Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования курсовой работы:
1. Определение сущности и факторов инфляции;
2. Характеристика основных видов и причин инфляции;
3. Определение социально-экономических последствий инфляции
Значимость данной темы состоит в том, что при всем обилии информации по данной теме, широкие слои населения знают о ней поверхностно, и отсюда появление инфляционного ожидания.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………... 3
Экономическая теория о причинах инфляции……………………………………….5
Виды инфляции и её социально-экономические последствия……………………...9
Особенности инфляции в Республике Беларусь……………………………………13
Методы борьбы с инфляцией правительства Республики Беларусь и их эффективность………………………………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….............19
Список используемых источников……………………………………………………...21

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Нарастание инфляционных процессов снизило число платежеспосо6ных  предприятий, возросло количество убыточных  организаций, снизилась инвестиционная активность в экономике.

Исследование феномена инфляции в белорусской экономике  постсоветского периода в числе  основных ее причин структурно-воспроизводственного порядка позволяет выделить следующие:

  1. кризис в сфере производства, носивший характер дефицита и обусловленный технологической отсталостью и хроническими неплатежами;
  2. монопольный характер белорусской экономики, препятствующий ее быстрой и эффективной структурной перестройке, а также либерализация цен в условиях монополизма производителя;
  3. режим малого взаимодействия с мировым рынком, при котором рыночное поведение внутренних производителей не подкреплялось необходимой степенью открытости экономики, и отечественный экспорт был ориентирован в основном на российский рынок из-за низкой экспортоспособности товаров на мировом рынке, несоответствия среднего качества и высокой цены предлагаемых товаров;
  4. "импортируемая’, прежде всего из России, инфляция. Значительную роль в инфляционных процессах в республике играет именно раскручивание спирали "цены на сырье (особенно на энергоресурсы) — общий уровень цен".

С начала кардинальных экономических  преобразований и перехода инфляции из скрытой формы в открытую в  ее развитии отчетливо прослеживаются 5 периодов, имеющие качественные характеристики:

  1. 1991—1994 гг. — снижение всех макроэкономических показателей (1992—1994 гг. — гиперинфляция с выраженным инфляционным скачком цен);
  2. 1995 —1996 гг. — период высокой инфляции, но уже с наметившейся тенденцией снижения ее темпов (приостановление обвального спада производства, снижение уровня дефицита госбюджета, а к концу периода – проявление положительной динамики ВВП (валовый внутренний продукт), в 1996 г. прирост ВВП составил 2,8 %);
  3. 1997— 1999 гг. — новый виток раскручивания инфляции и ее всплеск в 1999 г. (1997—1998 гг. — относительно высокие темпы прироста ВВП 11,4% и 8,4 %);
  4. 2000—2001 гг. — период снижения темпов инфляции и их относительная стабилизация с замедлением темпов социально-экономического развития страны в начале периода (прирост ВВП в 1999 г. составил 3,4 %, в 2000 г. — 5,8%, в 2001 г. — 4,1 %);
  5. 2002 – 2009 гг. Следующий этап развития экономики РБ можно назвать как межкризисный. В данный период мы видим стабилизацию инфляции, вернее ее постоянное уменьшение, и только с 2007 г. наблюдается рост инфляции.

Разбивка на периоды  обусловлена существенными различиями темпов инфляции на протяжении 1990—2009 гг. и спецификой этого процесса, протекающего с чередованием различных  ее видов:

1. Высокий рост потребительских  цен в 1992 г. ознаменовал в республике начало борьбы с инфляцией. Снижение и сдерживание темпов роста цен стало главной задачей макроэкономической политики последующих лет. С начала реформ и до середины 1993г. основным видом повышения цен в республике была инфляция спроса, факторами которой выступали ценовые диспропорции, отражающие деформированность структуры экономики. Из-за обвального роста цен предложение превысило спрос. В ответ на ограничение спроса предприятия не сдерживали рост зарплаты, а переставали платить по обязательствам, стало не хватать денежной массы для обслуживания существующего спроса, что привело к отсрочке платежей, и, следовательно, росту задолженности.

Со второй половины 1993 г. преобладающей формой инфляции в  республике становится инфляция издержек. Причинами ее явились повышение  цен на российское сырье и энергию  до мирового уровня, значительный рост издержек производства, доходов населения  в результате увеличения минимальной заработной платы и т.д. Наряду с инфляцией разворачиваются процессы рецессии.

2. Значительное снижение  инфляции в 1995 г. (в 6 раз по  сравнению с 1994 г.) практически  не отразилось на состоянии  экономики Беларуси, оно продолжало  ухудшаться. Это свидетельствовало о том, что реальные проблемы большинства белорусских производителей: производственные, сырьевые, сбытовые, инфраструктурные, финансовые и т.д. — оставались нерешенными, а кредитная эмиссия представлялась наиболее простым и доступным средством поддержания экономики.

3. 1997—1999 гг. — доминирующим  видом выступала инфляция спроса, о чем свидетельствует превышающий  рост индекса потребительских  цен над индексом цен производителей  промышленной продукции. Причиной обострения инфляционных процессов в 1998—1999 гг. является ДКП (денежно-кредитная политика), связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а также последствиями финансового кризиса в России.

4. С 2000 г. инфляции спроса и издержек тесно переплетаются, но структура ее стала преимущественно определяться "инфляцией издержек" (примерно на 75 %), что обусловлено ростом производственных затрат. С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США в сентябре 2000 г. привела к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке.

5. С начала 2009 г., на фоне девальвации рубля и роста денежных доходов населения более чем на 20%, темп инфляции в Беларуси ускорился и в январе-апреле 2009 г. был выше, чем в среднем по СНГ. Темп потребительской инфляции достиг 4-летнего максимума в середине 2008 г. Тем не менее, высокая ставка рефинансирования Национального банка (14% с начала 2009 г.) позволила сдержать инфляционные тенденции.

Таким образом, в период 2002–2009 г. можно было видеть стабилизацию инфляции до приемлемых уровней, что означало нормальное развитие бизнеса, что в свою очередь стало предпосылкой экономического роста. Конечно, без инфляции экономический рост весьма затруднителен, поэтому инфляция все же была довольно высока. В 2009 г. при падении ВВП инфляция не упала, что стало следствием девальвации.

Наряду с причинами  инфляции, вытекающими из структуры  народнохозяйственного комплекса  республики, есть причины и условия  развития инфляции, лежащие в "монетарной сфере". Это последствия определенной финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики государства, отразившиеся в инфляционных процессах.

В этих условиях требуется  научно обоснованная детальная программа  действий по осуществлению всего  комплекса мер по переходу к рыночной экономике, прежде всего в области финансовой стабилизации и укрепления денежной системы.

 

 

 

МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

 

В рыночной экономике, как  свидетельствует зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно ее сделать умеренной и управляемой. Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику. Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции.

Многообразные негативные социальные и экономические последствия  инфляции заставляют правительства страны проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть косвенные и прямые.

Косвенное регулирование (косвенные методы) включает меры, воздействующие на спрос и предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности, и не затрагивающие напрямую уровень цены, среди которых:

1. антимонопольное законодательство;

2. поддержка малого предпринимательства;

3. разгосударствление и приватизация;

4. снижение бюджетного дефицита;

5. налоговая политика;

6. дотации и субсидии и другие.

Прямое регулирование (прямые методы) осуществляется путем введения регулируемых цен, таких как:

1. фиксированной цены;

2. предельных цен, которые устанавливаются через:

-«ценовой потолок»;

-«ценовой пол»;

-«коридор цен».

При помощи прямых методов  государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести: регламентирование порядка определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничение нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.

К косвенным относятся  методы, при помощи которых государство  регулирует поведение объектов, участвующих  в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкурентной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о "разумной" политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, осуществление инвестиций с целью снижения издержек и цен на государственных предприятиях.

Вместе с тем, государство  использует и такие косвенные  методы, как «цены вмешательства», «цены поддержания», введение количественных ограничений на импорт, установление «рекомендательных» цен, проведение закупок  и буферные запасы во время спада цен и распродажа товаров из запасов в периоды роста цен и др.

Государство может оказывать  воздействие на цены, вводя или  отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налогами, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили.

Фиксирование цен или  установление пределов их повышения  имеет место при регулировании цен на продукцию естественных монополий (важнейший фактор поддержания низкого уровня инфляции и создания условий для экономического роста), а также на промышленную продукцию, обеспечивающую экономическую безопасность страны. Надо отметить, что фиксирование цен используется в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.

В двух случаях государственное  вмешательство может увеличить  общее благосостояние производителей и потребителей на конкурентном рынке. Во-первых, когда действия потребителей либо производителей приводят к издержкам или выгоде, не являющимся частью рыночной цены. Такие издержки или выгоды называют внерыночными эффектами, потому что они являются внешними по отношению к рынку. Примером внерыночного эффекта служат издержки общества в связи с загрязнением окружающей среды производителями промышленных химикатов.

Трудности рынка –  второй случай, когда государственное  вмешательство может благоприятно сказаться на состоянии свободно функционирующего конкурентного рынка. Трудности рынка означают, что рыночные цены не отражают истинного положения потребителей и производителей. Например, трудности на рынке могут возникнуть, когда потребители не получают достаточной информации о качестве или происхождении товара и, следовательно, не могут правильно принять максимизирующее полезность решение о покупке. В таком случае государственное вмешательство может оказаться желательным.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее эффективным в условиях перехода к рыночной экономике будет такое сочетание методов регулирования цен, при котором:

  1. прямое регулирование будет применяться только в исключительных случаях, где косвенные методы не эффективны (топливно-энергетическая и другая стратегически важная продукция);
  2. наиболее распространенным инструментом государственного регулирования цен будут косвенные методы;
  3. на большей части рынка будут устанавливаться свободные рыночные цены.

С точки зрения интересов  общества, борьба с инфляцией может  привести к значительным потерям в народном хозяйстве.

В целях борьбы с инфляцией  правительство может использовать политику регулирования доходов, непосредственно  влияя на уровень зарплаты и цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С проблемой высокой  инфляции сталкивались практически все страны мира, и каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и много общего.

Как известно, инфляция является одним  из важнейших параметров функционирования любой экономической системы. Его регулирование не всегда приводит к положительным и однозначным результатам по причине того, что в области инфляции до сиих пор нет единой, универсальной теории, позволяющей применять ее ко всем случаям.

Информация о работе Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия