Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:04, реферат

Краткое описание

Эта работа посвящена исследованию государственной инновационной политики, ее составляющих и перспектив развития, современного состояния инновационной системы России как основной платформы ее осуществления.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
1 Основные понятия, применяемые в научно-технической деятельности..4
2 Порядок формирования государственной научно-технической
политики………………………………………………………………………..5
3Основные цели и принципы государственной научно-технической
политики………………………………………………………………………..6
4 Основные направления научно-технического развития в России………8
5 Общегосударственная и региональная инновационная политика………10
6 Технопарки и технополисы…………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………..19
Список используемой литературы…………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Гос. регулирование.docx

— 35.09 Кб (Скачать)

Второй блок – разработка технологий

Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно–конструкторских, технологических  и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем  около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.

Третий блок программы  – коммерциализация технологий

В первую очередь, здесь следует  говорить о создании и развитии эффективных  механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в  этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные  проекты государственного значения, которые были поддержаны еще Министерством  промышленности, науки и технологий Российской Федерации и очень  успешно продолжают развиваться  при поддержке Федерального Агентства  науки и инноваций, фактически при  поддержке Министерства образования  и науки Российской Федерации.

Важнейший элемент – это  финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере; российский фонд технологического развития (РФТР).

РФТР - внебюджетный фонд, который  формируется из тех отчислений, которые  предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР  и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые  собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных  научно – технических, инновационных  проектов.

5 Общегосударственная  и региональная инновационная  политика

Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего  продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции  и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных  товаров.

В этой связи к основным направлениям государственной инновационной  политики можно отнести:

Разработку и совершенствование  нормативно-правового обеспечения  инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных  преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной  сфере и введение ее в хозяйственный  оборот.

Создание системы комплексной  поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности  и экспорта наукоемкой продукции. В  процессе активизации инновационной  деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных  учреждений, но и общественных организаций  как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему  информационного обеспечения, систему  экспертизы, финансово-экономическую  систему, производственно-технологическую  поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники.

Развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования  и успешного функционирования малых  высокотехнологичных организаций  и оказания им государственной поддержки  на начальном этапе деятельности.

Совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших  и быстро окупаемых инновационных  проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства  позволит поддержать наиболее перспективные  производства и организации, усилить  приток в них частных инвестиций.

Реализацию критических  технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие  отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции  в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу.

Использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут  применяться как для производства вооружений и военной техники, так  и для продукции гражданского назначения.

Важную роль в комплексе  предлагаемых мер играют институциональные  преобразования (приватизация, создание финансово-промышленных групп, демонополизация в инновационной сфере, малое предпринимательство и другие), направленные на создание рыночной инфраструктуры и способствующие активизации инновационной деятельности, обеспечивающей рост производства конкурентоспособной продукции и освоение высоких технологий.

В этих целях необходимо в соответствии с законодательством  предусматривать создание в регионах инновационных центров, которые  будут обеспечивать координацию  взаимодействия и поддержку участников инновационной деятельности.

Реализация основных этапов инновационной деятельности, начиная  от превращения научно-технических  разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, и  кончая освоением их в производстве, требует расширения сети технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических  центров в тех регионах России, где сосредоточена инфраструктура, обеспечивающая активизацию инновационного процесса.

Под региональной научно-технической  политикой понимается совокупность установленных целей и приоритетов  развития научно-инновационной. Деятельности в регионе, путей и средств  их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов  управления. В основе формирования региональной инновационной политики лежит так 
называемая теория создания благоприятных условий среды для нововведений. Её центральным моментом является динамичная эффективность региональной производственной структуры, а основным инструментом - создание местных синергизм, передача инноваций и технологий (так называемый трансфер технологий). Разработка и реализация региональной инновационной политики - не самоцель. Она направлена на повышение вклада научно-инновационной сферы в НТП страны, в экономику региона, улучшение социально-экономических показателей региона за счет эффективного использования его инновационного потенциала.

Региональная инновационная  политика, представленная в виде программы  содержит следующие разделы:

1. Анализ состояния научно-инновационной  сферы с целью выявления уровня  и степени использования инновационного  потенциала; перспективности и направлений  инновационной деятельности, её  масштаба и влияния на конкурентоспособность  продукции региона; структурных  и нституциональных изменений;  условий повышения инновационной  активности.

2. Цели и приоритеты  развития научно-инновационной деятельности  в регионе. Система и структура  целей должна быть разработана  на основе следующих принципов:

- региональные цели должны  вытекать из общей концепции  научно-технического развития страны  и не противоречить стратегическим  федеральным целям; 

- региональные цели должны  быть сформулированы с учетом  специфики и потребностей региона; 

- цели региональной программы  должны исходить не из наличия  ресурсов и возможностей, наоборот, ресурсная программа должна формироваться  из установленных целей; 

- конкретная разработка  структуры целей и в целом  целевой программы должна осуществляться  на уровне современных методик  с широким использованием независимых  экспертов и системы экспертных  оценок;

- международного научно-технического  сотрудничества;

- государственных (федеральных)  программ ускорения научно-технического  прогресса; 

- собственно региональной (муниципальной) политики развития  научно-технического потенциала; - отдельных  промышленных предприятий и научных  учреждений государственной и  муниципальной форм собственности; 

- отдельных приватизационных  промышленных и научно-технических  фирм;

- применительно к конкретным  научным коллективам (группам)  и отдельным ученым, самостоятельно  решающим приоритетные научно-технические  задачи.

Ранги целей на перечисленных  уровнях региональной инновационной  политики устанавливаются в системе  долгосрочного и краткосрочного планирования и прогнозирования  регионального социально-экономического развития.

Самым реалистичным по выбору приоритетов развития инновационной  сферы можно считать подход, ориентированный  на глобальные критерии НТП, развитие высоких технологий.

Вторым обобщающим ориентиром в выборе приоритетов научно-инновационного развития является достижение целей  его социально-экономического развития. Главная задача органов регионального  управления при этом состоит в  создании благоприятной экономической  среды и условий для повышения  инвестиционной активности в научно-инновационной  сфере.

Третий момент: инновационная  политика в регионе должна иметь  селективный, строго избирательный  характер, не стремясь охватить все  направления научно-технического развития, а, выбрав узкие поля стратегического  прорыва, по которым возможно достижение или превышение мирового технологического уровня, сконцентрировать на этих полях  основную часть ограниченных централизованных и региональных ресурсов.

Четвёртый момент: приоритеты региональной научно-технической и  инновационной политики нужно ориентировать  на деконцентрацию научного потенциала, поворот его к насущным нуждам комплексного развития и самообеспечения  регионов, формирование сети технополисов и наукоградов.

Каждый регион имеет свою специфическую, воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру, свою систему приоритетов и должен рассчитывать на собственные силы и  ресурсы при реализации этой стратегии. Однако, в условиях переходной экономики  таких сил и ресурсов, как правило, немного или вообще нет, поэтому необходимы федеральные инновационные программы, нацеленные на оказание стартовой помощи в технологическом преобразовании регионов, на развитие инновационной инфраструктуры, подготовку кадров и т.д.

Пятый момент: Россия не может  оказаться в стороне от мирового научно-технического прогресса. Это  было бы пагубно для её будущего. Необходимо активно включаться в  мировое научное сообщество и  мировой технологический рынок, находить в нём ниши и осваивать  их, менять приоритеты и специфику  внешнеэкономических связей, перенося постепенно центр тяжести с топливно-сырьевых на высокотехнологичные рынки.

Наконец, и что особенно важно, необходимо сформировать цивилизованный рыночный механизм реализации селективной  научно-технической политики. Речь идет, прежде всего, об инновационном  мотивационном механизме, экономической  поддержке инновационной активности.

6 Технопарки и  технополисы

Технопарки — агломерация  наукоемких фирм, группирующихся вокруг крупного университета, института, лаборатории. Основная задача парка — сокращение сроков внедрения научных идей в практику. Парки располагают специальной инфраструктурой (здания, сооружения, телекоммуникации; которая наряду с определенными налоговыми льготами предоставляется новым наукоемким фирмам.

Технополисами называют научно-производственные городки, которые размещаются поблизости от крупного промышленного центра. Идея строительства технополисов возникла в Японии в начале 80-х гг.

Технопарки функционируют  в общем поле так называемых зонтичных  структур.

Эти структуры (к которым  относятся также бизнес-инкубаторы, инновационные центры, инжиниринг-центры и др.) призваны обслуживать начинающих предпринимателей, ученых, разработчиков, инженеров с целью обеспечить быстрое и прямое внедрение разработок и бизнес-планов. Специфика технопарка — научные, конструкторские и технологические разработки, связанные с высокими технологиями (hi-tech).

Основу деятельности технопарка составляет производственная деятельность. Для решения специфических задач, связанных с осуществлением этой деятельности создаются отдельные  юридические лица — малые предприятия. Эти малые предприятия будучи изолированными друг от друга попадают в довольно сложную ситуацию, ибо  они имеют весьма ограниченные финансовые, технические, кадровые и прочие возможности. По этой причине малые предприятия  имеют тенденцию к образованию  объединений, которые получили название — технологический парк или, сокращенно, технопарк. Итак, технопарк — это  объединение малых вузовских  фирм, имеющее целью создание общей  системы экономико-правовогообслуживания, технического обслуживания, а также  общей системы инвестиций и общей  системы ведения инновационной  деятельности. Иными словами, технопарк  — это дружественная среда, в  которой обеспечивается высокая  выживаемость малых вузовских фирм наукоемкого производства, благоприятные  условия для их развития. Для справки  сообщу, что в экономически благополучной  Финляндии 2/3 малых фирм развивается  в течение пяти лет, если их оставить без поддержки, без дружественной  среды обитания.

Информация о работе Государственное регулирование экономики