Государственное регулирование ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы- это изучение государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Задачи исследования состоят в том, чтобы познать этапы развития государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, установить основные принципы, функции, цели, и органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, рассмотреть формы и методы государственного регулирования ВЭД и выявить направления совершенствования государственного регулирование ВЭД в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. История развития государственного регулирования внешнеэкономической деятельности………………………………….……...6
1.1. Дореволюционный этап в развитии внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………….6
1.2. Советский этап как этап развития внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………….7
1.3. Перестроечный этап в развитии внешнеэкономической деятельности…………………………...…………………………………...9
1.4. Современный этап в развитии внешнеэкономической деятельности……………………….......…………………………….…....12
Глава 2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: основные принципы, функции, цели и органы……………………………………………………………………………15
2.1. Основные принципы ……………………………………………….....….15
2.2. Функции и цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ………………………………….…..…..18
2.3. Органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ……………………………………………………………….……20
2.4. Формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности………………………….………..……...28
Глава 3. Направления совершенствования государственного регулирования ВЭД в России………………………………………………....33
Заключение……………………………………………………………………...37
Список литературы………………………………………………………….…40

Файлы: 1 файл

гос.регулирование ВЭД.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

Таможенные формальности. В их основе лежит таможенный кодекс таможенного союза, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства. Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одним из самых эффективных методов регулирования ВЭД8.

Контингентирование и  лицензирование. Контингентирование экспорта и импорта - это количественные или  стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

Лицензирование - это система письменных разрешений выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее реализации, но не более, чем на один год.

Контингентирование осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при этом общий объем  экспорта (импорта) по этим лицензиям  не должен превышать объема установленной  квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.

Антидемпинговые процедуры. Они представляют собой судебные и административные разбирательства  претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий.

Ценовые преференции. Их устанавливают в законодательном  порядке некоторые страны путем  определения минимальной разницы  в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют право размещать заказы на импортное оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен американских производителей как минимум на 6%.

Технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по поверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Особое место в ряду нетарифных занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения.

Одним из видов  технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, традиционным показателям. 

Таким образом, с целью регулирования ВЭД  органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их использования соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Направления совершенствования  государственного регулирование ВЭД  в РФ

 

 

 

Внешнеэкономическая деятельность играет значительную роль в стабилизации экономического развития страны. Однако участие России в  международном разделении труда  и выход на внешний рынок нескольких сотен тысяч российских экспортеров и импортеров не принесли ожидаемого эффекта в виде пополнения бюджета, развития промышленности и улучшения инвестиционного климата. Либерализация внешней торговли не стала фактором развития внутреннего производства, а наоборот, обеспечила зарубежные страны энергоносителями и рынком сбыта, лишая российскую экономику необходимых финансовых ресурсов из-за легального и нелегального вывоза капитала. Несмотря на относительно благополучное положение российских экспортеров энергоносителей, им не хватает средств на развитие и модернизацию производства, что выражается в снижении добычи нефти и газа и замедлению, и даже прекращению, разведки новых месторождений, что является прямой угрозой экономической безопасности страны. Итогом либерализации торговли явилась зависимость России от импорта продовольствия.

За последние  десятилетия роль внешнеэкономической  деятельности в развитии мировой  экономики существенно возросла. В результате рыночных преобразований значительно повысилось значение внешнеэкономической деятельности и в российской экономике. Тенденции ее развития во многом определяют настоящее и будущее российской экономики, условия жизни населения страны.

Во-первых, внешний  рынок открывает менее развитым странам широкие возможности для включения их в международную специализацию и кооперирование, что позволяет обеспечить рост производительности труда и качества продукции.

Во-вторых, международное  сотрудничество способствует ускорению  НТП благодаря использованию передового зарубежного опыта, закупке новых машин, лицензий, оборудования.

В-третьих, мировой  рынок позволяет повысить материальное благосостояние народа путем совершенствования  собственного производства и увеличения на этой основе производства материальных благ, а также путем закупок продовольствия и, товаров народного потребления, производство которых в стране неэффективно или отсутствует.

Говоря о  путях совершенствования государственного регулирования ВЭД, необходимо отметить стратегическое направление развития роли государства во ВЭД, а именно: повышение роли государства в организации и осуществлении ВЭД в кризисные, переходные и стабилизационные периоды. Однако это означает не возврат к государственной монополии на осуществление ВЭД, а укрепление организующих и контролирующих его функций. Таких, как поддержка и развитие конкурентных преимуществ России в таких областях, как продукция аэрокосмической, военной промышленности, увеличение экспорта продукции высокой степени переработки, а также привлечение прямых иностранных инвестиций с целью увеличения экспорта продукции, создания новых рабочих мест, пополнения бюджета и снижения оттока капитала.

При определении  роли государства в регулировании  импорта следует иметь в виду, что импорт, прежде всего, удовлетворяет спрос населения и в некоторых отраслях компенсирует недостаток отечественной продукции. За период либерализации импорта отечественный потребительский рынок стал практически монополизирован иностранными производителями, ситуация начала меняться лишь после значительной девальвации рубля, что снизило конкурентоспособность иностранных товаров по цене. В такой ситуации необходимо усилить государственное влияние на импорт с целью поддержки отечественных производителей, в то же время не лишая их конкуренции со стороны иностранных товаров. При этом в целях обеспечения защиты от импортной интервенции следует всесторонне поддерживать отечественных производителей, а именно, необходимы: государственная поддержка промышленных предприятий в виде налоговых льгот и льготных кредитов; регулирование цен на продукцию естественных монополий; государственная поддержка прикладных исследований и приоритетных направлений в области фундаментальных исследований; жесткий финансовый и валютный контроль за деятельностью предприятий, занимающихся ВЭД; реформы в таможенной политике по отмене всех импортных льгот по уплате таможенных пошлин по товарам, которые Рoссия способна производить сама с одновременным снижением пошлин на сырье для российских производителей, которое невозможно произвести в России. Таким образом, импортные товары, хотя и иногда превосходящие российские по качеству, будут дороже отечественных, что создаст спрос на российскую продукцию и даст возможность предприятиям за счет вырученных средств осуществлять совершенствование продукции и улучшение ее качества; защита сельского хозяйства путем ограничения, в том числе, с помощью лицензирования и стандартизации, ввоза импортных продуктов питания, которые Россия способна производить сaма. Благодаря этому на рынке образуется ниша для отечественных производителей сельской продукции.

Российским  экспортерам также требуется  поддержка государства. Основные направления  этой поддержки могут быть следующими: укрепление производственной базы экспортеров; стимулирование экспорта готовой продукции, т. е. селективная поддержка экспортеров, которая может выражаться в помощи государства в налаживании, расширении и модернизации производства наукоемкой продукции, помощь в реализации проектов кооперационного сотрудничества с иностранными партнерами, включая франчайзинг и выполнение НИОКР по заказу иностранных фирм; снижение уровня импортного обложения (пошлинами и НДС) сырья и товаров, используемых при производстве экспортной продукции в случае, если они не могут быть произведены на территории РФ; защита со стороны государства интересов российских экспортеров за рубежом через торговые представительства; кредитование и страхование экспортных операций, которое позволит не только оказать помощь экспортерам в случае обоснованного неполучения или недополучения валютной выручки, но и станет источником дохода государства в результате использования страхового фонда с использованием опыта страховых компаний; финансирование участия экспортеров в международных выставках и ярмарках, продвижение российских товаров на мировой рынок через торговые представительства.

Таким образом, для совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности в России следует повысить роль государства в развитии и осуществлении внешнеэкономических связей, в первую очередь более оперативного и эффективного использования тарифных и нетарифных методов в их регулировании. Так же необходимо усиление валютного контроля во внешней торговле и развёртывание целенаправленной поддержки производства и продвижения на международные рынки конкурентоспособной готовой продукции. У России как у великой торгующей державы, еще есть шанс, однако, для этого развитие экспорта и импорта необходимо рассматривать как задачу общенационального значения, что подразумевает включение в эту работу органов федеральной и местной власти, предпринимательских союзов и общественных организаций, непосредственно экспортеров. Общими усилиями Россия сумеет занять достойное место в международном разделении труда, способствуя тем самым прогрессу всего мирового хозяйства.

Заключение

 

 

 

История развития государственного регулирования ВЭД  условно делится на четыре этапа: дореволюционный (до 1918 г.), советский (1918-1986 гг.), перестроечный (1986-1991 гг.), современный  этап (с 1991 г.).

 

Основные принципы государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности в РФ состоят в единстве внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики, в единстве системы государственного регулирования и контроля за его реализацией.

Государственное регулирование ВЭД имеет системообразующие, системоутверждающие, системовоспроводящие функции. Реализация этих функций нацелена на повышение эффективности механизма  регулирования ВЭД, имеющей экономическую, социальную и адаптационную составляющие.

Важная роль в регулировании внешнеэкономической  деятельности принадлежит Центральному банку России (ЦБ РФ), который возглавляет  банковскую систему страны и определяет сферу и порядок обращения  в РФ иностранной валюты, лицензирует  ведение валютных операций российскими коммерческими банками .

С целью регулирования  внешнеэкономической деятельности органами государственного управления издаются акты правового регулирования  взаимоотношений контрагентов, обязывающие  импортеров и экспортеров на основе исполнения этих документов соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

Государственная Дума и Совет Федерации разрабатывают  и принимают законы, регламентирующие ВЭД, через соответствующие комитеты и комиссии участвуют в руководстве ВЭД на государственном уровне, заслушивают отчеты руководителей ведомств.

 

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика  обусловлена необходимостью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Любое государство при регулировании внешнеэкономической деятельности с целью своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией и др.).

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности включает разнообразные формы и методы .Методы регулирования включают прямые и косвенные способы.

 К прямым  относятся административные формы  регулирования: лицензии и квоты;  может также устанавливаться  государственная монополия внешнеэкономической деятельности (на внешнюю торговлю, валютные операции и др.).

Косвенные или  экономические методы регулирования  являются более действенными и соответствующими развитым внешнеэкономическим отношениям. К ним относятся налоги, в том  числе таможенные пошлины, курс валюты, мировые цены, процентные ставки по внешним кредитам, курс облигаций, других ценных бумаг и платежных средств.

Информация о работе Государственное регулирование ВЭД