Инфляция и антиинфляционная политика в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – найти пути решения проблем роста инфляции и падения уровня жизни.
Задачами курсовой являются: влияние инфляции на уровень жизни населения, антиинфляционная политика, меры по социальной защиты населения и динамика инфляции и показатели уровня жизни в Республики Беларусь и их анализ.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1.Уровень жизни и инфляции при формировании рыночной экономики…4
Инфляция. Сущность, виды и причины……………………………………………..4
Уровень жизни. Сущность, виды и взаимосвязь с инфляцией ………...8
Уровень жизни и инфляции при формировании рыночной экономики. Пути преодоления возможных последствий. Опыт зарубежных стран..12
Социально-экономический анализ уровня жизни и инфляции в РБ…..20
Динамика показателей уровн жизни и инфляции в РБ(2006-2010)……20
Антиинфляционная политика и деятельность по социальной защите в РБ…………………………………………………………………………...26
Пути снижения инфляции и улучшения уровня жизни населения…….33
Заключение…………………………………………………………………………………………………..38
Список использованных источников…………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 123.55 Кб (Скачать)

Кроме того, в условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредиты. Интернационализация  производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные  валютные и кредитные отношения. Инфляция подавляет мотивы к высокопроизводительному  труду, обрекает производство на низкую эффективность и технологическую  отсталость.

Вывод:

Уровень жизни – это  уровень благосостояния населения, степень удволитворения  материальных, духовных и социальных потребностей населения, характеризующийся объемом  дохода на душу населения.

Для анализа влияние инфляции на уровень жизни населения используется не только уровень заработной платы и размеры текущих доходов, но и динамика цен на услуги, продовольственные и не продовольственные товары. В науке такой тип инфляции получил название открытой инфляции.

Хотелось бы отметить, что  при подавленной инфляции, то есть когда рост цен на товары и услуги могут нами не наблюдаться, происходит обесценивание денег, и как следствие  получаемый дефицит предложения, это  происходит при закрытой инфляции. Которая так же как и открытая, описанная ранее, снижает уровень  жизни.

 

 

 

1.3 Уровень жизни и инфляция при формировании рыночной экономики. Пути преодоления возможных последствий. Опыт зарубежных стран.

 

На данном этапе общественного  развития рыночная экономика – это  качественное состояние, тип функционирования экономической системы, базирующейся на всеобщности рыночных отношений  во всех звеньях и на всех стадиях  общественного воспроизводства  и регулирующих функциях государственных  структур. В рыночной экономике движение ресурсов предопределено состоянием платежеспособного  спроса, а деньги являются основным связующим средством взаимодействия. А Смит в своей работе "Исследование о природе и причинах богатства  народов" отмечал, что возникновение  рынка есть следствие естественной редкости экономических ресурсов, ограниченности производственных возможностей человека по сравнению с его потребностями. Обмен является связующим звеном между производством и обусловленным им распределением, с одной стороны, и потреблением – с другой. Наличие обмена между производителями свидетельствует о возможности возникновения рыночных отношений, так как в узком смысле слова рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и товарного обращения.

С точки зрения неоклассической  теории рынок представляет собой  инструмент для распределения экономических  ресурсов (рабочей силы и капитала) между разными сферами их применения, в конечном итоге осуществляемого  в соответствии с волей потребителя.

С точки зрения Лемишевского можно дать несколько определений  рыночной экономике исходя из её черт. Рыночная экономика – это есть товарное производство плюс обмен, функционирующий  по законам товарно-денежного обращения.  В этом случаи рыночная экономика  немыслима без опоры на товарное производство. При опоре на частную собственность - система хозяйствования, основанная на доминировании частной собственности. Если исходить из рациональности потребителя, что при ограниченном доходе рациональный потребитель попытается максимизировать собственную выгоду, то определение рыночной экономике можно записать, как система хозяйствования, для которой характерно стремление всех субъектов последовательно руководствоваться экономическими интересами.

Формирование рыночной экономики  — сложный, противоречивый процесс. Рыночная экономика может разрушительно  воздействовать на общественные структуры (вспомним мировой кризис 30-х годов XX в.), и тогда необходимо вмешательство  государства. Чрезмерное же огосударствление экономики вызывает обратную тенденцию.

Рынок как социальная форма  организации экономики, с одной  стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой —  порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый  рост цен.

Исходя из выше написанного, хочется сказать, что уровень жизни при формировании рыночной экономики снижается, по сколько при рыночной экономике происходит не контролируемый рост цен, предприятия стараются максимизировать прибыль, их не интересует каким образом это будет достигнуто. В рыночной экономике никто не думает о социальных нуждах, так как это не способно приносить прибыль. Происходят слияние фирм, сговоры.

В итоге появляется инфляция и уровень жизни падает, так  как государство отдала бразды правления  рыночной экономике. Где главное  это максимизировать прибыль. В первую очередь страдают  социально-незащищенные лица, такие как пенсионеры. Поэтому при переходе государства на рыночную экономику, очень важно заложить основу, которая бы смогла защитить населения от инфляции и гарантировать достойный уровень жизни.

Поэтому рассмотрим основные задачи, которые должно соблюдать  государство при формировании рыночной экономике:

1) разгосударствление экономики,  приватизация, развитие предпринимательства;

2) формирование рынка  и его инфраструктуры, установление  хозяйственных связей рыночного  типа;

3) устранение организационных структур, сложившихся в рамках административно-командной системы и препятствующих развитию рынка;

4) постепенное ограничение  государственного контроля над  ценами, переход к свободному  ценообразованию;

5) осуществление жесткой  кредитно-денежной и финансовой  политики, направленной на ограничение  денежной массы в обращении;

6) создание сильной системы  социальных гарантий и поддержки  населения, облегчающей людям  адаптацию к условиям рыночной  экономики;

7) осуществление активной  структурно-инвестиционной политики, которая, опираясь преимущественно  на экономические методы, обеспечила  бы необходимые структурные сдвиги  в народном хозяйстве в направлении  социальной переориентации.

Хотелось бы отметить, что  государство должно отойти от рынка, но косвенно его регулировать путем  жесткой политики по отношению к  эмиссии денежной массы, и создание социальных гарантий.

Так же, мне бы хотелось выделить приоритетные задачи, которые должны поставить перед собой государства  при преодолении низкого уровня жизни.

- обеспечение устойчивого  экономического роста.

- повышение адресности  систем социальной защиты для  преодоления бедности в тех  зонных, где население не может  это сделать само.

- внедрение принципов  социального страхования, особенно  в пенсионной системе.

- повышение социальной  эффективности использования ресурсов, направляемых на развитие отраслей  социальной инфраструктуры.

Теперь можно рассмотреть  опыт зарубежных стран при преодолении  последствий, а именно преодоление  инфляции.

Преодоление инфляции - как основная цель денежно-кредитного регулирования возникает только в период расцвета монетаризма.

Основными инструментами антиинфляционного  регулирования, по мнению монетаристов, должны стать сокращение дефицита бюджета  путем снижения государственных  расходов и увеличения налогов, а  также контроль над кредитами.   Смещаются акценты и в приоритетных формах воздействия государства  на экономику. На первый план выходит  денежно-кредитное регулирование  как основной рычаг управления инфляционными  процессами. Основными целями денежно-кредитного регулирования того периода становятся динамика валютного курса, стабильность процентных ставок, уровень определенных денежных агрегатов.

Как показал  опыт, использование данных целей  как конечных оказалось малоэффективным. Например, из всех стран, использующих монетарное таргетирование, т.е. установление целевых темпов прироста денежной массы, только Германии удавалось достигать  заявленные ориентиры. Установленных  ориентиров роста денежной массы  немецкому Бундесбанку удавалось  достигать в основном за счет дифференциации размеров минимальных обязательных резервов на различные виды банковских депозитов (нормы обязательных резервов дифференцируются в зависимости  от сроков обязательств и от валюты обязательств банка). А также Бундесбанком активно использовался кредитный  контроль, включающий изменение стоимости  кредита, предоставляемого коммерческим банкам, и норму переучета векселей.

           Денежно-кредитная политика Великобритании  с приходом в 1979 г. 
администрации М. Тэтчер также исходя из монетаристских позиций. 
Основной целью была провозглашена борьба с инфляцией, а основными 
инструментами ограничительная    денежно-кредитная    политика, либерализация валютного регулирования, снижение государственных расходов, ликвидация дефицита бюджета и погашение государственного долга. В качестве основной меры сдерживания роста инфляции было провозглашено монетарное правило: поддерживать равенство темпов прироста денежной массы и потенциального роста национального дохода. При этом предлагалось ограничивать темпы прироста денежной массы в несколько этапов, постепенно сокращая устанавливаемые пределы прироста денежных агрегатов. Центральным элементом экономической программы выступала среднесрочная финансовая стратегия, отличительной чертой которой являлась явная антиинфляционная направленность. Планировалось добиться устойчивого уровня цен посредством денежно-кредитного таргетирования. Финансовой политике отводилась подчиненная роль - она должна была способствовать достижению контрольных ориентиров прироста денежных агрегатов, посредством изменения уровня государственных расходов и прямого налогообложения.

Среди развивающихся стран Чили первой прибегла к инфляционному таргетированию. Прежде чем провести таргетирование инфляции, в Чили провели несколько  подготовительных мероприятий. В 1989 г. был разработан новый Закон о Центральном банке Чили, вступивший в силу в 1990 г. Закон наделил центральный банк независимостью и сделал одной из его конечных целей ценовую стабильность. Была достигнута сбалансированность налогово-бюджетной политики: с 1991 по 1997 г. государственный бюджет сводился с профицитом. После череды банковских кризисов в 80-х годах были введены новые стандарты банковского регулирования и надзора, по качеству сопоставимые со стандартами промышленно развитых стран. На инфляционные ориентиры стали полагаться только после успешного начального сокращения инфляции.

 

Так, сразу  после окончания войны Япония оказалась перед дилеммой: либо целиком  сосредоточиться   на   преодолении   тогдашней   гиперинфляции,   либо первоначально сосредоточить усилия на восстановлении разрушенного войной производства. Японское правительство выбрало второй путь. Восстановление производства проводилось путем предоставления последнему дешевых и целенаправленных кредитов особенно через образованный в 1947 г. Банк по финансированию восстановления (при угрозе жестких санкций предприятиям в случае не целевого использования кредитов). В результате к 1949 г., году проведения «шоковой терапии», японское промышленное производство по различным отраслям было восстановлено на 80-100%, В последующие годы японское государство играло огромную роль в проведении такой инвестиционно-структурной политики, которая способствовала формированию всего спектра отраслей, присущих индустриально-развитым странам, с все большим упором на приоритетное развитие наукоемких производств.

Во-вторых, это длительное сохранение жесточайшего государственного контроля за внешнеэкономической  и валютной деятельностью. Только в 1970-е годы, убедившись в конкурентоспособности своей промышленности и прочности национальной валюты, Япония постепенно отошла от подобного жесткого контроля. В-третьих, в Японии проводился бескомпромиссный курс на защиту национального капитала в сфере производства, банковском деле и других сферах. В связи с этим предпочтение отдавалось не столько импорту иностранного капитала, сколько импорту передовой иностранной технологии.

Таким образом, мы можем говорить о формировании в Японии по сути особой модели экономического развития, получившей название «планово-рыночной экономики». В стране была создана  своя модель государственного регулирования  на базе взаимодействия административного  аппарата и хозяйственной системы  частного предпринимательства. С помощью  этой системы вырабатываются и успешно  применяются различные методы воздействия  на хозяйственные решения частных  предприятий, связанные с инвестициями, научно-технической политикой, ценообразованием на важнейшие продукты и ресурсы и пр. Эти методы не подменяют рыночный механизм, а поддерживают, дополняют и корректируют его функционирование.

Вывод:

На основе всего изложенного  можно сделать вывод о том, что формирование рыночной экономики, влияет на уровень жизни и инфляции. Поэтому необходимо соблюдать условия  при формировании рыночной экономики. Например постепенный переход к  свободным ценам, создание социальных гарантий, осуществление жесткой  кредитно-денежной политики. Так же обеспечивать экономический рост, повышение  социальной эффективности использования  ресурсов, внедрение принципов социального  страхования. Это поможет преодолеть спад, уровня жизни, который возможно будет наблюдаться.  Особенно хотелось бы отметить опыт зарубежных стран  в преодолении инфляции. По моему  мнению в Республике Беларусь было бы уместно использовать метод применяемый  в Японии после войны, а именно сделать ставку на наукоемкое производство, жестко контролировать внешнеэкономическую и валютную деятельность, на некоторое время и после того, как валюта и уровень производства и уровень качества приблизится к мировому, снижать этот контроль, тем самым переходя на чистую рыночную экономику.

2.Социально-экономические  анализ уровня жизни и инфляции  в РБ.

2.1 Динамика показателей уровня жизни и инфляции в РБ(2006-2010).

Хотелось бы начать с рассмотрения динамики развития уровня жизни. Как мною сказано ранее, уровень жизни включает в себя уровень дохода на душу населения, покупательскую способность, уровень потребления благ и услуг, показатели образования и медицины.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в РБ