Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 01:35, курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государственное регулирование экономики – это одна из основополагающих форм участия государства в национальной экономике, включающая в себя воздействие на ключевые этапы процесса распределения доходов и ресурсов, темпы экономического роста, уровень жизни населения, для чего институтами государства используются исполнительные, законодательные и контролирующие методы. Государство на протяжении всего времени своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в экономической сфере.
Введение ……………………………..3
Глава 1. Экономическая роль государства…………….…...…………………....................4
1.1. Место государства в основных научных школах экономического развития………...4
1.2.Причины государственного регулирования экономики……………………………….8
1.3. Экономические функции государства…………...………………………….................10
Глава 2. Инструментарий государственного регулирования экономики .......................13
2.1. Цели государственного регулирования…………………………………………..…....13
2.2. Средства, методы и меры государственного регулирования………………..……...14
2.2.1. Прямые методы……………………………………………………………………...14
2.2.2.Косвенные методы…………………………………………………………………...16
Заключение…………………………………………………………………………………...20
Список использованной литературы …….…………………...….21
4)Важным фактором государственного регулирования экономики является научно-технический прогресс (НТП). Реализация многих достижений НТП требует огромных капиталов, которые в состоянии мобилизовать лишь государство, тем более что отдача от внедрения этих достижений не всегда происходит быстро. НТП требует все более квалифицированной рабочей силы, подготовить которую в больших масштабах опять же может лишь государство, развивая систему общего и профессионального образования. НТП также предъявляет повышенные требования к здоровью людей, что вынуждено брать на себя государство.
5)Государству необходимо вмешиваться в экономику и в связи с тенденцией к монополизации ее важнейших сфер, которая нарушает совершенство рынка. Рынок становится все более несовершенным и государство через антимонопольную политику стремится препятствовать этой тенденции.
6)Наконец, государственное регулирование развивается и под воздействием ожесточенной международной конкуренции. Даже крупным компаниям не всегда просто выжить в условиях этой конкуренции без поддержки государства.
3.Экономические функции государства.
Экономические
функции государства
2) Определение
приоритетов и целей
3) Производство общественных товаров (оборонного назначения, дороги, услуги пожарных и др.):
- бюджетная
и налоговая политика ;
- организация финансирования данного
производства;
4) Минимизация
трансакционных издержек (издержки,
не связанные с материальным производством)
- затраты времени, усилий и денег на поиск
поставщика ресурсов или услуг, заключение
с ним соглашения, контроль за выполнением
сделки:
- оказание помощи субъектам экономики
на международной арене;
- взятие производства с высокими трансакционными
издержками в свои руки;
- выполнение посреднических функций в
договорных процессах.
5) Компенсация
внешних издержек (экстерналий) - издержек
и выгод, связанных с производством или
потреблением блага, но выпадающих на
долю лиц, не являющихся участниками
сделки ( загрязнение окружающей среды,
прокладка дороги к заводу через деревню):
- установление норм и запретов на отрицательные
экстерналии;
- организация контроля за отрицательными
внешними эффектами;
- принятие административных мер по отношению
к тем, кто вызывает отрицательные экстерналии
(административное законодательство,
специальные контролирующие государственные
органы);
- образование рынка прав на причинение
отрицательных экстерналий (продажа лицензий
на нанесение ущерба, например, на загрязнение
вод, на сброс отходов и др.) ;
- использование налоговой системы для
борьбы с отрицательными экстерналиями;
6) Стабилизация
макроэкономических колебания (циклов);
7) Регулирование
социальных отношений, вызванных экономическими
эффектами.
Государство осуществляет свои функции через правительство, т.е. через властные структуры в лице министерств, комитетов, национальных банков и других правительственных органов, посредством которых осуществляется управление и контроль над соблюдением конкурентных правил, законов, нормативов и т. д.
Глава 2. Инструментарий государственного регулирования экономики.
Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель
сводится к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение следующих прикладных целей:
- экономический рост;
- полная занятость;
- стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;
- внешнеэкономическое равновесие.
В системе
экономических целей
удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно цель достигается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей.
Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности
экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.
Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране
определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Применительно к условиям России в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений.
В настоящее время российское правительство исходит из того, что его
“сверхзадача” связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема - создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей.
2.Средства, методы и меры государственного регулирования экономики.
Для достижения
вышеперечисленных целей
Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные.
2.2.1. Прямые методы
Прямые методы
государственного регулирования в
основном связаны с использованием
административных средств воздействия
на экономические отношения, которые
характеризуются
Запрещение – это запрет какой- либо деятельности, использования определенных товаров и услуг и их компонентов. Например, государство может ввести запрещение транзита, то есть следования через находящуюся под его суверенитетом территорию не угодных ему лиц, грузов и транспортных средств других государств в целях обеспечения безопасности или по другим причинам.
Разрешение – это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, например, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия).
Принуждение – метод управления, основанный на порицании и применении
мер наказания за нарушение установленных норм. Например, несвоевременная уплата налогов приводит к взиманию штрафов с налогоплательщиков.
Лицензирование
- одно из наиболее характерных административных
средств государственного регулирования
экономики, которое представляет собой
разрешение государства в лице его
органов на определенные действия,
в том числе нате или иные виды
предпринимательской
Лицензия представляет собой разрешение (право) на лицензируемый вид деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
К лицензируемым относятся лишь те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых невозможно иными методами, кроме как лицензированием. Вид деятельности, на выполнение которого на территории государства требуется получение лицензии в соответствии с законом, является лицензируемым.
Административные методы государственного
регулирования находят
- прямой контроль государства над монопольными рынками;
- административное
- обеспечение экономической
- разработка стандартов, необходимых
для осуществления всех видов
производственной и
2.2.2.Косвенные методы
Косвенные методы государственного регулирования
основываются на экономических средствах
воздействия на регулируемые отношения
со стороны субъектов
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной политики, бюджетно-налоговой политики, ускоренной амортизации, государственного программирования и т. д.
Денежно-кредитная
политика состоит в воздействии
государства на денежное обращение
и объем денежной массы. Государство
через центральный банк способно
регулировать эмиссию и общую
денежную массу, устанавливать предельные
ставки банковского процента и влиять
на них через учетную ставку, норму
резервирования и другие нормативы,
устанавливаемые центральным
Прямое государственное
Основным источником поступления в бюджеты всех уровней являются налоги и сборы. Налог – это обязательный индивидуально – безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства. Сбор – это обязательный взнос, уплата которого является условием совершения соответствующими органами юридически значимых действий в интересах уплатившего. По способу изъятия различают прямые и косвенные налоги. Прямые – это те налоги, которые взимаются непосредственно с владельца объекта налогообложения. Косвенные налоги уплачиваются конечным потребителем налогооблагаемого товара
Налоги в государственном регулировании экономики, с одной стороны, главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иных источников поступления средств, а в создании тонко настраиваемого механизма воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц.
Особую роль среди средств государственного регулирования экономики играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов. Ускоренная амортизация – это амортизация по повышенным ставкам по сравнению с действующими или средними ставками.
Ускоренное
амортизационное списание основного
капитала в современных условиях
является главным средством
Информация о работе Государственное регулирование экономики, его средства и методы