Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 18:43, курсовая работа
Проблема государственного долга приобрела актуальность во второй половине ХХ столетия, когда государства были неспособные аккумулировать в бюджете достаточные финансовые ресурсы для выполнения своих функций и начали применять долговую политику. Она актуальна и по сей день.
Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают ко всё новым займам: покрывая старые долги, они делают еще большие новые. Таким образом, государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства страны владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.
Введение.
Глава 1. Теоретические вопросы государственного долга. 2
1.1. Сущность и виды государственного долга. 3
1.2. Методы и инструменты управления государственным долгом. 7
Глава 2. Состояние государственного долга РФ. 10
2.1. Внешний долг РФ. 10
2.2. Внутренний долг РФ. 12
Глава 3. Управление государственным долгом РФ. 14
3.1. Определяющие факторы и направления долговой политики РФ. 14
3.2. Перспективы погашения и необходимость привлечения зарубежного заемного капитала. 40
* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте
** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой
*** обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР и расчетов с Лондонским клубом кредиторов
2.2. Внутренний долг РФ
Объем государственного внутреннего долга РФ с учетом госгарантий на 1 января 2012 года составил 4,19 трлн руб., сообщил Минфин. На начало 2011 года этот показатель был равен 2,94 трлн руб. Таким образом, объем внутреннего госдолга за год вырос на 1,25 трлн руб., или на 42,5%. Из общей суммы долг в госбумагах составлял 3,55 трлн руб. (рост за год на 44%), объем госгарантий равнялся 0,64 трлн руб. (рост на 35%). Основная часть долга в госбумагах представлена облигациями с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) — 1,82 трлн руб., или 51% от общей суммы. На облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) приходится 1,08 трлн руб., или 31% долга.
Как видно из диаграммы, внутренний госдолг бурно растет третий год подряд. За 2009 год он увеличился на 40%, за 2010-й — также на 40%, за 2011-й — на 42,5%. В результате за три последних года его общая сумма почти утроилась — с 1,5 трлн руб. на начало 2009 года до 4,2 трлн руб. на начало 2012-го. Власти РФ по поводу этого утроения беспокойства не высказывают и, наоборот, гордятся невысоким уровнем задолженности по отношению к ВВП. На январском заседании президиума правительства премьер Владимир Путин отмечал, что общий госдолг России по состоянию на конец 2011 года составлял 10,4% ВВП, при этом на внутренний долг приходилось 7,9%, на внешний — 2,5%. В "Основных направлениях долговой политики РФ на 2012-2014 годы" Минфин отмечает, что даже после стремительного наращивания госдолга его размеры "будут выгодно отличать" Россию от развитых и развивающихся стран. У Японии госдолг равен 220% ВВП, у США — 92%, у Бразилии — 66%.
Так что обильно заимствовать государство намерено и дальше. Согласно закону о федеральном бюджете на 2012-2014 годы, внутренний долг на конец 2012 года должен составить 6,33 трлн руб., 2013-го — 7,87 трлн руб., 2014-го — 9,22 трлн руб. Таким образом, в ближайшую "трехлетку" этот показатель вырастет еще в 2,2 раза и с учетом внешнего долга достигнет 15,5% ВВП. Впрочем, при дорогой нефти планы заимствований могут быть сокращены. Такое случилось в 2011 году — в условиях профицитного бюджета Минфин в итоге занял на 300 млрд руб. меньше, чем предполагал. Кроме того, по признанию самого ведомства, умерить аппетит к займам может и неразвитость долгового рынка. В "Основных направлениях..." Минфин называет его "неподготовленным" и все еще имеющим "родимые пятна переходного периода". Эти "пятна" ведомство обещает выводить модернизацией рынка, улучшая его инфраструктуру, повышая ликвидность и расширяя круг инвесторов.
Газета "Коммерсантъ", №22 (4807), 08.02.2012
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации
| млн. рублей |
По состоянию на 01.05.2012 Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации - всего | 4 325 652,748 |
в том числе: государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации | 621 176,810 |
Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (млн. руб.)на 1 мая 2012 года | 3 697 596,281 |
Данные с сайта министерства финансов Российской Федерации.
Глава 3. Управление государственным долгом РФ.
3.1. Определяющие факторы и направления долговой политики РФ.
В планируемом периоде одновременно несколько факторов будут определять формы и масштабы государственных заимствований.
Фактор 1. Макроэкономические условия реализации долговой политики
В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 20122014 гг. реализация долговой политики в предстоящий период будет осуществляться в условиях ускорения темпов роста национальной экономики, постепенного снижения инфляции, умеренного роста цен на нефть и относительной стабильности курса рубля (Таблица 1).
Таблица 1. Основные макроэкономические показатели в 2012-2014 гг.1
Показатель | 2012 | 2013 | 2014 |
ВВП (млрд. руб.) | 57 532,0 | 63 436,0 | 70 409,0 |
Темпы роста ВВП к предыдущему году (%) | +3,5 | +4,2 | +4,6 |
Цена на нефть (долл./барр.) | 93,0 | 95,0 | 97,0 |
Инфляция (%) | 6,0 | 5,5 | 5,0 |
Курс руб./долл. США | 27,9 | 27,9 | 28,0 |
1 Здесь и далее в таблицах и графиках данные приведены по состоянию на конец периода.
Подавляющую часть нефтегазовых доходов бюджета планируется направлять на финансирование расходов и лишь незначительную долю - на пополнение Резервного фонда: в 2012 г. - 3,3%, в 2013 г. - 1,0%, в 2014 г. - 0%. Пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ) в предстоящий период не планируется. Динамика объемов суверенных фондов представлена на Графике 1.
График 1. Объем Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, млрд. руб.
Дефицит федерального бюджета сохранится на протяжении всего планового периода, увеличиваясь в абсолютном выражении в 2012-2013 гг. и снижаясь в 2014 г. В относительном выражении в первые два года дефицит составит 2,7% ВВП, а в 2014 г. снизится до уровня 2,3% ВВП.
17
Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2012-2014 гг. выступят государственные заимствования. При этом планируется, что в среднем на 90% дефицит будет покрываться за счет государственных внутренних заимствований, объем валового привлечения по которым составит свыше 2 трлн. руб. ежегодно (Таблица 2).
Таблица 2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2012-2014 гг., млрд. руб.
Показатель | 2012 | 2013 | 2014 |
Дефицит федерального бюджета | 1 570,5 | 1 744,3 | 1 648,4 |
Государственные заимствования, в том числе: | 1 592,3 | 1 601,7 | 1 626,1 |
привлечение | 2 181,7 | 2 284,0 | 2 474,1 |
погашение | -589,4 | -682,3 | -848,0 |
Государственные внутренние заимствования, в том числе: | 1 459,0 | 1 465,7 | 1 486,2 |
привлечение | 1977,9 | 2082,2 | 2273,6 |
погашение | -518,9 | -616,5 | -787,4 |
Государственные внешние заимствования, в том числе: | 133,3 | 136,0 | 139,9 |
привлечение | 203,8 | 201,8 | 200,5 |
погашение | -70,5 | -65,8 | -60,6 |
Использование Резервного фонда | -164,0 | -51,4 | 0,0 |
Использование ФНБ | 7,5 | 10,0 | 10,0 |
Приватизация | 276,1 | 309,4 | 300,0 |
Исполнение государственных гарантий Российской Федерации | -120,2 | -85,8 | -248,7 |
Фактор 2. Низкий уровень государственного долга
По состоянию на 1 июля 2011 г. объем государственного долга Российской Федерации составил 4,6 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг - 3,6 трлн. руб., государственный внешний долг - 36,8 млрд. долл. США (эквивалентно 1,0 трлн. руб.). В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2014 года уровня 12 трлн. руб. или 17% ВВП. При этом объем внешних обязательств государства вырастет почти в 2 раза, составив около 2,0 трлн. руб., внутренних - в 2,8 раз, достигнув почти 10 трлн. руб. (График 2).
График 2. Динамика объема государственного долга Российской Федерации
Низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от значительного большинства как развитых стран, так и государств формирующихся рынков (График 3). При этом, однако, кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами (ВВВ с позитивным прогнозом от РйсЬ, Ваа1 со стабильным прогнозом от Мооёу'8 и ВВВ со стабильным прогнозом от З^апёагё&Роог'в), свидетельствуют о том, что наша страна явно недооценена.
17
График 3. Долговая нагрузка и кредитные рейтинги некоторых стран
Исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально- экономического развития Российской Федерации в 2012-2014 гг., и с учетом планируемых объемов заимствований, в предстоящий период значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации будут по-прежнему вне опасных зон (Таблица 3).
Вместе с тем, по ряду параметров имеющийся «запас прочности» не может рассматриваться как безусловный в плане обеспечения долговой устойчивости Российской Федерации. Во-первых, темпы роста государственного долга и, соответственно, расходов на его обслуживание являются весьма высокими (График 4). Так, по сравнению с 2008 годом в 2011 году расходы на обслуживание государственного долга Российской
2 Кредитные рейтинги стран указаны в следующей последовательности: по версии РйсЬ, Моойу'к и 81апйаМ&Роог'§.
- 22 -
Федерации вырастут в абсолютном выражении в 2,3 раза или в 1,4 раза в процентном отношении к расходам федерального бюджета.
Таблица 3. Показатели долговой устойчивости Российской Федерации (бюджетная позиция)
№ п/п | Показатель | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | Пороговое значение |
1 | Отношение государственного долга Российской Федерации к ВВП | 11,2 | 14,1 | 16,1 | 17,0 | 25% |
2 | Доля расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в общем объеме расходов федерального бюджета | 3,2 | 3,6 | 4,0 | 4,5 | 10% |
3 | Отношение расходов на обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета | 8,2 | 9,7 | 10,4 | 11,8 | 10% |
4 | Отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета | 58,0 | 76,3 | 87,7 | 94,5 | 100% |
5 | Отношение государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг | 8,7 | 10,9 | 12,5 | 13,2 | 220% |
6 | Отношение расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,7 | 25 |