Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение государственного кредита в финансовой системе государства, определение его роль в бюджетном процессе, рассмотрение проблем и путей совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь.
В работе поставлены следующие задачи:
 раскрыть понятие государственного кредита,
 определить виды государственного кредита,

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 72.84 Кб (Скачать)
  • краткосрочные займы - срок погашения до 1 года;
  • среднесрочные займы - срок погашения до 5 лет;
  • долгосрочные займы - срок погашения более 5 лет.

По методу размещения займы  подразделяют на:

  • добровольные займы;
  • займы, размещенные по подписке;
  • принудительные займы.

Каждому методу размещения займов соответствует  свой способ реализации. Облигации  добровольных займов свободно продаются  и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы распространяются среди кредиторов в силу постановления  правительства, предусматривающего строгую  ответственность за уклонение от покупки облигаций. Займы, размещаемые  среди населения по подписке с  рассрочкой платежа, формально являются добровольными. Однако их реализация сопровождается такой массово-политической компанией, которая делает их по существу обязательными. Это возможно в условиях тоталитарного  режима. В настоящее время в  нашей стране действуют только добровольные займы.

Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются  подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма  государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.) и  является важным каналом формирования финансовых ресурсов государства - обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных денежных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяет выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита. Эта форма кредитования осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформление безоблигационных займов. Безоблигационные займы являются, по существу, бессрочными. Они оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем непосредственного учета сумм на счетах соответствующих учреждений и в книге государственного долга. Сроки погашения таких займов заранее не оговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа и обязуется выплачивать проценты за весь период его действия. Очевидно, что процент по вкладам, хранящимся в сберегательных учреждениях, не может быть ниже официального уровня инфляции. Для большей активизации сберегательного дела начисляемый процент должен превышать этот уровень в целях обеспечения получения вкладчиком хотя бы минимального дохода. В нашей стране сейчас это достигается на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционирует в тоталитарном обществе. Она способствует развитию инфляционных процессов, что особенно опасно в условиях жесткого контроля за эмиссией денежных знаков со стороны демократически избранных органов. Поэтому полная нормализация отношений между государством и кредитной системой лежит на пути признания невозможности прямого заимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита.

Казначейские  ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности. В настоящее время в нашей стране эта форма активно не используется. Однако при коренной реформе отношений собственности сопровождаемой разгосударствлением и приватизацией хозяйственных структур, государство не может нести ответственность за финансовые результаты деятельности предприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Но при необходимости государственные органы могут оказывать финансовую помощь хозяйственным субъектам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на условиях возвратности, срочности, платности.

Отношения по линии казначейских ссуд не являются аналогом банковского кредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственной  власти и управления оказывают финансовую помощь на других условиях, по другим причинам и в иных целях. Казначейские ссуды  выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений  предприятий и хозяйственных  организаций в виду их особого  положения на рынке, не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки  жизненно важных для народного хозяйства  экономических структур.

Использование казначейских ссуд не означает, что безвозмездное бюджетное  финансирование в отношении государственных  хозрасчетных предприятий полностью  себя изжило. Оно сохраняет право  на существование, но как исключительная мера в порядке оказания финансовой помощи хозорганам, оказавшимся в  затруднительном положении ввиду  особенностей реализации производимой в интересах общества продукции, неблагоприятной хозяйственной  конъюнктуры, кризисных явлений  в экономике и т. п.

По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. В нашей стране созданы условия для возрождения гарантированных займов в связи с предоставлением местным органам власти, а так же отдельным хозяйственным структурам права проводить операции по заключению займов.

 

Международный государственный  кредит

 

Международный кредит – это движение ссудного капитала в сфере международных  экономических отношений, связанное  с предоставлением валютных и  товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и  заемщиков выступают банки, предприятия, государства международные финансовые институты. Условия международного кредита отражают его связь с  экономическими законами рынка и  используются для решения задач  экономических агентов. Развитие международного кредита было связано: с вывозом  производства за национальные границы; с международным разделением  труда; с глобализацией товарных и финансовых рынков.

Функции международного кредита выражают особенности движения ссудного капитала в сфере международных экономических  отношений. В их числе: перераспределение ссудного капитала между странами для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Тем самым кредит содействует выравниванию национальной прибыли в среднюю прибыль, увеличивая ее массу; экономия издержек обращения в сфере международных расчетов путем использования кредитных средств (тратт, векселей, чеков, переводов и так далее), развития и ускорения безналичных платежей; ускорение концентрации и централизации капитала благодаря использованию иностранных кредитов.

Роль международного кредита в  экономических процессах: оказывает  содействие интернационализации производства и обмена; оказывает содействие укреплению международных экономических связей; повышает экономическую эффективность  внешней торговли, стимулирует и  укрепляет рост мирового товарооборота; обеспечивает непрерывность международных  расчетов и ускоряет международный  оборот средств; является методом регулирования  платежных балансов; усиливает конкуренцию  между странами, поскольку используется, как орудие конкурентной борьбы за рынки сбыта. [2,с. 84]

Страны стремятся использовать побочный экономический маневр материальными  и финансовыми ресурсами для  организации высокоэффективного производства, в продукции которого заинтересован  и заемщик, и кредитор.

В результате, международный кредит способствует: преодолению различий в уровне экономического развития сотрудничающих стран; углублению международного разделения труда.

Погашение международного кредита  и уплата по нему процентов производится выручкой от экспорта товаров, для роста  которой такой вид кредита  чаще всего и используется. Возврат  международного кредита приводит к  снижению потребления у страны - заемщика и потенциальному росту  в стране - кредиторе.

Международный кредит традиционно  играл роль фактора, который главным  образом обслуживал внешнеторговые связи между отдельными странами. Во второй половине нашего столетия положение  стало все более меняться, и  к настоящему времени фактически уже сформировался международный  рыночный механизм кредита, который  опосредует не только сферу международной  торговли товарами и услугами, но и  процессы реальных инвестиций, регулирование  платежных балансов, обслуживание внешнего долга стран-дебиторов.

Традиционно международный кредит представлял собой предоставление валютных и товарных ресурсов предприятиям и финансовым институтам одной страны предприятиям, финансовым институтам и правительству другой страны на условиях возвратности, срочности и  платности. Кредиторами и заемщиками были представители двух разных стран. Источником финансирования товарного  кредита и перевода валютных ресурсов в этом случае всегда являлся национальный рынок капиталов. В современных  же условиях помимо национальных рынков капиталов важнейшим источником кредитных ресурсов стал собственно международный рынок капиталов, не имеющий непосредственно какой  либо национальной принадлежности.

Традиционной формой международного кредита является внешнеторговый кредит. Последний представляет собой важный фактор повышения конкурентоспособности товаров поставляемых на внешний рынок. Сегодня подавляющая часть машин и оборудования на мировом рынке продается как правило в кредит. Условия этого кредита - сроки, процентная ставка, сумма комиссионных, условия погашения, методы страхования рисков - существенно влияют на конкурентоспособность товара. Чем продолжительнее срок кредита, чем ниже его стоимость (проценты плюс комиссионные), чем больше льгот предоставляет при этом кредитор, тем при прочих равных условиях, выше конкурентоспособность товара на мировом рынке.

Старейшая форма внешнеторгового  кредита - фирменные кредиты. Преимущественно это ссуды, предоставляемые экспортером одной страны импортеру другой в виде отсрочки платежа или коммерческий кредит во внешней торговле. Фирменный кредит, сроки которого, как правило, колеблются в пределах от 1 до 7 лет, имеет ряд разновидностей: покупательский аванс, кредит по открытому счету. Фирменный кредит чаще всего реализуется посредством открытого счета.

Кредит по открытому счету осуществляется через банки импортера и экспортера. Между экспортером и импортером заключается долговое соглашение, по которому первый записывает на счет последнего в качестве его долга общую  стоимость отгруженных товаров  с учетом начисляемых процентов, а импортер, в свою очередь, обязуется  в установленный срок погасить сумму  кредита и выплатить проценты. При фирменном кредите импортер часто вносит так называемый покупательский аванс в размере, чаще всего, 10-20% стоимости поставки в кредит, что  представляет своего рода обязательства  принять поставляемые в кредит товары.

Вплоть до начала 60-х годов нашего века фирменные кредиты были преобладающей  формой внешнеторгового кредита  и по своему стоимостному объему более  чем в два раза превышали банковский экспортный кредит. Однако быстрый  рост международной торговли, необходимость  импорта взаимосвязанной продукции  сразу у нескольких поставщиков, увеличение сроков кредита продемонстрировали, что у фирменного кредита есть свои недостатки. Среди них, с точки  зрения импортера, наиболее существенными  являются: ограниченные сроки кредита, сравнительно небольшие объемы кредитования, жесткая привязанность импортера  к продукции фирмы поставщика. Поэтому с ростом масштабов и  диверсификацией международной  торговли доля фирменных кредитов в  общей сумме внешнеторгового  кредитования начала снижаться, все  более уступая место банковскому внешнеторговому кредитованию.

Банковский внешнеторговый кредит имеет с позиций импортера  определенные преимущества перед фирменным  кредитом: возможность некоторого маневра  в выборе фирмы поставщика определенной продукции; более длительные сроки  кредита; большие объемы поставок по кредиту; сравнительно меньшая стоимость  кредита.

Первоначально банки вышли в  сферу внешней торговли как кредиторы  фирм экспортеров. Поэтому такие внешнеторговые кредиты именуются кредитами поставщику.

Со временем национальные банки  страны фирмы экспортера стали осуществлять более гибкую политику внешнеторгового  кредитования: они стали предоставлять  кредиты непосредственно импортеру. За счет полученных от банка средств  импортер оплачивает поставки экспортера. Такой метод банковского внешнеторгового  кредитования получил наименование кредиты покупателю. Они для импортера более выгодны. Появляется возможность выбора фирмы поставщика, однако, пока что только в данной стране. Сроки кредита удлиняются, а его стоимость несколько снижается. При этом фирмы поставщики, устраненные от непосредственного участия в кредитования экспорта, не могут завысить цены кредита, что весьма типично при фирменном кредите и даже при кредите поставщику.

Информация о работе Государственный кредит