфляции возможен лишь при естественном уровне безработицы, который определяется структурой рынка, с учетом информации о потребностях в различных профессиях и т. д.
Однако
экономическая политика, направленная
на обеспечение естественного уровня
безработицы и снижение темпов инфляции
до умеренных и стабильных, не всегда достигает
намеченных целей. При достижении естественного
уровня безработицы инфляция какое-то
время продолжает развиваться по инерции,
темпы ее не могут резко сократиться. [3,
стр.160-161].
Экономические последствия инфляции
Инфляция отрицательно сказывается не только на благосостоянии людей, она оказывает негативное воздействие по многим направлениям и на производство. Основные из них следующие:
Инфляционные процессы подрывают стимулы роста экономики на базе НТП. Поскольку цены в период инфляции растут быстрее номинальных доходов, то издержки на заработную плату растут медленнее затрат на приобретение средств производства. В этих условиях предпринимателям выгоднее использовать устаревшее и сравнительно дешевое оборудование, чем заменять его новым и более дорогим. Старая трудоемкая технология из-за низкого уровня издержек на заработную плату обеспечивает большую прибыль, чем новая. Это обстоятельство тормозит освоение новых технологий.
Действие всех перечисленных негативных воздействий инфляции на производство в конечном счете проявляется в замедлении экономического роста. При среднегодовых темпах инфляции, превышающих 40%, экономический рост, как правило, прекращается совсем. В то же время верно и обратное: чем ниже в стране темпы инфляции, тем, как правило, выше темпы экономического роста, причем они максимальны при минимальных темпах инфляции. Эти утверждения подтверждаются исследованиями динамики экономического развития за последние 20 лет большинства стран, которые придерживались разных моделей экономической политики. [13, стр. 170-172].
Таким образом, высокая инфляция снижает реальные возможности эффективного функционирования национальной экономики, ухудшает условия жизни большей части населения, углубляет имущественное неравенство между людьми и усиливает социальную напряженность в обществе.
3. Проблема инфляции в Республике Беларусь
С обретением в начале 90-х гг. ХХ в. Независимости Республика Беларусь получила возможность проведения собственной макроэкономической политики. В то время экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании отношений между экономическими субъектами. Наблюдалась ярко выраженная стагфляция – высокие темпы роста уровня цен сопровождались спадом реального объема национального производства и увеличением безработицы. [17, стр. 223].
Период 1991—1994 гг. был самым трудным. Он был связан с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Эти процессы вместе с нарастанием экспансионистской денежной политики обусловили гиперинфляцию в 1993—1994 гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз.
В ноябре 1994—1996 гг. в результате осуществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 244 % , а в 1996 г. — до 39,3 % . Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличении доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок. Основным принципом новой депозитной политики стало регулирование месячных ставок в зависимости от уровня инфляции. Однако в конце периода произошел отход от завоеванных позиций, усилились элементы административного регулирования хозяйственной жизни с использованием денежной экспансии с целью поддержки реального сектора экономики. Это ухудшило ситуацию в 1997—1999 гг.