Государственное регулирование распределение доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:00, реферат

Краткое описание

Формирование совокупных доходов населения охватывает их производство, распределение, перераспределение и использование. Распределение доходов складывается на этапе формирования доходов владельцев производственных факторов (функциональное распределение). Персональное распределение номинальных доходов является результатом перераспределения. Проходя через семейный бюджет, объем душевого дохода изменяется в зависимости от величины и структуры семей, соотношения иждивенцев и лиц, имеющих самостоятельные доходы. Величина реальных доходов зависит от параметров инфляционного процесса. Главным средством перераспределения доходов является государственное регулирование этого процесса. Налоговые системы и государственные трансферты (денежные и натуральные), системы социального обеспечения и страхования и пр. показывают, что современное государство вовлечено в широкомасштабную деятельность по перераспределению доходов.

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование распределения доходов.docx

— 19.42 Кб (Скачать)

                                                                                                                                                                                                                                                              Государственное регулирование распределения доходов 

Формирование совокупных доходов населения охватывает их производство, распределение, перераспределение  и использование. Распределение  доходов складывается на этапе формирования доходов владельцев производственных факторов (функциональное распределение). Персональное распределение номинальных  доходов является результатом перераспределения. Проходя через семейный бюджет, объем  душевого дохода изменяется в зависимости  от величины и структуры семей, соотношения  иждивенцев и лиц, имеющих самостоятельные  доходы. Величина реальных доходов  зависит от параметров инфляционного  процесса. Главным средством перераспределения  доходов является государственное  регулирование этого процесса. Налоговые  системы и государственные трансферты (денежные и натуральные), системы  социального обеспечения и страхования  и пр. показывают, что современное  государство вовлечено в широкомасштабную деятельность по перераспределению  доходов.

Любая из форм государственного регулирования (в том числе социальная) складывается из материальных, институциональных  и концептуальных составляющих. Отметим, что социальное регулирование не является исключительной привилегией  государства, оно охватывает не только перераспределение доходов, но и  прочие показатели уровня жизни. Объектами  социального регулирования являются охрана окружающей среды и защита прав потребителя. Социальное регулирование  осуществляют субъекты хозяйствования, профсоюзы и прочие неправительственные  организации.

Материальное основание  государственного регулирования зависит  от объема национального производства и той его доли, которая перераспределяется централизованно, через государственный  бюджет. Институциональная основа связана  с организацией процесса перераспределения  и деятельностью соответствующих  учреждений (в том числе неправительственных). Концептуальная основа государственного регулирования – это теория или правительственная доктрина, которые положены в основу социальной политики государства.

Альтернативные концептуальные подходы к государственному перераспределению  доходов можно свести к проблеме противопоставления равенства и  эффективности. Истоки этой проблемы находятся  в области распределения ресурсов. Классическая теория полагает, что  рынок способен рационально распределить ограниченные ресурсы. В соответствии с так называемой «эффективностью  Парето» состояние системы является стабильным, если никакое перераспределение  ресурсов (или продуктов) не может  улучшить положение одного из участников хозяйственного процесса, не ухудшая  положения других. Распределение  доходов при этом характеризуется  как устойчиво неравномерное. Классическая теория полагает, что распределение  доходов не поддается изменению, а любое государственное перераспределение  заранее обречено. Неоклассическое  направление критически оценивает  неравномерность распределения  доходов. Предпринимаются попытки  найти такой критерий эффективности, который сопоставлял бы процессы, затрагивающие доходы сразу многих потребителей. С этой точки зрения эффективным может быть признано такое перераспределение доходов, при котором прирост богатства  выигравших больше потери богатства  проигравших. 

Сторонники государственного перераспределения доходов утверждают, что равенство в распределении  доходов является необходимым условием максимизации общей полезности доходов  всех потребителей. Этот вывод вполне достоверен в условиях, когда объем  всего перераспределяемого дохода фиксирован. Критики государственного перераспределения справедливо  полагают, что стимулирующий эффект связан не только с величиной, но и  со способом распределения доходов. Поэтому любое перераспределение  дохода, преследующее цель максимизации общей полезности в текущем периоде, неизбежно ведет к снижению дохода (и  

Альтернативные концептуальные подходы к государственному перераспределению  доходов можно свести к проблеме противопоставления равенства и эффективности. Известно, что рыночная система в числе прочих своих «ошибок» содержит ошибки в распределении доходов. Распределение доходов, как мы видели, отличается неравномерностью. Рыночная система не обеспечивает реализацию права на труд, на образование, медицинское обслуживание и пр., в конечном счете не содержит в себе гарантий социальной справедливости и равенства. Сложность проблемы состоит в том, что такие понятия, как справедливость и равенство, связаны с оценочными суждениями, которые основываются на различных предпочтениях, вкусах и взглядах. Оценочные суждения связаны с философскими, этическими категориями, находящимися за пределами экономики, но это не значит, что экономический анализ не может внести свой вклад в исследование этих явлений, что экономическая теория не может пойти дальше объяснения последствий и расчета выгод и издержек различных вариантов решения вопроса о соотношении равенства и эффективности.

Экономический анализ – это информационная база для  принятия решений о приоритетах  социальной политики. Общечеловеческое содержание понятий равенство и  справедливость – вечная, внеисторическая  проблема всех мировоззренческих систем. Вместе с тем категории равенство  и справедливость имеют конкретно–историческое содержание, поскольку реализация теоретических  концепций осуществляется вполне определенными  правительствами и политическими  организациями в сложившихся  экономических и политических условиях. Равенство и справедливость, в  основе своей этические, социально–психологические  категории, имеют объективное, экономическое  содержание. С точки зрения экономики  критерии равенства и справедливо  связаны с соответствием экономических  отношений источникам и целям  экономического роста в конкретно–исторических условиях национальных моделей экономики.

Соотношение между  равенством и эффективностью в практике сводится к поиску таких форм и  способов перераспределения, которые  минимизировали бы отрицательное влияние  распределительных процессов на эффективность, одновременно максимизировав позитивный результат в форме  сокращения бедности.

Выбор концептуальных основ социальной политики зависит  от политического процесса. Однако, если рынок не способен «правильно»  распределить доходы, это не дает основания считать, что политический процесс способен найти оптимальное решение.

Государственное перераспределение  доходов осуществляется через бюджетно-финансовое регулирование. Государство в соответствии с приоритетами социальной политики и действующими специальными социальными  программами предоставляет социальные выплаты в форме денежных и  натуральных трансфертов, а также  услуг. Социальные выплаты и услуги многообразны. Они дифференцированы по источникам формирования и способам финансирования, условиям предоставления их кругу получателей. Денежные социальные выплаты связаны с компенсацией потери (уменьшения) дохода в результате: полной или частичной потери трудоспособности, рождения детей, потери кормильцев или  работы (пособия по безработице, компенсации  затрат на переквалификацию и прочие выплаты безработным). Денежные социальные выплаты дополняются полностью  или частично бесплатными услугами здравоохранения, образования, жилищного  и транспортного секторов. Все  социальные трансферты могут носить единовременный характер или выплачиваться  периодически в течение установленного времени. Размер социальных выплат может  зависеть от законодательно устанавливаемого минимума душевого дохода или заработной платы. Социальные трансферты могут  принимать форму налоговых скидок. Все социальные выплаты оформляются  в систему социального страхования  и социального обеспечения, дополненную  государственной благотворительностью.

В странах с рыночной экономикой финансирование этих сфер осуществляется на трехсторонней основе (государство, работодатели и получатели средств), а в странах с планово–административной экономикой – централизованно. В  плановой экономике реальные доходы населения формировались в основном за счет зарплаты и доходов из общественных фондов потребления (ОФП). Распределение  ОФП осуществлялось на бесплатной или  частично платной основе в соответствии с количеством и качеством  трудового вклада в общественное производство, а также с учетом нуждаемости.

Известны различные  варианты сочетания государственной  и частной ветвей социальных выплат. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Трудовая активность проявляется в повышении степени использования резервов труда, росте занятости и производительности труда; предпринимательская – отражена объемом и структурой инвестиций. Будучи объективно взаимосвязанными, эти формы деятельности осуществляются в каждый данный момент разными субъектами, имеющими разные мотивационные модели поведения. В результате система государственного регулирования должна одновременно поддерживать доходы и создавать стимулы повышения деловой активности всех рыночных субъектов.

В переходной период политика регулирования доходов  имеет свою специфику

1–я особенность  заключается в том, что в  переходной период происходит  определенное разрушение функционировавшей  до этого системы доходов и  формирование новой структуры  доходов населения (рис. 10.5.).

Это находит проявление в распространении новых форм доходов:

 доходы от акций  и других ценных бумаг; процентные  поступления от валютных депозитов;  арендные поступления; рентные  поступления; доходы теневого  бизнеса; доходы от предпринимательской  деятельности.

Отличительная особенность  переходного периода заключается  в том, что доля доходов, получаемых в теневой экономике, на отдельных  этапах развития возрастает до 50–60%.

2–я особенность  переходного периода состоит  в снижении доли социальных  трансфертных поступлений.

3–я особенность  проявляется во все большей  концентрации доходов у небольшой  части общества.

4–я особенность  состоит в том, что в переходной  период происходит падение доли  заработной платы в общих денежных  доходах населения и резкое  снижение ее стимулирующего значения. Это ведет к утрате материальной  заинтересованности в повышении  трудовой активности и ее результатов.  Ясно, что такое положение должно  вызвать специальные меры государственной  политики.

Информация о работе Государственное регулирование распределение доходов