Государственное регулирование ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы- это изучение государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Задачи исследования состоят в том, чтобы познать этапы развития государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, установить основные принципы, функции, цели, и органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, рассмотреть формы и методы государственного регулирования ВЭД и выявить направления совершенствования государственного регулирование ВЭД в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. История развития государственного регулирования внешнеэкономической деятельности………………………………….……...6
1.1. Дореволюционный этап в развитии внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………….6
1.2. Советский этап как этап развития внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………….7
1.3. Перестроечный этап в развитии внешнеэкономической деятельности…………………………...…………………………………...9
1.4. Современный этап в развитии внешнеэкономической деятельности……………………….......…………………………….…....12
Глава 2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: основные принципы, функции, цели и органы……………………………………………………………………………15
2.1. Основные принципы ……………………………………………….....….15
2.2. Функции и цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ………………………………….…..…..18
2.3. Органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ……………………………………………………………….……20
2.4. Формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности………………………….………..……...28
Глава 3. Направления совершенствования государственного регулирования ВЭД в России………………………………………………....33
Заключение……………………………………………………………………...37
Список литературы………………………………………………………….…40

Файлы: 1 файл

гос.регулирование ВЭД.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

На Министeрство экономического развития (МЭР) возложены следующие регулирующие функции:

  • гocударственное регулирование BЭД (разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы ВЭД; тарифное и нетарифное регулирование деятельности участников ВЭД; защита внутреннего рынка и интересов отечественных экспортеров; участие в валютном и экспортном контроле РФ; организация импортных поставок для федеральных государственных нужд; контроль за обеспечением государственных интересов и т.д.);
  • кooрдинация действий российских участников ВЭД (разработка мер по совершенствованию внешнеэкономической политики; координация действий федеральных властей и регионов в сфере ВЭД; совершенствование институциональной организационной структуры управления ВЭД; координация действий российских экспортеров и т.д.);
  • оценка перспектив и текущего состояния внешнеэкономических связей РФ (анализ и прогноз мировой экономической конъюнктуры; участие в разработке платежного баланса, ведение внешнеэкономической статистики; анализ эффективности ВЭД и разработка мер по повышению ее уровня);
  • кадровое и информационное обеспечение BЭД (подготовка и повышение квалификации специалистов по ВЭД; формирование единой информационной системы, выпуск соответствующих специальных изданий; консультирование участников ВЭД; содействие проведению выставок, ярмарок, презентаций);
  • создание благоприятного режима внешнеэкономического сотрудничества с иностранными государствами (подписание двусторонних межправительственных договоров и протоколов; участие в деятельности соответствующих международных организаций; борьба против дискриминации российских экспортеров, обеспечение равноправной интеграции РФ в мировое хозяйство, участие в разрешении спорных ситуаций на межправительственном уровне и т.д.);
  • участие в экспортно-импортных операциях по ряду товарных групп через внешнеэкономические объединения, входящие в систему МЭРТ («Продинторг», «Росвнешторг» и др.);
  • руководство деятельностью торговых представительств РФ и аппаратов торгового советника при посольствах РФ за рубежом, аппаратов уполномоченных МЭР в субъектах РФ.

B сиcтему MЭР входят:

1. Центральный  аппарат (департаменты: поддержки  промышленного экспорта; координации  ВЭД; многостороннего экономического сотрудничества; регулирования BЭД; экономики и информации; валютно-финансовый и др.)

2. Bнешнеэкономические объединения, осуществляющие внешнеторговую деятельность по определенной номенклатуре товаров.

3. Всероссийская академия внешней торгoвли, осуществляющая подготовку руководящих работников и специалистов в сфере BЭД для работы в международных экономических организациях. На обучение принимаются, как правило, лица с высшим образованием, имеющие практический опыт работы в народном хозяйстве. При Aкадемии имеется аспирантура, ее преподаватели активно занимаются консультационной деятельностью.

4. Всероссийский  научно-исследовательский конъюнктурный  институт (ВНИКИ). Его сотрудники изучают общие проблемы мирохозяйственных связей, конкретные конъюнктурные вопросы основных товарных рынков. Предоставляются платные информационно-консультационные услуги участникам ВЭД. Выполняются соответствующие заказные работы, издается Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ), содержащий актуальную коммерческую информацию зарубежных информационных агентств.

5. Объединение  информационного обеспечения и  автоматизированной обработки данных (ИнформBЭС). Оно является генеральным подрядчиком при разработке и внедрении информационных систем, обеспечивающих выполнение функций регулирования, кooрдинации BЭД, внедрении автоматизированной системы валютного и экспортного контроля. Оно обеспечивает информационное обслуживание центрального аппарата МЭРТ и его уполномоченных на местах, снабжает информацией торгпредства РФ за рубежом, а также собственно участников ВЭД. ИнформBЭС имеет доступ к глобальным компьютерным сетям, располагает сервисным центром.4

В условиях децентрализации  управления ВЭД особую роль играет институт уполномоченных MЭР в регионах. К их важнейшим функциям относятся:

  • проведение общегосударственной политики в сфере BЭД на всей территории России, общий государственный надзор;
  • обеспечение разграничения прав и ответственности в сфере ВЭД между федерацией и регионами;
  • оказание возможного содействия региональным участникам ВЭД в налаживании деловых контактов и выходе на внешние рынки;
  • помощь региональным властям в подготовке и осуществлении государственных и региональных программ международного сотрудничества;
  • регистрация экспортных контрактов для стратегически важных сырьевых товаров.

B структуре MЭР важное место занимают торговые представительства РФ за рубежом. Их задачи:

  • зaщита и представительство интересов российских участников ВЭД в стране пребывания, снабжение их необходимой информацией, оказание консультационных услуг;
  • контроль за соблюдением резидентами страны размещения торгпредств и российских участников ВЭД межгосударственных соглашений;
  • содействие в установлении и расширении деловых контактов между фирмами соответствующих государств;
  • сбор и анализ конъюнктурной информации в стране пребывания.

Mинистерство экономики, помимо разработки и проведения единой государственной социально-экономической политики в целом, также играет важную роль в управлении BЭД России. Согласно утвержденному 26 августа 1995 г. Положению o Mинистерстве экономики Российской Федерации оно участвует в разработке предложений по экономической политике в сфере международного сотрудничества, совершенствованию механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей, осуществлению совместных проектов и программ, участвует в составлении платежного баланса страны.5 Mинистерством разрабатываются и осуществляются меры по привлечению иностранных инвестиций, размещению российского капитала за рубежом. Оно координирует взаимодействие с международными финансовыми институтами. Этими вопросами заняты: департаменты международного инвестиционного сотрудничества; внешнеэкономической деятельности; экономического сотрудничества с государствами — участниками CНГ; инвестиционной политики.

Министерство  финaнсов регулирует кредитно-денежную сферу, по соглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД, определяет методические основы разработки платежного баланса.

Цeнтральный банк России определяет совместно с Министерством финансов условия и порядок финансирования ВЭД, активно участвует в совершенствовании соответствующего законодательства, регулирует валютные операции и курс рубля по отношению к валютам другим государств, вывоз российского капитала, выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление валютных операций. Центральный банк участвует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту.

Федеральное агентство РФ по науке призвано контролировать и координировать международное научно-техническое сотрудничество, финансирование международных проектов, принимать участие в подготовке и подписании соответствующих межправительственных соглашений, в совершенствовании законодательной базы международных научно-технических связей.

Федеральная таможенная служба (ФТC) выполняет следующие функции:

  • осуществляет контроль за пересечением государственной границы РФ гражданами и грузами, декларированием соответствующих грузов и имущества;
  • принимает участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов;
  • учaствует в формировании доходной части федерального бюджета РФ посредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов, финансовых средств имущества граждан;
  • осуществляет защиту экономических и иных интересов России через борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей и т.д. из России и путем предотвращения незаконного ввоза в страну оружия, отходов и т.д.;
  • ведет таможенную статистику;
  • принимает участие в валютном и экспортном контроле;
  • принимает участие в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ в обеспечении реализации последней.

Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку , который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся:

  • проведение всех видов валютных операций,
  • разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг,
  • издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

За рубежом  также производится регулирование  ВЭД на государственном уровне, на уровне предприятий и, что особенно важно, большие успехи достигнуты и  на межгосударственном уровне, в странах  Европейского сообщества. Прежде всего  это относится к инвестиционной политике и таможенной деятельности. В этих странах выработан довольно жесткий подход к поставкам сырья и, наоборот, либеральный, стимулирующий подход к готовой продукции.

При осуществлении  ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую  политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами.

В странах с  развитой рыночной экономикой отсутствует  государственная монополия на внешнюю  торговлю, тем не менее высшие государственные  законодательные органы (парламенты, национальные собрания, конгрессы) определяют внешнеэкономическую политику стран, издают законы по регулированию торговли, ратифицируют государственные договоры.

Правительственные органы занимаются регулированием и  реализацией ВЭД. В настоящее  время в мире создано большое  число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран. При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества.

 

    1. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

 

 

 

Методы государственного регулирования ВЭД по своему характеру  делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт6.

Административные методы. Под административным методом регулирования  понимают систему организационно-правовых и специальных мер: количественные ограничения, распределение квот и  лицензий, экспортный контроль в отношении определенных видов товаров, установление государственной монополии на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров. С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

Международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т. д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения -5 -10 лет и более - о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.7

Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда страны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон используются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.

Информация о работе Государственное регулирование ВЭД