Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:56, курсовая работа
Инфляция является сложным социально-экономическим явлением. Как экономи-ческое понятие инфляция существует с XIX века, и обозначало процесс увеличения обращения бумажных денег. В настоящее время это понятие приобрело несколько иной смысл и значительно большие масштабы. Теперь инфляция носит хронический характер и существует во всех странах. Уровень инфляции, равный 2-3% в год, поло-жительно влияет на развитие экономики, однако если этот уровень становиться выше, резко снижаются экономический рост, благосостояние нации и это сказывается во всех сферах общественной жизни.
Введение …………………………………………………….
3
1. Инфляция – форма макроэкономической нестабильности……………………………………………………
4
1.1. Инфляция: определение, формы, закономерности развития и измерение ……………….....................
4
1.2. Причины и характерные черты современной инфляции ……………………………………………...
13
1.3. Социально-экономические последствия инфляции
17
2. Проблемы регулирования инфляции в Республике Беларусь……………………………………………………...
19
2.1 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь……………………………………….
20
2.2 Меры денежно-кредитной и бюджетной политики, направленные на регулирование инфляции…………..
27
2.3 Возможности применения инфляционного таргетирования в Беларуси…………………………………
30
2.4 Оценка основных направлений и методов антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь за 2005-2006гг………………………………………….
34
Заключение…………………………………………………..
38
Список используемых источников…………………………
40
Предпосылки роста инфляции в Беларуси к началу 1990-х гг. были заложены прежде всего в самой структуре экономики: общее превышение спроса над предложением (инфляция спроса), искаженные ценовые пропорции, отражающие деформированность структуры экономики, заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции, высокие инфляционные ожидания населения.
На первоначальном этапе (1992-1994гг.) проводилась мягкая денежно-кредитная политика, либерализировались цены. Результатом данных действий стал резкий рост инфляции. Своего пика она достигла в 1994г. (2321%). После этого меры денежно-кредитного регулирования стали жёстче. В 1996-1999гг. проводился жёсткий контроль над ценами, поддерживались убыточные производства посредствам эмиссионных кредитов. Всё это негативно сказалось на экономике и не привело к сокращению роста индекса потребительских цен. Таким образом, правительство пыталось сократить темп инфляции, не допустить банкротства убыточных хозяйств, что означало бы рост безработицы, однако эта последняя цель достигалась за счёт эмиссионных кредитов. Таким образом инструмент достижения второй цели противоречил первой. В результате ни одна из целей не была достигнута.
Сравнивая ход реформ в Беларуси и начальный период трансформации в странах Восточной Европы, можно сделать следующие основные выводы:
экономические реформы в постсоциалистических странах начинались в условиях приблизительной сбалансированности денежного обращения и умеренной внешней задолженности. Темпы инфляции были, как правило, минимальными;
в период активизации реформ (в Беларуси – начало 90-х годов) инфляционный процесс приобрел ускорение;
в ходе реформ усугубилось регулярное нарушение народнохозяйственной сбалансированности: возник хронический дефицит госбюджета;
внешнеторговый баланс стал, как правило, отрицательным;
постепенно накапливалась большая внешняя задолженность; в денежном обращении постоянно возрастала излишняя денежная масса;
уровень жизни населения в начале реформ возрос, в значительной степени за счет нарушения внешнеэкономической сбалансированности, а затем начал резко снижаться;
инфляция дисбаланса была вызвана непосредственно двумя основными причинами: инфляционным давлением излишней денежной массы и необходимостью сокращения реальной заработной платы;
интенсивность действия основных факторов инфляции оказалась в зависимости не только от их силы и направленности, но и от создавшегося положения на внутреннем рынке страны: если оно было в основном удовлетворительным, то удельный эффект инфляционных факторов проявлялся намного слабее, чем в остродефицитной ситуации;
степень превышения нормального уровня денежного обращения находилась в зависимости от кумулятивного дефицита госбюджета, а также от аналогичного показателя по внешнеторговой сбалансированности.
В Беларуси процесс реформирования экономики изначально носил неординарный характер. Проводимые преобразования проходили и проходят здесь в обстановке не консолидации всех внутренних и внешних факторов, стабилизации развития, что было характерным для стран Западной Европы и Японии по окончании Второй мировой войны, а на фоне углубляющихся политических и экономических противоречий между республиками быв. СССР и при весьма скромной поддержке проводимых преобразований со стороны стран мирового сообщества (в первую очередь имеется в виду «семерка» наиболее развитых стран).
Правительство Беларуси, переходя к рыночным преобразованиям, в качестве одного из приоритетных направлений проводимой политики, по аналогии с другими странами, провозгласило либерализацию цен. Проведение мероприятий по освобождению цен в стране происходило при неблагоприятных условиях: разбалансированности и неуправляемости экономических процессов, достигших критической черты, и образовавшемся огромном инфляционном «навесе» в виде подавленной инфляции. При этом предварительные меры по уменьшению накопившегося инфляционного потенциала перед освобождением цен в Беларуси не осуществлялись.
Важно учитывать также длительное нахождение страны в условиях планово-директивной экономики, отсутствие рыночных институтов, высокую зависимость от внешних поставок сырья и энергоресурсов, сжатие традиционных рынков сбыта отечественной продукции, технологическую отсталость и унаследованную структуру экономики со слаборазвитым потребительским сектором. Эти объективные причины во многом определили в первые годы после обретения независимости высокий уровень инфляции в Беларуси.
В период первоначальной либерализации цен (1992-1994) государственная политика была направлена, главным образом, на сокращение темпов падения и последующую стабилизацию уровня ВВП и реальных доходов населения. Это был период мягкой денежно-кредитной, финансовой и бюджетно-налоговой политики, сокращения масштабов административного регулирования цен. В дальнейшем использование подобных мер чередовалось с периодами относительного ужесточения характера государственного регулирования. [6, с.22-27]
Так, в настоящее время, на фоне жесткой денежно-кредитной политики, происходит повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, сокращается список так называемых социально значимых товаров и услуг. И в то же время основные принципы проинфляционной государственной политики сохраняются. Пытаясь избежать резкого снижения уровня жизни населения в результате недопустимо высоких темпов роста цен, правительство Беларуси по-прежнему применяет политику государственного регулирования (то есть занижения) цен на ряд социально значимых товаров, к которым в первую очередь относится продовольственная продукция. Сложившаяся практика скрытого субсидирования населения посредством занижения цен и искажения ценовых пропорций в общем не соответствует избранной стратегии на переход к рыночной экономике.
2.2 Меры денежно-кредитной и бюджетной политики, направленные на регулирование инфляции
Экономическая жизнь страны в огромной степени определяется состоянием валюты, кредита и финансов. Прежде всего, от монетарной и фискальной политики государства зависит макроэкономическая стабильность, без чего невозможны высокая эффективность производства, оптимальный уровень инвестиций и здоровый рост ВВП, объективно необходимый для повышения благосостояния народа.
Для борьбы с инфляцией используется сдерживающая фискальная политика. Она направлена на сдерживание деловой активности. Её инструментами выступают:
1. Сокращение государственных закупок
2. Увеличение налогов
3. Сокращение трансфертов
Таким образом, меры фискальной политики направлены на сокращение денежной массы.
Монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой меры, позволяющие центральному банку регулировать денежный рынок. В целях сокращения уровня инфляции используется сдерживающая монетарная политика. К её инструментам относятся:
1. Повышение нормы обязательных резервов
2. Повышение учётной ставки процента
3. Продажа Центральным банком государственных ценных бумаг
В Республике Беларусь основной целью монетарной политики является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Органы денежно-кредитного регулирования в нашей стране не придерживаются четкой классификации и строгой иерархии целей и целевых ориентиров монетарной политики. Вместе с тем анализ институциональных аспектов, используемых контролируемых переменных и индикаторов позволяет классифицировать избранный Национальным банком Республики Беларусь на ближайшую среднесрочную перспективу тип монетарной политики как ползущую привязку — одну из мягких разновидностей таргетирования обменного курса.
Выбор обменного курса в качестве промежуточного целевого ориентира монетарной политики в Республике Беларусь оправдан в среднесрочной перспективе. Во многом этот выбор определен договоренностями в рамках создания условий для введения единой денежной единицы Союзного государства Беларуси и России, в рамках которых Национальный банк проводит с 1 января 2001 года политику привязки белорусского рубля к российскому. Помимо этого имеется ряд других аргументов в пользу данного выбора в условиях Беларуси.
Фиксация курса обеспечивает прозрачный номинальный якорь монетарной политики. Объявление ориентиров по обменному курсу Национальной валюты дает возможность населению и предприятиям получать прозрачную информацию относительно будущего уровня инфляции, по крайней мере, в краткосрочном периоде (в особенности если иностранная валюта, к которой привязывается курс национальной, широко используется в экономике в качестве средства расчетов, платежей и сбережений). В такой ситуации стабильность обменного курса практически ассоциируется у населения и предприятий со стабильностью внутренних цен в экономике. Кроме того, в сравнении с ориентирами по денежной массе целевые параметры по обменному курсу могут контролироваться экономическими субъектами практически на ежедневной основе.
Применение фиксации валютного курса, как правило, оказывает дисциплинирующее влияние как на монетарную, так и на фискальную политику. Это обусловлено тем, что если темп роста цен в отечественной экономике существенно выше, чем в стране привязки, возникает тенденция к реальной переоценке национальной валюты. Это, как правило, приводит к росту спроса на импортные товары и услуги, ухудшению позиций экспортоориентированных отраслей, к ухудшению текущего счета платежного баланса, уменьшению золотовалютных резервов, к возникновению тенденции к спаду в экономике и в итоге — к отказу от привязки курса. Осознавая возможные негативные последствия, центральные банки и правительства вынуждены проводить здоровую монетарную и фискальную политику исходя из параметров по обменному курсу и избегать избыточного роста денежного предложения.
Наряду с рассмотренными вопросами при выборе того или иного номинального якоря монетарной политики большое значение играет контролируемость переменной, по которой устанавливаются целевые ориентиры. Не секрет, что в условиях переходного периода лишь немногие действительно автономные центральные банки имеют возможность эффективно контролировать денежную базу как по причине внешнего вмешательства, так и низкой степени доверия общества к проводимой ими политике. Национальный банк Республики Беларусь исключением не является. С другой стороны, у Национального банка имеется возможность практически полностью контролировать динамику обменного курса путем регулирования ликвидности коммерческих банков, проведения соответствующей процентной политики и интервенций на валютном рынке.
С учетом вышеизложенного в нашей стране привязку обменного курса можно считать приемлемым вариантом номинального якоря монетарной политики, который позволит обеспечить дальнейшее снижение инфляции и ремонети-зировать экономику. Вместе с тем ее необходимо рассматривать в качестве надежного, но временного механизма стабилизации. Основная опасность при привязке курса заключается в использовании ее в течение слишком длительного периода. Необходимо вовремя уйти от фиксации курса и постепенно переходить к более гибким его формам. В противном случае, как показывает мировой опыт, высока вероятность валютного кризиса. По мнению автора предложенной статьи, в среднесрочной перспективе Национальному банку Республики Беларусь необходимо работать над созданием условий для перехода к инфляционному таргетированию.
В Республике Беларусь, отсутствует четкая система целевых ориентиров монетарной политики с выделением основной цели, промежуточных целевых ориентиров, операционных ориентиров и индикативных параметров монетарной политики. При этом, как показывает практика проведения Национальным банком монетарной политики, одновременное достижение нескольких целевых ориентиров, зафиксированных в Основных направлениях денежно-кредитной политики, как правило, не обеспечивается. Частично это объясняется недостаточной согласованностью основных денежно-кредитных и макроэкономических показателей, включаемых в Основные направления. В связи с этим необходимо более широко применять методы финансового программирования, то есть разрабатывать и внедрять экономические модели и соответствующее программное обеспечение в практику макроэкономического анализа и прогнозирования в Национальном банке и Правительстве Республики Беларусь в целях обеспечения большей сбалансированности важнейших макроэкономических и денежно-кредитных показателей.
2.3 Возможности применения инфляционного таргетирования в Беларуси.
В целом инфляционное таргетирование можно охарактеризовать как режим монетарной политики, основанный на использовании прогноза инфляции в качестве промежуточного целевого ориентира (номинального якоря). Центральный банк прогнозирует предстоящую динамику инфляции и на основе этого прогноза задает количественно целевой ориентир по инфляции на планируемый период, не принимая на себя обязательств по достижению каких-либо других целевых ориентиров. Основное преимущество инфляционного таргетирования состоит в том, что для проведения монетарной политики односторонний характер промежуточных целевых ориентиров (по обменному курсу или агрегатам денежной массы) замещается синтезом целого ряда макроэкономических показателей.
В отличие от других известных режимов монетарной политики инфляционное таргетирование предполагает большую свободу и гибкость действий центрального банка. В случае применения промежуточных целевых ориентиров по обменному курсу или денежной массе население и предприятия могут свободно проконтролировать их выполнение и, исходя из этого, сделать выводы о текущем состоянии монетарной политики. Это позволяет центральному банку стабилизировать инфляционные ожидания, оказывающие существенное влияние на результаты монетарной политики. Общей схемой проведения политики таргетирования инфляции является сопоставление прогноза предстоящей инфляции при условии неизменности денежно-кредитной политики с прогнозом желательного уровня инфляции. Их расхождением определяется необходимая степень корректировки мероприятий центрального банка. При этом политика, основанная на использовании уровня инфляции в качестве целевого показателя, позволяет проводить более оперативные корректировки с учетом прогноза будущей инфляции, поскольку она не связана целевым уровнем промежуточных показателей на текущий период и не осуществляется в запаздывающем режиме. Принцип политики таргетирования показан на Рисунке 5.
Информация о работе Инфляция в Беларуси и пути ее преодоления