Инфляция в Беларуси и пути ее преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция является сложным социально-экономическим явлением. Как экономи-ческое понятие инфляция существует с XIX века, и обозначало процесс увеличения обращения бумажных денег. В настоящее время это понятие приобрело несколько иной смысл и значительно большие масштабы. Теперь инфляция носит хронический характер и существует во всех странах. Уровень инфляции, равный 2-3% в год, поло-жительно влияет на развитие экономики, однако если этот уровень становиться выше, резко снижаются экономический рост, благосостояние нации и это сказывается во всех сферах общественной жизни.

Оглавление

Введение …………………………………………………….
3
1. Инфляция – форма макроэкономической нестабильности……………………………………………………
4
1.1. Инфляция: определение, формы, закономерности развития и измерение ……………….....................
4
1.2. Причины и характерные черты современной инфляции ……………………………………………...

13
1.3. Социально-экономические последствия инфляции
17
2. Проблемы регулирования инфляции в Республике Беларусь……………………………………………………...
19
2.1 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь……………………………………….
20
2.2 Меры денежно-кредитной и бюджетной политики, направленные на регулирование инфляции…………..
27
2.3 Возможности применения инфляционного таргетирования в Беларуси…………………………………
30
2.4 Оценка основных направлений и методов антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь за 2005-2006гг………………………………………….
34
Заключение…………………………………………………..
38
Список используемых источников…………………………
40

Файлы: 1 файл

1.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

Предпосылки роста инфляции в Бе­ларуси к началу 1990-х гг. были зало­жены прежде всего в самой структуре экономики: общее превышение спроса над предложением (инфляция спроса), искаженные ценовые пропорции, отражающие  деформированность структуры экономики,   заниженность цен на сырье и преобладание неконку­рентоспособной на мировом  рынке продукции, высокие инфляционные ожидания населения.

На первоначальном этапе (1992-1994гг.) проводилась мягкая денежно-кредитная политика, либерализировались цены. Результатом данных действий стал резкий рост инфляции. Своего пика она достигла в 1994г. (2321%). После этого меры денежно-кредитного регулирования стали жёстче. В 1996-1999гг. проводился жёсткий контроль над ценами, поддерживались убыточные производства посредствам эмиссионных кредитов. Всё это негативно сказалось на экономике и не привело к сокращению роста индекса потребительских цен. Таким образом, правительство пыталось сократить темп инфляции, не допустить банкротства убыточных хозяйств, что означало бы рост безработицы, однако эта последняя цель достигалась за счёт эмиссионных кредитов. Таким образом инструмент достижения второй цели противоречил первой. В результате ни одна из целей не была достигнута.

Сравнивая ход реформ в Беларуси и начальный пери­од трансформации в странах Восточной Европы, можно сделать следующие основные выводы:

      экономические реформы в постсоциалистических странах начинались в условиях приблизительной сбалансированности денежного обращения и умеренной внешней задолженности. Темпы инфляции были, как правило, минимальными;

      в период активизации реформ (в Беларуси – начало 90-х годов) инфляционный процесс приобрел ускорение;

      в ходе реформ усугубилось регулярное нарушение народнохозяйственной сбалансированности: возник хро­нический дефицит госбюджета;

      внешнеторговый баланс стал, как правило, отрицательным;

      постепенно накаплива­лась большая внешняя задолженность; в денежном обра­щении постоянно возрастала излишняя денежная масса;

      уровень жизни населения в начале реформ возрос, в значительной степени за счет нарушения внешнеэкономи­ческой сбалансированности, а затем начал резко снижаться;

      инфляция дисбаланса была вызвана непосредствен­но двумя основными причинами: инфляционным давлением излишней денежной массы и необходимостью со­кращения реальной заработной платы;

      интенсивность действия основных факторов инф­ляции оказалась в зависимости не только от их силы и направленности, но и от создавшегося положения на внутреннем рынке страны: если оно было в основном удов­летворительным, то удельный эффект инфляционных факторов проявлялся намного слабее, чем в остродефицитной ситуации;

      степень превышения нормального уровня денежного обращения находилась в зависимости от кумулятивного дефицита госбюджета, а также от аналогичного по­казателя по внешнеторговой сбалансированности.

В Беларуси процесс реформирования экономики из­начально носил неординарный характер. Проводимые преобразования проходили и проходят здесь в обстанов­ке не консолидации всех внутренних и внешних факторов, стабилизации развития, что было характерным для стран Западной Европы и Японии по окончании Второй мировой войны, а на фоне углубляющихся политических и экономических противоречий между республиками быв. СССР и при весьма скромной поддержке проводимых преобразований со стороны стран мирового сообщества (в первую очередь имеется в виду «семерка» наиболее раз­витых стран).

Правительство Беларуси, переходя к рыночным пре­образованиям, в качестве одного из приоритетных направ­лений проводимой политики, по аналогии с другими стра­нами, провозгласило либерализацию цен. Проведение мероприятий по освобождению цен в стране происходи­ло при неблагоприятных условиях: разбалансированности и неуправляемости экономических процессов, достиг­ших критической черты, и образовавшемся огромном инфляционном «навесе» в виде подавленной инфляции. При этом предварительные меры по уменьшению нако­пившегося инфляционного потенциала перед освобожде­нием цен в Беларуси не осуществлялись.

Важно учитывать также длительное нахождение стра­ны в условиях планово-директивной экономики, отсут­ствие рыночных институтов, высокую зависимость от внешних поставок сырья и энергоресурсов, сжатие тра­диционных рынков сбыта отечественной продукции, тех­нологическую отсталость и унаследованную структуру экономики со слаборазвитым потребительским сектором. Эти объективные причины во многом определили в пер­вые годы после обретения независимости высокий уро­вень инфляции в Беларуси.

В период первоначальной либерализации цен (1992-1994) государственная политика была направлена, глав­ным образом, на сокращение темпов падения и последу­ющую стабилизацию уровня ВВП и реальных доходов населения. Это был период мягкой денежно-кредитной, финансовой и бюджетно-налоговой политики, сокраще­ния масштабов административного регулирования цен. В дальнейшем использование подобных мер чередовалось с периодами относительного ужесточения характера го­сударственного регулирования. [6, с.22-27]

Так, в настоящее время, на фоне жесткой денежно-кредитной политики, происхо­дит повышение тарифов на жилищно-коммунальные ус­луги, сокращается список так называемых социально зна­чимых товаров и услуг. И в то же время основные прин­ципы проинфляционной государственной политики сохра­няются. Пытаясь избежать резкого снижения уровня жиз­ни населения в результате недопустимо высоких темпов роста цен, правительство Беларуси по-прежнему приме­няет политику государственного регулирования (то есть занижения) цен на ряд социально значимых товаров, к которым в первую очередь относится продовольственная продукция. Сложившаяся практика скрытого субсидиро­вания населения посредством занижения цен и искаже­ния ценовых пропорций в общем не соответствует избран­ной стратегии на переход к рыночной экономике.

 


2.2  Меры денежно-кредитной и бюджетной политики, направленные на регулирование инфляции

 

Экономическая жизнь страны в огромной степени определяется состоянием валюты, кредита и финансов. Прежде всего, от монетарной и фискальной политики государства зависит макроэкономическая стабильность, без чего невозможны высокая эффективность производства, оптимальный уровень инвестиций и здоровый рост ВВП, объектив­но необходимый для повышения благосостояния народа.

Для борьбы с инфляцией используется сдерживающая фискальная политика. Она направлена на сдерживание деловой активности. Её инструментами выступают:

1.      Сокращение государственных закупок

2.      Увеличение налогов

3.      Сокращение трансфертов

Таким образом, меры фискальной политики направлены на сокращение денежной массы.

Монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой меры, позволяющие центральному банку регулировать денежный рынок. В целях сокращения уровня инфляции используется сдерживающая монетарная политика. К её инструментам относятся:

1.      Повышение нормы обязательных резервов

2.      Повышение учётной ставки процента

3.      Продажа Центральным банком государственных ценных бумаг

В Республике Беларусь основ­ной целью монетарной политики является защита и обеспечение ус­тойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной спо­собности и курса по отношению к иностранным валютам. Органы денежно-кредитного регулирова­ния в нашей стране не придержи­ваются четкой классификации и строгой иерархии целей и целе­вых ориентиров монетарной поли­тики. Вместе с тем анализ инсти­туциональных аспектов, исполь­зуемых контролируемых перемен­ных и индикаторов позволяет классифицировать избранный На­циональным банком Республики Беларусь на ближайшую средне­срочную перспективу тип моне­тарной политики как ползущую привязку — одну из мягких раз­новидностей таргетирования об­менного курса.

Выбор обменного курса в каче­стве промежуточного целевого ориентира монетарной политики в Республике Беларусь оправдан в среднесрочной перспективе. Во многом этот выбор определен дого­воренностями в рамках создания условий для введения единой де­нежной единицы Союзного госу­дарства Беларуси и России, в рам­ках которых Национальный банк проводит с 1 января 2001 года по­литику привязки белорусского рубля к российскому. Помимо это­го имеется ряд других аргументов в пользу данного выбора в услови­ях Беларуси.

Фиксация курса обеспечивает прозрачный номинальный якорь монетарной политики. Объявле­ние ориентиров по обменному курсу Национальной валюты дает возможность населению и пред­приятиям получать прозрачную информацию относительно буду­щего уровня инфляции, по край­ней мере, в краткосрочном перио­де (в особенности если иностран­ная валюта, к которой привязыва­ется курс национальной, широко используется в экономике в каче­стве средства расчетов, платежей и сбережений). В такой ситуации стабильность обменного курса практически ассоциируется у на­селения и предприятий со ста­бильностью внутренних цен в эко­номике. Кроме того, в сравнении с ориентирами по денежной массе целевые параметры по обменному курсу могут контролироваться экономическими субъектами практически на ежедневной осно­ве.

Применение фиксации валют­ного курса, как правило, оказыва­ет дисциплинирующее влияние как на монетарную, так и на фис­кальную политику. Это обусловле­но тем, что если темп роста цен в отечественной экономике сущест­венно выше, чем в стране привяз­ки, возникает тенденция к реаль­ной переоценке национальной ва­люты. Это, как правило, приводит к росту спроса на импортные това­ры и услуги, ухудшению позиций экспортоориентированных отрас­лей, к ухудшению текущего счета платежного баланса, уменьшению золотовалютных резервов, к воз­никновению тенденции к спаду в экономике и в итоге — к отказу от привязки курса. Осознавая воз­можные негативные последствия, центральные банки и правительства вынуждены проводить здоро­вую монетарную и фискальную по­литику исходя из параметров по обменному курсу и избегать избы­точного роста денежного предло­жения.

Наряду с рассмотренными во­просами при выборе того или ино­го номинального якоря монетар­ной политики большое значение играет контролируемость пере­менной, по которой устанавлива­ются целевые ориентиры. Не сек­рет, что в условиях переходного периода лишь немногие действи­тельно автономные центральные банки имеют возможность эффек­тивно контролировать денежную базу как по причине внешнего вмешательства, так и низкой сте­пени доверия общества к проводи­мой ими политике. Националь­ный банк Республики Беларусь исключением не является. С дру­гой стороны, у Национального банка имеется возможность прак­тически полностью контролиро­вать динамику обменного курса путем регулирования ликвиднос­ти коммерческих банков, проведе­ния соответствующей процентной политики и интервенций на ва­лютном рынке.

С учетом вышеизложенного в нашей стране привязку обменного курса можно считать приемлемым вариантом номинального якоря монетарной политики, который позволит обеспечить дальнейшее снижение инфляции и ремонети-зировать экономику. Вместе с тем ее необходимо рассматривать в ка­честве надежного, но временного механизма стабилизации. Основ­ная опасность при привязке курса заключается в использовании ее в течение слишком длительного пе­риода. Необходимо вовремя уйти от фиксации курса и постепенно переходить к более гибким его формам. В противном случае, как показывает мировой опыт, высока вероятность валютного кризиса. По мнению автора предложенной статьи, в среднесрочной перспек­тиве Национальному банку Рес­публики Беларусь необходимо ра­ботать над созданием условий для перехода к инфляционному таргетированию.

В Республике Беларусь, отсутствует чет­кая система целевых ориентиров монетарной политики с выделени­ем основной цели, промежуточ­ных целевых ориентиров, опера­ционных ориентиров и индика­тивных параметров монетарной политики. При этом, как показы­вает практика проведения Нацио­нальным банком монетарной по­литики, одновременное достиже­ние нескольких целевых ориенти­ров, зафиксированных в Основ­ных направлениях денежно-кре­дитной политики, как правило, не обеспечивается. Частично это объ­ясняется недостаточной согласо­ванностью основных денежно-кре­дитных и макроэкономических показателей, включаемых в Ос­новные направления. В связи с этим необходимо более широко применять методы финансового программирования, то есть разра­батывать и внедрять экономичес­кие модели и соответствующее программное обеспечение в прак­тику макроэкономического анали­за и прогнозирования в Нацио­нальном банке и Правительстве Республики Беларусь в целях обеспечения большей сбалансиро­ванности важнейших макроэконо­мических и денежно-кредитных показателей.

 


2.3  Возможности применения инфляционного таргетирования в Беларуси.

 

В целом инфляционное тарге­тирование можно охарактеризо­вать как режим монетарной поли­тики, основанный на использова­нии прогноза инфляции в качестве промежуточного целевого ориен­тира (номинального якоря). Цент­ральный банк прогнозирует пред­стоящую динамику инфляции и на основе этого прогноза задает коли­чественно целевой ориентир по ин­фляции на планируемый период, не принимая на себя обязательств по достижению каких-либо других целевых ориентиров. Основное преимущество инфляци­онного таргетирования состоит в том, что для проведения монетар­ной политики односторонний ха­рактер промежуточных целевых ориентиров (по обменному курсу или агрегатам денежной массы) замещается синтезом целого ряда макроэкономических показателей.

В отличие от других известных режимов монетарной политики инфляционное таргетирование предполагает большую свободу и гибкость действий центрального банка. В случае применения про­межуточных целевых ориентиров по обменному курсу или денежной массе население и предприятия могут свободно проконтролиро­вать их выполнение и, исходя из этого, сделать выводы о текущем состоянии монетарной политики. Это позволяет центральному банку стабилизировать инфляционные ожидания, оказывающие сущест­венное влияние на результаты мо­нетарной политики. Общей схемой проведения по­литики таргетирования инфляции является сопоставление прогноза предстоящей инфляции при усло­вии неизменности денежно-кре­дитной политики с прогнозом же­лательного уровня инфляции. Их расхождением определяется необ­ходимая степень корректировки мероприятий центрального банка. При этом политика, осно­ванная на использовании уровня инфляции в качестве целевого по­казателя, позволяет проводить бо­лее оперативные корректировки с учетом прогноза будущей инфля­ции, поскольку она не связана це­левым уровнем промежуточных показателей на текущий период и не осуществляется в запаздываю­щем режиме. Принцип политики таргетирования показан на Рисунке 5.

Информация о работе Инфляция в Беларуси и пути ее преодоления