Инфляция и антиинфляционная политика в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – найти пути решения проблем роста инфляции и падения уровня жизни.
Задачами курсовой являются: влияние инфляции на уровень жизни населения, антиинфляционная политика, меры по социальной защиты населения и динамика инфляции и показатели уровня жизни в Республики Беларусь и их анализ.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1.Уровень жизни и инфляции при формировании рыночной экономики…4
Инфляция. Сущность, виды и причины……………………………………………..4
Уровень жизни. Сущность, виды и взаимосвязь с инфляцией ………...8
Уровень жизни и инфляции при формировании рыночной экономики. Пути преодоления возможных последствий. Опыт зарубежных стран..12
Социально-экономический анализ уровня жизни и инфляции в РБ…..20
Динамика показателей уровн жизни и инфляции в РБ(2006-2010)……20
Антиинфляционная политика и деятельность по социальной защите в РБ…………………………………………………………………………...26
Пути снижения инфляции и улучшения уровня жизни населения…….33
Заключение…………………………………………………………………………………………………..38
Список использованных источников…………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 123.55 Кб (Скачать)

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы: рост благосостояния и улучшение условий жизни населения путем инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Достижение поставленной цели будет осуществляться через  реализацию следующих приоритетных направлений: 

развитие человеческого  потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и  увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение  качества образования;

радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых  наукоемких и высокотехнологичных  производств;  

стимулирование предпринимательства  и деловой инициативы;  

рост экспорта товаров  и услуг, сбалансированность и эффективность  внешней торговли;  

развитие импортозамещающих  производств;  

устойчивое развитие регионов;  

строительство качественного  и доступного жилья;  

повышение эффективности  агропромышленного комплекса.

Основными задачами социальной политики государства: повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

На основе совершенствования  экономических институтов и механизмов государственного регулирования будут  созданы стимулы для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно-государственного партнерства.

Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых  наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных  видов деятельности.

В развитии отраслей промышленности упор будет сделан на опережающее  развитие производств, выпускающих  продукцию с высокой добавленной  стоимостью: микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии, телекоммуникации, измерительное  и медицинское оборудование, освоение выпуска светодиодной техники.

Приоритетными направлениями  внешнеэкономической деятельности являются: повышение эффективности  экспорта, освоение новых внешних  рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг. Это позволит повысить экспорт товаров и услуг  более чем в 2,2 раза.

Данная программа не предусматривает, какими способами мы будем снижать  отрицательное сальдо, ведь увеличение экспорта в нашем случаи не означает уменьшение сальдо, далее программа  не учитывает, факт о том, что платежи  по внешнему долгу с 2011 года по 2014 год  увеличатся до 3221,1 млн. долларов.  Не написано о сокращении издержек. Не написано откуда будут поступать  основные денежные средства. Однако стоит  отметить, что правительство выбрала  правильный путь, что развивает наукоемкие предприятия, не имея ценных природных  ресурсов, наш главный ресурс это  наука. Далее хотелось бы отметить о  развитии импортозамещающей продукции, для нас это является одной из основных проблем и развитие малого и среднего безнеса, так как именно бизнес развивает экономику страны и приносит доход в казну государство по средствам налогов.

И рассмотрим ещё одну программу  касаемую денежно-кредитной политики Беларуси на 2011 год.

Основные цели и инструменты: обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам , к концу 2011 года ставка рефинансирования может составить 8 — 10 процентов годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору — 11 — 13 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках — 9 — 11 процентов годовых, обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно–кредитной политики.

Прогноз ситуации на 2011год: рост реального ВВП составит 109 — 110 процентов, реальных располагаемых денежных доходов населения — 108 — 109,5 процента, инвестиций в основной капитал — 116 — 117 процентов. Рост индекса потребительских цен составит 107,5 — 108,5 процента. Рост экспорта сложится на уровне 116 — 116,4 процента, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составит 8,9 — 9 процентов к ВВП. Основными источниками обеспечения положительного сальдо платежного баланса на уровне не менее 1,2 млрд. долларов США в 2011 году станут прямые иностранные инвестиции в экономику на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в объеме 6,4 млрд. долларов США.

Вывод из данной программы  можно сделать такой, что основной упор в 2011 году будет делаться на национальную валюту и поддержание конкурентоспособности  её на мировом рынке и сделать  её более привлекательной для  населения, это хорошо, что населения  начнет доверять национальной валюте и приносить её в банк. Однако хотелось бы перейти к прогнозным данным особенно росту потребительских  цен, то есть инфляция составит по прогнозным данным 7,5-8,5% , но как мне кажется они глубоко заблуждаются делая такой прогноз. Отрицательное сальдо даже по прогнозам растет, хотя должно сокращаться, основной приток положительного сальдо являются чистые инвестиции, а не экспорт собственной продукции зарубеж.

Перейдем к рассмотру  социальной защиты населения в Республики Беларусь.

Основные принципы социальной политики белорусского государства


 

Принцип социальной справедливости находит свое выражение в адресной социальной политике проводимой руководством Республики Беларусь, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.

Планомерность государственного курса заключается и во всемерной  поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Социальные гарантии выражаются в:

-гарантиях равенства  мужчин и женщин в образовании  и трудовой деятельности;

-гарантиях права молодежи  на духовное, нравственное и физическое  развитие;

-гарантиях права на  труд, как наиболее достойный  способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания  жизнедеятельности человека;

-гарантиях справедливой  доли вознаграждения в экономических  результатах труда, но не ниже  уровня, обеспечивающего гражданам  и их семьям свободное и  достаточное существование;

-гарантиях права на  охрану здоровья, включая бесплатное  лечение в государственных учреждениях  здравоохранения;

- гарантиях права на  социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью  создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся  граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения.

Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Предполагается переход от общих  социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а  также определенных регионов. При  этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:

- инвалидам, одиноким  пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;

- многодетным, неполным  семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.

Ныне разработана стратегия "пилотного" проекта по реализации Концепции формирования единой программы  адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит  в защите наиболее уязвимых граждан  общества от неблагоприятных последствий  рыночных преобразований.

Приоритетной задачей  государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых  условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической  функций. В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи.

Наша страна  идет по пути поддержания населения достойного уровня жизни.  Как видим правительство  поддерживает всех нуждающихся и  перспективных молодых людей, заботится  о будущим, предоставляя льготы многодетным  семьям. Поэтому Беларусь занимает 56 место в рейтинге, по уровню жизни. Опережая Украину, Россию, Грузию и  даже некоторые страны евросоюза, таких  как Болгария и Румыния.


Вывод: Хочется отметить, что в антиинфляционной политике есть свои положительные стороны, однако ничего не сказано про то как снизить издержки, уменьшить сальдо и каким образом будем выплачивать внешний госдолг. Остается много вопросов о корректности данных программ и прогнозов. Рост ВВП конечно хорошо, однако, основная часть продукции не идет на экспорт или на внутренний рынок, а хранится на складах. Про социальную защиту хотелось бы сказать, что она находится на очень хорошем уровне,  идет поддержка многих сфер общества и населения, поэтому показателю наше правительство далеко ушло от многих стран соседок вперед. Конечно есть и тут свои недостатки, но они мелкие и устранимые, а какие именно будут написано чуть позже.  

 

2.3 Пути снижения инфляции и улучшения уровня жизни населения.

Как известно, чтобы преодолеть инфляцию, необходимо разработать какой-то комплекс мер по преодолению инфляции. Нельзя взять уже готовый проект какого либо государства. Необходимо учитывать  особенности каждой страны, можно  взять лишь за базу один из методов  преодоления инфляции, и на базе его строить свою систему.

На данный момент наша страна разрабатывает свою собственную  модель. Главная проблема нашей страны заключается в том, что она  является сборочным цехом. Это пошло  со времен СССР, на территории нашей  страны, сосредоточено множество  предприятий, таких как  Нафтан, Полимир, Беларуськалий, МАЗ и множество других. Но с одной стороны это хорошо, что столько крупных и мощных предприятий сосредоточены у нас. Однако только лишь Беларуськалий является единственным правильным предприятием, так как в Беларуси очень много калийных удобрений. И мой взгляд подтверждается цифрами, самая прибыльное предприятие на территории РБ является Белаурськалий с прибылью в 400млн. долларов США.  А на всех остальных предприятиях используется импортное, в большинстве своем, сырье.  Поэтому главная задача, которая стоит перед правительством, преодолеть импортозависимость нашей страны. Сократить использование импортных комплектующих в нашей продукции.

Программа разработанная  в 2010 году, включала и поддержание  курса национальной валюты к иностранной  в коридоре плюс/минус 8%.

Увеличение ставки рефинансирования по национальной валюты от 8-13%. Что должно призвать население вкладывать в  национальную валюту.

Основной приток для положительного сальдо, являются чистые инвестиции.

Данная политика, имеет  как свои плюсы так и минусы. Полностью поддерживаю политику странны в области импортозамещения.  Так как наша экономика очень  сильно связана с закупками сырья  за рубежом, поэтому достичь положительного сальдо нам тяжело. Так же согласен с увеличением ставки рефинансирования, это даст определенную мотивацию  во-первых прийти в банк, и во-вторых сделать вклад в бел. рублях.

Но главный минус, что  все равно государство делает упор, на инвестиции, займы. Для того что бы достичь положительного сальдо. Нам необходима достичь его за счет товаров, а не за счет чьих то инвестиций. Опять таки наше государство старается  жить не посредствам. Инвестиции конечно  это хорошо, но не известно во что  они вкладываются. Если у нас в  стране до сих пор нету предприятия  производящего пластмассу или шурупы. Все это надо закупать. Что и  повышает цену товара.

Считаю возможным снизить  темпы инфляции за счет мер, таких  как:

- принятия уровня курса  национальной валюты, по отношению  к иностранной, более высоким,  чем он есть на самом деле. Однако для определенных целей,  к примеру на лечение, курс  национальной валюты ставить  реальный, если у человека есть  объективная на то причина.  Так же разрешать покупать  валюту предприятиям, которые закупают  импортное сырье для производства, по реальному курсу.

- приведение доходов населения в соответствие с производительностью труда в экономике. Есть мнение экономистов, что при антиинфляционной политике, чтобы заблокировать инфляцию, необходимо увеличивать зарплату на 0,7, по сравнению с ростом цен, например если цены выросли на 100%, то зарплату необходимо поднять на 70%.

- сократить дотации предприятиям, за исключением некоторых пищевых  предприятий которые производят  детское питание и продукты  первой необходимости.

- либерализацию цен. 

- сократить дотации в  спорт. Отдать частным предпринимателям  данный сектор. В европе это  в основном так и существует. Например футбольные стадионы  находятся во владениях футбольных  команд, которые их модернизируют   и развивают спортивные школы,  за свой счет. Растят спортсменов  и развивают инфраструктуру.

- тратить иностранные  инвестиции в постройку новых  производств, в которых наша  странная нуждается и модернизацию  старого. 

- искать пути импортозамещения  сырья.

- поддерживать малый бизнес, который занимается производством  своей продукции, и искоренять  коммерсантов.

- вливать в сельское  хозяйство столько, сколько необходимо, для производства продукции внутреннего  пользования, так как сельское  хозяйства, не является ни в  одной стране рентабельным производством.

- повысить ставку рефинансирования,  что могло бы привлечь населения  вкладывать валюту в банки  в белорусских рублях.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в РБ