Инфляция в Беларуси и пути ее преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция является сложным социально-экономическим явлением. Как экономи-ческое понятие инфляция существует с XIX века, и обозначало процесс увеличения обращения бумажных денег. В настоящее время это понятие приобрело несколько иной смысл и значительно большие масштабы. Теперь инфляция носит хронический характер и существует во всех странах. Уровень инфляции, равный 2-3% в год, поло-жительно влияет на развитие экономики, однако если этот уровень становиться выше, резко снижаются экономический рост, благосостояние нации и это сказывается во всех сферах общественной жизни.

Оглавление

Введение …………………………………………………….
3
1. Инфляция – форма макроэкономической нестабильности……………………………………………………
4
1.1. Инфляция: определение, формы, закономерности развития и измерение ……………….....................
4
1.2. Причины и характерные черты современной инфляции ……………………………………………...

13
1.3. Социально-экономические последствия инфляции
17
2. Проблемы регулирования инфляции в Республике Беларусь……………………………………………………...
19
2.1 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь……………………………………….
20
2.2 Меры денежно-кредитной и бюджетной политики, направленные на регулирование инфляции…………..
27
2.3 Возможности применения инфляционного таргетирования в Беларуси…………………………………
30
2.4 Оценка основных направлений и методов антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь за 2005-2006гг………………………………………….
34
Заключение…………………………………………………..
38
Список используемых источников…………………………
40

Файлы: 1 файл

1.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

 

 

 

Рисунок 5. Общая схема политики таргетирования инфляции.

Источник: Алымов Ю., Гулев В. Приемлема ли для Беларуси политика инфляционного таргетирования.? \\ Банковский вестник 2000 №34, с.3

 

При использовании инфляци­онного таргетирования централь­ный банк принимает на себя офи­циальные обязательства по дости­жению лишь главного целевого ориентира на основании своего прогноза динамики цен, который выступает в качестве своеобразно­го промежуточного целевого ори­ентира. Чтобы проводить монетар­ную политику с использованием инфляционного таргетирования, центральный банк, во-первых, должен обладать большим креди­том доверия со стороны общества, во-вторых, его действия должны быть прозрачны.

Практический опыт стран, ис­пользовавших ориентиры по ин­фляции, позволил сформулиро­вать общие условия, минимально необходимые для использования этого режима монетарной полити­ки:

1.            Прежде всего, инфляционное таргетирование возможно только там, где обеспечение низкой ин­фляции не только формально, но и фактически является основопола­гающей целью монетарной поли­тики.

2.            Денежные власти страны должны четко сознавать, что ин­фляция наносит невосполнимый урон экономике, что с помощью монетарной и фискальной экспан­сии нельзя стимулировать разви­тие реального сектора экономики и что монетизация бюджетного де­фицита создает прямые предпо­сылки к увеличению темпов роста цен в экономке, нарушению ста­бильности финансового сектора и подрывает долгосрочный рост эко­номики.

3.            Обеспечение должной степени ав­тономности центрального банка и отказ от таргетирования каких-либо показателей, кроме прогноза инфляции. Автономность цент­рального банка предполагает, в ча­стности, отказ от принципа фис­кального доминирования, то есть подчинения монетарной политики интересам фискальной. Кроме того, центральный банк должен обладать полной свободой в приня­тии решений относительно приме­нения инструментов монетарной политики.

Кроме этих необходимых условий существуют и другие (Рисунок 6)

Рисунок 6. Предпосылки успешной реализации политики таргетирования

Источник: Алымов Ю., Гулев В. Приемлема ли для Беларуси политика инфляционного таргетирования.? \\ Банковский вестник 2000 №34, с.5

 

В основе принципа фискально­го доминирования лежит пробле­ма временного несоответствия мо­нетарной политики, суть которой состоит в следующем. Сроки рабо­ты правительства ограничены во времени (как правило, 3—5 лет). В краткосрочном периоде с помо­щью монетарной экспансии мож­но стимулировать рост совокупно­го выпуска, снижение безработи­цы, увеличение доходов государственного бюджета, а также ре­шать другие задачи краткосрочно­го характера, что позволяет пра­вительству получать политичес­кие дивиденды, не затрачивая больших усилий. В связи с этим правительство всегда стремится контролировать центральный банк и использовать эмиссию в своих интересах. Последствия та­кой политики проявляются позже, с существенным временным лагом, в виде высокой инфляции, нестабильности в сфере денежного обращения, падения темпов реаль­ного роста экономики. Однако ре­шать эти проблемы, как правило, приходится уже другому составу правительства.

В условиях переходного перио­да ситуация усугубляется эконо­мическим спадом, необходимос­тью обновления основного капита­ла в производственном секторе экономики, проведением струк­турных преобразований и другими проблемами, способствующими увеличению расходов государст­венного бюджета при сокращаю­щейся налогооблагаемой базе. Все это заставляет правительство изы­скивать дополнительные источни­ки финансирования растущих го­сударственных расходов. Одним из таких источников, как правило, становятся кредиты центрального банка. Отчасти поэтому считается, что таргетирование инфляции применимо только для наиболее развитых стран с переходной эко­номикой.

Обязательным условием ис­пользования инфляционного тар­гетирования является также отсутствие официально принимае­мых ориентиров по другим показа­телям, например, по обменному курсу или агрегатам денежной массы.

Наиболее эффективной мерой по борьбе с инфляцией считается инфляционное таргетирование, которое можно охарактеризо­вать как режим монетарной поли­тики, основанный на использова­нии прогноза инфляции в качестве промежуточного целевого ориен­тира. Однако для его проведения необходимо наличие ряда факторов, одним из которых является независимость Центрально банка. К сожалению, в соответствии с Конституцией РБ, деятельность Центрального банка подчинена правительству и , в частности , Президенту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Оценка основных направлений и методов антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь за 2002-2003гг.

 

Экономическая жизнь любой страны в огромной степени определяется уровнем инфляции, стабильностью валютного курса, состоянием кредита и процента. Решающую роль в экономических процессах играет количество денег в обращении, монетаризация экономики и связь между денежной и товарными массами. В этом суть монетаризма – экономической теории и практической концепции экономического управления. Монетаризм должен лежать в основе деятельности Центрального Банка, тем более страны с переходной экономикой, какой является Беларусь.

Спустя десять лет после начала переходного периода Беларусь является странной с экономикой, наименее реформированной, но кажущейся наиболее жизнестойкой по сравнению с другими странами СНГ. В 1999 году ВВП достиг 89% от уровня 1990 года, что значительно превышает средний показатель по странам СНГ, составляющий 62%.

Относительно благоприятные показатели роста резко контрастируют с крайне низкими достижениями в области макроэкономической стабилизации и структурных преобразований. За исключением не продолжительное периода относительной стабильности в 1996 и 1997 годах показатели инфляции достигали трехзначных цифр, что являлось эмиссионного финансируемого дефицита государственного сектора. Европейский банк реконструкции и развития ставит Беларусь на 25 место среди 26 стран с переходной экономикой по уровню прогресса, достигнутого в области экономических реформ.

Можно объяснить относительный успех страны в сдерживании спада производства при наличии низких показателей макроэкономической стабилизации с помощью четырех факторов. Во-первых, Беларусь достигла успеха только в сравнении с другими странами СНГ. Относительно стран с переходной экономикой за пределами СНГ Страна находится не более чем на среднем уровне. Во-вторых, Беларусь обладает преимуществом за счет дешевых поставок энергоресурсов из России. В-третьих, предоставляя субсидии и кредиты крупным предприятиям, наше государство смогло предотвратить крах промышленного производства на ранних этапах переходного периода. В-четвертых, поскольку крупные предприятия не были приватизированы, государство сохранило значительную степень контроля за производственными фондами и предотвратило их разграбление и не целевое использование.

В январе – сентябре 2006 г. денежно-кредитная политика была направлена наряду с общеэкономическими мерами на последовательное снижение инфляционных процессов в стране посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования.

Индекс потребительских цен за январь – сентябрь 2006 г. составил 103,1 % (при его допустимом уровне на 2006 год 107 – 109 %). В аналогичном периоде 2005 года он сложился на уровне 104,6 %. Существенную роль в ограничении темпов инфляции играла курсовая политика Национального банка.

Развитие ситуации в экономике и в денежно-кредитной сфере в январе – сентябре 2006 г. показывает, что целевые ориентиры, предусмотренные в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006 год (далее – Основные направления на 2006 год), в целом будут выполнены. При сохранении тенденций января – июня 2006 г. во внешне-экономической сфере и сложившейся ситуации на мировых валютных рынках курс белорусского рубля к российскому рублю может выйти за границы первоначально прогнозируемого коридора. При этом данный шаг, по оценкам, не повлечет за собой выход инфляции за пределы прогнозных параметров, но в то же время окажет положительное влияние на внешнюю торговлю и ситуацию на валютном рынке.

Учитывая положительные тенденции в развитии экономики, замедление инфляции, стабильность курса белорусского рубля, Национальный банк продолжил политику снижения ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования Национального банка, составлявшая в начале 2006 года 11 % годовых, с 1 июня 2006 г. была снижена до 10,5 %. При этом средний уровень ставки рефинансирования в январе – сентябре 2006 г. составил 10,8 % годовых против 14,4 % годовых за аналогичный период 2005 года. В реальном выражении в январе – сентябре 2006 г. ставка сложилась положительной на уровне 6,7 % годовых, снизившись на 1,6 % пункта по отношению к январю – сентябрю 2005 г., что соответствует общей динамике макроэкономической стабилизации. Ставка рефинансирования к концу 2006 года оценивается на уровне 10 % годовых.

Какие же меры должно принимать государство?

Правительству и Национальному Банку необходимо поставить и решить задачу снижения уже в ближайшие годы инфляции до 5% в год. Необходимо законодательно закрепить эмиссионное кредитование Национальным Банком бюджетных расходов, ограничить размеры роста денежной эмиссии применительно к росту ВВП и прогнозируемой скорости оборота денежной единицы, остановить дальнейший рост задолжности экономики перед банками – посредством ужесточения кредитования убыточных и низко рентабельных субъектов хозяйствования, а также субъектов, утративших свой оборотный капитал, независимо от формы собственности. Ресурсы банков – это сбережения, это депозиты населения и предприятий. Их неэффективное использование и утрата чревата обвалом всей денежно-кредитной системы страны.

.Необходимость создания нормальных условий для работы экономики предопределили изменение монетарной и валютной политики. Курс на реальную стабилизацию денежного обращения правительством и Национальным Банком был принят только в 2000 году. Ликвидирована множественность обменных курсов национальной валюты и осуществлен переход к единому валютному курсу. Начато сокращение размеров кредитной эмиссии. Восстановлен валютный рынок. Официально объявленный уровень ставки рефинансирования стал положительным (выше уровня инфляции).Прекращена практика установления отрицательных ставок по депозитам и кредитам. Активизированы стабилизационные мероприятия в виде замораживания средств банков в депозитах Национального Банка, повышены обязательные резервные требования.

Наконец, на высшем уровне продекларирована необходимость расширения для предпринимательства более высокой степени экономической свободы, провозглашен курс на либеризацию условий хозяйственной деятельности.

Также в целях снижения инфляции Национальный Банк Республики Беларусь проводит политику дорогих денег, которая направлена на постепенное снижение темпов роста уровня цен, стабилизацию курса белорусского рубля по отношению к доллару, активизацию инвестиционного процесса, обеспечение кредитной поддержки приоритетных направлений развития экономики страны. Для достижения этих целей предусмотрен ряд мероприятий:

1.установление предельных размеров кредитной эмиссии Национального Банка;

2.постепенный переход Национального Банка к рефинансированию коммерческих банков;

3.сокращение кредитов Нацбанка правительству под дефицит бюджета;

4.переход к финансированию дефицита бюджета путем выпуска государственных казначейских облигаций;

5.прекращение прямого и косвенного дотирования малоэффективных и убыточных предприятий;

6.ежемесячное установление процентных ставок с учетом инфляционных тенденций.

Последовательное проведение этих мероприятий приведет к позитивным изменениям в экономике страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Инфляция есть тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция — одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира.

Среди причин инфляции можно выделить денежные (монетарные) и неденежные, которые в свою очередь подразделяются на более мелкие. Все эти факторы воздействуют на уровень инфляции в разной степени. Необходимо знание их механизма действия, для того чтобы сформулировать экономическую политику, направленную на снижение темпов роста инфляции и достичь её естественного уровня. Для измерения инфляции используются индексы цен, характеризующие изменение цен во времени. Наиболее наглядными из которых являются индексы потребительских цен, индексы розничных цен, индексы цен ВВП, дефлятор ВВП.

В зависимости от характера и темпов нарастания инфляционных процессов различают умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. В зависимости от роста цен по разным товарным группам можно выделить два вида инфляции: сбалансированную инфляцию и несбалансированную инфляцию. В зависимости от того, какие формы принимает неравновесие спроса и предложения, различают открытый и подавленный типы инфляции.

Особенностями современной инфляции являются: постоянная тенденция роста цен, всеохватывающий характер, более сложный механизм развития, опасность возникновения «импортируемой» инфляции с увеличением открытости экономики, инфляция носит самоподдерживающийся характер. Для  переходной экономики характерна гиперинфляция. В наиболее общем виде рост цен в условиях перехода к рынку вызван пре­вышением совокупного спроса над со­вокупным предложением. Особенностью механизма инфляции спроса в переходной экономике  является то, что рост цен сочетается с ростом произ­водства, цены растут, но растет и коли­чество товаров.

Информация о работе Инфляция в Беларуси и пути ее преодоления