Государственное регулирование экономики в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:41, реферат

Краткое описание

В регулировании рынка стран Западной Европы можно выделить два периода: интенсивного развития механизмов государственного регулирования и дерегулирования.
В период после "большого кризиса" в Западной Европе начали широко использоваться различные формы вмешательства государства в экономику. В довоенный и послевоенный период развитие хозяйственных систем Западной Европы происходил в соответствии с основными рецептами кейнсианство.

Файлы: 1 файл

ВСК1 Реферат Государственное регулирование экономики в зарубежных странах.docx

— 20.77 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

Казахский Экономический  Университет им. Турара Рыскулова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСК №1

Реферат

«Государственное регулирование  экономики в зарубежных странах»

 

 

 

Выполнила: Досимова Индира

Группа: УиА (Д)-131

1 курс (3 г.о.)

Проверил: Бекмурзаева А.Я.

 

Алматы 2013

В регулировании рынка  стран Западной Европы можно выделить два периода: интенсивного развития механизмов государственного регулирования  и дерегулирования.

В период после "большого кризиса" в Западной Европе начали широко использоваться различные формы  вмешательства государства в  экономику. В довоенный и послевоенный период развитие хозяйственных систем Западной Европы происходил в соответствии с основными рецептами кейнсианство.

Государство активно кооперировалось  с частным капиталом, беря на себя ответственность за создание новых  отраслей и реконструкцию старых. Для 50-60-х годов характерно довольно сильное вмешательство в экономику, принятие обязательных для предприятий  планов. В 70-х годах был осуществлен переход индикативного планирования, которое позволило на демократической основе координировать позицию государства и частного бизнеса.

В механизме регулирования  современного рыночного хозяйства  стран Западной Европы индикативное планирование заменяется стратегическим.

Главный принцип централизованного  руководства в Западной Европе состоит  в создании центральными органами регулирования "искусственных правил игры" для  хозяйственных субъектов, которые  побуждают их действовать в желаемом для экономической ситуации направлении.

Четко проявились две новые  подходы в государственном регулировании  рыночного хозяйства: макрорегулирование, основанное на налогово-бюджетном и кредитно-денежном инструментарии, индустриальная политика, направленная на структурную перестройку экономики.

Макроэкономическая политика государственных органов в странах  Западной Европы направлена на создание максимально благоприятных условий  для частного прибыльного накопления капитала.

Европейские страны выработали средства стимулирования рыночных предприятий (венчурного бизнеса), работающих на новейших направлениях научно-технического прогресса, путем непосредственного выделения  государственных кредитов, снижение налогообложения на биржевые доходы, предоставление государственных гарантий.

Особенностью современного западноевропейского рынка является интеграция и переход от внутригосударственных до межгосударственного его регулирования. И на национальном и межгосударственном уровнях осуществляется определенное вмешательство в хозяйственное жизни ЕС со стороны Комиссии Европейского содружества. Совета Министров ЕС, Европейского парламента и суда ЕС.

Американская модель

Современная рыночная экономика  США является не стихийной, а регулируемой государством.

В США механизм государственного регулирования прошел несколько  этапов. В начале 70-х годов в  режиме жесткого административного  регулирования находилось много  отраслей экономики США. Основными  причинами введения жесткого регулирования  отраслей экономики были ограничения  монополии и ограничение конкуренции. В арсенале элементов государственного регулирования рынка США важное место заняло государственное программирование экономики, которое охватило разработку как общенациональных, так и региональных программ.

В 80-е годы США отказались от традиционной системы регулирования, которая основывалась на кейнсианской модели и заменили ее системой, основанной на проведенные политики монетаризму и экономической теории «предложения». Государство регулирует отношения сторон, обеспечивает их свободу, стимулирует честную деловую активность и наказывает тех, кто игнорирует право и интересы субъектов рынка. В условиях современной рыночной экономики, которая характеризуется наличием большого количества не только малых и средних предприятий, но и монополизированных комплексов, рыночное саморегулирование дополняется и формируется в механизм целенаправленного макроэкономического регулирования.

При этом усилия государства  концентрируются на недопущении  монополизма, контроле за реализацией антимонопольного законодательства, стимулировании передовых технологий.

В практике государственного регулирования экономики США  широко используется система государственных  заказов (атомная, аэрокосмическая  промышленность, электротехническая ..)

Важное место в регулировании  рынка США отводится фискальной политике. Суть ее заключается в  установлении государственного налогообложения  и государственных расходов с  таким расчетом, чтобы они помогали гасить колебания экономического цикла, способствовали, высокому уровню занятости, ограничивали инфляцию или дефляцию (застой).

Таким образом, прямое и непрямое (косвенное) вмешательство государства  в экономическую жизнь США  основывается на системе теоретически обоснованных и проверенных хозяйственной  практикой методов и рычагов, которые являются универсальными.

Японская модель

Япония относится к  странам, в которых оптимально сочетаются регулирующая и направляя роль государства  с функционированием механизмов рынка.

Современная японская экономика  отличается от западно - европейской и экономики США значительно весомее ролью государственного участия.

В Японии сложилась развитая система государственного программирования. Для выполнения функции регулирования  разработкой и реализацией макроэкономических проектов здесь создана система  органов программирования и регулирования, подчиненных Экономическом Консультативный Раде, где применяются новейшие методы экспертных оценок, экономического прогнозирования и программирования.

Вторым направлением государственного регулирования в Японии есть разные формы разлива на частный капитал. Формы воздействия на частный  капитал в Японии охватывают систему  жестких юридических мер с  соответствующими формами контроля через административный аппарат  и полицию, контроль со стороны государственных  органов управления, систему экономических  мер (предоставление денежных субсидий, регулирование цен, введение дополнительных налогов, предоставление налоговых  льгот, применения дифференцированной кредитной политике).

Применяя арсенал перечисленных  экономических рычагов, государство  осуществляет протекционистская политика в отраслях и сферах существенно  важным для Японии.

Япония имеет большой  опыт государственного управления научно-техническим  прогрессом. Известная программа  «Технополис» воплощает системный подход к управлению научно-технической деятельностью и предусматривает создание 19 городов науки, долгосрочное планирование выпуска и сбыта продукции.

Эффективность государственного регулирования экономики в Японии обеспечивается наличием организаций, которые олицетворяют слияние бизнеса  и государственного аппарата.

Скандинавская модель.

Характеризуется некоторыми особыми чертами государственного регулирования, присущими Дании, Финляндии, Норвегии, Исландии, Швеции, здесь успешно сочетаются частная собственность и рыночная конкуренция с правительственными программами, направленными на равномерное распределение прибыли, в поддержку нетрудоспособных, компенсацию потерь, связанных с нестабильностью рыночной экономики . Отличие скандинавской модели от модели государств Европейского содружества - большую степень социальной защиты и обеспечения населения.

В системе государственного регулирования стран Северной Европы можно выделить два периода: ранний (от XIX века до Второй мировой войны) - невмешательство правительства в функционирование.

Позднее (после Второй мировой войны) - введение жесткого регулирования рынка, политики, направленной на поддержание низкого уровня безработицы из-за увеличения сектора сферы услуг.

В экономике скандинавских  стран доминирует Швеция. Экономическая  политика государства направлена на следующие цели: поддержка высокой  и стабильной занятости, обеспечения  быстрого экономического роста, выравнивание доходов, поддержка регионального  экономического равновесия, достижения стабильности цен, охрана окружающей среды, обеспечения работой, соучастие  в производстве и рост помощи странам, которые развиваются. Составными элементами экономической политики является налоговая, денежная, политика на рынке труда, региональная политика.

По объему государственного вмешательства в экономическую  жизнь Швеция занимает первое место  в мире. Центральное правительство  оказывает влияние на экономику  в основном через систему экономических  рычагов. Главный из них - государственный  бюджет.

В государственном регулировании  экономики Швеции наблюдается сочетание  кейнсианской идеи регулирования «эффективного  спроса» и поддержания уровня занятости с использованием различных методов сдерживания инфляции.

Главное, что шведская модель позволяет ограничить стихию рынка  и не бояться его.

Для Финляндии характерен высокий уровень государственного регулирования экономики и значительная роль государства в предпринимательской  деятельности. Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики  в Финляндии является налогообложение. Налоговые органы страны наделены правами  дознания и следствия.

Государственная политика Дании  направлена на содействие развитию экологически чистых производств, разработку безотходных  технологий, технологий утилизации отходов  производства и быта, производства оборудования для охраны окружающей среды.

Модели государственного регулирования становления и  развития рыночного хозяйства в  новых индустриальных странах.

Особенностью развития новых  индустриальных стран, к которым  относится ряд стран Латинской  Америки (Аргентина, Мексика, Бразилия, Колумбия, Чили), страны Юго-Восточной  Азии (Южная Корея, Гонконг, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индия, Пакистан, Сингапур, Тайвань) являются глубокие внутренние преобразования, укрепление демократии, структурная перестройка экономики.

Рыночный механизм новых  индустриальных стран формируется  на основе правового государственного регулирования, которое опирается  на исторические, культурные, национальные традиции. В них отсутствует стремление к универсализации, доминирует свобода  в выборе форм и средств развития.

Южно-корейская модель государственного регулирования является примером уникального  сочетания жесткого государственного планирования и рыночного механизма. Но особенность регулирования заключается  в том, что государство взяло  на себя те отрасли экономики, которые  не под силу частному бизнесу. Государственный  план носит индикативный характер, содержит конкретные ориентиры для  предприятий. Государственное регулирование  экономической жизни Кореи включает планирование макроэкономических показателей, использовании кредитных и налоговых  мер стимулирования экспорта и ограничения  импорта, жесткий контроль за финансовой сферой, банковское регулирование денежного обращения и непосредственное управление государственным сектором.

В сфере государственного регулирования НИК находится  экспорт и импорт рабочей силы, который позволяет получить в  результате этой работы значительный экономический эффект.

Результатом государственного регулирования является продуманный  выбор отраслевых приоритетов, формирование ключевой отраслей, индустриализация экономики, переход от импорта к  экспортной ориентации, высоких технологий и наукоемкого производства

Государственное регулирование  экономики восточноевропейских  стран в период перехода к рынку.

В зависимости от сроков перехода рыночного хозяйства страны Восточной Европы можно разделить на две группы: первая - Югославия, Венгрия, Польша, где эти процессы начались несколько десятилетий назад, и вторая - Болгария, Чехия, Словакия, Румыния, бывшая ГДР, которые приступили к реформам в конце 80-х - начале 90-х годов. В соответствии с этим они отличаются уровнем накопленного опыта в сфере регулирования экономики.

Если эксперименты использования  рыночных отношений, которые применялись  странами первой группы в предыдущие периоды (в 50-е, 60-е годы) основывались на концепции возможности рыночного  хозяйства в условиях социализма, то модели формирования рынка стран  второй группы базируются на идее рынка  или чисто капиталистического типа, основанного на модели «смешанной экономики». Общим является то, что все восточноевропейские страны при выработке собственных рыночных моделей ориентировались на государства с развитой системой предпринимательства, хотя неизбежно вносили в решение конкретных вопросов специфические дополнения в соответствии к существующим условиям.


Информация о работе Государственное регулирование экономики в зарубежных странах