Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:29, курсовая работа
Цель курсовой работы- это изучение государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Задачи исследования состоят в том, чтобы познать этапы развития государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, установить основные принципы, функции, цели, и органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, рассмотреть формы и методы государственного регулирования ВЭД и выявить направления совершенствования государственного регулирование ВЭД в России.
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. История развития государственного регулирования внешнеэкономической деятельности………………………………….……...6
1.1. Дореволюционный этап в развитии внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………….6
1.2. Советский этап как этап развития внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………….7
1.3. Перестроечный этап в развитии внешнеэкономической деятельности…………………………...…………………………………...9
1.4. Современный этап в развитии внешнеэкономической деятельности……………………….......…………………………….…....12
Глава 2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: основные принципы, функции, цели и органы……………………………………………………………………………15
2.1. Основные принципы ……………………………………………….....….15
2.2. Функции и цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ………………………………….…..…..18
2.3. Органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ……………………………………………………………….……20
2.4. Формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности………………………….………..……...28
Глава 3. Направления совершенствования государственного регулирования ВЭД в России………………………………………………....33
Заключение……………………………………………………………………...37
Список литературы………………………………………………………….…40
Таможенные формальности. В их основе лежит таможенный кодекс таможенного союза, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства. Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одним из самых эффективных методов регулирования ВЭД8.
Контингентирование и
лицензирование. Контингентирование экспорта
и импорта - это количественные или
стоимостные ограничения
Лицензирование - это система письменных разрешений выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее реализации, но не более, чем на один год.
Контингентирование
Антидемпинговые процедуры. Они представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий.
Ценовые преференции. Их
устанавливают в
Технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по поверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Особое место в ряду нетарифных занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения.
Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, традиционным показателям.
Таким образом, с целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их использования соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.
Глава 3. Направления совершенствования государственного регулирование ВЭД в РФ
Внешнеэкономическая деятельность играет значительную роль в стабилизации экономического развития страны. Однако участие России в международном разделении труда и выход на внешний рынок нескольких сотен тысяч российских экспортеров и импортеров не принесли ожидаемого эффекта в виде пополнения бюджета, развития промышленности и улучшения инвестиционного климата. Либерализация внешней торговли не стала фактором развития внутреннего производства, а наоборот, обеспечила зарубежные страны энергоносителями и рынком сбыта, лишая российскую экономику необходимых финансовых ресурсов из-за легального и нелегального вывоза капитала. Несмотря на относительно благополучное положение российских экспортеров энергоносителей, им не хватает средств на развитие и модернизацию производства, что выражается в снижении добычи нефти и газа и замедлению, и даже прекращению, разведки новых месторождений, что является прямой угрозой экономической безопасности страны. Итогом либерализации торговли явилась зависимость России от импорта продовольствия.
При определении роли государства в регулировании импорта следует иметь в виду, что импорт, прежде всего, удовлетворяет спрос населения и в некоторых отраслях компенсирует недостаток отечественной продукции. За период либерализации импорта отечественный потребительский рынок стал практически монополизирован иностранными производителями, ситуация начала меняться лишь после значительной девальвации рубля, что снизило конкурентоспособность иностранных товаров по цене. В такой ситуации необходимо усилить государственное влияние на импорт с целью поддержки отечественных производителей, в то же время не лишая их конкуренции со стороны иностранных товаров. При этом в целях обеспечения защиты от импортной интервенции следует всесторонне поддерживать отечественных производителей, а именно, необходимы: государственная поддержка промышленных предприятий в виде налоговых льгот и льготных кредитов; регулирование цен на продукцию естественных монополий; государственная поддержка прикладных исследований и приоритетных направлений в области фундаментальных исследований; жесткий финансовый и валютный контроль за деятельностью предприятий, занимающихся ВЭД; реформы в таможенной политике по отмене всех импортных льгот по уплате таможенных пошлин по товарам, которые Рoссия способна производить сама с одновременным снижением пошлин на сырье для российских производителей, которое невозможно произвести в России. Таким образом, импортные товары, хотя и иногда превосходящие российские по качеству, будут дороже отечественных, что создаст спрос на российскую продукцию и даст возможность предприятиям за счет вырученных средств осуществлять совершенствование продукции и улучшение ее качества; защита сельского хозяйства путем ограничения, в том числе, с помощью лицензирования и стандартизации, ввоза импортных продуктов питания, которые Россия способна производить сaма. Благодаря этому на рынке образуется ниша для отечественных производителей сельской продукции.
Российским экспортерам также требуется поддержка государства. Основные направления этой поддержки могут быть следующими: укрепление производственной базы экспортеров; стимулирование экспорта готовой продукции, т. е. селективная поддержка экспортеров, которая может выражаться в помощи государства в налаживании, расширении и модернизации производства наукоемкой продукции, помощь в реализации проектов кооперационного сотрудничества с иностранными партнерами, включая франчайзинг и выполнение НИОКР по заказу иностранных фирм; снижение уровня импортного обложения (пошлинами и НДС) сырья и товаров, используемых при производстве экспортной продукции в случае, если они не могут быть произведены на территории РФ; защита со стороны государства интересов российских экспортеров за рубежом через торговые представительства; кредитование и страхование экспортных операций, которое позволит не только оказать помощь экспортерам в случае обоснованного неполучения или недополучения валютной выручки, но и станет источником дохода государства в результате использования страхового фонда с использованием опыта страховых компаний; финансирование участия экспортеров в международных выставках и ярмарках, продвижение российских товаров на мировой рынок через торговые представительства.
Таким образом,
для совершенствования
Заключение
История развития государственного регулирования ВЭД условно делится на четыре этапа: дореволюционный (до 1918 г.), советский (1918-1986 гг.), перестроечный (1986-1991 гг.), современный этап (с 1991 г.).
Основные принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ состоят в единстве внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики, в единстве системы государственного регулирования и контроля за его реализацией.
Государственное
регулирование ВЭД имеет
Важная роль
в регулировании
С целью регулирования
внешнеэкономической
Государственная
Дума и Совет Федерации
Государственное
регулирование
Государственное
регулирование
К прямым
относятся административные
Косвенные или
экономические методы регулирования
являются более действенными и соответствующими
развитым внешнеэкономическим