Инфляция и антиинфляционная политика: содержание, виды, механизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:35, контрольная работа

Краткое описание

Цель моей работы заключается в том, что бы показать насколько опасно обесценивание денег для экономики страны.
Задачи работы:
выявление основных причин инфляционного роста цен;
рассмотрение особенностей различных видов (или уровней) инфляции в исторической динамике;
представление основных методов и средств борьбы с инфляцией, используемых в политико-экономической практике (антиинфляционная политика государства);
анализ экономических и социальных последствий инфляции.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы инфляции.
Сущность инфляции и причины ее возникновения.
Виды инфляции и механизм их действия.
Открытая и подавленная инфляция.
Социально-экономические последствия инфляции.

Глава II. Антиинфляционная политика.
2.1 Варианты антиинфляционной политики.
2.2 Антиинфляционные политика и антиинфляционные действия, предпринимаемые в России.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

    На  первый взгляд похоже, что в случае открытой инфляции потребитель находится  в значительно лучшем положении. Товарного голода он не ощущает, и  если государство, внимательно наблюдая за ростом цен, своевременно организует соответствующее повышение доходов, то вроде бы потребитель ничего не теряет. На самом деле благосостояние все равно снижается.

    1. При любой системе компенсации дополнительные выплаты все равно отстают от темпов роста цен. Существуют простые обстоятельства технического порядка, не позволяющие доходам расти так же быстро, как и ценам. Чем больше запаздывание, тем ощутимее воздействие инфляции на текущее потребление.

    2. Предугадать будущее повышение цен, особенно когда в экономике идет неуправляемая инфляция, крайне сложно. Поскольку правительства, озабоченные бюджетными проблемами и старающиеся сэкономить на любых статьях расходов, обычно склонны недооценивать степень инфляционной опасности, постольку противоинфляционная компенсация редко бывает достаточной. Естественно, в таком случае падения уровня жизни не избежать.

    3. Как было сказано выше, подобная компенсация в принципе не может быть полной. В обстановке инфляции издержек государству не остается ничего иного, кроме компромиссных решений, когда противоинфляционные доплаты не полностью покрывают потери от роста цен. Понятно, что при любом таком компромиссе происходит уменьшение реальных доходов.

    От  инфляции сильно страдает и производство. По мере нарастания подавленной инфляции у предпринимателей и у самих рабочих пропадают стимулы к труду.

  1. Цены диктуют не рыночные механизмы, а директивы, указывающие, какой размер прибыли должен иметь предприниматель, что, естественно, не стимулирует развитие производства и предложения.
  2. Подавленная инфляция приводит к нормированию и натуральному распределению. Поскольку увязать нормы с эффективностью труда невозможно, практикуются различные схемы уравнительного распределения, а следовательно, исчезает экономический интерес.

    Не  менее разрушительно влияет на производство и открытая инфляция. Инфляция прежде всего деформирует рыночный механизм, в частности, его центральное звено - систему свободных цен. Чем сильнее инфляция, тем больше она влияет на спрос и цены, тем меньше они отражают реальные потребности, их динамику. Это значит, что в инфляционной экономике цены перестают давать верные сигналы капиталовложениям, дезориентируют их.

    Как было сказано выше, в условиях открытой инфляции цены обычно растут быстрее  доходов. Таким образом, для предпринимателя, покупающего и рабочую силу, и материальные ресурсы, издержки, связанные с заработной платой, увеличиваются медленнее затрат на приобретение средств производства. Поэтому зачастую ему выгоднее держать в производстве устаревшее и сравнительно дешевое оборудование, чем заменять его новым и все более дорогим. В условиях открытой инфляции становится совершенно невыгодным производство с длительным сроком окупаемости. Это связано с тем, что при длительном производственном цикле прибыль от проданной продукции почти полностью уходит на закупку вздорожавшего сырья; конечно, закупив подорожавшее сырье, предприниматель повысит цену на свою продукцию, но инфляция снова "съест" большую часть прибыли. В такой ситуации трудно спланировать цену продукции, особенно когда темпы инфляции неконтролируемы. К этому добавляется еще и эффект инфляционного налогообложения.

    И наконец, пожалуй, самый главный  вред инфляции заключается в том, что неуправляемая инфляция делает плохо управляемым все народное хозяйство.

    Организуя регулирование рыночной экономики, государство, как мы знаем, полагается в основном на косвенные методы (налоги, субсидии, процент за кредит Центрального банка и другие). Объектами воздействия становятся денежные параметры экономической деятельности предприятия, потребителя, банка - доход, прибыль, сбережения и т. п. Понятно, что такое управление может принести желаемые результаты только в том случае, когда денежная система достаточно устойчива. Дестабилизируя ее, инфляция автоматически снижает эффективность экономических регуляторов, порой даже делает нецелесообразным само их применение, подталкивает государство к использованию других, административных способов воздействия. Иными словами, инфляция обесценивает не только деньги, но и всю систему регулирования рыночного хозяйства. Что же касается гиперинфляции, то она порой не оставляет государству никакой альтернативы, кроме ориентации на командное управление.

 

     Глава II. Антиинфляционная политика. 

    2.1 Варианты антиинфляционной политики. 

    1. Антиинфляционными можно считать только те меры, которые непосредственно нейтрализуют причины инфляции. Нельзя назвать антиинфляционными различные варианты компенсаций и других способов социальной защиты, так как они касаются не причин и механизмов инфляции, а лишь ее последствий.

    2. Бороться можно только с открытой инфляцией, подавленную же победить нельзя. Командование в сфере ценообразования не столько развязывает инфляционные узлы, сколько затягивает их еще туже. Таким образом, единственным методом борьбы с подавленной инфляцией является перевод ее в открытые формы.

    Как известно, особенность экономической  теории как науки заключается  в том, что все закономерности здесь носят вероятностный характер. Не существует точных экономических  рецептов, как достичь определенной экономической цели. В конкретной ситуации экономические рецепты видоизменяются тем или иным образом. Такая ситуация связана с огромным количеством действующих в экономике субъектов. Нельзя полностью учесть абсолютно все факторы, влияющие на данный экономический процесс. Сказанное в полной мере можно отнести и к проблеме антиинфляционной политики. Не существует какого-то точного алгоритма действий по ликвидации инфляции, в каждой конкретной ситуации нужен какой-то свой набор мер.

    Следует заметить, что полностью искоренить инфляцию практически невозможно, можно лишь удерживать ее темпы в каких-то приемлемых пределах. Ведь чтобы победить инфляцию, понадобилось бы устранить все причины инфляции, целиком разрушить ее механизмы. Трудно, однако, вообразить экономику, в которой всегда поддерживается равновесие бюджета, отсутствуют любые структурные аномалии производства, включая те, что связаны с деятельностью военно-промышленного комплекса, не остается места монополиям. Избавление от инфляции потребовало бы полного прекращения краткосрочного регулирования экономики, в частности, отказа от использования инструментов денежной политики в целях воздействия на процентные ставки, курс акций, инвестиции и производство, без которого, подчеркнем, не обходится сейчас ни одно рыночное хозяйство. И в США, и в Англии, и в других странах продолжают проводить краткосрочную денежную политику, а значит, остаются все инфляционные эффекты.

    В современной экономической науке  существует два основных направления  антиинфляционой политики: дефляционная политика (или "регулирование спроса") и "политика доходов". Дефляционная политика бывает обычно эффективной при инфляции спроса, а "политика доходов" - при инфляции издержек.

    Дефляционная  политика охватывает методы по ограничению  денежного спроса через кредитно-денежный и налоговый механизмы (снижение определенных статей государственных расходов, повышение процента за кредит). 

    2.2 Антиинфляционные  политика и антиинфляционные  действия, предпринимаемые  в России. 

    Опыт  борьбы с инфляцией в России показывает, что большая часть мероприятий основывается в основном на “книжных” примерах, тогда как успех в борьбе с этим злом возможен только лишь при учете тонких особенностей ситуации. Так, к примеру, сжатие денежной массы - тот самый пресловутый монетаризм в разных странах приводит к диаметрально противоположным результатам. В одних странах уменьшение наличных денег в обороте снижает инфляцию, в других - повышает. Тонкость борьбы с инфляции заключается именно в том, чтобы правильно уловить и использовать именно те, обусловленные местом и временем явления.

    Несмотря  на “табу”, установленное Российским правительством на признание факта  гиперинфляции она реально существует. Россия, несмотря на всю ее неординарность и уникальность существует во вполне конкретном мире, экономические процессы которого описаны сотни и тысячи раз. Учебники по economics называют цифру гиперинфляции на уровне 50-200% в год. В России темпы инфляции в первом полугодии составили 17-20% в месяц или около 800% в год. Это-гиперинфляция, все признаки совпадают. Попытки правительства аппелировать к “стабильному” курсу доллара могут обмануть лишь обывателя.

    Как известно, четко выделить какой из видов инфляции имеет место невозможно так как они сильно переплетены  между собою. В случае инфляции издержек цены растут по причине желания производителей продать свою продукцию по более высоким ценам, а при инфляции спроса покупатель продукции стремится потратить деньги как можно скорее. Очевидно, что оба эти случая имеют место в нашей действительности. Большинство экономистов считают, что используя лишь один рычаг - регулятор денежной массы от инфляции избавиться невозможно.

    Методы  борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется  следующая закономерность - чем кризиснее  ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.

    Косвенные методы не могут работать в нашей  экономике на полную мощность по причине  ее недостаточной “рыночности”. Полноценный  рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а соответственно центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг.

    Практика  прямого регулирования денежной массы широко распространена на западе. США неоднократно в 60х - 70х годах неоднократно замораживали цены на многие товары. Полтора десятилетия после второй мировой войны понадобилось странам западной Европы для начала либерализации цен, да и то неполной. Франция полностью либерализовала цены на внутреннем рынке лишь в 1986 году. Ф. Рузевельт выводил США из глубочайшего кризиса 30х путем жесточайшего государственного регулирования экономики. В большинстве стран существовали специальные законы, ограничивающие доходы от торгового посредничества.

    Нормализация  валютного курса является абсолютно  необходимой для прекращения  всевозможных неэквивалентных международных  торговых операций. реально оценивая возможности регулирования валютного  курса за счет интервенций центрального банка следует сказать, что надежд на успех такой политики практически не существует. Очевидно, что курс доллара растет скачкообразно - в некоторый момент Центробанк не имеет возможностей сдерживать курс и его как бы “прорывает”. Последнее время Центробанк научился использовать кризисные политические моменты для таких скачков. До тех пор, пока иностранная валюта не будет использоваться лишь для удовлетворения импорта и других текущих платежей политика “игры на понижение” обречена на поражение.

    Главной задачей стабилизации на новом этапе становится реальное оздоровление производства, создание условий сохранения и воспроизводства капитала в реальном секторе экономики.

    Антиинфляционная  политика требует поэтапного проведения мер. В их числе:

    1. Подъем национальной экономики, оживление инвестиций.

    2. Оздоровление бюджетов всех уровней, снижение налоговых ставок и упрощение их сбора; лимитирование внутреннего государственного долга, “расшивка” неплатежей.

    3. Повышение коэффициента монетизации хозяйства, очищение денежного оборота от суррогатов, лимитирование эмиссии денег.

    4. Санация и реструктуризация банковской системы, и переориентация деятельности банков со спекулятивных фондовых и валютных операций на обслуживание производственного сектора экономики; разработка реальных гарантий в целях страхования рисков банков и вкладчиков, усиление банковского надзора.

    5. Оздоровление фондового рынка и контроль за его деятельностью.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика: содержание, виды, механизмы