Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение государственного кредита в финансовой системе государства, определение его роль в бюджетном процессе, рассмотрение проблем и путей совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь.
В работе поставлены следующие задачи:
 раскрыть понятие государственного кредита,
 определить виды государственного кредита,

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 72.84 Кб (Скачать)

Таким образом, государственный кредит является одним из основных источников поступления средств в государственный  бюджет. Однако следует помнить, что, как и любой форме кредита, ему присущи принципы платности  и возвратности. Поэтому необходим  постоянный контроль со стороны государства  за ходом осуществления государственных  кредитных операций и анализом создавшегося государственного долга, а также  определение наиболее эффективных  методов управления государственным  кредитом.

 

 

1.2 Функции государственного  кредита

 

В экономической литературе рассматриваются  различные функции государственного кредита и государственного долга.

 Так, например, по мнению Глущенко  В.В. и Глущенко Н.Н. как финансовая  категория государственный кредит  выполняет две функции: фискальную и регулирующую. Фискальная функция государственного кредита состоит в том, что посредством кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Положительное действие фискальной функции государственного кредита состоит в более равномерном распределении налогового бремени во времени. Регулирующая функция государственного кредита охватывает: состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, производство и занятость. [18, c.54]

М.В. Романовский и О.В. Врублевская  рассматривают следующие функции  государственного кредита:

  1. Образование денежных фондов - привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности.
  2. Использование денежных фондов - функция, вытекающая из необходимости возврата привлеченных средств, который осуществляется как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования, т.е. погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам за счет средств, полученных от размещения новых обязательств.
  3. Контроль - функция государственного кредита, выражающаяся во влиянии на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении.

Кроме того, в своем учебнике эти  авторы отмечают еще и роль кредита, которая заключается в следующем:

  • в перераспределении финансовых ресурсов в процессе перелива капитала между сферами производства и обращения. На практике это выражается в том, что государство, являясь активным участником рынка капиталов и выступая на нем чаще всего в качестве заемщика, оказывает существенное влияние на уровень кредитной ставки, поскольку оказывается конкурентом для участников рынка, стремящихся привлечь кредитные ресурсы, и обусловливает изменение минимального уровня доходности для инвестиционных проектов в реальном секторе;
  • в повышении эффективности использования средств, обеспечивая максимально эффективное использование государственных средств при наличии «кассового разрыва» между моментами их поступления и использования как в случае недостатка, так и в случае избытка финансовых ресурсов;
  • в ускорении концентрации финансовых ресурсов, позволяя государству привлечь значительные финансовые ресурсы, в том числе для финансирования чрезвычайных расходов, в самое короткое время. [17, c.112]

В свою очередь  A.M. Бабич и Л.Н. Павлова выделяют три функции государственного кредита:

  1. Важнейшая функция - перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. Перераспределение осуществляется между: федеральными и региональными бюджетами; региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований; международными финансово-кредитными институтами федеральным бюджетом; иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами; федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами - резидентами и др.
  2. Регулирующая функция. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования средств, выделенных на возвратной и платной основе, выше, чем эффективность использования средств, выделенных на безвозвратной и бесплатной основе. Т.о. реализуя регулирующую функцию, государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.
  3. Функция учета, целевого и рационального использования кредита, выделяемого государством, и контроля за ним. Эти функции возложены на соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Контроль осуществляется по следующим направлениям: 1) За движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки; 2) за соблюдением условий кредитного договора; 3) за целевым использованием заемщиком выделенных средств; 4) за выполнением дополнительных обязательств, принятых субъектами РБ и органами местного самоуправления. [16, c. 176]

С.Н. Лушин и В.А. Слепов в своем  учебнике вообще не рассматривают функции  государственного кредита. [14]

По мнению С.Ф. Федуловой в основе дискуссий о функциях государственного кредита лежат спорные вопросы  сущности и функций финансов. В  основном в литературе рассматриваются  схожие функции финансов и государственного кредита. Такая позиция представляется правомерной, так как государственный  кредит представляет собой часть  финансовых отношений. Вместе с тем  он имеет и свои особенности.

 По мнению С.Ф. Федуловой  государственному кредиту присуща  перераспределительная функция,  так как с его помощью перераспределяются  доходы и накопления хозяйствующих  субъектов и населения и государства,  уже распределенные с помощью  финансов. В свою очередь процессы  распределения невозможны без  осуществления финансового контроля, поэтому второй функцией государственного  кредита является контрольная.  Практическое назначение этой  функции состоит в обеспечении  полноты и своевременности погашения  государственных обязательств, а  также эффективного использования  средств, привлеченных через систему  государственного кредита. [15, c.254]

В учебнике Л.А. Дробозиной, Л.П. Окуневой, Л.Д. Андросовой выделены следующие  функции государственного кредита:

    1. Распределительная. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности.
    2. Регулирующая. В данном случае упор делается на то, что государство может сознательно использовать государственный кредит как инструмент регулирования экономики, воздействуя на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок, на производство и занятость.
    3. Контрольная. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностями этой категории.[16, c. 56]

Нельзя не согласиться, что последняя  точка зрения является более обоснованной, она более полно и точно  отражает функции государственного кредита.

 

  1. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

 

Под отношений, которые выражает кредит. В истории нашего государства  широко использовались товарная и денежная формы формой кредита понимается внешнее  проявление содержания тех экономических государственного кредита.

Товарная  форма (хлебный и сахарный займы) применялась в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы советского рубля  на основе золотого обеспечения  (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита. [3, c.134]

 

Формы внутриэкономического государственного кредита

 

В системе кредитных отношений  внутренний государственный кредит выступает в следующих формах:

1. государственные займы;

2. обращение части вкладов населения  в государственные займы;

3. заимствование средств общегосударственного  ссудного фонда;

4. казначейские ссуды;

5. гарантированные займы.

 Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и др. Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечению определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.

 Государство устанавливает  нарицательную стоимость (номинальную  цену) облигаций. Она обозначается  на облигации и выражает денежную  сумму, предоставленную держателем  облигации государству во временное  пользование. Именно эта сумма  выплачивается владельцу облигации  в момент ее погашения и  на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций  для их держателей может быть  выше или ниже установленного  номинального процента. Это обусловлено  тем, что облигации продаются  по курсовой цене, которая отклоняется  от нарицательной стоимости. Данное  отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина дохода, выплачиваемого по займу, уровень ссудного процента, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумаги, привлекательность условий выпуска частных ценных бумаг, состояние хозяйственной конъюнктуры, степень доверия населения правительству.

Свободная котировка облигаций  государственных займов на фондовой бирже является механизмом учета  всех факторов, отражающихся на курсовой цене процентных бумаг. Функционирование полноценного фондового рынка, который  невозможен без высокой степени  ликвидности доходных бумаг, способствует преодолению негативного психологического фактора. Последний состоит в  настороженном отношении займодателей к государственным кредитным  операциям; он порожден отходом от требований законов развития фондового рынка  и нарушения государством своих  обязательств; принудительным распределением займов, резким ограничением ликвидности  ценных бумаг государства, замораживанием государственного долга и т.п.

Устранению известного недоверия  займодателей к кредитным операциям  государства способствует разнообразие условий выпуска займов по срокам. Если государство ориентируется  только на длительные кредитные операции, то это затрудняет вовлечение в покупку  облигаций свободных денежных средств  краткосрочного и среднесрочного характера, а также заставляет подумать потенциального кредитора о целесообразности вложения и долгосрочных сбережений.

Другим видом государственных  займов являются казначейские обязательства, которые отличаются от облигаций  целями выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи  облигаций направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные  цели. Средства от реализации казначейских обязательств направляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций  может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться  вообще. По казначейским обязательствам доход выплачивается в виде процентов. Облигации могут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства  имеют только ограниченный круг обращения  и реализации только среди населения.

Государственные внутренние займы  классифицируют по нескольким признакам.

По праву эмиссии  они делятся на выпускаемые:

  • центральным правительством;
  • республиканскими правительствами;
  • местными органами власти.

Широкое распространение получила практика выпуска государственных  займов центральным правительством. Задолженность республиканских  и местных органов власти является, как правило, незначительной.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:

  • только среди населения
  • среди юридических лиц
  • универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

В зависимости от формы  выплаты доходов выделяют:

  • процентные займы;
  • выигрышные займы;
  • процентно-выигрышные займы;
  • беспроигрышные займы;
  • беспроцентные (целевые) займы.

Владельцы долговых обязательств, процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг (без ежегодных выплат). По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей. Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части - в форме выигрышей. Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию. В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в нашей стране не выпускаются. Беспроцентные (целевые) займы не предусматривают выплату доходов держателям облигаций, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который пока полностью не удовлетворяется. Местные органы власти могут проводить целевые займы на строительство дорог, осуществление работ по охране окружающей среды, финансирование других мероприятий, в которых заинтересовано население административно-территориальной единицы.

По срокам погашения  займы делятся на:

Информация о работе Государственный кредит