Государственное регулирование экономики, его средства и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 01:35, курсовая работа

Краткое описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государственное регулирование экономики – это одна из основополагающих форм участия государства в национальной экономике, включающая в себя воздействие на ключевые этапы процесса распределения доходов и ресурсов, темпы экономического роста, уровень жизни населения, для чего институтами государства используются исполнительные, законодательные и контролирующие методы. Государство на протяжении всего времени своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в экономической сфере.

Оглавление

Введение ……………………………..3
Глава 1. Экономическая роль государства…………….…...…………………....................4
1.1. Место государства в основных научных школах экономического развития………...4
1.2.Причины государственного регулирования экономики……………………………….8
1.3. Экономические функции государства…………...………………………….................10
Глава 2. Инструментарий государственного регулирования экономики .......................13
2.1. Цели государственного регулирования…………………………………………..…....13
2.2. Средства, методы и меры государственного регулирования………………..……...14
2.2.1. Прямые методы……………………………………………………………………...14
2.2.2.Косвенные методы…………………………………………………………………...16
Заключение…………………………………………………………………………………...20
Список использованной литературы …….…………………...….21

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.docx

— 48.94 Кб (Скачать)

 

4)Важным фактором государственного регулирования экономики является научно-технический прогресс (НТП). Реализация многих достижений НТП требует огромных капиталов, которые в состоянии мобилизовать лишь государство, тем более что отдача от внедрения этих достижений не всегда происходит быстро. НТП требует все более квалифицированной рабочей силы, подготовить которую в больших масштабах опять же может лишь государство, развивая систему общего и профессионального образования. НТП также предъявляет повышенные требования к здоровью людей, что вынуждено брать на себя государство.

 

5)Государству необходимо вмешиваться в экономику и в связи с тенденцией к монополизации ее важнейших сфер, которая нарушает совершенство рынка. Рынок становится все более несовершенным и государство через антимонопольную политику стремится препятствовать этой тенденции.

 

6)Наконец, государственное регулирование развивается и под воздействием ожесточенной международной конкуренции. Даже крупным компаниям не всегда просто выжить в условиях этой конкуренции без поддержки государства.

 

3.Экономические функции государства.

 

Экономические функции государства многообразны и сложны. Можно выделить следующие  основополагающие группы выполняемых  государством экономических функций:

 

  1. Правовое обеспечение функционирования экономической сферы: 
    - защита прав субъектов экономики законодательно; 
    - правовое обеспечение прав собственности; 
    - противодействие неограниченной власти монополий (антимонопольное законодательство); 
    - защита прав потребителя; 
    - защита интеллектуальной собственности; 
    - разработка и применение принудительных мер к нарушителям (уголовное право);

 

2) Определение  приоритетов и целей экономического  развития страны - разработка и  осуществление экономической политики  государства ;

 

3) Производство общественных товаров (оборонного назначения, дороги, услуги пожарных и др.):

- бюджетная  и налоговая политика ; 
- организация финансирования данного производства; 

4)  Минимизация трансакционных  издержек (издержки,  не связанные с материальным производством) -  затраты времени, усилий и денег на поиск поставщика ресурсов или услуг, заключение с ним соглашения, контроль за выполнением сделки: 
- оказание помощи субъектам экономики на международной арене; 
- взятие производства с высокими трансакционными издержками в свои руки; 
- выполнение посреднических функций в договорных процессах. 

5) Компенсация внешних издержек (экстерналий) - издержек и выгод, связанных с производством или потреблением блага, но выпадающих на долю лиц, не являющихся  участниками сделки  ( загрязнение окружающей среды, прокладка дороги к заводу через деревню): 
- установление норм и запретов на отрицательные экстерналии; 
- организация контроля за отрицательными внешними эффектами; 
- принятие административных мер по отношению к тем, кто вызывает отрицательные экстерналии (административное законодательство, специальные контролирующие государственные органы); 
- образование рынка прав на причинение отрицательных экстерналий (продажа лицензий на нанесение ущерба, например, на загрязнение вод, на сброс отходов и др.) ;  
- использование налоговой системы для борьбы с отрицательными экстерналиями; 

6) Стабилизация макроэкономических колебания (циклов); 

7) Регулирование социальных отношений, вызванных экономическими эффектами. 

Государство осуществляет свои функции через  правительство, т.е. через властные структуры в лице министерств, комитетов, национальных банков и других правительственных  органов, посредством которых осуществляется управление и контроль над соблюдением конкурентных правил, законов, нормативов и т. д.

 

 

Глава 2. Инструментарий государственного регулирования  экономики.

 

  1. Цели государственного регулирования.

 

Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель

сводится к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение следующих прикладных целей:

- экономический  рост;

- полная  занятость;

- стабильность  уровня цен и устойчивость  национальной валюты;

- внешнеэкономическое  равновесие.

В системе  экономических целей обеспечение  экономического роста считается  ведущей конкретной задачей. С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель -

удовлетворение  требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения.  Конкретно цель достигается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей.

Стабильность  уровня цен и национальной валюты -  условие стабильности

экономики.  Поэтому достижение рассматриваемой  цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.

Значимость  и последовательность постановки целей  в той или иной стране

определяется  разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Применительно к условиям России в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений.

В настоящее  время российское правительство  исходит из того,  что его

“сверхзадача”  связана с финансовой стабилизацией,  с сокращением темпов инфляции. Следующая  важная проблема - создание стимулов для  экономического оживления,  прежде всего оживления инвестиционной активности.  Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей.

 

 

2.Средства, методы и меры государственного регулирования экономики.

 

 

Для достижения вышеперечисленных целей государство  применяет различные инструменты государственного регулирования экономики.

Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные.

 

 

2.2.1. Прямые  методы

 

 

Прямые методы государственного регулирования в  основном связаны с использованием административных средств воздействия  на экономические отношения, которые  характеризуются непосредственным властным воздействием государственных  органов (правительственными решениями, указами, командой) на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов. Административные средства включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Запрещение – это запрет какой- либо деятельности, использования определенных товаров и услуг и их компонентов. Например, государство может ввести запрещение транзита, то есть следования через находящуюся под его суверенитетом территорию не угодных ему лиц, грузов и транспортных средств других государств в целях обеспечения безопасности или по другим причинам.

Разрешение – это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, например, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия).

Принуждение – метод управления, основанный на порицании и применении

мер наказания за нарушение установленных норм. Например, несвоевременная уплата налогов приводит к взиманию штрафов с налогоплательщиков.

Лицензирование - одно из наиболее характерных административных средств государственного регулирования  экономики, которое представляет собой  разрешение государства в лице его  органов на определенные действия, в том числе нате или иные виды предпринимательской деятельности.

Лицензия представляет собой разрешение (право) на лицензируемый вид деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим  органом юридическому лицу или индивидуальному  предпринимателю.

К лицензируемым относятся лишь те виды деятельности, осуществление  которых может повлечь за собой  нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование  которых невозможно иными методами, кроме как лицензированием. Вид  деятельности, на выполнение которого на территории государства требуется  получение лицензии в соответствии с законом, является лицензируемым.

Административные методы государственного регулирования находят эффективное  применение в таких основных областях:

- прямой контроль государства  над монопольными рынками;

- административное регулирование  рынков тех товаров неэластичного  спроса, которые отнесены к монополии  государства, с применением планирования  цен, введением жестких ставок  акцизных налогов;

- обеспечение экономической безопасности  производства;

- разработка стандартов, необходимых  для осуществления всех видов  производственной и экономической  деятельности и контроля за их выполнением.

 

 

 

2.2.2.Косвенные методы

 

 

Косвенные методы государственного регулирования  основываются на экономических средствах  воздействия на регулируемые отношения  со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они без прямого  властного воздействия отражаются на поведении участников экономических  отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения, созданием материальных стимулов, как  материального поощрения, так и  ответственности. 

Экономические средства государственного регулирования  подразделяются на средства денежно-кредитной политики, бюджетно-налоговой политики, ускоренной амортизации, государственного программирования и т. д.

Денежно-кредитная  политика состоит в воздействии  государства на денежное обращение  и объем денежной массы. Государство  через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую  денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского процента и влиять на них через учетную ставку, норму  резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным банком, предоставлять льготные займы, выпускать  облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

Прямое государственное хозяйственное  регулирование осуществляется средствами бюджетно-налоговой политики. Налогово-бюджетная политика – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых государством в целях регулирования деловой активности путём изменения государственных расходов и налогообложения. Важнейшей категорией налогово-бюджетной политики является государственный бюджет – это финансовый счёт, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определённый период (обычно за год). Если расходы больше доходов, то говорят о бюджетном дефиците. Если доходы больше расходов – о бюджетном профиците.

Основным источником поступления  в бюджеты всех уровней являются налоги и сборы. Налог – это  обязательный индивидуально – безвозмездный  платёж, взимаемый с организаций  и физических лиц в целях финансового  обеспечения деятельности государства. Сбор – это обязательный взнос, уплата которого является условием совершения соответствующими органами юридически значимых действий в интересах уплатившего. По способу изъятия различают  прямые и косвенные налоги. Прямые – это те налоги, которые взимаются  непосредственно с владельца  объекта налогообложения. Косвенные  налоги уплачиваются конечным потребителем налогооблагаемого товара

Налоги в  государственном регулировании экономики, с одной стороны, главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иных источников поступления средств, а в создании тонко настраиваемого механизма воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц.

Особую роль среди средств государственного регулирования экономики играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов. Ускоренная амортизация – это амортизация по повышенным ставкам по сравнению с действующими или средними ставками.

Ускоренное  амортизационное списание основного  капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений  в экономике. Суть его заключается  в установлении такого уровня ежегодных списаний в амортизационный фонд, который превышает размеры фактического морального и физического износа элементов основного капитала. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

Информация о работе Государственное регулирование экономики, его средства и методы