Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:00, реферат
Формирование совокупных доходов населения охватывает их производство, распределение, перераспределение и использование. Распределение доходов складывается на этапе формирования доходов владельцев производственных факторов (функциональное распределение). Персональное распределение номинальных доходов является результатом перераспределения. Проходя через семейный бюджет, объем душевого дохода изменяется в зависимости от величины и структуры семей, соотношения иждивенцев и лиц, имеющих самостоятельные доходы. Величина реальных доходов зависит от параметров инфляционного процесса. Главным средством перераспределения доходов является государственное регулирование этого процесса. Налоговые системы и государственные трансферты (денежные и натуральные), системы социального обеспечения и страхования и пр. показывают, что современное государство вовлечено в широкомасштабную деятельность по перераспределению доходов.
Формирование совокупных
доходов населения охватывает их
производство, распределение, перераспределение
и использование. Распределение
доходов складывается на этапе формирования
доходов владельцев производственных
факторов (функциональное распределение).
Персональное распределение номинальных
доходов является результатом перераспределения.
Проходя через семейный бюджет, объем
душевого дохода изменяется в зависимости
от величины и структуры семей, соотношения
иждивенцев и лиц, имеющих самостоятельные
доходы. Величина реальных доходов
зависит от параметров инфляционного
процесса. Главным средством
Любая из форм государственного
регулирования (в том числе социальная)
складывается из материальных, институциональных
и концептуальных составляющих. Отметим,
что социальное регулирование не
является исключительной привилегией
государства, оно охватывает не только
перераспределение доходов, но и
прочие показатели уровня жизни. Объектами
социального регулирования
Материальное основание
государственного регулирования зависит
от объема национального производства
и той его доли, которая перераспределяется
централизованно, через государственный
бюджет. Институциональная основа связана
с организацией процесса перераспределения
и деятельностью
Альтернативные концептуальные
подходы к государственному перераспределению
доходов можно свести к проблеме
противопоставления равенства и
эффективности. Истоки этой проблемы находятся
в области распределения
Сторонники государственного
перераспределения доходов
Альтернативные концептуальные подходы к государственному перераспределению доходов можно свести к проблеме противопоставления равенства и эффективности. Известно, что рыночная система в числе прочих своих «ошибок» содержит ошибки в распределении доходов. Распределение доходов, как мы видели, отличается неравномерностью. Рыночная система не обеспечивает реализацию права на труд, на образование, медицинское обслуживание и пр., в конечном счете не содержит в себе гарантий социальной справедливости и равенства. Сложность проблемы состоит в том, что такие понятия, как справедливость и равенство, связаны с оценочными суждениями, которые основываются на различных предпочтениях, вкусах и взглядах. Оценочные суждения связаны с философскими, этическими категориями, находящимися за пределами экономики, но это не значит, что экономический анализ не может внести свой вклад в исследование этих явлений, что экономическая теория не может пойти дальше объяснения последствий и расчета выгод и издержек различных вариантов решения вопроса о соотношении равенства и эффективности.
Экономический анализ
– это информационная база для
принятия решений о приоритетах
социальной политики. Общечеловеческое
содержание понятий равенство и
справедливость – вечная, внеисторическая
проблема всех мировоззренческих систем.
Вместе с тем категории равенство
и справедливость имеют конкретно–историческое
содержание, поскольку реализация теоретических
концепций осуществляется вполне определенными
правительствами и
Соотношение между равенством и эффективностью в практике сводится к поиску таких форм и способов перераспределения, которые минимизировали бы отрицательное влияние распределительных процессов на эффективность, одновременно максимизировав позитивный результат в форме сокращения бедности.
Выбор концептуальных основ социальной политики зависит от политического процесса. Однако, если рынок не способен «правильно» распределить доходы, это не дает основания считать, что политический процесс способен найти оптимальное решение.
Государственное перераспределение
доходов осуществляется через бюджетно-финансовое
регулирование. Государство в соответствии
с приоритетами социальной политики
и действующими специальными социальными
программами предоставляет
В странах с рыночной
экономикой финансирование этих сфер
осуществляется на трехсторонней основе
(государство, работодатели и получатели
средств), а в странах с планово–
Известны различные варианты сочетания государственной и частной ветвей социальных выплат. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Трудовая активность проявляется в повышении степени использования резервов труда, росте занятости и производительности труда; предпринимательская – отражена объемом и структурой инвестиций. Будучи объективно взаимосвязанными, эти формы деятельности осуществляются в каждый данный момент разными субъектами, имеющими разные мотивационные модели поведения. В результате система государственного регулирования должна одновременно поддерживать доходы и создавать стимулы повышения деловой активности всех рыночных субъектов.
В переходной период политика регулирования доходов имеет свою специфику
1–я особенность
заключается в том, что в
переходной период происходит
определенное разрушение
Это находит проявление в распространении новых форм доходов:
доходы от акций
и других ценных бумаг;
Отличительная особенность
переходного периода
2–я особенность переходного периода состоит в снижении доли социальных трансфертных поступлений.
3–я особенность
проявляется во все большей
концентрации доходов у
4–я особенность
состоит в том, что в
Информация о работе Государственное регулирование распределение доходов